Сценарий интегрированного занятия Сказка в музыке
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Скердонова Елена Ильдаровна

........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_in.zan_.s_utkinoy.docx17.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Сказка в музыке живёт»

Цель: Познакомить детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьёзной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения.

Оборудование: проигрыватель, запись с музыкой М. П. Мусоргского, краски, кисти, альбомные листы, импровизированная картинная галерея, посвящённая творчеству Мусоргского, портрет композитора.

Ход занятия.

Дети заходят в зал под фрагмент произведения Мусоргского «Картинки с выставки», рассаживаются за столики. Музыка стихает.

Музыкальное приветствие

Воспитатель Ребята, вы, наверное, уже успели заметить, когда вошли в зал, что сегодня наше занятие будет несколько необычным. Вы видите на своих столах листы бумаги, краски и кисти, а это значит, что сегодня на занятии мы будем слушать и рисовать сказку, рассказанную нам музыкой.

М. Р. Мы с вами уже умеем  понимать язык музыки. А с помощью чего разговаривает с нами музыка?

Дети: С помощью звуков.

М. Р. Мы можем увидеть эти звуки, потрогать их, попробовать на вкус?

Дети: Нет. Звуки нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Их можно только услышать.

М. Р. Верно. Отдельные звуки, сливаясь в мелодию, рисуют в нашем воображении красочные картины. Слушая одно и то же произведение, каждый из нас представляет себе свою картинку, в зависимости от силы своего воображения. Цвет картины зависит от содержания и настроения музыки.

Сегодня мы послушаем с вами музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и попытаемся с помощью красок передать её настроение. Но вначале мы с вами отправимся на выставку картин.

Воспитатель говорит с детьми как нужно ходить на выставку , как нужно себя вести.

Под музыку проходят кружок и встают около интерактивной доски, на которой  изображены картины.)

М.Р-Ребята, в центре выставки вы видите портрет композитора, чью музыку мы сейчас с вами будем слушать. Давайте ещё раз назовём его имя и фамилию. Кратко о композиторе.  Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры – это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором.

Воспитатель.Что изображено на картинках?

Дети: На картинках изображена сказка.

Воспитатель. Эту сказку рассказала музыка Мусоргского. А вам бы хотелось услышать эту сказку? (Ответы детей.) Ну тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Звучит пьеса из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»- «Избушка на курьих ножках». Воспитатель подходит к выставке рисунков и, показывая на них, начинает рассказывать:

В глубине дремучего леса, куда солнце-то никогда не заглядывало, стояла избушка на курьих ножках. И было этой избушке столько лет, сколько и самой хозяйке, почти двести.

-Догадались, ребята, кто хозяйка этой избушки

Дети. Баба Яга

День Б. Я. Начинался рано. Наскоро позавтракав пирогом с брусничным вареньем, принималась она за дела: садилась в ступу и, помахивая помелом, взлетала ввысь- облетала свои владения. Проводив свою хозяйку, избушка, поджав одну ногу и прикрыв единственный свой глаз- окошко, снова погружалась в сладкую дрёму.

М.Р. Давайте ещё раз послушаем это музыкальное произведение. (Дети слушают музыку, после чего дают характеристику Б. Я. Подбирают слова, которые чётко характеризуют музыку.

-А сейчас мы послушаем с вами пьесу того же композитора, но уже другого содержания и настроения, которая называется «Балет невылупившихся птенцов. »

Воспитатель  (Переходит к следующему рисунку.)

… Курочка-наседка снесла яички-такие кругленькие и симпатичные, просто заглядение. Курочка просто не могла на них налюбоваться. Своей радостью она решила поделиться с лучшей подругой –курочкой Пеструшкой. Заботливо подоткнув под яички солому, наседка помчалась на птичий двор. Но цыплята не стали ждать возвращения своей мамы. Им не терпелось поскорее выбраться из тесной скорлупы. Крак! Показался клювик в одном яичке. Кряк-кряк- два яичка одновременно раскололись, и на земле растянулись два совершенно одинаковых цыплёнка с белыми скорлупками- шапочками на головах. Они стали весело прыгать и пищать, радуясь своему освобождению. А вскоре ещё из двух яичек показались две жёлтенькие головки. Они с любопытством осматривались вокруг себя. Крак! И вот уже в юбочках- скорлупках танцуют ещё два цыплёнка. Только последнее яичко, самое маленькое, никак не хотело раскалываться. Бедному цыплёнку удалось высвободить только свой клювик и ножки. Но он не унывал. Весело попискивая, он неуклюже запрыгал вслед за остальными. Вот обрадуется мама- наседка, когда увидит своих новорождённых деток…

 М.Р. Ребята, давайте поговорим об этом музыкальном  произведении .  Вам понравилась музыка, ребятки? О чем вам рассказала музыка, какие получились птенцы у композитора, что они делают, как вам кажется? Наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, они смешные, неуклюжие, вы правильно обозначили характер музыки. А произведение называется «Балет невылупившихся птенцов». Кто же тогда танцует, ребятки? Кто что вообразил, представил, пока звучала музыка? (М. р.  подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц или птенцов, которые до конца не вылупились из яйца! Но характеры у них очень разные. Посмотрите друг на друга, вы тоже все непохожие, все разные. А как мы узнали с вами, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? А какая по характеру музыка «Избушка на курьих ножках»?( страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая…)

Воспитател.Далее детям предлагается сесть за столы и красками проиллюстрировать прослушанную музыку. Дети рисуют в свободном стиле. Задача детей – уловить настроение музыки и перенести его с помощью красок на бумагу, то есть дать музыке цветовую характеристику. Во время работы вновь звучит музыка Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки». Далее музыкальный руководитель анализирует работы детей, спрашивает их, почему они воспользовались теми, а не иными красками. Подводится итог занятия.

М. Р. Музыку какого композитора мы сегодня прослушали?

Вспомните названия пьес

Что нам рассказала музыка?

Понравились ли вам эти сказки?

М.Р. предлагает детям домашнее задание: придумать свою сказку к прослушанной музыке или выполнить какую-либо поделку. В заключении м. р. хвалит детей за активность на занятии. Звучит музыка из сюиты «Каринки с выставки», дети выходят из музыкального зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Музыкальная капель. Сценарий интегрированного занятия по области "Музыка"

Интегрированное занятие, включаемое в себя области "Музыка", "Познание", "Коммуникация" , занятие по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках

Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...

сценарий интегрированного занятия по музыке и ручному труду"День рождения Деда Мороза" с детьми старшей группы

А знаете ли вы, что у Деда Мороза есть день рождения? Празднуется он 18 ноября. Именно в этот день на родине Деда Мороза- Великом Устюге начинаются морозы. А наши дети не только знают об этом, но даже...

"Зимняя сказка " Конспект интегрированного занятия (познание, коммуникация, музыка) для средних групп ДОУ

Тематический цикл «Зима»: тема «Зимняя сказка»Цель:Развитие познавательно-коммуникативных навыков детей, памяти, слухового внимания, моторики (общей и мелкой) ....

"Зимняя сказка " Конспект интегрированного занятия (познание, коммуникация, музыка) для средних групп ДОУ

Цель: Развитие познавательно-коммуникативных навыков детей, памяти, слухового внимания, моторики (общей и мелкой) .Задачи:  • Формировать понятие об основных признаках зимы, о снег...

Сценарий интегрированного занятия по восприятию музыки в подготовительной группе Тема: «Сказочные образы Эдварда Грига. В пещере Горного Короля»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учрежденийЦель: показать возможности творческого похода в восприятии музыки, с использованием двигательной импровизации и дидактического материал...