музыкально-дидактические игры
картотека по музыке по теме

Бордак Елена Ивановна

подборка игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx19.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие музыкальным играм, хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. 
Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности. 

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: 

- обучающей задачи; 

- содержания; 

- правил; 

- игровых действий; 

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее. 


«Солнышко и дождик» (муз. Косенко). 

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца 

а) в движении, 

б) в игре на музыкальных инструментах. 

Методика проведения: 

1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек». 

2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество. 

3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме. 


 «Кто вышел погулять?». 

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении. 

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять. 

Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик». 


«Зайки ходят и прыгают». 

Задача: Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками. 

Методика проведения: педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением. 


«Звери в домиках». 

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом. 

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация). 

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах. 

«День и ночь». 

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении. 

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь). 

Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога. 

«Собачка пляшет и спит».
 

Задача:учить детей различать жанр колыбельной и плясовой музыки. 

Методика проведения: педагог исполняет колыбельную или плясовую, дети выполняют соответствующие движения: колыбельная – «спят», ладошки под щёчку (собачка спит), плясовая – хлопки в ладоши (собачка пляшет). 

Как вариант игры можно использовать картинки, соответствующие жанру плясовой и колыбельной. 


"Три цветка"
 

Дидактическая игра на определение характера музыки. 

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - 
· спящее 
· плачущее 
· весёлое, изображающих три типа характера музыки: 
· добрый, ласковый, убаюкивающий (колыбельная)
· грустный, жалобный 
· Весёлый, радостный, плясовой, задорный. 
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д. 
Раздаточный: у каждого ребёнка — один цветок, отражающий характер музыки. 

ХОД ИГРЫ 
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. 

Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора. 

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. 

"Сладкий колпачок" 

Дидактическая игра на закрепление пройденного материала. 

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка. 

ХОД ИГРЫ 

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. 


"День рождения" 
Дидактическая игра, на определение характера музыки. 

Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика. 

ХОД ИГРЫ 

Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.) 

Муз.Рук.: Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт? 

Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ. 

После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям. 

Весёлая гимнастика "Дождик, кап!" 

Ритмическая речевая игра для средней, 
Для старшей группы - развитие чувства ритма. 

Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног. 

1.Птица: кар, кар, кар! 
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) 
Дождик кап, кап. Кап! (хлопают ладонями по коленям) 
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами) 

2. Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх) 
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками) 
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям) 
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами) 


Сороконожка 

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения. 

Выполняется без музыки. 

1. Шла сороконожка 
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 

2.Вдруг закапал дождик: кап! 
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают) 

3. Насморк мне не нужен 
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи) 

4. Грязи в дом не принесу 
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой) 

5. И потопаю потом 
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...