Конспект НОД "Знакомство с русской ложкой"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Боровицкая Людмила Владимировна

Конспект НОД  "Знакомство с русской ложкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_lozhka.docx23.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РОДИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект НОД для подготовительной группы

 «История возникновения русской ложки»

 

                                                                          Разработала:

                                                                               Музыкальный руководитель МКДОУ

                                                                               Боровицкая Людмила Владимировна

с. Родино


Конспект НОД для подготовительной группы «История возникновения русской ложки»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Образовательные: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёмов игры на ложках).

Развивающие: развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках; активизировать словарь («баклуша», «ложкари»«ложечник»); активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом  хохломской росписи деревянной ложки).

Воспитательные: воспитывать чувство любви и гордости к Родине, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Тип занятия: тематическое, интегрированное.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, ИКТ, игровые методы, практическая работа (игра на ложках, роспись ложек).

Оборудование для детей: столы и стулья по количеству детей; мольберт; деревянные ложки (по 2 на каждого ребёнка и педагога); одноразовые ложки (по количеству детей); баночка варенья; мешочек (для игры); 4 мягких модуля, 4 тарелочки; 10 колпачков от «Киндер-сюрприза»; трафареты ложек (по количеству детей); гуашь красного и зелёного цвета; кисти; непроливайки; салфетки.

Оборудование для педагога: столик, корзинка; проектор, экран, компьютер, колонки, презентация PowerPoint «Ложки», видеоролик «Ложки деревянные + калинка».

Репертуар:

 «Ложки деревенские» музыка и слова З. Я. Роот;  РНП «Ах, вы, сени…»

Ход занятия:

1. Организационный момент: 

Дети под р. н. музыку входят в зал, где их встречает воспитатель, и становятся в кружок.

Воспитатель:

Добрый день, добрый день

Мне здороваться не лень,

Этими словами, здороваюсь я с вами

Здравствуйте, дорогие друзья! 

Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии. Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними. А для того, чтобы нам было с вами легко общаться, я предлагаю вам сначала познакомиться с помощью волшебного мешочка.

 

Игра-распевка «Волшебный мешочек»

Цель: знакомство с детьми, установление эмоционального контакта.

Воспитатель поёт в мешочек своё имя. Далее детям предлагается пропеть своё имя.

Воспитатель:

Молодцы, вот мы все с вами познакомились!!!

После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Воспитатель:

Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Ложкой можно есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!

Воспитатель:

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

2. Основная часть:

Цель: Знакомство с новым материалом

Презентация

Слайд 1

Тогда я предлагаю вам познакомиться с  «Историей возникновения русской ложки».

Слайд 2

В Древние времена люди ели руками…

Слайд 3

Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал и наткнулся на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с неё есть удобнее.

Слайд 4

Но палочкой суп не поешь. Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая.

 - Ребята, как вы думаете, из чего люди стали делать ложки? А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

Слайд 5

Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Слайд 6

Посмотрите, как изготавливались ложки. А это мастера, которые делали деревянные ложки. Их называли ложечниками.

Слайд 7

Как делали деревянные ложки: а) раскалывали полено на чурбаки, б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши, в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки), г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали выражение «бить баклуши»? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей)

Слайд 8

Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Слайд 9

Вначале ложки украшали резьбой.

Слайд10

Время шло. Вид деревянных ложек меняется. Люди стали украшать ложи рисунками (росписью). Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Слайд 11

Неокрашенные деревянные ложки использовались ежедневно. У каждого в семье была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога. Со своей ложкой ходили в гости.

Слайд 12

А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.

И мы с вами будем сегодня учиться играть на ложках, а для этого познакомимся с ними поближе.  Ваши ложки спрятались под стульчиками, возьмите их.

Дети берут ложки под стульчиками.

Изучение приёмов игры на ложках

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны слушать внимательно и повторять за  мной, четко и громко ударять в ложки.

Ансамбль ложкарей (игра на ложках)

Цель: закрепить основные приёмы игры на деревянных ложках.

Дети играют на ложках под музыкальное сопровождение.

Конечно, на ложках очень трудно играть. Этому мастерству нужно много учиться.

Слайд 13

Воспитатель:

Дети в старину использовали ложки для игры, заворачивали ложку в лоскуток, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельную.

Слайд 14

Воспитатель:

Мастера так на ложках стали расписывать лица. В дальнейшем появились театры ложек.

Среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру

Динамическая пауза

Игра с ложками “Пронеси – не урони”

Дети разделяются на 2 команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути.

Слайд 15

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать ложки.

Продуктивная деятельность «Роспись ложек»

Цель: закрепить навыки хохломской росписи.

Дети расписывают вырезанные из картона ложки. Звучит фоновая музыка. По окончании работы дети вывешивают ложки на  мольберт.

   

3. Заключительная часть:

Воспитатель:

Молодцы, ребята!!! Посмотрите, какие красивые ложки у вас получились! Просто прелесть!

Именно поэтому деревянные ложки популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу.

-Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке?

-А из чего их делают? (из дерева)

- Из каких частей состоит ложка? (черенок и черпак)

- Почему черпак назвали черпаком? (от слова черпать)

- Ребята, скажите, что больше всего вам понравилось на нашем занятии?

-Молодцы! Вы были очень внимательными и старались.

Ну, а как же угощенье?

Чем же кушать нам варенье?

Ты мешочек помоги.

Ложки детям разыщи.

Воспитатель достаёт из волшебного мешочка одноразовые ложки. Он  раздаёт детям ложки и отдаёт баночку с вареньем.

Теперь в группу поспешите,

Всех вареньем угостите!!!

«До свидания!»

Дети  под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД «Знакомство с русской ложкой» с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Пояснительная записка:Непосредственно образовательную деятельность в направлении «Образовательная область «Музыка», проводила музыкальный руководитель.Непосредственно образовательная деятельность пред...

Конспект НОД "Знакомство с деревянными ложками"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Интегрированное занятие для детей старшей группы «Знакомство с русской ложкой»

Цель: Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».Задачи:vОбразовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным  инструментом (истори...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию на тему: «Знакомство с русской ложкой»...

Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"

В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную кул...

ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ЛОЖКОЙ"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста...