ООД «Ярмарка» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Хайретдинова Светлана Владимировна

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. Цель - формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси средствами музыки, фольклора, живописи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ООД  «Ярмарка» для детей подготовительной группы.

Цель - формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси средствами музыки, фольклора, живописи.

Задачи:

образовательные

расширить представления детей о традициях, обычаях русского народа;

закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства;

развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить  излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.

Продолжать упражнять в ритмическом исполнении игры на ложках;

способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание;

развивающие

обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии классической музыки, живописи и фольклора;

развивать музыкальную память, слух, фантазию, мышление;

воспитательные

прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;

развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной  деятельности;

воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

наглядно-слуховые (музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения композитора Николая Петровича Будашкина «На ярмарке», сопровождающее просмотром репродукции картины художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка»);

словесный (беседа, использование малых форм русского народного фольклора (загадки, потешки, загадки, частушки);

практические (исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций; музыкально-ритмические упражнения; народная игра).

Оборудование:

фонограммы: Русская народная мелодия «Барыня», фрагмент музыкального произведения «На ярмарке», Н. П. Будашкин;  использовали  русские народные инструменты – деревянные ложки, трещетки, рубель, калотушки и т.д.

Предварительная работа:

слушание фольклорной музыки: «Барыня», «Русские плясовые»  в исполнении оркестра народных инструментов;

знакомство с русскими народными пословицами, потешками, играми и другими образцами народного творчества;

обучение игре на ложках;

беседы о культуре и быте русского народа.

Ход ООД:

Под веселую русскую народную мелодию  дети входят в зал, здороваются.

Педагог ИЗО:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте на веселую ярмарку. С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень. А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это рынок, базар, где все продается и покупается.

Педагог ИЗО: Правильно, ярмарка - это место, где никому не тесно, куда отовсюду  привозят свой товар, продают, меняют, и если понравится, покупают и везут домой. А какой товар был на ярмарке и как веселились люди, мы с вами сегодня узнаем.

Дети проходят на стульчики.

Педагог ИЗО: Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».

Дети рассматривают репродукцию картины «Ярмарка».

Педагог ИЗО: Что же изображено на этой картине?

Дети рассказывают, что изображено на картине

Педагог ИЗО: Мужчины, женщины и дети одевали свои лучшие платья и рубахи, что бы приехать на ярмарку, посмотреть на других и себя показать. Купить и продать разные товары– лапти и валенки, грабли и корзины, пироги да пряники, самовары и туески, глиняные расписные игрушки, деревянные матрешки, расписную посуду. Все разговаривают, торгуются, рассматривают товар и невиданные диковинки.

Музыкальный руководитель: Но, на ярмарках люди  не только продают и покупают товар, но еще и веселятся, слушают музыку и танцуют веселые танцы, играют на ложках, балалайках и гармошках. Скоморохи и цыгане развлекают честной народ песнями и плясками. На ярмарке всегда были гулянья, которым был рад и стар и мал. На ярмарке играли в народные игры, веселили народ скоморохи, разыгрывались театрализованные представления с Петрушкой, звучали русские народные инструменты, крутилась карусель. Да чего только не встретишь на русской ярмарке!

Музыкальный руководитель: Вот такую же живую, пеструю музыкальную картину создал композитор Николай Будашкин, называется она «На ярмарке».

Дети слушают фрагмент Музыкальной картинки «На ярмарке»

Н.П. Будашкина.

Музыкальный руководитель: Дети, вам понравилась музыка? Вы слышали один инструмент или произведение исполнял оркестр? Какой характер у этой музыки?

Дети. Весёлый, яркий, радостный, танцевальный.

Музыкальный руководитель: А что вам хочется делать под эту музыку?

Дети. Плясать, танцевать, веселиться.

Музыкальный руководитель: Какому жанру принадлежит прослушанное произведение (танец)

Педагог ИЗО: Ребята, а теперь посмотрите на картину и сравните с фрагментом музыки. Как вы думаете, яркие краски были на картине Бориса Кустодиева  похожи на яркие звуки, которые мы услышали в музыке.

Дети: Да

Музыкальный руководитель:

На ярмарке нашей

Товар всех краше

Пляски веселье и угощенье.

Веселые гармошки

Ложки и матрешки.

Скорей, скорей, честной народ!

Ярмарка веселая ждет!

Педагог ИЗО: Ребята посмотрите, сколько разного товара на ярмарке!

Педагог подводит детей к импровизированному прилавку и показывает детям деревянные изделия с хохломской росписью.

Педагог ИЗО: Как вы думаете, откуда привезли нам этот товар?

Дети: Из Хохломы

Пед. ИЗО: Правильно ребята! Это деревянные изделия привезены к нам из деревни Хохлома, поэтому, роспись на них называется «Хохломская».

Словно древних три завета

Хохломе верны три цвета,

Озаряя красотой:

Алый, черный, золотой,

А на ложке расписной –

Символ радости – зеленый.

Ребята посмотрите внимательно на изделия их Хохломы. Хохломские мастера тонкой кистью наносят растительный узор – травинки и травки, кустики и ягодки.

Необычные узоры и цветовая гамма стали визитной карточкой Хохломы.

Ребята посмотрите на экран. Скажите, какие цвета предпочитают хохломские умельцы?

Дети смотрят на презентацию и называют основные цвета. Играют интерактивную игру «Найди хохломской узор».

