Технология Филатова Ю.О.
учебно-методическое пособие по музыке на тему

shemchuklv

Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_filatova.docx24.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием.

Авторы Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е. В.

Коррекционная технология

   Система развития ритма движений и речи, разработанная в русле логопедической ритмики, представляет собой одну из важных логопедических технологий, которая включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.

   Авторы технологии: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ю. О. Филатова, учитель-логопед Н. Н. Гончарова, музыкальный руководитель Е. В. Прокопенко. Научным редактором рукописи является доктор медицинских наук, профессор Л. И. Белякова. 

Целью данного пособия является методическая систематизация традиционных и авторских упражнений по развитию темпа и ритма общих и речевых движений у детей дошкольного возраста с заиканием на логопедических и музыкальных занятиях.                                                                В отличие от существующих в настоящее время аналогичных пособий, методика, разработанная Ю. О. Филатовой, Н. Н. Гончаровой, Е. В. Прокопенко, более целенаправленно учитывает взаимодействие логопеда и музыкального руководителя по развитию ритмических процессов речеязыковой деятельности. Предложенная направленность занятий является особенно целесообразной при обучении детей с заиканием, поскольку у них страдают, в первую очередь, ритмические процессы речеязыковой деятельности.

Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются ребенком путем их ритмического повторения.                                                                          

    Разделы работы и системы упражнений, предлагаемые авторами данной методики, позволяют выделить индивидуальный темпо-ритм, сформировать восприятие музыкального и речевого ритма и нормализовать ритм общих и речевых движений. Материал дается с подробным описанием различных упражнений, инструкциями, а также указанием на использование определенного нотного приложения.
   Обучение детей старшего дошкольного возраста с заиканием с использованием данного методического пособия позволяет усваивать правила использования плавного речевого высказывания, нормализовать голос, интонационную выразительность речи.
   Логопедическая ритмика представляет собой одну из важных
логопедических технологий, включающихся в коррекционно-педагогический процесс при каждом из видов речевой патологии. Это связано с тем, что у лиц с речевыми нарушениями всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций: состоянии мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмической способности и т.п.
   Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию дыхания, развитию речевого выдоха, подвижности и активности речевой моторики, координации и деятельности всех отделов периферического речевого аппарата.
   Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и служит цели нормализации двигательных функций и речи. В процессе логоритмических занятий развивается язык ребенка, формируется речевое дыхание, ритмизируется в целом вся система речевых движений.   .
   Коррекционная направленность этой технологии обусловлена комплексностью и этапностью коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с заиканием.

В пособии представлена инновационная система логопедических и музыкальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. Основное внимание уделяется развитию ритмической способности в движениях и речи посредством постепенно усложняющихся упражнений, разработанных и апробированных в условиях дошкольного образовательного учреждения.
   Предложена система упражнений по развитию координации движений, темпа движений на музыкальных занятиях и темпа речи на логопедических занятиях. Представлены упражнения, направленные на постепенное развитие ритмизации речевой деятельности: работу над слоговым, словесным и синтагменным ритмом. Логоритмические игры подобраны согласно этапам работы по развитию темпо-ритмических и координаторных способностей у детей.
   Авторами предложена новая последовательность видов занятий по развитию ритма и координации движений и речи. На первых занятиях задачи музыкальных занятий предшествуют тем же задачам, которые реализуются на логопедических занятиях. На последующих занятиях, напротив, логопедические занятия по своим задачам предшествуют решению тех же задач на музыкальных занятиях. В книге строго соблюдены структура, изложение и доступность представленного материала.
   В отличие от существующих методических пособий по логоритмике, содержащих нотные приложения, в данной технологии каждое музыкальное произведение соотнесено с конкретным видом задач определенного раздела по развитию ритма движений и речи. Входящее в состав нотное приложение представлено на CD-носителе. На CD диске даны 98 нотных приложений, предназначенных для проведения занятий музыкальным работником, и 98 аудиозаписей музыкальных произведений, позволяющих организовать логопеду коррекционную работу с детьми при отсутствии музыкального работника.


Развитие темпо-ритмических и координаторных способностей на логоритмических занятиях

Данные игры подобраны к тематическим занятиям, которые соответствуют этапам работы по развитию темпо-ритмических, координаторных способностей и плавной речи у детей с заиканием.

Тема «ОВОЩИ» Хоровод «Огородная-хороводная»

Нотное приложение № 66  «Ах вы, сени, мои сени» обр. Метлова

             

Текстовый материал

Описание движений

Мы пришли на огород,             Завели свой хоровод.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют.

Тут все овощи сидят

Останавливаются лицом в круг, приседают

И на солнышко глядят.

Встают. Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге.

Выбегает тут редиска,

Один ребенок выполняет роль «редиски»: выбегает на носочках в круг и выполняет произвольные танцевальные движения.

Поклонилась низко-низко,

Низко кланяется

На носочках покружилась

Кружится на месте

И на место воротилась.

Останавливается\

Вот протопал очень важно,

Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге. Один ребенок шагает в круге, изображая помидор, растопырив и округлив руки.

Посмотрел на всех отважно

Поглядывает важно на детей.

Перелез через забор

«Перешагивает забор», кланяется детям.

Красный, сочный помидор.

Дети, стоя в круге, под пение хлопают в такт музыке.

А зеленая капуста растопырив листья густо,

Один ребенок шагает в круге, изображая капусту, растопырив руки.

Прошуршала, прошумела

Обходит круг, произнося звук «ш»…

И на место тихо села.

Останавливается и садится..Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге.

Вышла важная картошка,

Один ребенок поскоками выбегает в круг, растопырив и округлив руки.

Поплясав одна немножко

Выполняет произвольные танцевальные движения

Повертелась, покружилась

Кружится на месте

И на место воротилась

Возвращается в круг. Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге

А за нею сразу вдруг прибежал сердитый лук,

Один ребенок, прижав руки к туловищу, поскоками выбегает в круг.

По дорожке прошагал

Обходит круг один раз

И на грядку снова встал.

Встает на место. Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге.

Знают все, что не игрушка – огородная петрушка, Без петрушки что за щи,

Один ребенок выбегает в круг на носочках, подняв руки вверх, вращая кистями рук.

Лучше щи и не ищи.

Возвращается на место. Дети под пение хлопают в такт музыке, стоя в круге.

Про нее рассказ не длинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок,

Один ребенок обходит круг на прямых ногах, приставив ладони к затылку и помахивая ими.

Будешь ты здоров, дружок!

Становится на место. Дети под пение хлопают в такт музыке

С огорода мы идем и корзиночки несем. Урожай у нас богат, будет праздник для ребят.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют.

Музыкальная игра-инсценировка «Огурчики»

Белорусская народная песня. Обр. В Герчик

Вот сажаем мы, вот сажаем мы

Дети идут по кругу друг за другом

В огороде огурчики, в огороде зеленые. Вот сажаем мы, вот сажаем мы.

Имитируют руками посадку огурцов справа и слева, как бы «рассыпая семена».

Поливаем мы, поливаем мы в огороде огурчики, в огороде зеленые. Поливаем мы, поливаем мы.

Меняя направление движения, дети идут по кругу друг за другом и имитируют полив из лейки.

Собираем мы, собираем мы в огороде огурчики, в огороде зеленые. Собираем мы, собираем мы.

Дети идут в разных направлениях по залу и имитируют сбор огурцов в корзину.

Музыкальная игра-инсценировка «Веселые поварята»

«Веселые поварята» муз. Савельева, сл. Гончаровой

В качестве атрибутов используются деревянные ложки.

1. Мы веселые ребята-повара,

За работу, поварята, нам пора.

Испечем с начинкой сладкой вам пирог,

И получится пирог совсем неплох.

Дети поют и бегут по кругу на носочках, держа в руках деревянные ложки.

Проигрыш

Отбивают ритм на ложках.

Закипела каша, здесь задача наша –

Дробным шагом идут в центр круга,

Посолить, помешать и немножко подождать.

Выполняют имитационные движения «подсаливания» и «помешивания».

Проигрыш

Отбивают ритм на ложках.

2. Мы веселые ребята-повара,

За работу, поварята, нам пора.

Щей наварим и нажарим вам котлет.

Приглашаем всех сегодня на обед.

Дети поют и бегут по кругу на носочках, держа в руках деревянные ложки.

Проигрыш

Отбивают ритм на ложках

Закипела каша, здесь задача наша

Дробным шагом идут в центр круга,

Посолить, помешать и немного подождать.

Выполняют имитационные движения «подсаливания» и «помешивания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОРИТМИКА РАЗВИТИЕ РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко Под редакцией Л.И. Беляковой Серия «Логопедические технологии» ООО «Национальный книжный центр» Москва 2011

Учебно-методическое пособие по логоритмике    http://www.bimlim.ru/CAT_Logoritmika-Razvitie-ritma-dvijeniy-i-rechi-u-detey-s-zaikaniem.html2011 г., твердая обложка, 184 страницы.В пособии пр...

Эссе воспитателя дошкольного учреждения: Детский сад будущего. Автор: Филатова Ольга Вячеславовна.

Мой детский сад будущего – это я и мои коллеги, которые делают всё возможное и порой даже невозможное ради того, чтобы будущее поколение имело верное и надежное основание для жизни в благополучн...

Презентация "Фамильный альбом" семьи Филатовых для фестиваля "Моя семья - Жемчужина Карабулака"

quot;Фамильный альбом" семьи Филатовых для фестиваля "Моя семья - Жемчужина Карабулака"...

Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Автор: Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Под редакцией: Белякова Л.И.

Аннотация:   В пособии представлена инновационная система технологии проведения логопедических и музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями...