Материал (младшая группа):
Консультации музыкального руководителя для родителей

Бордак Елена Ивановна

В  работе Службы ранней помощи  особенно важны групповые музыкально-игровые занятия, которые позволяют создать такую среду, в которой и дети, и педагоги, и родители могут свободно и с удовольствием слушать музыку и песни, петь и подпевать,  играть на музыкальных и шумовых инструментах, танцевать, общаться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей детей, посещающих

Cлужбу ранней помощи.

Тема и содержание консультации:

 “Участие родителей в игровом взаимодействии с ребёнком во время музыкальных занятий ”

1.Организация и содержание музыкальной работы в службе ранней помощи;

Основной организационной формой музыкальной работы в системе ранней помощи является музыкально-игровое занятие, которое проводится как индивидуально с ребенком и его близким взрослым, так и малыми группами. 

Коррекционно-развивающие индивидуальные музыкально-игровые занятия

 На этих занятиях специалист осуществляет коррекционную работу с ребенком, вооружает близкого взрослого игровым материалом, специальными приемами и методами, помогающими налаживанию музыкально-игрового общения между ними и стимулирующими психическое развитие ребенка.

Групповые (малыми группами) музыкально-игровые занятия являются коррекционно-развивающими. Работа на них ведется как в коррекционном направлении, так и в направлении развития взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

2. Раскрытие методов налаживания и развития общения с ребенком с практическим показом:

Методы – это способы, применяемые педагогом-музыкантом в коррекционно-развивающей работе с ребенком на музыкально-игровых занятиях, которые обеспечивают развитие взаимодействия, формирование ведущих умений, появление психологических новообразований.

Основными методами являются наглядно-практические и речевые.

Метод совместного действия применяется, когда ребенок в силу возраста или глубины нарушения не может самостоятельно повторить схему действия. Тогда взрослый управляет его рукой, например, вкладывает в руку малышу погремушку, помогает сомкнуть пальцы и гремит вместе с ним.

Метод совместно-разделенного действия предполагает определенный уровень развития ребенка и опыт общения со взрослыми. Чаще всего взрослый начинает действие, а малыш завершает его. Например, взрослый, протягивая бубен, ударяет в него и прекращает ударять, когда ребенок включается в игру.

Метод подражания – один из основных методов, применяемых в работе с маленькими детьми. Он становится актуальным во второй половине первого года жизни ребенка и развивается на протяжении всего раннего возраста: ребенок действует, подражая как взрослым, так и сверстникам. Метод подражания хорошо стимулирует активность детей, развивает взаимодействие.

Действие по образцу предполагает, что взрослый дает малышу образец, ориентируясь на который ребенок и выполняет действие. Например: взрослый укладывает куклу в кроватку, накрывает одеялом и качает, напевая колыбельную, затем предлагает малышу таким же образом уложить спать другую куклу.

Метод подсказа – это регулирование детских движений словами. Например, дети пляшут, опираясь на слова песни, которую исполняет взрослый:

У ребяток ручки хлопают,

У ребяток ручки хлопают,

Громко хлопают, громко хлопают,

Сами хлопают, вот так хлопают!

Речевая инструкция стимулирует малыша к активности и выполнению определенных действий, ориентируясь на речь взрослого. Например, взрослый говорит малышу: «Дай лялю, дай мячик, покажи, как ляля пляшет, покажи, как ты делаешь сороку-ворону» – и т. д. Этот метод способствует развитию понимания речи, расширению как пассивного, так и активного словаря детей.

На музыкально-игровых занятиях специалист взаимодействует не только с ребенком, но, прежде всего, с его близким взрослым, чаще всего мамой. В работе со взрослыми он использует следующие методы.

Метод беседы помогает педагогу-музыканту получить необходимую информацию об отношении мамы к музыке, ее и ребёнка музыкальных предпочтениях, музыкальном окружении.

Метод наблюдения позволяет специалисту определить характер общения мамы с ребенком, соответствие формы общения потребностям малыша, чувствительность мамы по отношению к ребенку, инициативность партнеров, наличие диалога и т. д.

Метод практического обучения – основной метод работы с родителями на музыкально-игровых занятиях. Он позволяет помочь близким взрослым, во-первых, овладевать специфическими приемами взаимодействия с ребенком; во-вторых, приобретать умения и навыки в детских видах музыкальной деятельности, направляя их в русло самостоятельной работы в домашних условиях.

3.Ответы на вопросы.



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей детей, посещающих

Cлужбу ранней помощи.

Тема и содержание консультации:

“Влияние музыки на развитие ребёнка”

  1. “Пойте детям колыбельные песни”

Развитие слухового восприятия происходит каждый день в повседневной жизни, так как ребенка окружает множество различных звуков: бытовых, природных, музыкальных. Помимо слушания инструментальной музыки, большое значение для психического развития малыша имеет вокальная музыка, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни  соотносится  с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!). Народные колыбельные короткие, с мерным ритмом и монотонной мелодией, предназначены для того, чтобы создать определенный ритуал, нормализовать поведение, наладить сон. Колыбельные песни, написанные известными авторами, разнообразны по своим музыкальным характеристикам, выразительны, мелодичны.

