Основные принципы преподавания хореографии в ДОУ
статья по музыке на тему

Методические рекомендации для музыкальных руководителей и хореографов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_prepodavaniya_horeografii_v_dou.docx335.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные принципы преподавания хореографии в ДОУ

 Движение под музыку, танец, является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворительно на его состоянии и развитии. Работать с детьми – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного. Танец, также как и музыка, обладает уникальной возможностью воздействия на эмоциональное состояние, на чувства и на мировоззрение ребенка. Интегративный смысл танца состоит в том, что: интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные процессы в танце соединяются в одно единое целое действие.

В своей статье я попробую кратко изложить основные принципы преподавания хореографии в ДОУ. Моя работа с дошкольниками направлена на приобщение к танцевальной деятельности всех детей:  не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся и будут развиваться скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность.

Программа обучения рассчитана на 3 года. Первый год обучения является подготовительным, по возрасту это средняя группа. Этот год очень важен для последующей работы. Именно на этом этапе дети и педагог учатся сотрудничеству, общению и уважению друг к другу. Хореограф обязан учитывать индивидуальные особенности детей и находить к каждому ребенку определенный подход.

Очень важно в начале работы не закомплексовать детей, и не подчинить их полностью своей воли. Необходимо дать возможность детям почувствовать себя свободными. И перед началом занятия первым заданием будет нахождение своего места в пространстве зала, так чтобы дети не мешали друг другу свободно двигаться. Это, казалось бы, простое задание, на самом деле несет в себе такие психологические аспекты, которые будут играть очень важную роль в дальнейшем обучении основам танцевального искусства.

Сначала детям трудно находиться на расстоянии друг от друга, и они все время сбиваются в «кучку», это означает то, что они еще пока не чувствуют самостоятельности, не ощущают себя как отдельную личность. Но постепенно на каждом занятии выполняя это задание, ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, начинает чувствовать свое личное пространство, амплитуда движений становится шире и увереннее, у ребенка появляется уверенность именно в самом себе. Отсюда следует, что общение педагога с детьми на этом этапе переходит на новый более качественный уровень, оно становится личностно-ориентированным. Работа с детьми этого возраста показывает, что только после того, как сотрудничество детей и взрослого переходит на данный уровень, малыши начинают более осмысленно двигаться, у них начинают зарождаться танцевальные качества.

И еще один психологический аспект. Маленький ребенок, выполняя задание по нахождению своего места в пространстве зала, подсознательно будет становиться туда, где он чувствует себя более комфортно. И по расположению детей в пространстве зала можно судить о том, кто из детей не испытывает трудностей находясь на первом плане, а кому пока намного удобнее заниматься как можно дальше от первых рядов, а кому комфортно в середине. И наш совет педагогам первое время не переставлять детей насильственно, преследуя свои личные интересы или желание родителей. А если возникнет необходимость определить точное место ребенка в танцевальной композиции, то обязательно этот психологический компонент нужно учитывать.

Также, анализируя расположение детей в зале во время занятий и во время выступлений на праздниках, можно планировать коррекционную работу с детьми, выявляя тех детей кому необходима помощь в преодолении психологических зажимов, в обретении чувства уверенности. В дальнейшем, проводя постепенную коррекционную работу эти зажимы убираются, и в подготовительной группе практически все дети чувствуют себя уверенно выступая на первом плане. И уже в это время обязательно необходимо дать возможность каждому ребенку попробовать свои силы в главных ролях. Но на начальном этапе самое главное не навредить ребенку.

В первый год обучения особенно целесообразно использовать музыкально-ритмические упражнения. Делая музыкальный ритм организатором и регулятором движения. Ритмика активизирует внимание, требует внутренней собранности, помогает ориентироваться в пространстве.

Основной метод применяемый в средних группах это игра. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Она всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как показывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет от скучного, нарочитого изучения движений.

Ещё одним важным аспектом работы в средних группах является применение «методики широких жестов». Как было замечено ранее, ребёнок в этом возрасте в коллективе ещё не чувствует себя личностью, но это происходит не только из-за психологических зажимов, но и в силу физических качеств. Детям 4-5 лет сложно высоко поднимать ногу с согнутым коленом (плохо развиты мышцы «сгибатели» на ногах), и наоборот, из-за плохо развитых мышц «разгибателей» на руках – детям этого возраста трудно держать руки вытянутыми. Именно на этом этапе и целесообразно начинать использовать эту методику. Нельзя «зажимать» маленького ребёнка в «законы» профессиональной хореографии, необходимо дать простор его двигательным возможностям и желаниям. Все движения и жесты исполняемые педагогом должны быть «широкими», с большой амплитудой. Например: если ставим ногу на пятку, то через согнутое колено, на место также через колено; если «качалочка» руками – то высоко над головой, сильно вытягивая руки. Движение должно быть таким, чтобы исполняя его,  ребёнок смог почувствовать энергию и силу, которая из него выходит. Здесь хорошо прослеживается обратная связь: чем шире будет амплитуда движений у ребёнка, тем сильнее и самостоятельнее он будет себя ощущать. Поэтому в этом возрасте главное не принуждать ребёнка к точному заучиванию движений, а предложить ему такие движения и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. «Методика широких жестов» применяется на протяжении всего курса обучения хореографии в ДОУ.

Музыкально - ритмические композиции в средней группе исполняются в основном в линейном положении, и обязательно вместе с педагогом. Следует отметить, что в этом возрасте все танцевальные или музыкально – ритмические композиции не требуют полного запоминания, должно быть только совместное исполнение с взрослым. Если идёт постановка танцевальной композиции с завязкой, действием, кульминацией – то целесообразно ввести взрослого как героя в этот танец, так детям будет легче «проигрывать» эту композицию. На этом этапе для детей лучше если они будут играть в «танец», чем исполнять его.

И последняя рекомендация по этому возрасту: опираясь на собственный опыт, хочу предостеречь педагогов от использования в средних группах парных танцев с движением по кругу. Младшие дошкольники с большим трудом могут координировать свои движения находясь лицом друг к другу в паре, а если они при этом ещё и двигаются по кругу, то задача становится практически не выполнимой. Всё что делают дети дошкольники в любом возрасте должно быть осмысленно (как игра) а не просто заучено.

Второй год обучения хореографии в ДОУ – это старшая группа. Работа с детьми этого возраста переходит на следующий качественный уровень. Опять же речь не идёт об автоматическом запоминании движений (что в принципе свойственно хореографии), усилия педагога должны быть направлены на развитие осознанности самим ребёнком своих действий.

Танцевальная деятельность в этом году начинается с упражнений на развитие координации. Через игровые приёмы закрепляется понятие правой и левой руки, правой и левой стороны, объясняется разница между линейным исполнением движений и исполнением движений лицом  друг к другу в парах (опять же через игровые ситуации). В этом возрасте начинается работа над развитием ориентации в пространстве: вперёд, назад, в стороны; основные танцевальные схемы и рисунки, причём обязательно с показом наглядности. Вводится осознанное понятие круга – как танцевального рисунка (один, два, три круга; внутри, снаружи, зайти в круг, выйти из круга, в кругу, за кругом). Во время беседы с детьми о расположении кругов у будущих маленьких танцоров происходит развитие пространственного понятия, а также осуществляется работа над предлогами, а во время  двигательного закрепления этих понятий преподносятся ещё и правила движения по кругу. В дальнейшем схемы с танцевальными рисунками рекомендуется использовать при постановке танцев, дошкольникам при помощи схем легче объяснить кто из них находится в маленьком кругу, а кто в большом и т.д. Также в этом возрасте даётся понятие «точек» зала (4 стены музыкального зала соответствуют 4 танцевальным точкам), в дальнейшем это облегчит изучение различных поворотов.

И вот только тогда, когда ребёнок сам сможет ответить на вопросы: Куда? Как? и Почему? – можно переходить к функции запоминания. Во второй половине года педагог уже не танцует на праздниках вместе с детьми, а всего лишь подсказывает им жестами.

Третий год обучения хореографии в ДОУ направлен на закрепление функции запоминания, на развитие логического мышления, на развитие грациозности, эмоциональности и выразительности исполнения движений, а также на развитие умения импровизировать в танцевальной деятельности. В подготовительной группе многие движения мне подсказывают сами дети. Учитывая популярность современного танца в различных телевизионных проектах, мальчики сами демонстрируют мне различные танцевальные трюки (доступные их возрасту). Например: на основе их импровизации, в тесном взаимодействии с детьми в прошлом году был поставлен «Военный танец», который на Всероссийском творческом конкурсе «Подвиг нашего народа» (образовательный центр «Путь знаний») был отмечен Дипломом 1 степени.

 

                         C:\Users\Администратор\Desktop\Новая папка\Танцевальный коллектив «Веселый каблучок».jpg

   

     

Работа по хореографии в подготовительной группе представляет из себя совместную творческую деятельность детей и педагога, основанную на взаимопонимании, уважении  друг к другу, и на желании создавать, творить и танцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы здорового питания детей.

Как накормить ребенка правильно, с пользой для здоровья?...

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Специфика преподавания хореографии детям дошкольного возраста.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей городе с каждым годом приобретает все большую поп...

Методика и специфика преподавания хореографии в ДОО.

  ВведениеОсновная часть 1.Возврастные психофизические особенности детей.2. Педагогические принципы и методы обучения.3.   Методика и специфика преподавания с учётом возрастных и...