Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
    консультация по музыке на тему

    Акшова Ильсэяр Минсеетовна

    Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

    Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

    Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
    Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

    Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
    1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
    2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
    В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
    3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. 

    Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского «Ладушки – ладушки», П.И.Чайковского «Новая кукла» и другие. 
    На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

    Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

     Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.
             Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

    Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

    В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий.

    Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.

    Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

    Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nuruz.docx51.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нәүрүз

    Әйдэ кояш, сип нурыңны 
    Кызганма бер дэ. 
    Зур бәйрәм, куңелле бәйрәм 
    Нәүрүз бүген бездә. 
    Нәүрүз килде, тиз килде, 
    Нәүрүз килде, яз килде, 
    Яз белән байлык килде, 
    Яз белән шатлык килде. 
    Нәүруз бәйрәме мөбәрәк булсын, 
    Яз саен кабатланып торсын.

    Нәүрүз − төрки халыкларның кышны озату, язны каршылау бәйрәме. Ул 21-22 мартта уза. «Нәүрүз» сүзе фарсы теленнән алынган. Ул «яңа көн» дигәнне аңлата. Бу бәйрәм көн белән төн тигезләшкән чорга туры килә. Урта, Кече Азия илләрендә 21 нче мартта Яңа елны каршылыйлар. Иран, Әфганстан һәм башка кайбер илләрдә ул дәүләт бәйрәме итеп кабул ителгән. Биредә ул язны каршылап, язгы кыр эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәменә әйләнгән. Нәүрүзне безнең халкыбыз да бәйрәм итә. Бу көнне балалар йорттан йортка кереп, «нәүрүз әйтеп» йөргәннәр. Нәүрүз такмагын әйтеп, алар хуҗаларга бәхет, уңыш теләгәннәр. Хуҗалар исә балаларга бүләкләр әзерләгәннәр: нәүрүз боткасы өчен ярма, йомырка, май биргәннәр. Аннан бөтен авыл халкы нәүрүз боткасына җыелган, бәйрәм иткән. Шулай итеп безнең халкыбыз ял да итә белгән, тырышып эшләгән дә.

    Хорошей традицией в детском саду "Лейсан" стало празднование фольклорных народных праздников. Продолжая работу по этому направлению,  в ДОУ прошел праздник «Навруз».  Навруз – праздник весны, праздник доброты.

    Такой большой праздник для всего детского сада  подготовили дети подготовительной  группы  вместе с воспитателем И.Г. Петровой  и музыкальным руководителем И.М.Акшой. На праздник в красивом одеянии в гости пришла Навруз- Весна. Дети пели  песни о весне на татарском языке, танцевали  татарские танцы,  играли в народные игры.  Появление Наврузбики и Деда Мороза  детей порадовало от души!

    Консультация для воспитателей

    «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

             Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

    Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

    Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
    Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

    Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
    1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
    2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
    В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
    3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. 

    Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского «Ладушки – ладушки», П.И.Чайковского «Новая кукла» и другие. 
    На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

    Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

     Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.
             Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

    Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

    В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий.

    Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.

    Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

    Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

    Музыка и ваш малыш

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

    Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

    Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

    Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

    С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!».   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

    Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

    С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

    Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

    Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

    Наглядно-слуховой метод — основной.

    Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

    Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

    Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании.

    Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально - ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

    1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

    2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

    3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

    4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

    5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

    6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

    7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

    8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

    Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

    9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

    Музыка, как средство здоровьесбережения

     

    Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

    Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

    В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

    П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

    Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.

    Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

    Таким образом, музыка - одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду.

    О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

    Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

         Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

    1.Валеологические распевки

    2.  Дыхательная гимнастика

    3.  Артикуляционная гимнастика

    4.  Оздоровительные и фонопедические упражнения

    5.  Игровой массаж

    6. Пальчиковые игры и гимнатика

    7.Речевые игры

    8.  Музыкотерапия

          Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.

    Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

    Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

    Современные методы здоровьесбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

    Влияние музыки на развитие творческих

    способностей ребёнка

              О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

              Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

             Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

              В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.      Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыкальным занятиям, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

             Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. 

              Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был к нему свободный доступ. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта. В детском саду уже в средней группе дети учатся играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

              Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля»  Э.Грига (дети в полном восторге от этого произведения), музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

                   Советую приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

              Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с их произведениями.  В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

              Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей  взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

                  Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали  для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

    "Влияние музыки на развитие ребенка"

      Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения.

    Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения. Не случайно музыка используется в медицине.

                      Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры.   

                      Музыка создаёт благоприятный фон  для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу. Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в музыкальную школу. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

                       Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть  любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой). Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

     

    Театрализованные игры (развиваем играя)

       Малыш верит в свои фантазии, он естественен, искренен, открыт. Нам, взрослым, необходимо сохранить эту детскую наивность, непосредственность, сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества.

        Театрализованные игры – самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию творческих способностей, его личности в целом. Малыши, не умеющие говорить, с легкостью заменяют слова мимикой и жестами.

       Детям нравятся игры – импровизации, в основе которых произведения устного народного творчества. Ребенок произносит текст (это может делать и взрослый) и совершает выразительные движения в ритм стихотворения.

    Мишка

    Мишка косолапый по лесу идет,

    Шишки собирает, песенки поет.

    Шишка отскочила прямо мишке в лоб!

    Мишка рассердился и ногою топ!

    Козлик.

    Вышел козлик погулять,

    Свои ножки поразмять.

    Козлик ножками стучит,

    По козлиному кричит: Ме-ее, ме-е!

    Зайчишка

    Зайчишка – трусишка по полю бежал,

    В огород забежал, морковку нашел-

    Сидит, грызет. Ай, кто-то идет!

    Коза

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая.

    Ножками топ-топ,

    Глазками хлоп-хлоп.

    Кто каши не ест,

    Молока не пьет-

    Забодает, забодает, забодает.

    Список использованной  литературы:

    1.С.А.Мерзлякова «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»

     журнал «Музыкальный руководитель» 2008г. октябрь-ноябрь

    2. «Песенки – потешки для самых маленьких»

     

    Занятия музыкой дома

    Дети дома проводят много времени у телевизора или компьютера. Поэтому у малышей часто наблюдается физическая неловкость, они теряют интерес к творческой игре. Восполнить это помогут занятия музыкой.

         Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития малышей.

    Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:

         Родительское участие в занятиях музыкой - непременное условие!

         Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.

         Необходимо дома использовать фонограммы.

         Используйте традиционные мелодии, которые легко узнаются ребенком, не забывайте и о том, что малыш должен получать удовольствие от прослушивания записей.

         Познакомьте малыша с каким-нибудь музыкальным инструментом и разучите вместе с ним легкую песенку.

         Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры. Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры.

         Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру. Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.

    Мышиная история.

     Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму (барабанить пальчиками по барабану или пустой коробке).

    И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки (играем на металлофоне или стучим ложечкой по нескольким бокалам).

    Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы  мышиных лапок (играем на треугольнике или стучим ложечкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко).

    Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки (играем на ложках).

    Грызли зернышки (рубель или расческа).

    И устраивали себе из соломы теплые гнездышки (шуршим бумагой).

    Особенно они любили лакомиться сладкими  корешками (царапаем пластик барабана или дощечку)

    А снаружи на землю каждый день падал снег (металлофон или ложечкой по бокалам)

    Шумел ветер (дудим в бутылку).

    И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. Но мышкам было  очень хорошо под снегом в теплых норках (ксилофон или барабаним пальчиками по пустой коробке).

    Дорогие родители! Такую сказку можете придумать и Вы. Занятия с малышами музыкой не только принесут всем массу удовольствия, но и откроют для детей новый, необыкновенно интересный мир музыки.

    Готовимся к утреннику в детском саду

    Правила поведения родителей на утреннике в детском саду

    Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!

    Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы можете ещё раз убедиться в том, что ваш малыш красивый, умный, талантливый! И чтобы вы, и ваш ребёнок не испытывали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.

    Готовьтесь к утреннику!!!

    Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или приготовить костюм для ребёнка, не отказывайтесь (конечно, при условии, что это не предполагает серьёзных финансовых затрат). Ваша посильная помощь очень нужна.

    Приходите на праздник в детский сад!!!

    Ваш приход очень важен для вашего малыша! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи. Если всё же никто из членов семьи не может прийти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребёнка, не обманывайте его. Будет очень хорошо, если вы сможете сделать фотографии или видеозапись праздника.

    Не обесценивайте старания вашего ребёнка!!!

    Для ребёнка утренник - это серьёзное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется. Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Если ваш малыш что-то забыл или перепутал, не придавайте этому большого значения. Ваш ребёнок - самый лучший и талантливый! Также не стоит передёргивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребёнком, при этом принижая способности других детей. Все дети талантливы, только каждый по-своему.

    Придерживайтесь правил!!!

    Детский сад - это учреждение с определёнными правилами. Вас могут попросить снять обувь, верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более что это совсем не сложно.

     

     

    Участвуйте в празднике!!!

    Очень часто детям и родителям на утреннике предлагают поучаствовать в конкурсах, заданиях, играх. Не отказывайтесь! Вашему ребёнку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие.

     

    Мы рады в музыкальном зале видеть всех!

    Всегда звучат здесь песни, детский смех.

    И чтобы праздник был спокойней, веселей,

    Не надо брать с собой грудных детей.

    Устанут, будут плакать и кричать,

    Нехорошо артистов огорчать.

     

    В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

    Чтобы на утренник в детсад не опоздать.

    Чтоб ваша дочка или ваш сынок,

    Костюм надеть спокойно смог.

    А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

    И обязательно весь праздник вы снимите.

     

    А если уж пришлось вам опоздать,

    То постарайтесь никому не помешать.

    Вы между номерами паузу дождитесь,

    Пройдите в зал и у дверей скорей садитесь.

    И не забудьте снять пальто и шапку,

    Снимите сапоги, наденьте тапки.

     

    А что же можно? Спросите вы нас!

    Мы очень просим, дорогие, вас

    Аплодисментами поддерживать детей,

    Чтобы артисты стали посмелей.

    Ещё хотим друзья вам предложить-

    Свои таланты в зале проявить.

    Читать стихи, петь песни, танцевать,

    Шутить, на сцене роль сыграть.

    Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

    И знайте, ждём всегда мы встреч приятных с вами!!!

     

    Желаем Вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!

    Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста

              Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. И это совсем не значит, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но учить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею-вполне в наших с вами силах.

    Когда стоит начинать музыкальное развитие, и в чём оно должно заключаться?

              Музыкальное развитие способствует целостному формированию ребёнка, как личности. К тому же, во время слушания музыки происходит развитие и укрепление центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление, фантазия, а так же облегчается процесс социализации вашего малыша.

    Как известно, слуховое восприятие, к моменту появления вашего крохи на свет, сформировано очень и очень хорошо. Ещё находясь в животике у мамы, ребёнок слышит её голос и окружающие её звуки. Неживая природа (стук в дверь, к примеру), его совершенно не интересуют. Учёными доказано, что лепет всех детей мира одинаков, независимо от того, на каком языке разговаривают люди вокруг них. Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что дети производят различные звуки-глухие, трескучие, как маракасы, или наоборот звонкие, как колокольчик. При их покупке старайтесь подобрать как можно больший спектр звучаний. Попробуйте предложить вашему малышу сравнить звуки разных погремушек. В настоящее время на рынке детских товаров очень много музыкальных игрушек (электронное пианино, гитары, гармошки и т.п.). Главное чтобы производимая этими игрушками музыка была хорошего качества и легко узнаваема детьми. Ценно ещё и то, что для извлечения звука, или мелодии, ребёнку придётся совершить какие-то действия: ударить по клавишам, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.д. Это способствует формированию причинно-следственных связей, тем самым развивая кору головного мозга вашего малыша.

              Совсем маленькому ребёнку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, весёлые и ритмичные песенки во время игры, бодрствования. Двухлетнему карапузу можно предложить уже и самому выбрать, какое музыкальное произведение больше подойдёт для той или иной деятельности, например зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Ребёнок прекрасно поймет его смысл, если вы не стесняясь, преувеличенно серьёзно изобразите маршевые движения под музыку Шопена. Получается? Нет, конечно. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные. Конечно, безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов, детских песенок, и это во многих случаях очень даже приветствуется. Но! Не поленитесь, внесите разнообразие. Вопреки расхожему мнению, дети очень хорошо воспринимают даже «мягкие» джазовые композиции. Они подойдут для прослушивания малышами перед отходом ко сну. К примеру, можно использовать такие произведения, как «Осанна» Дж. Гершвина, практически все произведения Вебера. Из классики можно остановиться на 14-й сонате Бетховена (её еще называют «Лунной»), вальсах Грибоедова, «Элегии» Моссне и т.п. Для активного времяпрепровождения  возьмите, к примеру, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», произведения Рахманинова, Баха. Сейчас существует множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений аранжированных для прослушивания малышами. Это варианты произведений без сложных аккордов и вторых тем, где практически звучит одна мелодия, вполне доступная для  детского слуха. Очень полезны и приятны для человека любого возраста, в том числе конечно и детей прослушивание записей звуков природы-журчание ручья, шум моря, пения птиц… Но, не забывайте одно очень важное правило-разговаривайте с ребёнком о том, что он услышал при прослушивании музыки. Понравилось ли ему? О чем он думал, и какие чувства переживал во время прослушивания. Обсуждайте всё, что услышано впервые.

              Следуя этим простым правилам, вы сможете в домашних условиях развивать музыкальные способности вашего малыша, что определённо положительно скажется на общем развитии крохи и поможет ему вырасти полноценной, социально адаптированной, интересной личностью. А разве не в этом наша с вами задача?

    Список используемой литературы:

    1.Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности»

    2.Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»

    Одаренный ребенок

    «Каждый ребенок – уникален и неповторим, каждый, уверяют психологи, одарен». Т. Галковская. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Раньше существовало такое мнение, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать. Все считались одаренными.

    Одно из приоритетных направлений развития современного образования создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

    Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности  у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно – творческой деятельности в различных  ее видах.

    Второе условие - это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».

    Следующий совет - широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции ребенка.

    Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.

    В нашем городском округе есть  школа искусств. Предложите своему ребенку экскурсию. Познакомьте его с музыкальными инструментами и покажите картины, которые нарисовали дети. А, вернувшись, домой, предложите сделать своими руками из ненужных бутылочек или киндер-сюрпризов шумовые инструменты. Вместе с ребенком поиграйте простые песенки - прибаутки и вы увидите - насколько музыкален ваш ребенок. Дайте в руки краски и нарисуйте впечатления об экскурсии.

    Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли,Слова и Поступки!

    Итак, самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

    Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами задача.

    Список литературы:

    Т.Буренина журнал «Музыкальная палитра» №2 -  2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

     Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

    В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

    консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

    Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

    Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять ...