Исследовательский проект «Поймать Невидимку»
проект по музыке (подготовительная группа)

Чебакова Наталья Сергеевна

Исследовательский проект «Поймать Невидимку»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Поймать Невидимку»

Осуществляется в ходе реализации программы по звукосенсорному развитию старших дошкольников «Звук вокруг нас», через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Тип проекта: Исследовательский, краткосрочный

Цель проекта: формирование и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка старшего дошкольного возраста через совершенствование навыков исследовательских способностей.

Задачи для педагога:

  • Стимулировать  познавательную активность детей, стремление к исследованию мира Звуков;
  • Сформировать у детей элементарные представления о звуке как о физическом явлении;
  • Добиться от детей самостоятельного умозаключения, предположения итогового этапа эксперимента;
  • Развивать опыт публичных выступлений дошкольников
  • Привлечь родителей дошкольников к совместной исследовательской деятельности.

Задачи для дошкольника:

  • Изучить мир Звуков,
  • Поймать Звук-Невидимку;
  • Раскрыть секреты Звука-Невидимки

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, взаимодействие с родителями воспитанников по соблюдению плана и условий реализации исследовательского проекта.

Практический – реализация проекта: Проведение эксперементально-исследовательской деятельности в детском саду и дома.

Итоговый – публичное выступление юных исследователей

Продукты проектной деятельности: новые эксперименты со звуком, фото и видео материалы, самодельные приборы для улавливания звуковых волн.

Исследовательская работа по теме «Звук – Невидимка».

Работа осуществляется в процессе решения поставленных перед детьми задач с применением опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Полон звуков мир вокруг (проходит на занятии)
  2. Звук как физическое явление (проходит на занятии)
  3. Можно ли звук увидеть?

Попробуем поймать Невидимку! (домашнее экспериментирование)

  1. Звукопроводимость.

Тайны Звука Невидимки. (домашнее экспериментирование)

  1. Играем со звуком – изготовление приборов усиливающих звукопроводимость.
  2. Презентация своих открытий. (выступление перед  слушателями)

Приложение.

Занятие 1 -  «Полон звуков мир вокруг…».

Задачи:

  • Обратить внимание детей на наличие вокруг них разнообразных звуков,
  • Рассмотреть процесс «прислушивания», выявить значение «концентрации внимания»  в достижении наилучшего результата.
  • Учить классифицировать звуки, живущие в доме, на улице, звуки природных явлений, живых объектов.

Материал: Предметные картинки, звукозаписи звуков дома, улицы, природных явлений.

Занятие начинается с прочтения стихотворения

Звук вокруг нас.       

Если ты устал от скукиколокольчик звенит

То послушай с нами звуки.

Полон звуков мир вокруг

А ты слышишь  звуки, друг?

Сядь и ушки навостри,

Звуки слышаться в дали.        

Вот проехала машина,

Где-то трактор тарахтит,

Поезд едет, он по рельсам

Интересно так стучит.

Детвора гулять пошла.

Смех и визг слышен с двора.

Слышим птичек щебетанье,

И собаки звонкий лай.

Приложи чуть-чуть старанье,

Все услышишь, так и знай.

Звуки прячутся от нас, прячутся от наших глаз.

Но зато мы слышим звуки, кто услышал? Поднимите руки.

Какие звуки "улицы" вы слышите сейчас?

Какие звуки доносятся до нас из соседних помещений?

Какие звуки живут в этом зале?

Молодцы, ушки ваши слышат звуки! Скажите, а что нужно сделать, чтобы человек смог лучше расслышать разные звуки?

Дети --------

Давайте проведем такой эксперимент.

Саша будет слушать, что я ему буду говорить шепотом, а вы сидите тихо.

А теперь все дети будут греметь погремушками, сможет ли Саша расслышать мой шепот.

Так, что помешало Саше услышать меня?

Правильно – Шум. Поэтому нужно следить за тем, что бы в вашей группе не было, слишком шумно. Ведь, чем больше шума, тем вы хуже слышите друг – друга. Что нужно делать, чтобы в группе не было слишком шумно?

Ответы: Говорить в полголоса, не кричать, молчать, когда к вам обращается воспитатель или товарищ.

А теперь создадим тишину и послушаем звуки, которые живут в нашем доме, в природе, звуки животных. Интересно, узнаете ли вы их?

Прослушивание звукозаписи  - игра - тренинг «Узнай, чей это звук».

Дети слушают фонограмму записи звуков, называют их. Притом громкость постоянно меняется от, громкого -  к совсем тихому.

Помните дети, что звуки любят, что бы их слышали.

Они о многом готовы нам рассказать. Например, о том, что делается на улице, о том, чем занимается мама в другой комнате, кто живет в лесу, или на деревенском дворе…

Будьте внимательными и слушайте звуки. До новых встреч.

  1. Звук как физическое явление (проходит на занятии)

Задачи:

  • Дать  представление о звуке как о невидимых волнах
  • Показать, что звуковые волны можно почувствовать тактильно

Материал:  Колонка действующего динамика. Схема звуковых волн.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, а вы когда-нибудь видели звук?

О. Нет, слышали…..

Значит, звук увидеть нельзя, но мы его легко можем услышать.

Вы слышите звуки?

О. Да….

-А как это происходит?

     Как вы слышите звуки?

О. Уши слышат…..

