Методические рекомендации по разучиванию песен с детьми
методическая разработка по музыке (младшая, средняя группа)

Игумнова Александра Анатольевна

Рекомендации для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей по разучиванию песен с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razuchivaniyu_pesen.docx27.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСЕН С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ

   

Данные методические рекомендации представляют собой руководство по разучиванию песен с детьми от 4-х, до 6-ти лет. В развёрнутом виде даны пошаговые разработки, направленные на развитие у детей устойчивого интереса к разучиванию новых песен.

Пояснительная записка

Перед каждым педагогом-вокалистом  встает вопрос: «Как заинтересовать, увлечь, разучить новую песню с маленькими детьми?»  Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших  результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы нет чётких пособий и рекомендаций, и каждому педагогу  после проведенного занятия становится ясно, что огромное значение на уроках по вокалу  играет в первую очередь репертуар, который необходимо тщательно отбирать с учётом возраста, но и, конечно, сам педагог  должен любить то, что преподает.

 По данным рекомендациям определены основные задачи:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;

- формировать певческие навыки и простые движения под музыку;

- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;

- вырабатывать исполнительские, певческие навыки;

- повышать творческую активность на занятиях;

         В ходе занятия по разучиванию песен, педагогу не всегда удастся строго придерживаться намеченному плану данных рекомендаций. Всё зависит от активности детей, их эмоционального настроя и отзывчивости на ту или иную предлагаемую песню. Иногда может возникнуть необходимость перестраиваться по ходу разучивания песни и импровизировать. Однако все занятия по разучиванию песен объединяет определённая структура:

- подготовительный этап – знакомство с песней,

- основной этап  - разучивание мелодии, текста песни (работа над песней),

- заключительный этап – исполнение песни целиком.

         При работе над песней деятельность детей должна переключаться на игру, либо на выполнение творческого задания или разучивание танцевальных движений, либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к учебному процессу и творчеству. 

         Главная задача - выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели - исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни. Нельзя выучить песню кое-как - не совсем точная мелодия, неполный текст мешают сосредоточиться на чисто исполнительских задачах. Педагогу необходимо помнить, что  плохо выученная песня ничего, кроме вреда, не принесет.

        Хочется, надеется,  что данные методические рекомендации привлекут коллег и найдут отклик у музыкальных руководителей, педагогов-практиков вокальных коллективов, педагогов дополнительного образования детей и помогут им в дальнейшей работе.

Содержание

Педагоги по вокалу постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам. 

При подборе песенного материала следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Современность песни - желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени и была написана современным композитором.
  2. Доступность - при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, а также, небольшой диапазон детского голоса.
  3. Интересные слова - в песне слова играют очень большую роль. Даже самая хорошая музыка не спасет песню, если у нее неудачный текст. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.

           Перед тем, как предложить детям ту или иную песню необходимо самому педагогу тщательным образом подготовиться: подготовить или изготовить необходимый дидактический материал ввиду малого возраста детей.  Детям младшего возраста (4 лет) перед исполнением песни педагогом или после ее прослушивания можно загадать загадку, показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ, с целью заинтересовать детей предлагаемой песней.  Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или прослушивается в записи фонограммы «+».

        Педагогу особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. Посмотреть - какие сложности могут встретиться при разучивании мелодии, слов. Трудные места надо отметить, чтобы больше внимания уделить на них в процессе разучивания. У ребят могут встретиться трудности с точностью ритмического рисунка, особенно в тех местах, где много быстрых нот или подвижный темп. Значит, предварительно, можно простучать ритмический рисунок песни в ладоши или  на музыкальных инструментах. В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Это нужно учесть при разучивании песни и постоянно обращать внимание ребят на эти моменты.

         Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе как с музыкальным сопровождением, так и без него.  Показывая фразу, педагог обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания педагог объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла» (когда педагог хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей 4-6 лет лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста,  или если педагог  хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную песню. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение, а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.

         Во время пения желательно  чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.

Приложение

КАК РАЗУЧИТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ НОВУЮ ПЕСНЮ

- Подготовительный этап –


1.Сделайте небольшое вступление - объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей.

2.Название песни.  Авторы стихов, музыки.

3.Первое прослушивание песни. Так как дети 4-6 лет не все ещё научились читать, желательно  при прослушивании песни  чередовать иллюстрации или картинки по теме песни.

4.Проигрывание детьми вместе с педагогом сюжета песни (как правило детские песни имеют сюжет).

- Основной этап  -


 5.Разучивайте песню по одному куплету (по музыкальным фразам), объясняя смысл слов.  Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы? О чём или о ком поётся в песне?
6.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (так детям даже легче запомнить).  Необходимо  детям объяснить выполнение того или иного движения, если они не понятны. Педагог может  даже поиграть с детьми, например, спросить: "А как показать слово "Колобок"? Пусть дети проявят свою творческую инициативу, а потом педагог  покажет, как правильно показать слово.

7.Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть  на детей, смотреть  им в глаза, поэтому целесообразно использовать фонограмму «-».  Педагог должен петь  громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать  их хорошее пение.

- Заключительный этап –

8.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента.

Список рекомендуемой литературы

1.Арсенина, Е. Развлечения со значением/ Е. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2007.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

3.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей/     М.А. Михайлова.- Ярославль: Академия развития, 1997.

4.Музыкальные занятия. Подготовительная группа/ авт.-сост. Е.Н.  Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разучивание песен с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

       Формирование исполнительской культуры и исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. Основная  задача,  стоящая  перед педаго...

Разучивание песен с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

В работе при разучивании песен мы  используем  метод схематизации и моделирования. Это позволяет детям быстрее запомнить текст песни, полнее понять ее содержание, а также развивает логическо...

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста1. Знакомство с песней- Беседа перед песней- Выразительное исполнение- Вопросы по содержанию- Пение воспитателя без сопровождения 2. Уточни...

Методические рекомендации по разучиванию песен в детском саду.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений....

Методика разучивания песен с детьми 2-3 года жизни

Предлагаемая статья, обобщающая более чем тридцатилетний опыт работы автора с малышами, содержит методику работы с детьми 3-го года по развитию певческих навыков. К музыкальному воспитанию дошкольнико...