конспекты занятий
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Набиуллина Элеонора Мадисовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Музыка»

  в подготовительной к школе группе

тема «Зимушка - зима» 

Набиуллина Элеонора Мадисовна

           музыкальный руководитель

                                                                                  МБДОУ д/с «Чебурашка»

г. Когалым, 2013 г.

Тип занятия: интегрированное.

Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

 -формировать представления детей о признаках и явлениях времен года     (зима) в процессе слушания музыкального произведения, с последующим его обсуждением.

 - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

 - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы»

Методы и приемы:

наглядный:  мультимедийная презентация;

словесный:   вопросы к детям, поощрения, пояснения, художественное слово;

практический:  выразительное  исполнение музыкального репертуара, пение с движением ( в кругу) с музыкальным сопровождением и  без музыкального сопровождения, исполнение композиций в свободном построении в парах, по кругу.                

игровой:   путешествие в зимний лес.

Предварительная работа: 

- Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен и танцев;

- Индивидуальная работа с детьми;

 - Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.

Оборудование и материалы:

1.Музыкальный материал:

 Слушание:

«Февраль» из цикла «Времена года» (музыка П.И.Чайковского);

«Зима» (музыка А. Вивальди);

«Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» (музыка Г.Свиридова)

 Пение:

«Зимушка- зима»

« Выпал беленький снежок»  русская народная песня

Валеологическая  песенка – распевка с оздоровительным         массажем    «Доброе утро»

 Музыкально- ритмические движения:

Музыкально ритмическое упражнение «Вот так холод, вот мороз»    с оздоровительным массажем.

«Потолок ледяной» (слова С.Островой, музыка Э.Ханок);

  2. Раздаточный материал, ТСО:

 Свечки, гуашь, альбомные листы, кисточки для каждого ребенка;

 Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;

               

                           Ход занятия:

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Давайте мы с вами пожелаем всем-всем: «Доброе утро!»

Дети, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответ: зима)

Правильно, ребята.  А сейчас, я вам предлагаю,  отправиться  в зимнее королевство, в гости к самой Зимушке? Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой. А чтоб в пути нам не замёрзнуть мы будем выполнять  разные движения. Внимательно слушайте музыку, спинки держим ровно, смотрим вперёд.

           Музыкально ритмическое упражнение «Вот так холод, вот мороз»

Музыкальный руководитель:   Вот мы с вами и на поляне. Как тут красиво! Сколько  снежинок искрится на солнышке.

 Музыкальный руководитель:  Ребята, давайте присядем на полянке и послушаем музыку. Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным произведением П.И.Чайковского, который называется «Февраль», из цикла «Времена года». Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение. Февраль – это последний месяц зимы. Музыка унесет нас далеко-далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром. Слушайте внимательно!

Слушание музыки «Февраль» П.Чайковского из цикла «Времена года»

Музыкальный руководитель:  А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами. Посмотрите  у меня какая  снежинка, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями. Какой характер у этой музыки? ( сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный…) Вот какую зиму изобразил композитор  в своей музыке. Многие композиторы, поэты, художники любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. Ребята, но что- то Зимушки всё нет и нет, давайте мы с вами споём песенку «Выпал беленький снежок» - может Зимушка услышит нас и покажется нам.

Песня  «Выпал беленький снежок»

 В конце песни входит воспитатель в костюме  «Зимы».  Здоровается с детьми.

Зимушка. Здравствуйте, ребята! Услышала я  ваши весёлые голоса, и пришла  посмотреть кто же так  красиво поёт в лесу.

 Музыкальный руководитель:  Здравствуй, зимушка-зима!

- Зимушка, дети и про тебя   песенку знают!  Послушай ее и подпевай нашим деткам.

Дети исполняют песню «Зимушка -зима».

Зима:  Молодцы ребята. Как красиво вы поёте.

            По лесам и по полям

            Я спешила в гости к вам.

            По горам и по тропинкам

            Уложила я снежинки,

            Соткала из них ковёр,

             От моря до самых гор!

             Вокруг снег лежит

             Да мороз трещит.

- Замерзли?  А давайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, поиграем, погреемся немного!