-Многие из вас ребята правильно сказали, что слышим мы ушами.

А как это происходит, вы не знаете. А хотите все об этом узнать?

Взрослые про звук говорят, что звук похож на невидимые волны, которые разлетаются от звучащего предмета во все стороны.

Посмотрите на картинку - (схема распространения звуковых волн)

От звенящего колокольчика во все стороны расходятся звуковые волны, которые проходят в наши уши, и мы их слышим. Давайте и мы запустим невидимые волны.

Дети играют на музыкальных инструментах,  воспроизводят звуки колокольчика, барабана. Хлопают в ладоши, кричат…

-Правильно, ребята вы сказали, что звук увидеть нельзя, но мы можем его ощутить, почувствовать его, например рукой…

Подводит детей к  звуковой колонке, включает воспроизведение любого муз, или шумового момента.

- Откуда идет звук?  Обращает внимание на колонку и динамик

Это колонка и динамик, здесь воспроизводится звук. Он выходит из динамика то громко, то тихо. ( Поворачивает регулятор громкости)

А теперь приложим к динамику ладошку, вы чувствуете, как движется, пульсирует динамик?

Звук громче и толчки сильнее!

Как вы думаете, что же двигает и толкает динамик?

О. --------

-Это движение вызывает проходящие звуковые волны, это они  стучат в динамик и двигают его.

     Вы, сейчас звук не видите, но зато ощущаете его своей ладошкой.

У меня есть ещё одно интересное наблюдение. Я не могу понять, как звуковые волны из спортивного зала, попадают к нам. Почему мы слышим, то что там происходит? Ребята, вы слышите сейчас звуки из соседнего зала?

     Скажите, как звук попал сюда, ведь двери закрыты?

О.   --------                

-Да, звуковые волны проходят сквозь стены и двери.    Хотя, послушайте, звук слабый, не громкий, нам нужно прислушиваться, чтобы услышать его.

Звук, пока к нам сквозь стены проходил, стал слабее.

Вывод: Какие тайны звука мы сегодня раскрыли?

Звук – это невидимые волны. Мы знаем, что звук невидим, но его можно услышать. А ещё его можно ощутить, ладошкой или даже всем телом.  Не верите – докажем! (Опыт с динамиком звуковой колонки)

  1. Можно ли звук увидеть?

Попробуем поймать Невидимку! (домашнее экспериментирование)

Инструкция для родителей

Опыт первый.

В ёмкость (мягкий контейнер для продуктов) налить немного воды. Под него поместить звуковую колонку. После того как вода в ёмкости успокоиться, включить звук (погромче). Звуковая волна, проходя сквозь дно и стенки ёмкости, приводит воду в неспокойное состояние, звук толкает воду, что выражается в её бурление, появлении ряби на поверхности.

Опыт второй.

Кастрюлька, с нетолстыми стенками и дном. Колонку поместить под перевёрнутую кастрюльку.

На дно сверху положить мелкие кусочки порванной салфетки или туалетной бумаги.

Провести эксперимент аналогично первому. (попробуйте бумагу заменить манкой)

Вывод: Звуковая волна проходит сквозь предметы и влияет на них, лёгкие предметы от этого воздействия начинают двигаться.

Ловим Невидимку дальше. Раскроем секреты звука Невидимки.

Знаем, что звук умеет проходить сквозь предметы, но при этом он ослабевает и становиться тише. Звук музыки из соседней комнаты мы слышим более тихим, чем, если бы мы слушали музыку не из соседней комнаты, а были рядом с компьютером в одной комнате. Стены и двери ослабили звуковую волну. А что ещё может её задержать, ослабить? Какие предметы задерживают звук лучше?

Эксперимент «Звукопроводимость» Помещаем колонку (сотовый телефон) под разные предметы.  Сравниваем, как они ослабевают звуковую волну. Какие материалы лучше задерживают звук? - металлическая кастрюля, картонная коробка, подушка. –

 Вывод: предметы мягкие, не плотные, не твёрдые лучше задерживают звуковые волны.

 Как это используется людьми в быту? - (беруши, наушники, звукоизоляция – строительная) Придумайте свои примеры.

По окончанию вашей совместной деятельности дети должны усвоить:  что предметы мягкие, не плотные, не твёрдые лучше задерживают звуковые волны, звук они пропускают плохо. А предметы плотные, твёрдые звук пропускают лучше.

Попросите ребёнка пересказать всё, чем вы занимались. Акцентируйте внимание на результате эксперимента и выводе сделанном ребёнком из него. Пересмотрите ваше видео и фотографии экспериментов. Покажите маленькому исследователю свои положительные эмоции и личную заинтересованность процессом изучения темы. Не скупитесь на эмоции и похвалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"

исследовательская деятельность с участием родителей...

Исследовательский проект "Таинственная невидимка"

Исследовательский проект для педагогов детского сада...

Детский исследовательский проект "Воздух невидимка"

Данный проект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха....

Исследовательский проект «Воздух - невидимка»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный (месяц).Состав проектной группы: воспитатели Осокина Н.Л., Шашина О.В., воспитанники средней группы, родители.Актуал...

Познавательно - исследовательский проект "Воздух - невидимка".

Проект "Воздух - невидимка". Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет ди...

Исследовательский проект «Воздух-невидимка»

Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений....

Исследовательский проект "Воздух невидимка"

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности....