танцевальный кружок "Солнышко"
рабочая программа по музыке по теме

Скобликова Светлана Николаевна

программа танцевального кружка "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_skoblikovoy.doc152.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества детей пгт  Подосиновец

        Принято на заседании

        педагогического совета

        протокол №______________

        Утверждаю          

        Директор МОУ ДОД ДДТ

        _______________ Мисюкевич Н.Н.

        __________________20   г.

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности

танцевального кружка

,,СОЛНЫШКО”

Для воспитанников 6-7 лет

(cрок реализации до 1 года)

        Составитель:

Педагог дополнительного

образования МОУДОД  ДДТ

        Скобликова Светлана Николаевна

Подосиновец  2011

1

Содержание

             1.  Информационная карта______________________________3

             2.  Пояснительная записка______________________________4

             3. Этапы реализации___________________________________8

             4. Учебно-тематический план___________________________9

             5.  Содержание учебно-воспитательного процесса__________10

             6.  Методическое обеспечение__________________________12

              7.  Литература_______________________________________15

        8.   Приложение  1 Диагностика___________________________16

2

Информационная карта программы

           1.  Название программы: ,,Ритмическая  мозайка’’ для детей старшего

       дошкольного возраста.

           2.   Составитель: педагог дополнительного образования

                 Скобликова Светлана Николаевна.

     3. Вид программы: модифицированная (основана на

           материале  программы ,,Ритмическая мозайка” А. И. Буренина).

           4. Направление деятельности:

           5. Уровень усвоения: общеразвивающий        

 

           6. Специфика содержания:

         

           7.  Сроки реализации: до 1 года.

  1. Форма  реализации: подгрупповая и групповая.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

      Содержание программы кружка “Cолнышко”основывается на  

      программу ”Ритмическая мозайка, которая направлена на

      развитие   идеи использования музыкально - ритмических

      движений,  как средства психологического раскрепощения

      ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного

      инструмента.

               Отличительная особенность  программы “Ритмическая

      мозайка”- Бурениной для дошкольников от других программ

      состоит в том, что она является дополнительной, т.е. реализация

      выходи за   рамки существующей сетки  занятий  ДОУ.

      Огромные возможности для воспитания души и тела заложены

      в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов

      художественной деятельности. В комплексе

     ритмических   упражнений, музыка регулирует движение и дает

     четкие представления о соотношении между временем, пространством

     и движением.

Первая особенность программы:

   -выявление индивидуального стиля деятельности.

Вторая особенность программы:

    -это использование в качестве музыкального сопровождения,

     как     правило “целостных произведений”- в грамзаписи.

     Целостный музыкальный образ передается  разнообразными              

     пластическими средствами, требующими как свободного владения

     телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и  

     фантазии.

Третья особенность программы:

     -это сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы.  По    

    двигательной реакции под музыку проводится диагностика как  

    музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

4

           Данная программа развивает внимание, волю, память, подвижность

         и гибкость мыслительных процессов, направленная на развитие    

         музыкальности и эмоциональности, творческого воображения,  

         фантазии.

              Основная цель данной программы - развитие ребенка,  

         формирование средствами музыки и ритмических движений    

          разнообразных умений, способностей, качеств личности.

        Для достижения данной цели необходимо  последовательно решить

        ряд задач:

       -развивать способность воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее

         настроение и характер, понимать ее содержание;

        -развить музыкальность слуха, чувства ритма.

        -развить музыкальный кругозор и познавательный  интереса к

         искусству   звуков.

        -развивать музыкальную память.

         -развивать ловкость точность координацию движения;

        -развивать  гибкости и пластичность;

        -воспитать выносливость;

       -формировать правильность осанки, красивой походки;

       -развивать умение ориентироваться в пространстве;

       - умение выражать эмоции в мимике и пантомимике

       -тренировка подвижности нервных процессов;

      - умение выражать эмоции в мимике и пантомимике - (радость,

            грусть, страх.)

        - умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа

          переданное в музыкальном произведений и выражать это в пластике;

        - уметь вести себя на занятий, мальчикам уметь пригласить девочку на    

            танец и затем проводить ее на место.

           Реализация данной программы рассчитана на детей  6-7 лет

           Занятия проводятся  с группой детей, 2 раза в неделю.    

           Продолжительность занятия 1 ч.

     Сроки преодоления недостатков зависят от ряда    

                                факторов:

                -психологические особенности ребенка;

              -регулярность занятий;

        5

            Формы занятий.

          -Занятие - путешествие

          -Занятие - игра

          -Занятие - танец

          -Занятие – сказочные герои

             Полезно использовать различные игровые ситуации:

         ,,учим куклу танцевать,,

         ,,к нам пришел гость,,

         ,,подражательные движения,,

         ,, на ярмарке,,

         ,,елочные игрушки,,

         ,,вятские игрушки,,

         ,,ложкари,,

         ,,танцуем сидя,,

         “дети и природа,,                

                К  формам котроля  во время занятий ритмикой необходимо    

           руководствоваться общей заповедью “Не навреди!”, поэтому:

          1. Постоянно следить за состоянием детей на занятиях.

          2. Прислушиваться внимательно к жалобам детей, не заставлять их        

               заниматься, если они не хотят двигаться (это может быть не  

               проявление лени, а началом заболевания).

          3.  Следить за чистотой зала, его проветривания, за удобством одежды  

               и обуви детей на занятий.

              Положительный результат работы будет достигнут только при    

                    соблюдений следующих условий:

          - интересные формы занятий;

          - сочетание приемов работы, позволяющее избежать утомления;

          - эмоциональный контакт с детьми;

          - психологическая готовность ребенка к данному виду деятельности;

          - учет индивидуальных психофизиологических особенностей развития      

              каждого ребенка.

             В ИТОГЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:

            -ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПОД МУЗЫКУ;

6

            -ОСВОЕНИЕ БОЛЬШОГО ОБЪЕМА РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ И    

             ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ;

            -СПОСОБНОСТЬ К ИМПРОВИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРИГИНАЛЬНЫХ И  

              РАЗНООБРАЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ;

            -ТОЧНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ  В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ И  

              ГИМНАСТИЧЕСКИХ  КОМПОЗИЦИЯХ.

 

          -эмоционально исполняет знакомые или им придуманные различные    

           плясовые движения в свободных плясках, самостоятельно меняет    

           движения в связи с изменением характера музыки.

7

Этапы реализации программы

Период

обучения

Цель обучения

Содержание работы

Форма

работы

Начальный

этап

Создание предварительного

представления об

упражнений.

Формирование образа активизирует работу

центральной нервной

системы детей

Упражнения простые по

координации, малые по амплитуде и выполняемые

в медленном умеренном темпе;

-показ упражнений происходит в зеркальном изображений;

-упражнения повторять несколько раз, тем самым закрепив предварительное представление о нем.

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Этап углубленного

развития

упражнений

Целостное выполнение упражнений

Постепенное увеличение движения и темпа приводит к усилению нагрузки.

-запоминаний нескольких композиций;

-самостоятельно выполняются выученные

упражнения в целом.

Групповая

Подрупповая

Этап

закрепления

Музыкально-ритмическое.

Формирование двигательных навыков и

переход к творческому

самовыражению в движении под музыку.

Дети двигаются свободно, с  полной

эмоциональной и

эстетической отдачей

Групповая

8

Учебно-тематический план

Наименование

раздела

Количество часов

теория

практика

всего

        1

Развитие двигательных качеств и умений

10ч

12ч

2

Развитие музыкальности

(танцы)

10ч

12ч

3

Развитие умений  ориентироваться в пространстве

11ч

4

Развитие творческих

 способностей

11ч

5

Развитие и тренировка психических процессов

6

Развитие нравственно-коммуникативных качеств

личности

        

        

        

9

Содержание программы

Основные направления работы на занятиях:

        1 Развитие музыкальности:

          - воспитание интереса и любви к музыке, слушать знакомые

            и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать,

            что за произведение,

          - развитие умения выражать в движении характер  музыки и ее    

            настроение,

- развитие умения передавать основные средства музыкальной

  выразительности, разнообразный темп,

- развитие способности различать жанр произведения - плясовая, вальс,  

  полька, старинный и современный танец и выражать это в

  соответствующих движениях.

2 Развитие двигательных качеств и умений:

   основные движения:

   ходьба спокойная, бодрая, на носках, на пятках, пружинящий и

   топающий шаг, с высоким подниманием колена, шаг с ускорением и

   замедлением;

   бег – легкий, ритмичный, высокий, широкий, с ускорением и  

   замедлением;

   прыжковые движения- на одной, на двух ногах, на месте, с

   продвижением  вперед, поскоки, различные виды галопа и др.,

   общеразвивающие упражнения – упражнения на плавность 

   движений, гибкости, пластичности, координации рук и ног.

   имитационные движения- понятный детям образ настроение или

   состояние, а также ощущение тяжести, легкости и т.д.

   плясовые движения- элементы народных плясок; шаг польки,

   переменный шаг, шаг с притопом и т.д.

3 Развитие умений ориентироваться в пространстве:

  самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться

  в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов,

  в шеренги, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения

  на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль и др.)

 

      4 Развитие творческих способностей:

           уметь сочинять несложные плясовые движения;

10

           развивать воображение, фантазию, умение находить свои

           оригинальные движения, умение оценивать свои творческие

           проявления и давать оценку другим детям.        

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

умение изменять движения в соответствии с различным темпом,

ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

развивать  восприятие, внимание, волю, память, мышление-

на основе усложнения заданий;

уметь выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:

(радость, грусть, страх, тревога, и т.д.)

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитывать умение сочувствовать сопереживать другим,

радоваться успеху других детей и  переживать если кто-то

упал или уронил предмет во время движений;

воспитывать чувства такта, умение вести себя во время занятий

(не толкаясь, не шуметь, находить себе место)

воспитывать культурные привычки в процессе группового общения

с детьми. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем

проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

11

 

Методическое обеспечение

Методы:

1. Наглядно-слуховой (предполагающий художественное исполнение

    педагогом).

2. Наглядно-зрительный (показ игр, плясок или отдельных элементов

    движения).

3. Словестный (рассказ о новой игре, танце, пояснения по ходу

    исполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.).

4. Упражнения (многократное повторение). Этот метод применяется не  

    только при усвоении музыкально-ритмических навыков, но и при    

    самостоятельных действиях детей и выполнение ими творческих

    заданий.

5. Наглядно-выразительный ( игры, танцы,  хороводы, упражнения ).

 

   Таким образом, методы разнообразны, вариативны, они хорошо

    дополняются многочисленными приемами. Каждый метод имеет

    свои особенности.

Методические подходы:

1 Сначала упражнения выполняются медленно в зеркальном изображении,

   постепенно темп увеличивается, но при этом следить, чтобы упражнения  

   выполнялись точно. Постепенное увеличение движении и темпа приводит

   к усилению нагрузки. Движения выполняются самостоятельно и в целом.

Методические приемы    

-метод образно-игрового вхождения в музыку;

-метод контрастных сопоставлений;

-метод творческих заданий, и импровизация

Сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного приемов;

Соревновательный прием;

игровой прием;

прием ,,провокации,, ,,вовлекающий,, показ; сочетание групповых

и индивидуальных форм работы;

подбор специального индивидуального-ориентированного  музыкального

материала;

12

  использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной  деятельности в качестве  методического приема способствует  

обеспечению максимально-комфортных условий для занятий детьми  и

является наиболее эффективным способом достижения результатов.

Для того, чтобы  научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ необходима интенсификация самой музыкально- ритмической деятельности.

Также важно подбирать ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач.

Например  яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движения.

Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве.

Т.О. в процессе исполнения одной композиций, у детей развиваются разнообразные умения  и способности, а так же формируются важнейшие качества личности.

Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д.

Поэтому стараться не делать детям замечания в слух, а наоборот, подбадривая их. Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.

           Различные формы организации

- подготовительные упражнения направлены на обработку какого-либо сложного элемента танцевальной композиции, четкости, правильного выполнения движении, которое затем включаем в танец.

Эти упражнения помогают обогатить детей запасом разнообразных двигательных упражнений, выполняемых их в танце, пляске свободно, уверенно и непринужденно.

-тренинговые композиции отличаются от подготовительных упражнении, тем, что в них отрабатываются не только какое – то конкретное движение, а целая цепочка двигательных качеств, из которых состоит та или иная танцевальная композиция.

-образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиции, позволяют в движениях выразить различные по характеру  эмоциональные состояния, сюжетные образы, и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнения развивает у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику способность к

         13

импровизации в движениях.

Особенностью упражнений композиций является их спортивная .направленность. Такие упражнения развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции.

Неменее  интересными и позновательными для детей являются пластические  этюды, которые можно использовать с атрибутами ( ленточки, мячи, обручи и т.д.).

Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны требует четкого, правильного выполнения движении, который имеет в основном спортивную направленность ( езда на велосипеде, полуобороты туловища направо налево, взмахи рукам и т.д.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности, а с другой стороны направлен на реализацию собственного понимания музыки.

14

                          Приложение 1

     Диагностика по музыкально-ритмическим движениям

Ф.И.  

Эмоциональная

отзывчивость

Восприятие

Чувство ритма

Танцевальное

творчество

итог

высокий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

1

2

3

 4

  5

15

Список используемой литературы:

         1.А.И. Буренина. Ритмическая мозайка

            г.Санкт-Петербург    1997г.

Издание второе.

        2  Санкт-Петербупг   2000г.

              А.И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей.

      3  Т.И.Суворова.  Спортивные, олимпийские танцы для детей.  Выпуск 1 и 2  диски. Санкт-Петербург

             4  Т.И,Суворова. Танцевальная ритмика для детей.

                 Учебное пособие. ,,Музыкальная палитра,,

                 Санкт-Петербург.  2004г.

        5   Г.П.Федорова. Танцы для мальчиков

      Методическое пособие  ,, Музыкальная палитра ,,

      Санкт-Петербург   2011г аудиозапись на СD диске.

 

            6   Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального  

      воспитания в детском саду: Учебное пособие. ,,Дошкольная педагогика и психология,,.-М.: Просвещение; 1983.-255с.

16