                                           Игра « Зимушка»

Зима: Согрелись, мои ребятушки? Молодцы! Кто на морозе не сидит, тот никогда не замерзнет!

- Ребята, а вы не будете  против, если я приглашу вас  в гости к себе в избушку?

 Дети исполняют ритмический  танец «Потолок ледяной»

Музыкальный руководитель:  Посмотрите, ребята, у Зимушки в избушке на окошке узоры.

Зима: Кто же это на окне нарисовал узоры мне?

Ребенок: Пока я спал, пока он спал,

                  Их Дед Мороз нарисовал.

                  На окно старик Мороз

                  Льдинкой росписи нанес.

 Музыкальный руководитель: Ребята, давайте посмотрим, какие узоры умеет Мороз рисовать.

  Музыкальный руководитель  показывает иллюстрации через мультимедиа.

Музыкальный руководитель:   Зимой можно увидеть на окнах необычайную красоту, словно, кто-то красками и кисточкой расписал стекло узорами. Таинственный художник морозных узоров на окне ни кто иной, как мороз на улице.  Морозные узоры неповторимы и по – своему красивы. Они мерцают и переливаются от света, сияют на солнце. У каждого узора как будто есть своя история, которую он хочет рассказать тебе. Глядя на них любой может увидеть что -то своё: будь то смешные рожицы и человечки, или прекрасные пейзажи нашей природы.

Ребята, а давайте мы с вами поможем Зимушке,  придумать  узоры для окон?

Зима: Я подарю вам свои волшебные льдинки ,ими вы нарисуете свои узоры.

Зима раздает детям маленькие свечки («льдинки»)

М.р.: Ребята, пройдите к мольбертам.  А музыка поможет нам.

Звучит «Зима» А.Вивальди.

 Дети на  альбомных  листах рисуют узоры свечой, затем покрывают всю картину голубой гуашью.

Музыкальный руководитель:   Зимушка, посмотри какие узоры получились у детей.

Зима. Спасибо вам ребята, какие красивые узоры.  А я, с помощью своей волшебной палочки,  помогу вам  вернуться в детский сад,  чтоб вам долго не шагать по снежным тропинкам. Закройте глаза и послушайте музыку.

Музыкальный руководитель:   Ребята,  мы  с вами снова в своём любимом детском саду. Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше?

С каким музыкальным произведением вы познакомились сегодня?

Кто его сочинил? Было приятно слушать как вы выразительно и звонко пели,  как танцевали ритмично. На этом наше занятие окончено,  досвидания.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия вокального кружка «Веселые нотки»                                

                       

Цель: формирование творческих проявлений, активизация восприятия, воображения, умственной активности.

Задачи: 

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Развивать звуковысотный, динамический и ритмический слух детей.
  3. Продолжить работу по развитию дыхания.
  4. Способствовать развитию у детей выразительного, эмоционального исполнения: пения без напряжения, плавно, напевно.
  5. Учить передавать эмоциональное состояние в пении, выражать голосом  свое отношение к музыкальному искусству.
  6. Добиваться выразительности в пении и движении при передаче игровых образов.

Ход занятия. (Дети входят в зал свободно ).

Музыкальный руководитель:

Дети, я рада новой встрече с вами. Сегодня у нас очередное занятие вокального кружка «Веселые нотки».  К нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их. ( Здравствуйте). А теперь поприветствуем друг друга.

-Музыкальное приветствие «Здравствуйте».

1.М.р.: (стоя на месте)

 Рада видеть вас, друзья,

 На занятии у себя.

 Добрый день!             Дети:  Добрый день!  Заниматься нам не лень.

 Проигрыш: пружинка  

 2.М.р.: (стоя на месте)

 Мы по кругу все пойдем,

 Заниматься мы начнем.

 Мы начнем?                      Дети:  Мы начнем    И по кругу все пойдем.

 Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки.

 3.М.р.:

 Вы готовы начинать:

 Песни петь и танцевать?

 Так начнем?                       Дети:    Да ,начнем!      И покружимся вдвоем.

 Проигрыш: Кружатся парами.

 4.М.р.:

 Вот поехал паровоз

  Он вагончики повез,

 Что повез?                   Дети:  Что повез?          Он вагончики  повез.

