Развитие у детей чувства ритма в процессе музыкальной деятельности
статья по музыке на тему

Гущина Анна Александровна

В статье рассказывается о методах и приемов развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие у детей чувства ритма в процессе музыкальной деятельности

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три

основных составляющих:

-  темп - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

-  метр – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

-  ритмическ рисунок – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Для того чтобы развить чувство ритма у ребенка, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Под воздействием ритма у детей происходит формирование музыкально-ритмической способности и творческих проявлений.

Существует множество различных методик развития чувства ритма у детей, разработкой которых занимались известные отечественные педагоги. Конорова, Лифиц, Румер, Боровик,.и др. Я тоже уделяю развитию чувства ритма у детей большое внимание. И сейчас хотела бы представить некоторые приемы развития музыкально-ритмической способности, которые могут применятся в работе с детьми старшего дощкольного и младшего школьного возраста.

 Например:

1. Игры с картинками. В них дети знакомятся с элементами музыкальной речи, различными длительностями, их ритмической группировкой.

 Речевые игры с использованием звучащих жестов

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

 

3. Упражнения с ритмо-палочками

Палочки изготавливают  из «поющего» дерева: бука или дуба. Длина палочек – 15см, диаметр – 2см. Временными палочками могут служить палочки от флажков, карандаши, фломастеры.

4. «ВидеоРитмяшечки»

Игры, в которых сюжет строится на перечислении существительных. Тематика зависит от календаря, («Падают листья», «Белые снежинки») возраста («Мама и дети», «Феи») и увлечений детей. В компьютерном варианте эти задания выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности. На экране дети видят картинки, ритм и одновременно слышат музыку, под которую этот ритм «читают», хлопают и т.д.  

Таким образом, комплексная, многоплановая работа с использованием этих упражнений и игр обеспечивает формирование и развитие чувства ритма у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти»

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности....

Буклет "РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ"

Информация для родителей дошкольников....

Буклет "Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти"

Информация для родителей по применению музыкально-дидактических игр дома с детьми....

Развитие у детей чувства ритма и музыкальной памяти

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельностиПедагогическая ценнос...

Консультация для родителей на тему: Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти. 04.06.2019 год.

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. Педагогическая ценн...