Тексты колыбельных песен самые простые, элементарные и исполняются на короткие  несложные мелодии.

Баю, баю, баю бай,

Спи, малютка, засыпай.

Баю баюшки-баю -

Тебе песенку пою.

  1. Музыкальные игры с сюжетными игрушками.

Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особый интерес, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания, развития подражания. Сюжетные игрушки очень привлекательны, ведь с их помощью малыши могут воспроизводить свои собственные действия. Однако не всегда ребенок самостоятельно умеет это делать. Овладевать действиями с сюжетными игрушками ему помогает взрослый. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, догонять мишку, целовать зайчика, знакомит его с повадками животных, звуками, которые для них характерны (лай собаки, рычание медведя и т. д.). Музыкальные игры с сюжетными игрушками обучают детей разнообразным действиям с любимыми игрушками под музыку или пение взрослого. Они в простой и доступной форме позволяют детям «отыгрывать» свой небольшой социальный опыт, закрепляют представления о музыке разного характера, развивают чувство ритма, музыкальную активность, помогают связать образ сюжетной игрушки с определенной музыкой и конкретными действиями. Пение и музыка позволяют удлинить время совместного сосредоточения малыша и взрослого на интересной игрушке. Движения, которые иллюстрируют слова песни, помогут малышам запомнить ее и вызывают желание подпевать взрослому во время игры. Совместно с взрослыми, подражая друг другу, дети играют со знакомыми персонажами, ориентируясь при этом на характер музыки: кукла пляшет, шагает, спит и т. д. Очень нравятся маленьким детям игрушки, которые двигаются и звучат: заводной зайка с барабаном, рычащий мишка, щебечущая птичка, прыгающая собачка и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для родителей детей, посещающих

Cлужбу ранней помощи.

Тема и содержание консультации:

 “Организация музыкально-игровой среды ” 

Музыкально-игровой репертуар для использования в игровой деятельности со своим ребёнком (песенки, потешки,  музыкальные игры, элементы игрового массажа и атрибуты для него)

Для детей недостаточно спонтанного накопления слухового опыта, необходимы специальные игры.

Основу этих игр составляют игры с пением взрослого и с детскими музыкальными инструментами. Чередование пения и музыки в аудиозаписи придает особую эмоциональную насыщенность играм, позволяет концентрировать внимание малыша, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности. Игры, развивающие слуховое восприятие, познакомят детей с различными детскими музыкальными игрушками-инструментами и их звучанием, помогут приобрести первый опыт по извлечению звуков, дадут элементарные понятия о некоторых средствах музыкальной выразительности. Мама напевает ребёнку  различные мелодии и песенки, играет со звуками из его репертуара. Ребенок прислушивается к ним, а вскоре начинает повторять. Сначала это единичные, короткие вокализации, затем более продолжительные и, наконец, целые «музыкальные концерты», когда мама и малыш звучат дуэтом и каноном, устраивают музыкальные переклички. Позднее, наряду с певучим гулением, ребенок начинает звукоподражать, подговаривать, протяжно произносить, а вскоре и охотно подпевать отдельные слоги, слова, короткие фразы.

Музыкально-двигательные игры всегда сопровождаются эмоциональным подъемом и благотворно влияют на развитие маленького ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. Специальные игры, упражнения, пляски позволяют любому малышу, начиная с младенчества, принимать в них участие, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Включая в занятия музыкально-двигательные игры, взрослые создают праздничную атмосферу вокруг детей, а простота движений и многократное их повторение помогают формированию и закреплению определенных двигательных навыков. Очень важна эмоциональность взрослого. Он, прежде всего, заинтересовывает малышей, «заражает» их своим настроением, побуждает к активным действиям. Чередование подвижных и спокойных игр позволяет избежать эмоциональных перегрузок, вызывает дополнительный интерес, помогает концентрации внимания, увеличивает время деятельности.

Подбор музыкального репертуара:

Вот несколько советов, которые, возможно, помогут при составлении репертуара:

  • музыка должна быть достаточно разнообразной по жанру, яркой, художественной, запоминающейся;
  • для маленьких детей подходит светлая, нежная, жизнерадостная, оптимистичная музыка с преобладанием природных эмоций;
  • избегайте музыки с навязчивыми ритмами, резко выраженными контрастами;
  • музыка должна вызывать у ребенка только положительные эмоции;
  • подбирайте для малышей такую музыку, которую понимаете и любите сами.

Элементы игрового массажа и атрибуты для него

Пока ребенок совсем маленький, мама выполняет гимнастику «за него», играя его ручками и ножками, и попутно массажирует их. Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью, "велосипед" ножками – все это не только физически оздоровляет малыша, но и доставляет ему массу удовольствия. Такая зарядка вызывает у ребенка эмоциональный отклик, потребность контактировать со взрослым, а главное, - желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой днем мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений у малыша. Прислушиваясь к привычным ласковым стишкам и песенкам мамы, малютка смеется и предвосхищает игровые движения: уже сам подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки, ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Примеры стихов и потешек для игрового массажа (картотека стихов и потешек, игры для игрового массажа)

Пёрышко 
(
1) Смотрите, смотрите, что я принесла! 
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт 
По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

1 - в соответствии с текстом песенки

трогать и поглаживать малыша мягким приятным пёрышком
Барабан 
(
1) По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,
И по *спинке постучу столько, сколько захочу
(2) Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,
Барабаню тут и там по утрам и вечерам.
Тук, тук, туки, туки, стук, стук, стуки, стуки.
(
3) Кот не любит барабан, залезает под диван.



(*И по ручке, и по ножке, и по пяткам ) 
1 – похлопывать спинку (ручку/ножку/пятки) одной рукой
2 – похлопывать двумя руками
3 – сделать попутку переступая пальцами одной руки

забраться за шиворот или за пазуху малыша

Ходит ёжик

(1) Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

(2) А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,

(3) Где катают мышки маленькие шишки.

1 – тихонько походить ноготками по спинке

2 - провести подушечкой указательного пальца к бочку

3 – немного пощекотать ребёнка

                                        И Т.Д.

Атрибуты для игрового массажа могут быть самые разнообразные - орешки, шишки, палочки, массажные мячики, пёрышки, погремушка с подвижным шариком и т.д. Главное, чтобы они были ребёнку приятны и не доставляли дискомфортных ощущений.



Предварительный просмотр:

Музыка в Службе Ранней Помощи

Музыкальные занятия – это очень эмоциональный вид деятельности, в который дети включаются легко и с удовольствием.  Они очень важны для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом, и это  происходит за счет игровой формы проведения и насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями.    

Цель таких занятий - воспитание у детей интереса к различным  видам музыкальной деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие двигательной сферы, мелкой моторики, слухового внимания, восприятия, коммуникации.

В  работе Службы ранней помощи  особенно важны групповые музыкально-игровые занятия, которые позволяют создать такую среду, в которой и дети, и педагоги, и родители могут свободно и с удовольствием слушать музыку и песни, петь и подпевать,  играть на музыкальных и шумовых инструментах, танцевать, общаться. Формы такого музицирования подбираются с учетом возможностей и потребностей каждого ребёнка группы, благодаря чему каждый может активно участвовать в общем занятии, не взирая на ограничения, иногда очень выраженные. Такая организация занятия позволяет всем членам группы почувствовать свои возможности, выразить себя при помощи музыкальных средств. Это очень важно как для детей, так и для их родителей, которые на занятиях видят, на что способны их дети, и получают дополнительную возможность взаимодействия с ними посредством музыки. Так же родители получают возможность познакомиться с  адекватным методами и приемами игрового  взаимодействия с ребёнком, получают советы по организации музыкально-игровой среды дома.

Так же во время музыкально-игровых занятий происходит общение со сверстниками,  которое так  необходимо маленькому ребенку. Развитие интереса к другим детям, эмоционально-положительного отношения к ним, формирование способов взаимодействия дает массу новых впечатлений, которых малыш никогда не получит, находясь только среди взрослых, активизирует подражательные способности.

Работая с детьми с нарушениями развития, мы не ставим собственно специфических музыкальных задач (таких как обучение игре на музыкальном инструменте или развитие звуковысотного слуха). Но так как содержание музыкально-игровых занятий системно, они проводятся регулярно и педагог использует музыку, отвечающую требованиям маленьких детей, то у ребенка будет развиваться и чувство музыкального ритма, начнет формироваться связь музыки и движения, дети будут обладать определенным набором доступных танцевальных движений, реагировать по-разному на музыку разного характера, вокализировать, подпевать, улавливая направление мелодии,  узнавать знакомую музыку и подыгрывать на всевозможных простейших музыкальных и шумовых ритмических инструментах. Таким образом, будут развиваться элементарные музыкальные способности.

Музыкальная работа в службе ранней помощи не ограничивается только проведением музыкально-игровых занятий. Важное значение имеют праздники и развлечения, основой которых являются музыка и музыкальные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где ...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"

Консультация  музыкального руководителя для воспитателей по теме "Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей"...

Консультация музыкального руководителя для родителей по теме "Музыкальные игры в семье"

Консультация музыкального руководителя, направленная на приобщение родителей к музыкально-игровой деятельности с детьми....

Консультация музыкального руководителя "Музыкальный альбом дошкольника"

Данная разработка будет полезна как для родителей, так и для педагогов....

Консультация музыкального руководителя "Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей"

Музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности....

Консультация музыкального руководителя для родителей «Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца,...