 Проигрыш: паровозик едет(парами друг за другом)

 5. М.р. :

 Рада видеть вас, друзья,

 На занятии у себя.

 Добрый день!                           Дети: Добрый день!     Заниматься нам не лень.

 Проигрыш: идем на стульчики

М. р.: Ребята, нам сегодня пришло  письмо  с видео сообщением  от королевы Музыки . Давайте посмотрим это сообщение и узнаем , что же она хотела нам сказать.

      «Дорогие ребята!    В моем городе Гармония случилась беда. Злой волшебник Диссонанс заколдовал все улицы, парки, бульвары.  Исчезли все музыкальные звуки.  Город опустел.  Помогите мне наполнить город музыкой.  Она спрятана злым волшебником в картинках которые вы получили сегодня в моем письме.  Если вы сумеете сделать так ,чтобы они зазвучали, заиграли,  город оживет и в нем снова будет звучать музыка.».

М.р. Да…,надо выручать.  Но это не так-то просто- увидеть и услышать музыку в картине. Но я думаю, мы сумеем выполнить просьбу королевы Музыки. Ведь вы уже многому научились на наших занятиях.

Внимательно посмотрите на первую картину и скажите мне, какое задание здесь спрятана.(ответы детей).  Правильно ,ребята, это упражнения для дыхания. А почему говорят, что правильное  дыхание это - основа пения?

Ответы детей.

М.р. Правильно, во время пения большое значение имеет ваше дыхание. Если перед началом пения не взять дыхание, то звук не прозвучит так как надо.   Кроме того упражнения для дыхания помогают реже болеть. Дыхание это самое первое правило красивого пения.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

1. Следить за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.

 2.Вдох - «громкий», короткий. Активный (просто шумно на весь зал  шмыгайте носом).

 3. Выдох –  пассивный, уходит через рот.

            Упражнение « День рождения»  и  «Бабочки»

Молодцы ребята, как долго у вас летали бабочки. Давайте посмотрим вторую картинку( рассматривают картинку). Как вы думаете какое задание здесь спрятано?  Правильно , это упражнение «Язычок». Оно помогает подготовиться  к  пению. Это еще одно важное правило- хорошо открывать рот, четко произносить слова.

Упражнение  «Язычок» (выполняют движения по тексту  игры).

Молодцы ребята, и второе задание мы с вами выполнили,  оживили игру.

На следующей картинке у нас спрятана какая игра?

Как вы думаете ?  Правильно, игра «Имена».

В эту игру мы с вами поиграем в кругу, становитесь в кружок и присаживайтесь на коврике.

                           Упражнение –игра «Имена».

1. Вначале  пусть каждый из вас проговорит свое имя отмечая каждый слог хлопками.

2. Сейчас  вы все вместе будете произносить свои имена, а я буду показывать как вы должны произносить, громко или тихо. Будьте внимательны.

Что же у нас спрятано в четвертой картине? Какое настроение у этих детишек?  А какое стихотворение мы с вами знаем про это настроение? Скажите мне ребята, каким должен  быть наш голос при чтении этого стихотворения? (яркий, светлый, звонкий)

                      Стихотворение «Радость».  К.Чуковский.

Молодцы, вы уже столько заданий выполнили, я думаю мы можем и поразвлечься. Начинаем мы играть и под музыку шагать.

                                     Игра « Снеговики»

Ребята, посмотрите на следующую картину. Странная какая-то. На ней только маленькие да большие кружочки. Что это? (ответы детей).  Маленькие кружочки это короткие звуки, а большие это длинные. Давайте их прохлопаем. Короткие – хлопками, долгие –по коленкам. А давайте мы их ещё озвучим. «Тим»- будет короткий звук, «Там»-долгий.(дети проговаривают  фразу по слогам «там» и «тим».

М. р.: Узнали песню? Правильно, это песня «Улыбчивая песенка». Но прежде чем ее исполнить что мы должны сделать?(ответы детей) А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки). Сядьте удобно, спинки выпрямите. Во время пения нужно уметь правильно  сидеть или стоять. А вы помните это правило?

Распевание.

Молодцы,  вот наши голоса и готовы  петь наши любимые песни. Чтобы песню было интересно слушать, нужно передать её настроение, характер. В этой песне какой характер? (ответы) Ребята, а как можно передать Характер песни?(Ответы) Спинки держите прямо, слова проговариваем четко, не кричим, и не забудьте про улыбку.

                               песня « Улыбчивая песенка».

М. р. Ну что ,ребята, осталось совсем немного, и музыка вернется в город. Что же нарисовано на последней картине? …..  Правильно,  песня «репка». Значит какую песню будем  сейчас исполнять? Какое настроение у этой песни?  Я вам предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет петь песню-это будут наши солисты, а остальные дети будут инсценировать песню. Возьмите атрибуты кому какие нужны, а те кто поют встаньте на горошинки по двое, но так ,чтобы в середине зала осталось место нашим артистам.

                                      Песня «Репка»

Молодцы ребята, вы очень точно передали настроение песни.  А на следующем занятии Мы с вами выполнили все задания и в городе снова зазвучала музыка. Мы смогли оживить картинки, теперь они музыкальные. Занятие наше подходит к концу. Вам понравилось на занятии? Что больше всего  вам понравилось? Сегодня на занятии мы вспоминали важные правила красивого пения. Перечислите их ещё раз.

Досвидания.

 



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ в старшей группе

ЦЕЛЬ: развитие  музыкального  восприятия и  способности  чувствовать настроения в музыке.

ЗАДАЧИ: совершенствовать умение слышать  различные  интонации музыки,;  развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения,; закреплять умение детей передавать характер  песен путем выразительных средств исполнения,; воспитывать интерес к классической музыке.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и становятся в круг. Музыкальное приветствие.

Музыкальный  руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями.

Дети (поют): Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии.  Мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу Петра Ильича Чайковскова, «Болезнь куклы». Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Ребята, кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

Музыкальный руководитель.  Ребята, а мы ведь с вами знаем стихотворение про грустную музыку.( Предложить ребёнку рассказать стихотворение).

Очень грустная музыка,
В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется,
И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали
Ноты грусти и печали.
А прослушав следующую пьесу, вам придётся отгадать как она называется и кто её сочинил. Слушайте внимательно.

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Ребята, кто вспомнил  как называется эта пьеса?

А кто автор этой пьесы?

А какая  эта музыка по характеру?

Дети. Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

А какое стихотворение мы знаем про весёлую, радостную музыку.

 ребенок. 

Очень радостная музыка, —
Ноги сами в пляс идут.
И мальчики, и девочки
Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.
Ну что ж, друзья,
Давайте спляшем.

Девочки возьмите ленточки  со стульчиков с правой стороны, а мальчики с левой, и вставайте в рассыпную.

       Ритмическая композиция « БАРБАРИКИ»

Молодцы, отнесите ленточки на место и присаживайтесь на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся в этих цветах.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание.
Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Первый мы цветок откроем

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!».
Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело,  ласково, бодро.

Музыкальный руководитель.  Первое задание мы выполнили, вы распевались замечательно.

Второй цветочек поднимаем,
Что там задано, узнаем...
«Рано утром в светлый дом
Все мы радостно идем.
В этом доме...

Дети. Детский сад!

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети. Для ребят!

Музыкальный  руководитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто идет к нам в детский сад?». 

Дети изображают разные настроения мимикой и жестами.

Музыкальный  руководитель: Представьте, что в группу к вам зашел новенький ребенок. А настроение у него плаксивое, покажите его настроение.

 Дети изображают плаксу и так далее.

Музыкальный  руководитель:  В группу вошел сердитый ребенок.

Следом за ним вошла хохотушка.

И нерешительно вошла тихоня.

Вот сколько разных детей в нашей группе. Но с каким бы настроением мы не пришли в свой любимый детский сад, в свою группу, нас здесь приветливо и радостно встречают.

Ребята, а теперь, давайте покажем и споем о том, как мы в садике живем.

           Исполняется песня «Ах как хорошо в садике живётся»

Музыкальный  руководитель: Молодцы, наша любимая песня стала еще интереснее и зазвучала выразительнее.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Третий  цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

А здесь у нас спряталась ритмическая  загадка.

Я вам прохлопаю ритм, а вы постарайтесь угадать как называется эта песня.

( прохлопываю ритм)Поднимите руку те, кто узнал песню.

Правильно, это песня « Бравые солдаты». Как мы будем исполнять эту песню? Бодро, решительно, четко, ритмично.

                                                Песня « Бравые солдаты»

Музыкальный руководитель.

Пора еще цветочек взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

Исполняется танец «.»
После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный  руководитель:  Было приятно смотреть на то, как выразительно и музыкально вы танцевали. Ребята, вы выполнили все задания и помогли Дюймовочке . Но наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)
А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары!

Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель. Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети!

Дети (поют).  До свидания!

Под спокойную мелодию дети покидают зал.

КАК



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ в старшей группе

ЦЕЛЬ: развитие  музыкального  восприятия и  способности  чувствовать настроения в музыке.

ЗАДАЧИ: совершенствовать умение слышать  различные  интонации музыки,;  развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения,; закреплять умение детей передавать характер  песен путем выразительных средств исполнения,; воспитывать интерес к классической музыке.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и становятся в круг. Музыкальное приветствие.

Музыкальный  руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями.

Дети (поют): Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии.  Мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу Петра Ильича Чайковскова, «Болезнь куклы». Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Ребята, кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

Музыкальный руководитель.  Ребята, а мы ведь с вами знаем стихотворение про грустную музыку.( Предложить ребёнку рассказать стихотворение).

Очень грустная музыка,
В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется,
И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали
Ноты грусти и печали.
А прослушав следующую пьесу, вам придётся отгадать как она называется и кто её сочинил. Слушайте внимательно.

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Ребята, кто вспомнил  как называется эта пьеса?

А кто автор этой пьесы?

А какая  эта музыка по характеру?

Дети. Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

А какое стихотворение мы знаем про весёлую, радостную музыку.

 ребенок. 

Очень радостная музыка, —
Ноги сами в пляс идут.
И мальчики, и девочки
Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.
Ну что ж, друзья,
Давайте спляшем.

Девочки возьмите ленточки  со стульчиков с правой стороны, а мальчики с левой, и встаньте в рассыпную.

       Ритмическая композиция « БАРБАРИКИ»

Молодцы, отнесите ленточки на место и присаживайтесь на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Ребята , я приготовила вам сюрприз. Давайте посмотрим что там.

Ой, какая чудесная поляна и какие на ней  необычные цветы . сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы постарайтесь отгадать как называется эта сказка ( читаю отрывок). Вот и Дюймовочка! Вы отгадали  сказку и цветок раскрылся (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание.
Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Певое задание возьмём

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!».
Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело,  ласково, бодро.

Музыкальный руководитель.  Первое задание мы выполнили, вы распевались замечательно.  И посмотрите,  дюймовочка  стала на шаг ближе к своей мечте

Давайте посмотрим второе задание,
Что там задано, узнаем…
«Рано утром в светлый дом
Все мы радостно идем.
В этом доме...

Дети. Детский сад!

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети. Для ребят!

Музыкальный  руководитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто идет к нам в детский сад?». 

Дети изображают разные настроения мимикой и жестами.

Музыкальный  руководитель: Представьте, что в группу к вам зашел новенький ребенок. А настроение у него плаксивое, грустное(обращаюсь к ребёнку)подойди и выбери выражение лица  которое подходит к такому настроению., а теперь давайте все покажем это настроение

 Дети изображают плаксу и так далее.

Музыкальный  руководитель:  В группу вошел сердитый ребенок.

Следом за ним вошла хохотушка.

Вот сколько разных детей в нашей группе. Но с каким бы настроением мы не пришли в свой любимый детский сад, в свою группу, нас здесь приветливо и радостно встречают.

Ребята, а теперь, давайте покажем и споем о том, как мы в садике живем.

           Исполняется песня «Ах как хорошо в садике живётся»

Музыкальный  руководитель: Молодцы, наша любимая песня стала еще интереснее и зазвучала выразительнее.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Следующее  задание посмотрим.

А здесь у нас спряталась ритмическая  загадка.

Я вам прохлопаю ритм, а вы постарайтесь угадать как называется эта песня.

( прохлопываю ритм)Поднимите руку те, кто узнал песню.

Правильно, это песня « Бравые солдаты». Как мы будем исполнять эту песню? Бодро, решительно, четко, ритмично.

                                                Песня « Бравые солдаты»

Музыкальный руководитель.

Пора еще задание  взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

                            Исполняется танец «Полька»

Музыкальный  руководитель:  Было приятно смотреть на то, как выразительно и музыкально вы танцевали. Ребята, вы выполнили все задания и помогли Дюймовочке . Но наше занятие подходит к концу, вам понравилось помогать дюймовочке?А какое музыкальное задание вам понравилось больше всего? Какие пьесы  мы слушали? И кто их сочинил? Ребята , мне понравилось как вы сегодня пели, танцевали музыкально и выразительно, выполнили все задания и помогли дюймовочке.  Дюймовочка  очень рада что  исполнилась её мечта, она в стране эльфов и у неё очень весёлое настроение, и в благодарность она отправила вам вот эти воздушные шары, чтобы  ваши настроения стали ещё веселее и радостнее.



Предварительный просмотр:

Цель: Развитие креативности у детей, через различные
виды музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Воспитывать у ребёнка понимание себя, как личность.
2.Развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость.
3.Учить рассказывать о средствах музыкальной выразительности.
4.Передавать движениями характер музыкального произведения.
5.Развивать чувства сопереживания и желание прийти на помощь.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие.

Ребята , вы хотите снова оказаться в сказке про девочку которая дружила с нотками? (да)
А вы помните, как её имя? (Маша)
Ну, тогда в путь! Слушайте внимательно музыку  и выполняйте все движения, которые подскажет вам …..(хороводный шаг)

Сказка………

ноткам стало скучно, они решили посмотреть, что происходит за окошком, сели на подоконник и свалились. Осталась только одна нотка.

Ребята, какая эта нотка? ( показываю на нотном стане)

А может быть можно прожить без нот, без песен, без танцев и вообще без музыки вы как думаете?
(Музыка помогает радоваться, грустить, танцевать.)
Ну, раз нельзя жить без музыки, давайте Маше поможем найти нотки, вы согласны? (да)

Но сначала давайте вспомним, как нотки называли Машу.
Ребята, вспомните, как нотки называли Машу?

До – добрая,
Ре – решительная,
Ми – милая,
Фа – фантастичная,
Соль – солнечная,
Ля – ласковая,
Си – симпатичная.

Правильно, молодцы! Ну что, пора отправляться на поиски нот. Нотки оказались на дереве, ветер сорвал листочки, и они полетели, кто куда.
Давайте и наши девочки превратятся в листики и будут послушны ветерку.
Скажите ребята, а под какую музыку листочкам будет легче лететь. Под музыку польки, вальса, марша?( вальса )
А почему вы так думаете?
( Потому, что музыка вальса плавная, лёгкая, под неё можно кружиться.)
Звучит музыка, девочки выполняют движения.
молодцы девочки, вы танцевали все очень красиво, просто фантастически и помогли найти нотку «фа».
А сейчас я вам загадку загадаю.
                           В лесу, под щебет, звон и свист,
                           Стучит лесной телеграфист:
                          "Здорово, дрозд, приятель!"
                            И ставит подпись …  (Дятел)

Тук, тук, тук, тук,
Мы в лесу слыхали стук,
Это дятел сел на сук.
послушайте как  стучит дятел.(простукиваю ритм)
Что это такое?
(Ритм.)
правильно. Скажите, что такое ритм?
Верно ребята.  Ритм – это сердце музыки. У каждой песенки свой ритм. Отгадайте, какую песенку я сейчас прохлопаю?(три танкиста)

Слушание «три танкиста»

А к какому музыкальному жанру относится это произведение?

МАРШ.

Какой это марш? Как эта песня звучит? (бодро,решительно,ритмично)


Вот и ещё одна нотка «ре»
Послушайте, что это шумит
.(дождик).
Послушайте песенку, которая так и называется «Дождик».
О каком дождике рассказала музыка?
( Да верно, озорной, игривый, задиристый, смешной, прозрачный.)
Какое настроение создал у вас музыкальный дождик?
(радостное, весёлое, игривое.)

А когда бывают такие весёлые дожди? (летом)

………….показ картины……….

А почему вы решили, что этот дождик летний и весёлый?

Ответ детей:    Потому что солнышко улыбается….
Молодцы ребята, справились с заданием, вот и нотка «соль»


Посмотрите, какой кот развалился на дороге. Это не простой котик, а музыкальный. Оказывается, он проглотил нотку. Послушайте, и угадайте какую нотку споёт котик?
(играю ноты: До, ре. «ми»,
Вот и ещё одна нотка – «МИ» Спасибо тебе котик.

А следующая нотка спряталась в нашей  распевке. Мы сейчас с вами распоёмся и вы сразу догадаетесь, какая это нотка.

Распевка

 Мы говорим мелодия, а что же это такое? Мелодия это душа музыки.
У каждого произведения своя неповторимая мелодия. Мелодия может стремительно взлетать вверх, спускаться по ступенькам вниз, может прыгать, а может стоять на месте.

 Давайте поиграем

Дети определяют, куда движется мелодия, показывая это рукой.
А сейчас мы с вами споем песенку про маму.

Как мы её будем петь?.............

Правильно, нежно,ласково, и тогда у нас будет ещё одна нотка. Нотка «ля»

А сейчас я вам загадаю муз.загадку.Внимательно слушайте ,мелодию какой песни я сыграю?

                           «песенка-капель».

Ребята, нам осталось найти всего одну нотку. Кто сможет назвать какую?
«Си».
Эта нотка закружилась в танце. Послушайте и скажите, какой это танец?
(Звучит кадриль)
Верно это кадриль. Кто может рассказать про этот танец? (Дети по желанию рассказывают),
Давайте сегодня продолжим разучивать этот весёлый, подвижный танец.
                              Танец «Кадриль»
Ну, вот мы и собрали все нотки.
Как здорово,  что теперь Маша сможет сыграть и спеть свою любимую песенку.
Вы ребята, поможете Маше спеть эту песенку?

                             Песня «Горница»

Ребята, а что бы вы пожелали Маше?
Дети говорят пожелания:
Я хочу, чтобы  научилась хорошо играть.
Чтобы она всегда дружила с музыкой….
А я желаю вам научиться понимать язык музыки, чтобы музыка была всегда рядом с вами, помогала радоваться, помогла научиться танцевать, петь.
Чтобы вы всегда приходили на помощь, и были дружными.
Скажите, пожалуйста, какое задание для вас было самым трудным. А, какое, лёгким?
А какую нотку подарил нам кот?








Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  «Буратино»

Конспект

музыкального занятия  в подготовительной группе

«В мире заколдованных знаков»

                                                                                       

                                                                             

.

                                     

                                           

                                     

                              Цель занятия:

Комплексное развитие  музыкальности детей  путём использования  наглядного моделирования.

Программные задачи:

    -    Развивать музыкальные способности детей с опорой на наглядные  

          модели;

     -   воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость

          к музыкальным произведениям, учить детей проявлять эмоции,

          развивать слуховое  и зрительное  воображение, обогащать

          музыкальные впечатления детей;

     -    развивать ладовый и тембровый слух; совершенствовать навыки  

          звукообразования, работать над гласными звуками; продолжать

          учить  чисто  интонировать мелодию, совершенствовать умения

          детей петь выразительно и непринужденно, естественным голосом,

          вовремя  брать дыхание;

 -   закреплять умение детей двигаться под музыку в соответствии с её

      характером; выполнять знакомые танцевальные движения    

     (топающий шаг, ковырялочка, присядка ); развивать

      выразительность жеста.

     

Дети входят в зал. Здороваются.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну заколдованных знаков. А расколдовать их сможете только вы своим пением, выполнением движений под музыку. На этой карточке показана модель упражнения, с которой начинается наше путешествие.

Показывается модель «Змейка»с последующим перестроением в круг.

Дети: Мы будем выполнять «Змейку».

Муз. рук.: Правильно. Напоминаю, что упражнение выполняется хороводным шагом. Внимательно слушайте музыку, согласовывайте с ней движения, следите за осанкой.

Муз. рук.:Молодцы ребята. А скажите мне пожалуйста, что нарисована на этой картине?

Дети: русский нар. танец.

Муз. рук.: правильно, и сейчас мы будем  выполнять движения русских нар. танцев. Но  для этого нам надо встать в рассыпную.

Муз. рук.:

              Ох, и пляску заведём

              Так и эдак повернём

Эй, мальчишки и девчушки

Начинайте «топотушки».

( дети выполняют)

Руки полочкой сложите

Да пружинку покажите

(дети выполняют)

Мальчики пошли  вприсядку

Девчонки - каблучок на пятку.

( дети выполняют)

Ну-ка дружно руки вбок

закружите  «кренделек»

Задорную «вертушку»

«Вертушку»- веселушку.

( дети выполняют)

Дети садятся. .

Ребята, сядьте  удобнее я расскажу вам сказочку про жителей города Настроения. С ними случилась беда. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашей помощницей станет - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Звучит «Шутка» И. С. Баха.

 Муз. рук.: ребята,скажите  какая это музыка по настроению?

Дети: веселая, радостная, задорная,шутливая,добрая.

Муз. рук.:да эта музыка добрая,шутливая,изящная,лёгкая.

Ребята,послушайте музыку ещё раз и попробуйте придумать название этой пьесе.(ответы)

Настоящее название пьесы «Шутка».А  сочинил её композитор И.С.Бах.

(показ портрета)

Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки

Давайте придумаем имя нашему жителю.

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Администратор\Рабочий%20стол\материал\Конспект%20музыкального%20занятия%20в%20подготовительной%20группе%20по…%20__%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!f_clip_image002.jpg

Дети:  «Веселушка», «Шутница»

Ребята, посмотрите  жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Скажите всё вам нравится в этом городе?

Посмотрите, какой красивый город  у нас получился.

Музыкальный руководитель.

Ребята скажите, а кто был нашим помощником и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Дети: нам помогала музыка.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

 Дети: «Шутку»,выражают веселье …

Муз. рук: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а что бы настроение у них всегда было хорошее давайте, исполним им песенки.Чтобы чисто и красиво петь, надо правильно сидеть и обязательно распеться.

Скажите какую мы будем исполнять попевку?(показывает рисунок)

«Бабочка и корова»

Правильно. А как мы поём эту попевку?

Лаского,нежно.певуче.

А какие здесь музыкальные фразы?

Правильно, значит надо следить за дыханием,чтобы его хватило на всю фразу.Сядьте прямо, руки положите на колени.

Дети исполняют попевку .

Следующая  попевка  у нас называется  …..

                                        «Вновь солнышко смеётся

Эту попевку мы исполним легко,весело,игриво,чёт ко проговаривая слова.

Дети исполняют попевку .

А теперь усложняем задание: вы будете не только петь, вместе с пением вы будете выполнять хлопки. Они должны исполняться ритмично и не громче, чем попевка.

Попевка исполняется еще раз.

А сейчас я вам загадаю ритмическую загадку,а вы  послушайте и постарайтесь отгадать,отрывок из какой песни я вам прохлопаю.

Сейчас мы с вами исполним песню «Осень в гости просим».

Скажите, как мы её будем петь?(весело, задорно, радостно).

                                       Песня «Осень в гости просим».

Муз. рук.:           исполним песню «Горница».Петь будем в подвижном темпе, четко произносить слова.

Исполняется песня .

Муз.рук: Показывает детям схему хоровода «Вейся, вейся…». Сколько движений в хороводе?

Дети: Три движения.

Муз. рук.: Что обозначает первое изображение на этой схеме?

Дети: Движение по кругу вправо.

Муз.рук.: Правильно. А второе?

Дети: Сужение и расширение круга.

Муз. рук.: Молодцы, правильно. И последнее изображение?

Дети: Капустка.

Муз. рук.: Сделайте большой круг, внимательно следите за осанкой.

Исполняется хоровод «Вейся, вейся…» с использованием элементов, изображенных на схеме.

Муз.рук.: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Вы сегодня занимались очень хорошо. Я бы хотела…