Главные вкладки

    «Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»
    методическая разработка по музыке (старшая группа)

    Бартенева Ирина Георгиевна

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon triz_igry.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Музыкально-дидактические игры на основе

     ТРИЗ-технологий»

     

    Автор: Бартенева Ирина Георгиевна,

    музыкальный руководитель высшей категории,

    ГБДОУ детский сад 118 Выборгского района Санкт-Петербурга

    Введение

        В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

       «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

         Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

       Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

      ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

    «Что умеет делать?»

    Правила игры

    Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

    Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

    «Мои друзья»

    Правила игры

    Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

    Ход игры.

    Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

    Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

    Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

    Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

    «Чем был – чем стал»

    Правила игры

    Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

    Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

    «Что интереснее»

    (авторская разработка Бартеневой И.Г.)

    Ход игры

    Музыкальный руководитель играет одну ноту на фортепиано: Что вы слышите?

    Дети: Один звук.

    Музыкальный руководитель: Что можно с ним сделать?

    Дети: Спеть, сыграть.

    Музыкальный руководитель играет мелодию: Что вы слышите?

    Дети: Мелодию.

    Музыкальный руководитель: Что можно с ней сделать?

    Дети: Спеть, сыграть.

    Музыкальный руководитель: А что интереснее петь и играть?

    Дети: Несколько звуков, потому что может получиться песня.

    «На что похоже»

     (авторская разработка Бартеневой И.Г.)

    Правила игры  

    Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

    Ведущий просит объяснить, почему похожи  названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура.

    Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

    Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

    Музыкальный руководитель: Почему?

    Дети: Эти инструменты треугольные.

    Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

    Дети: Барабан, бубен.

    Музыкальный руководитель: Почему?

    Дети: Они круглые.

    «Теремок»

    ( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

    Правила игры

    Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.

    «Волшебные картинки»

    ( игра на развитие образного мышления, фантазии )

    Правила игры

     Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

    Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».

    «Колобок»

    (авторская разработка Бартеневой И.Г.)

    Ход игры

    В «волшебном» мешочке лежат мячик, кубик, треугольник из пластмассы. Играющий выбирает на ощупь фигуру и поёт:

    Колобок, колобок,

    У тебя круглый (треугольный, квадратный) бок.

    «Кого встретил колобок»

    ( игра на развитие тембрового чувства )

    Ход игры

    Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

    «Раньше – позже»

    Цель

     Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

    Ход игры

    Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

    Например: в театре зазвучала музыка.

    Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

    Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

    Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

    Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль? 

    «Узнай меня»

    Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

    Ход игры

    Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

    Например

    - Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

    - У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

    «Путаница на концерте»

    Цель

     Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

    Ход игры

    - Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

    Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

    - В концерте выступали берёзы (артисты).

    - После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

    - На сцене сидело много птиц (музыкантов).

    - Ими руководил стул (дирижёр).

    «Вопрос – ответ»

    Цель

     Развивать фантазию, умение рассуждать.

    Ход игры

    Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

    Примерные вопросы

    - Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

    - Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

    - Какой музыкант сильно надувает щёки?

    - Кто руками машет, а не музыкант?

    - Кто руками машет, а не поёт?

    - В неё дуют, а звука нет.

    - Кому на сцене нужна палочка?

    Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

    «На чём ты играешь?»

    Цель

     Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

    Ход игры

    Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

    Например

    На картинке изображена скрипка.

    - Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

    - У него нежный звук?

    - Он играет громко?

    - Чем извлекают звук?

    «Представь себе»

    Цель

     Развитие воображения.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

    «А если одни трубы?»

    «А если только гитары?»

    «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

    Ход игры

    Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

    Водящий спрашивает: Где вы были?

    Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

     Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.

    «Покажи музыкальный жанр»

    (авторская разработка Бартеневой И.Г.)

    (игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)

    Ход игры

    На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

    Например:

    платок - танец

    лёгкий шарф – вальс

    палочки – марш

    Игра  «Путаница»

     (авторская разработка Бартенева И.Г.)

    Ход игры

    Вместе со сказочным персонажем (в данной игре «зайка») дети собираются украшать новогоднюю ёлку. Воспитатель предлагает взять шары, бусы, дождик.

    «Зайка»: Если мы повесим шары на ёлку, она улетит.

    - Ребята, почему зайчик думает, что ёлочка улетит?

    (Дети говорят, что заяц перепутал новогодние шары с воздушными.)

    «Зайка»: Откуда вы возьмёте зимой дождик? Дождик идёт осенью, летом.

    -Ребята, почему зайчик так думает?

    (Дети говорят, что заяц перепутал дождик из тучи с новогодним серебристым украшением.)

    «Зайка»: Чья же мама отдаст нам свои бусы?

    (Дети говорят, что зайчик перепутал бусы, которые носят мамы и бабушки с теми, которые вешают на ёлку.)

    «Зайка»: А я не знал, что у ёлки есть свои украшения. Как же они называются?

    ( Ёлочные.)

    Используемая литература:

    • Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду - пособия для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.
    • Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 1990
    • Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.:Союз,1997
    • Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск,2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

    Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

    Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

    Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

    Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

    Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

    Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

    Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

    "Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...