Педагог ИЗО: Ребята посмотрите, сколько разной посуды создавали мастера. Туески и солонки, тарелки и супницы, изделие, которое больше всего нравилось иностранным гостям называлось «Братина» - это огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для большого братского пиршества. Но для простых русских людей покупать такие блюда было очень дорого. Но, тем не менее, раньше на Руси изделия из хохломы были в каждом доме, простые русские люди больше всего любили покупать на ярмарках…?

Музыкальный руководитель: А вы отгадаете загадку и тогда узнаете!

За обедом суп едят,

К вечеру заговорят.

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестрёнки.

Поиграй и ты немножко

На хохломских ….(ложках).

Музыкальный руководитель: Предлагаю  вам поиграть на ложках.

Звучит «Барыня», дети играют на ложках по показу.

Педагог ИЗО:  Ребята отгадайте и мою загадку и тогда вы узнаете, откуда на нашу ярмарку приехали и другие  мастера.

Вечера зимою длинные

Лепит мастер здесь из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные:

Кружочки клеточки полоски,

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

Дети: Дымковская роспись.

Педагог ИЗО: Правильно, дымковская роспись очень яркая и красочная. Мастерицы из глины лепят животных, барынь и мужиков на лошадках.

Ребята посмотрите внимательно на Дымковские игрушки и скажите, какими узорами любят украшать свои игрушки народные умельцы. Какие цвета в основном они используют?

Дети рассказывают про дымковский узор и цветовую гамму.

На ярмарки мастера не всегда привозили расписанные изделия, иногда они брали игрушки, которые были покрыты только белой краской. Эти игрушки они предлагали расписать ребятишкам, приехавшим на ярмарку с родителями. Посмотрите вот и для нас с вами мастера привезли несколько не расписанных игрушек. Предлагаю вам ребята почувствовать себя мастерами Дымковской игрушки и расписать узорами игрушки.

Дети проходят за столы и рисуют фломастерами на готовых формах дымковских игрушек узоры по образцу.

Музыкальный руководитель: Но больше всего крестьянские дети любили разыгрывать сценки с Дымковскими барынями и мужиками. А наши ребята знают частушки про дымковских барышень.

Дети исполняют частушки.

А сейчас все ушки на макушки!

Мы споём весёлые, задорные частушки!

1. Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпочки нарядные,

Статные и важные.

2. Модницы-нарядницы,

Вы куда идёте?

С зонтиком и сумочкой

Глиняные тёти.

3. Посмотри как хороша

Эта девица-душа:

Щёчки алые горят

Удивительный наряд.

4. У них ручки крендельком,

Щёчки словно яблоки

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

5. Вот игрушки знатные,

Складные да ладные,

Они повсюду славятся

Они и вам понравятся.

6. Слепим мы себе свистульки,

Будем трели выводить

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть!

Музыкальный руководитель и педагог ИЗО исполняет частушку.

В Дымкове делают игрушки,

Сколько радости для глаз,

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди вас.

Музыкальный руководитель: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, в веселые игры поиграем, на людей посмотрим, да себя покажем.

Проводиться русская народная игра – шутка «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (руки складываются углом)

Семь сыновей,

Все без бровей (очертить брови пальцами)

С такими глазами (показывают глаза)

С такими ушами (ладони поднести к ушам)

С такой головой (очертить круг вокруг головы)

С такой бородой! (показывают большую бороду).

Ничего они не ели, на нее они глядели, делали вот так!(выполняются какие-либо характерные движения).

Звучит русская мелодия, дети произвольно выполняют движения под музыку.

Педагог ИЗО: Ребята посмотрите! Вот  игрушки просто - диво!

Изящны и красивы!

Вот - Машка! Дуняшка, Агашка -

Три штучки в одной кучке!

Посмотрите, какие красивые узоры на матрешках, яркие цветы, красные платки. Ребята,  какие художественные промыслы матрешек вы знаете?

Дети: Загорская, Семеновская, Полохов - майданская.

Педагог ИЗО: Правильно ребята. Но, посмотрите, вот матрешка, у которой простой не украшенный сарафан. Давайте мы с вами его украсим.

Дети присаживаются за столы и рисуют цветы на готовых формах цветов, затем приклеивают цветы к матрешке.

Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте потанцуем с нашей матрешкой!

«Танец – игра с матрешкой»

(дети под музыку передают маленькую матрешку по кругу у кого на окончание музыки останется матрешка в руках, тот танцует с большой матрешкой  в центре).

Музыкальный руководитель:

Тут и ярмарке конец. А кто был здесь – молодец!

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу!

А пока вы ярмарку смотрели,

Огурцы на огороде зайцы съели.

Коль не вышло с огурцами,

Угостим вас леденцами!

(Угощают детей леденцами) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осенняя ярмарка" для детей подготовительной группы.

Сценарий "Осенняя ярмарка" включает в себя русские народные танцы, песни, игры. Знакомит детей с русским народным творчеством, формирует чувство патриотизма, любви к своей стране, её национальным особ...

НОД интегрированное занятие "Ярмарка" для детей подготовительной группы

Формирование математических представлений через приобщение детей к русскому народному творчеству...

Сценарий праздника "Ах , ярмарка"для детей подготовительной группы

Методическая разработка. Сценарий осеннего праздника "Ах, Ярмарка" для детей подготовительной группы 2019г....

Конспект математического досуга "Сурская ярмарка» для детей подготовительной группы.

Цель: Приобщение детей к народному творчеству. Закрепление математических знаний детей.Задачи:Закрепить знания о составе чисел в пределах 8 из двух меньших чисел.Закреплять умение пользоваться ве...

Осенний праздник «Покровская ярмарка» для детей подготовительной группы ДОУ

Осенний праздник «Покровская ярмарка» для детей подготовительной группы ДОУ...