Возможности музыкальных занятий для социального воспитания детей дошкольного возраста
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная статья раскрывает проблему социализации дошкольников и предлагает её решения в рамках музыкальных занятий в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможности музыкальных занятий для социального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.

Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Учёные отмечают, что процесс социализации начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь. Наиболее ответственный период – дошкольное детство. Это период, когда ребёнок начинает осваивать социальное пространство, когда закладываются основы социализации.

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание социальному развитию детей. В «Программе воспитания и обучения в детском саду»[1] в разделе «Нравственное воспитание»  обозначены и задачи социализации  дошкольников. В пояснительной записке они сформулированы так: «В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения и нравственные привычки, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей» [1, с. 11].

Следует отметить, что в сфере социализации дошкольников наиболее полно исследованы общие вопросы. Один из исследователей, профессор  В.Н. Гуров, в своей книге «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй»[2]  подчеркивает, что социальное воспитание детей является основной задачей дошкольного учреждения, поскольку детский    сад – это, прежде всего, социальный институт, в котором осуществляется подготовка детей к жизни в обществе, прививаются нормы поведения. Он отмечает, что «ребенок, находясь в образовательном учреждении, одновременно  с академическими знаниями, умениями и навыками должен приобрести определенные социальные знания, умения и навыки, которые дополняют стихийно получаемый воспитанником социальный опыт и обеспечивают ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей» [2, с. 7].

Значимыми в изучении вопросов социального воспитания дошкольников являются выводы музыкального психолога, арт-педагога, профессора В.П. Анисимова, который наряду с другими учеными (Е.И.Николаева, С.И. Розум, Т.П. Хризман  и др.)  полагает, что путь социализации ребенка лежит через эмоционально-чувственную сферу[3].

Музыка может быть наиболее эффективной областью для социального развития детей, так как является способом выражения эмоций человека. В.П.Анисимов пишет: «Если опираться на выводы учёных о том, что ведущим каналом социализации ребёнка является эмоционально-чувственная сфера, а с другой стороны, принимать тезис об искусстве как способе выражения и усвоения эмоций человека, то становится очевидным необходимость осмысления педагогических возможностей использования художественного сотворчества в качестве социализации детей» [3, с. 33].

В настоящее время возможности музыкальных занятий в социальном воспитании дошкольников используются недостаточно. Е.В. Пономарева полагает, что включение в содержание музыкальных занятий поучительных историй, сценок-диалогов, будет способствовать раскрытию таких качеств, как ответственность, уважение к старшим, желание оказывать помощь, защищать тех, кто слабее и т.д.[4]        

Следует отметить, что репертуара, который способствует формированию социальных качеств, достаточно. Но он не систематизирован, поэтому музыкальные руководители испытывают затруднения при подборе материала данной тематики для занятий.

Проблемой поиска путей социализации дошкольников с помощью музыкального искусства сегодня занимаются и в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. В рамках педагогической практики студентами института на базе ГБДОУ № 14 проведены пробные диагностические исследования уровня развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста [4, с. 36]. В настоящее время разрабатывается специальная программа по формированию социальных эмоций дошкольников.

В качестве эксперимента в ГБДОУ №51 Невского района с детьми старшей группы было проведено тематическое музыкальное занятие «Что такое хорошо и что такое плохо», направленное на формирование у детей гуманных чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими людьми.

В содержание занятия входили: стихотворение С.Махотина «Про Юрку», рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы», «Вежливая песенка»        О. Власенко, танец-игра «Сапожники», «Танец добрых жестов» в белых и чёрных перчатках.

В ходе занятия были рассказаны две  поучительные истории. Первая –  о мальчике, который спас беззащитного котёнка, вторая – про двух друзей -воробьев, один из которых пожадничал и склевал все зёрнышки, а другой поступил как настоящий друг и поделился зернышками.

После того, как дети прослушали истории, им  была дана возможность выразить свое отношение  к действиям персонажей рассказа.

Эмоциональному отклику на поучительную историю способствовал и соответственно подобранный  музыкальный материал: аудиозапись песни В.Шаинского «Всё мы делим пополам»,  «Вежливая песенка» О. Власенко. В процессе разучивания «Вежливой песенки», исполнения танца «Сапожники»,  закреплялось впечатление детей от прослушанных поучительных историй.

Кульминацией занятия был танец Добрых жестов, который дети исполняли в белых и черных перчатках. Идею обозначить добрые поступки белым цветом, а плохие – чёрным, дети приняли сразу. Они легко выбрали белый цвет для обозначения добрых поступков, и предложили свои варианты "добрых жестов".  «Добрые жесты»  – «приветствие», «жест помощи» (протянуть руку), «сочувствия» (погладить), «доброго расположения» (обнять) были использованы в танце.

Опыт проведения занятия, нацеленного на развитие у дошкольников социально-положительных качеств, мы расцениваем как положительный. Тема и материал занятия заинтересовали детей, вызвали у них эмоциональный отклик.  Дети были  активны при обсуждении, живо отвечали на вопросы и высказывали своё мнение.

Подражание положительным нравственным образцам и ознакомление с негативными образцами поведения является действенным способом формирования социальных качеств личности ребенка.

Полагаем, что подобные занятия будут способствовать развитию навыков гармоничного общения, воспитывать у детей доброе, бережное отношение друг к другу и к окружающему миру.

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208 с.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
  3. Анисимов В.П. Теория и методика музыкального развития дошкольников. – Тверь: ТвГУ, 2006.
            4. Пономарёва Е.В. Возможности музыкально-образовательного пространства детского сада в развитии социальных эмоций дошкольников // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции (4-6 декабря 2013 года). Часть I. – С. 33 – 36.

[1] «Программа воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208 с.

[2] Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

[3] В.П.Анисимов «Теория и методика музыкального развития дошкольников». – Тверь: ТвГУ, 2006. – 190 с.

[4] Пономарёва Е.В. Возможности музыкально-образовательного пространства детского сада в развитии социальных эмоций дошкольников // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции (4-6 декабря 2013 года). Часть I. – С. 33 – 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социального воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях ДДИ».

В статье раскрывается понятие "социализация", трудности умственно - отсталых детей при взаимодействии с социальной средой, а также  формирование методов и приемов для усвоения адекватного предста...

Статья "Классическая музыка как средство формирования музыкальной культуры и социальной компетентности детей дошкольного возраста"

В статье описвыается проэтапное формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста»  Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...

Статья Педагогические возможности традиционной народной культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Интерес к народной культуре на сегодняшний день существенно возрос. Это связано с тем, что в современных условиях традиции становится связующим звеном с исторической памятью и...

Консультация «Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»»

Консультация о содержании, целях и задачах программы  социально-коммуникативного развития  и социального воспитания детей дошкольного возраста  «Дорогою добра» авторско...

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитаниядетей дошкольного возраста«Дорогою добра»...

Взаимодействие с родителями как ресурс социального воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружен...