Развитие музыкальной памяти дошкольников
статья по музыке на тему

корнеева мария николаевна

Что представляет собой музыкальная память. Особенности музыкальной памяти дошкольников. Способы и приемы её развития на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальная память25.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значительную роль в развитии музыкальных способностей детей играет музыкальная память.

Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в педагогике и психологии. Память  рассматривается как особый вид отражения окружающего нас мира. Именно память, как отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании и сохранении ранее пережитого становится основой развития творческих способностей и исполнительских  навыков детей, поскольку "... творчество есть образование новых сочетаний из элементов нейронных связей, которые уже ранее были сформированы в коре больших полушарий." (1, стр.56)

Существует несколько видов классификации памяти. В зависимости от органов чувств

- зрительная,

- слуховая,

- вкусовая,

- тактильная,

- проприоцептивная (иными словами, память на движения) или двигательная, моторная.

В зависимости от длительности запоминания материала:

- оперативная (несколько секунд),

- кратковременная,

- долговременная.

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

- двигательную,

- эмоциональную,

- образную

-  словесно-логическую.

по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.

по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на

- кратковременную,

- долговременную,

- оперативную.

Двигательная память является основой для формирования различных практических навыков. Это надо помнить и при работе над пением. Так, в процессе работы над новой песней, многие дети легче усваивают содержание текста песни, если сопровождают их движениями «поясняющими» то, о чем они поют в данный момент. Со стороны это выглядит как пение с «сурдопереводом», но этот приём позволяет ускорить работу над пением. Начинать это делать можно с самого раннего возраста с движений в хороводах как с пением детей, так и в качестве иллюстрации звукозаписи.

С психологической точки зрения это связано с тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. Двигательная память у ребенка возникает очень рано и может являться основой для развития музыкальности каждого ребёнка. Двигательная память у детей дошкольного возраста к 7 годам достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, что можно учитывать при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах и при компоновке движений в танцах.

Однако музыкальному руководителю нельзя опираться только на один вид памяти. Не менее важно учитывать и образную память, которая с возрастом становится главной. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений,    от этого  зависит легкость воспроизведения образа на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. И поскольку музыка-искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую память. Чем больше у ребёнка развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы - музыкальной памяти и наоборот.

Следовательно работа над развитием звуко-высотного слуха в процессе пения и игры на детских музыкальных инструментах, а так же систематическая работа над развитием чувства ритма во всех видах деятельности на музыкальном занятии, способствует развитию музыкальной памяти.

В период дошкольного детства большую роль в жизни ребёнка играет эмоциональное восприятие. Эмоциональная жизнь дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурно. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Эмоциональная окраска музыкального образа и общее состояние ребёнка в момент восприятия нового музыкального произведения, как в процессе подготовки к разучиванию новой песни, так и в процессе подготовки к разучиванию танца, имеют огромное значение. Образная подача музыкального материала при первом знакомстве – залог успешности всей последующей работы. Этому способствует и элементы театрализации, и артистизм в подаче музыкального материала, и качество исполнения. Как говорят французы: «Всё в жизни можно исправить, кроме первого впечатления».

Речь музыкального руководителя так же должна отличаться образностью и эмоциональностью. Точность дальнейшего воспроизведения детьми песен и, даже движений, в значительной мере определяется степенью задействования речи. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.  Так проговаривание последовательности движений в танце или перестроении под музыку облегчает детям запоминание хода действий и помогает выполнять их осмысленно, а не механически, так как задействует произвольную память. Предварительное обсуждение, краткий пересказ содержания песни помогает детям выстроить логику чередования куплетов и облегчает разучивание текста песен.

Особенностью словесно-логического вида памяти является то, что мысли не существуют без языка. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

 б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Объем кратковременной памяти индивидуален и характеризуется способностью механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Несмотря на небольшой объём кратковременной памяти благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Когда ребёнок выполняет какое-либо сложное действие, например, разучивает новую песню, танец, игру на детском музыкальном инструменте,                то осуществляет он его по частям. Таким образом, для достижения наилучшего результата музыкальный руководитель должен до начала разучивания продумать алгоритм действий и «разбить» весь процесс разучивания на наиболее мелкие единицы действия. Например, при разучивании партитуры детского оркестра к новой песни не имеет смысла пытаться выучить игру на всех инструментах на одном занятии целиком – от начала до конца. Предварительная работа над метро-ритмическим рисунком, заключающаяся в прохлопывании его как всеми детьми одновременно, так и отдельными детьми по очереди, может чередоваться с проговариванием текста в ритме песни, с выкладыванием метро-ритмического рисунка отдельных фраз длинными и короткими отрезками лент, листов бумаги и т.д. То же можно отнести и к работе над танцем. Если, предварительно, в процессе музыкальных игр, упражнений выучить отдельные элементы движений танца, то работа над составлением композиции нового танца не будет осложняться ещё и выучиванием новых движений.

По мнению большинства исследователей, музыкальная память не является каким-то отдельным видом памяти. «То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек — это память уха, глаза, прикосновения и движения…» - считала английская исследовательница (2, стр. 19).  

Таким образом,  всё то,  что мы понимаем под «музыкальной памятью», на самом деле является сложным симбиозом нескольких видов памяти: эмоциональной, двигательной (моторной), слуховой, тактильной,  словесно - логической,  зрительной.  Следовательно, количественное накопление детьми опыта, знаний и впечатлений в различных областях и видах деятельности, а не только в процессе восприятия музыки и исполнения музыкальных произведений, становится предшественником качественного скачка в плане роста творческих возможностей дошкольника и в области его музыкального развития.

Музыкальная память представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Ее значение для музыкального воспитания детей огромно: по существу, никакой вид музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Следовательно, важно создать такие условия для ребенка, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений. Уровень исполнительского мастерства дошкольников в немалой степени зависит от объема изученного ими музыкального материала.

Таким образом, если рассматривать понятие музыкальной памяти более узко, как основу для развития именно музыкальных способностей детей, то надо отметить прямую зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Музыкальная память дошкольников вовлекается в работу в процессе пассивного восприятия музыки  и интесивно развивается в различных видах деятельности на музыкальном занятии. Все, начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением, в той или иной мере способствует развитию музыкальной памяти. Задача музыкального руководителя  - создать условия, благоприятствующие ее формированию и развитию.

«Таким образом, качество учебной работы, ее характер, содержательность, рациональность применяемых в ней приемов и способов достижения цели – все это непосредственно соотносится с процессами памяти... Интерес к музыкальному сочинению, влюбленность в него существенно влияет на запоминание… активная музыкальная деятельность, включающая интеллектуально-эмоциональное содержание музыкального репертуара, обеспечивает соединение самых разнообразных видов памяти. Ее формирование и развитие происходит в соответствии с общими законами психологии и педагогики, связано со всем строем психической жизни человека, его мышлением, мировоззрением, общим кругозором, личностными интересами…» - считает Кислякова И.В. в своей статье «Формирование и развитие музыкальной памяти».

  1. Петрушин В.И. "Музыкальная психология" М., 1994г
  2. Лилиас МАККИННОН в своей книге «Игра наизусть» http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=3218 
  3. Кислякова И. В. «Формирование и развитие музыкальной памяти».
  4. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654490 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логической памяти дошкольников

Дошкольное детство - это период интенсивного развития психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, ...

Статья "Развитие слуховой памяти дошкольника"

В статье подчеркивается необходимость  развить у ребенка с дошкольного возраста слуховое восприятие и память,умение внимательно слушать и запоминать....

Музыкально игровая деятельность-как средство развития музыкальной памяти и слуха

В соответствии с  ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие» включает в себя:Приобщение к искусству. Изобразительную деятельность. Развитие д...

игры на развитие музыкальной памяти

игры на развитие музыкальной памяти...

Презентация для родителей "Развитие музыкальной памяти дошкольника"

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как чувтво ритма, музыкальный слух. Она характеризуется не только сохранением в памяти самого произведения, но и сохранением...

Картотека игр, направленных на развитие музыкальной памяти у дошкольников

Игры, направленные на развитие музыкальной памяти у дошкольников...

Доклад "Развитие музыкальной памяти"

Доклад "Развитие музыкальной памяти"...