Ритмический калейдоскоп
методическая разработка по музыке по теме

Рабочая программа кружка по основам ритмики и хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika.docx32.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Музыкально-ритмическая  деятельность  детей – одно из  средств  развития положительных качеств ребенка, которое  предполагает проявления инициативы, активности,  находчивости и решительности. Ребенок  встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу.

           Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкально-ритмическая  деятельность с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

          Сюжеты, образы  и действия  танца  приближают содержание музыкального произведения к  пониманию  детей , углубляют переживание и запоминание  музыки. Движения, органически связанные с содержанием  произведения, способствуют  целостному его восприятию. В то же время, отражая особенности мелодического склада, ритма, общего строения музыкального произведения, движение детей  создают предпосылки для осознания выразительных средств музыки.

            Для того, чтобы  танец мог выполнить своё назначение в музыкальном воспитании, дети должны уметь владеть своим телом и пользоваться необходимыми  средствами  двигательной  активности (уметь исполнять различные движения и изменять их в зависимости от характера  музыки, содержания игры). Чем  свободнее дети  двигаются, чем больше у них запас освоенных  движений, чем  легче они отвечают движением на музыку, тем больше  она  их  волнует  и радует.

            Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
           Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

          Ритмика – это танцевально-игровые  упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика закладывает надёжный фундамент для физического развития ребёнка, способствует укреплению детского организма. Хореография- танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

          Упражнения на занятиях по основам  ритмики  и хореографии совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия  помогают успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений.

          Занятия также положительно влияют на умственное развитие детей, ведь каждое задание нужно понять, осмыслить, правильно выполнить упражнение. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность, оказывают на них организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

         Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки,

передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, закрепляют знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр), развивают музыкальный слух и память, учат определять характер музыки, согласовывать музыку с движением. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

           Для обучения основам ритмики и хореографии  используются следующие методы:

1. Наглядный – исполнение музыки сопровождается показом.

2. Словесный – беседа о характере музыки, рассказ о ее образах.

3. Практический – многократное выполнение музыкально-ритмических движений с последующим их включением в игры, пляски, хороводы.

Нужно стремиться научить ребенка действовать по схеме: услышать – увидеть – станцевать.

Словесные методы – это раскрытие танцевального образа через рассказ, определение характера героя, его эмоциональный настрой.

Практические методы – результат общей работы педагога и детей. Это праздники, развлечения, где дети раскрывают свою индивидуальность, используя  основной  принцип ритмики: от музыки к движению.

         На занятиях  уделяется  внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. На подготовительном  этапе занятия используется  партерная  гимнастика. Партерная гимнастика – упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела, их укрепление, развитие гибкости в суставах. Занятия партерной гимнастикой разогревают мышцы, делают их более эластичными и подготавливают ребенка к  танцевальным упражнениям.

         Обучение основам ритмики и хореографии является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения. Занятия  вводят детей дошкольного возраста в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с прекрасным видом искусства – хореографией.

Цели программы: привить интерес дошкольников к хореографическому искусству и развить их творческие способности  посредством  танца.  

Задачи:

  • Развивать  воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,  побуждать детей  к творчеству.
  • Развивать творческую  самостоятельность  в создании художественного образа танца.
  • Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
  • Развивать  у детей активность  и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Обучать   детей приемам  самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Расширять знания  детей об окружающей действительности.
  • Приобщать  к танцевальному искусству, расширять знания  о танцах.
  • Побуждать  к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций из знакомых движений, придумыванию  свои оригинальных  движений  в импровизации.
  • Формировать навыки  основных танцевальных движений.
  • Содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
  • Развивать координацию, гибкость, выносливость.
  • Формировать общую  культуру  личности  ребенка, способную ориентироваться  в современном обществе.
  • Формировать  нравственно-эстетические отношения  между детьми и взрослыми.
  •  Создавать  атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве со взрослыми.

                          Содержание программы

           Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятий – 30-35 мин.

          Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными  особенностями детей.

Каждое занятие включает в себя следующие разделы:

 1.  Хореографические упражнения, партерная гимнастика. Задача организовать внимание детей, подготовить тело к уроку,   укрепление и коррекция опорно- двигательного аппарата (10 минут).

2. Ритмика.  Задача – развитие координации, слуха, ориентации в пространстве, внимания,  воображения, чувства ритма (5минут).

3. Танцевальная часть. Разучивание отдельных танцевальных движений, этюдов, номеров (10-15 минут).

4. Заключительная часть.  Поклон. Итоги занятия (5-10 минут).

Перспективное планирование кружка «Ритмический калейдоскоп»

Раздел

Номер

 занятия

Хореографические упражнения.

Партерная гимнастика.

Ритмика

 Танец

октябрь

1-4

Стойка – руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

Упр. «Достать до солнышка», «Складочка» (партерная гимнастика)

Упражнение «Цветная дорожка»

Упражнение «Ритмическое эхо»

Танцевальный этюд «Белые птицы»

5-8

Танцевальные позиции рук .

Упр. «Кошечка», «Лягушка» (партерная гимнастика)

Прыжки по цветной дорожке в такт музыке

Танец «Чучело»

Соединение частей танцевального этюда «Белые птицы»

ноябрь

1-4

Приседания (плие)

поднятие на носки (релеве)

Упр. «Растём-растём», «Черепашка»

Хлопки в такт музыки («Горошинки»)

Танцевальная композиция «Колесо»

Танец  «Чучело»

5-8

Комбинация:

1-2 присесть

3-4 исходное положение

5-6 на носки

7-8 исходное положение

1-2 руки на пояс

3-4 руки вниз

5-6 за спину

7-8 вниз

Упр. Коробочка»

Акцентированная ходьба с махом руками вниз на сильную долю

Разучивание основных движений танца «Новогодний праздник»

декабрь

1-4

Комбинация:

1-2 присесть

3-4 исходное положение

5-6 на носки

7-8 исходное положение

1-2 руки на пояс

3-4 руки вниз

5-6 за спину

7-8 вниз

Упр. «Корзиночка»

Хлопки на каждый счёт и через счёт

Соединение частей танца «Новогодний праздник»

Пластический этюд «Ботинок»

5-8

Танцевальные позиции ног: 1, 2.

Упр. «Уголок» лёжа на спине

Удары ногой на каждый счёт и через счёт

Отработка и закрепление танца

«Новогодний праздник»

Выступление на новогоднем утреннике.

январь

1-4

Перевод рук из подготовительной позиции в 1, во 2.

Плавные движения руками.

Упр. «Уголок» лёжа на животе.

На 1 – хлопок, 2,3,4 - пауза

Разучивание движений танца «Модная игрушка»

5-8

Перевод рук из подготовительной позиции в 1, во 2 и в 3

Упр. «Качалочка»

 

На 1 – притоп, 2,3,4 - пауза

Соединение частей танца «Модная игрушка»

февраль

1-4

Комбинация из пройденных элементов:

1-2 плие,

3-4 исходное положение,

5-8 повторить,

1-2 ногу в сторону на носок,

3-4 приставить

5-8 повторить

1-2 руки в 1поз.

3-4 во 2 поз.

5-8 в подготовительной

Упр. «Уголок»

На 1 – хлопок, 2,3,4 – пауза,

на 5 – притоп, на 6,7,8 - пауза

Повторение и закрепление танца «Модная игрушка»

5-8

Комбинация из пройденных элементов:

1-2 плие,

3-4 исходное положение,

5-8 повторить,

1-2 ногу в сторону на носок,

3-4 приставить

5-8 повторить

1-2 руки в 1поз.

3-4 во 2 поз.

5-8 в подготовительной

«Тянем-потянем»

На 1-4 поднять руки вперёд,

5-8 опустить

Разучивание движений танца «Маша и медведь»

март

1-4

Выставление ноги на носок вперёд, в сторону, назад, в сторону – крестом.

Упр. «Лягушка» лёжа на животе

Руки в сцеплении на

1-4 вверх

5-8 вниз

1-2 вверх -2р.

3-4 вниз -2р.

Соединение частей танца

«Маша и медведь»

5-8

«Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2.

Упр. «Лягушка» сидя

Шаги по кругу:

1-4 руки вверх,

5-8 руки вниз

Отработка и закрепление танца

«Маша и медведь»

апрель

1-4

«Открывание» рук из подготовительной поз. в 1и 2,

выставление ноги на носок «крестом»

Повторение упражнений «Коробочка», «Корзиночка»

1-4 первая шеренга руки вперёд

5-8 вторая шеренга руки вперёд

1-4 первая шеренга руки вниз

5-8 вторая шеренга руки вниз

Разучивание движений танца «Весна-красна»

5-8

«Открывание» рук во 2 поз., ногу в сторону на носок,

наклон корпуса в сторону.

Упр.на повторение «Уголок»

Бег по кругу:

1-8 на каждый счёт,

1-8 через счёт

(по кочкам)

Соединение частей танца

«Весна-красна»

май

1-4

«Открывание» рук в сторону и на пояс.

Упр. «Качалочка»,

«Уголок»

Ходьба по кругу:

1-8 на каждый счёт,

1-8 через счёт, поднимая вперёд колено

(через кочки)

Отработка и закрепление танца

«Весна-красна»

5-8

Комбинация из выученных

движений

Ходьба по кругу с подниманием рук вперёд в разном темпе:

1-4 руки вверх,

5-8 руки вниз,

1-2 вперёд,

3-4 – вниз)

Повторение

танцевальных композиций

       

           В ходе работы по данной программе  может быть проведён  мониторинг индивидуального развития каждого ребёнка.  Диагностика  показателей  развития  проводится  2 раза в год (в октябре  и в мае).

Цель диагностики - выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

          Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий .

          Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

                       подобранных заданий.

Средний дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

 1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:

     высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в

                     соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и

                     конец музыки;

     средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;

     низкий –  смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

   2) соответствие движений ритму музыки:

     высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

     средний – выполняет движения с ошибками;

     низкий  –  движения выполняются неритмично.

   3) соответствие движений темпу музыки:

     высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой

                       движения;

     средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу

                       взрослого или других детей;

     низкий –  не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.

   4) координация движений и внимание («Ритмическое  эхо» со звучащими

     жестами):

     высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

     средний – допускает 1-2 ошибки;

     низкий –  не справляется с заданием.

   2. Воспроизведение метра и ритма.

  1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в

      хлопках:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию

                         музыкального произведения;

      средний –  на протяжении выполнения задания кратковременно теряет

      ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется    с                заданием.

      низкий –   беспорядочные хлопки.

    2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

    3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

      (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

                        движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

                        детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не

                        соответствуют характеру музыки.

    2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  

      (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

                        выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

                        эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

                        движении.

    3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

    4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

      жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

  2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни .

    2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

  3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

    4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

      инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  3. Творчество.

  1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

   2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

                        движении; самостоятельно использует знакомые движения или

                        придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

                         движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

Планируемые  результаты  работы кружка

(целевые ориентиры программы)

Дети:

  • выразительно  исполняют  движения   под  музыку;
  • умеют самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоили   большой объем  разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умеют  передать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точно и правильно исполняют движения в танцевальных и гимнастических композициях.

                         Список используемой литературы

  1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
  3. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.
  4. Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.
  5. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  6. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
  7. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.
  8. Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание  и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.
  10. Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.
  11. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
  12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.
  13. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.