Главные вкладки

    Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие ( музыка)" для детей от 1,5 до 7 лет
    рабочая программа по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Кострова  Инна  Анатольевна

     

    Рабочая  программа  по  реализации  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования МБДОУ "Детский  сад "эврика" г. Тамбова  по  образовательной  области "Художественно- эстетическое  развитие (музыка)"

     

     

     

     

     

                                 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab.prog_._2.docx102.28 КБ
    Файл prilozhenie.docx287.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЭВРИКА»

    ___________________________________________________________________________

    392014, г. Тамбов, проезд Николая Островского, д. 8а (4752)73-44-96

    evrika.68edu.ru

                                                                                                                      Утверждаю

    Принята на заседании                                                                      Заведующий

    педагогического совета                                                                    МБДОУ «Детский сад «Эврика»

    МБДОУ «Детский сад                                                                  ___________Е.Э. Захаржевская

     «Эврика»                                                  

    протокол № 1 от28.08.2018                                                        Приказ №  109   от28.08.2018

    ___      _____

            

            РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

    по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Эврика»

    г. Тамбова по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)для детей от 1.5 до 7 лет

    на 2018-2019 учебный год

    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=305952169-27-72&n=21

    Тамбов

    Содержание:

    1. Целевой раздел

    1.1  Пояснительная записка___________________________________  3-4

    1.1.2 Цель и задачи реализации Программы _____________________    4

    1.1.3. Принципы и подходы  к формированию Программы_________    4

    1.1.4.  Значимые для разработки реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития  детей  дошкольного   возраста____________________________________________________  4-8

    1.2  Планируемые результаты.

    1.2.1. Целевые ориентиры в  раннем возрасте_____________________    8

    1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования_________________________________________________    8

    1.2.3. Целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей______________________________  9-10

     1.3.Часть Программы, формируемая  участниками образовательных отношений ________________________________________________10-11

    2. Содержательный раздел

    2.1.  Описание  образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка представленными в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)_______11-13

    2.2. Описание вариативных  форм, способов, методов и средств реализации  Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  воспитанников, специфики с учетом их образовательных процессов и интересов_______________________________________14-17

    2.3. Особенности образовательной  деятельности разных видов и культурных практик.________________________________________     17

    2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы______17-18

    2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников_____________________________________18-19

    2.6. Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования_19

    2.7.Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.________________________________________________20-21

    3 Организационный раздел

    3.1. Описание материально-технического обеспечения программы.___21

    3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания ___________________________21-22

    3.3. Режим дня ____________________________________________      22

    3.4. Особенности традиционных событий и праздников и мероприятий_______________________________________________22-23

    3.4. Особенности организации  предметно-пространственной среды_____________________________________________________24-25

    3.5. Особенности часть формируемая участниками образовательных отношений________________________________________________       25    

    4. Дополнительный раздел (приложения)

    4.1Календарно-тематическое планирование (от 1,5 до 2 лет)_______ 1-30

    4.2 Календарно-тематическое планирование (от 2 до 7 лет)________  2-38

    4.2Мониторинг достижения детьми планируемых  результатов освоения рабочей программы музыкального руководителя________________39-58

    4.3 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений (народная песня)_________________________________59-60

    4.4 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений  (народные игры)_________________________________ 61-62

    1. Целевой раздел

    Пояснительная записка

    За короткий срок в системе  музыкального воспитания дошкольников появилось  много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и  организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность  требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС ДО,  который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитанияОпределение ценностных ориентиров:

    • Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
    • Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
    • Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.

           Данная   программа воспитательно-образовательной деятельности  музыкального руководителя  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» «Эврика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе  программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И.Новоскольцевой и И,Каплуновой (издательство «Композитор» г.Санкт-Петербург» 2000), и   в соответствии нормативно - правовыми документами:

    • Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (Ч.2, ст. 12, п. − 6; Ч.11, ст.79, пп. 1-4);
    • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее − - ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
    • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении − Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
    • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, − содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;
    • - Устава Учреждения.

    В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в учреждении осуществляется на основе  основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Эврика» и программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

         Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

    Данная программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в детском саду, а так же  возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.

    В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 1,5  до 7-ми лет.

    Цель и задачи реализации Программы

    Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

    Задачи:

    1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
    2. Заложить основы гармонического развития:
    • развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
    • развитие внимания
    • развитие чувства ритма
    • развитие индивидуальных музыкальных способностей
    1. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой  музыкальной культуре.
    2. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах)
    3. Развивать коммуникативные способности.
    4. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
    5. Использовать  гармонизирующее  действие музыки на психическое расслабление воспитанника.

    Принципы и подходы  к формированию Программы

     Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.

    - Учет возрастных особенностей воспитанников.

    - Гендерный подход  к используемому репертуару.

    - Последовательное усложнение поставленных задач.

    - Принцип преемственности.

    - Принцип положительной оценки.

    - Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.

    - Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.

    Значимые для разработки реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития  детей  дошкольного   возраста

    Музыкальное воспитание детей 1, 5 - 2  лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На втором году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

    Программа музыкального воспитания детей 1,5 – 2  лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

     Детям второго года жизни необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практики ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

      Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.

      Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых  приёмов и доступного материала.

    Детям третьего года жизнинеобходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

    Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.

     Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкально произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально - слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей  в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную.В процессе музыкальной деятельности развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого  является  эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма).  Продолжается развитие музыкально- сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками  исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослыми и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкально произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес и игре на музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
    На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально - слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации,  начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую,  народныепесенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка веселая, грустная, нежная, смешная, тихая.Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий.  Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют вместе со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.  Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре- си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.
    Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно  различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы, птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность выразительность движений под музыку ограничены.У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности:  в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество:  используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках, и, и по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.Растет интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах: кастаньеты, треугольники, а так же инструменты народного оркестра (ложки, трещетки, бубенцы).

    У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только более заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, тем, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.Интенсивно развиваются музыкальные способности- ладовое чувство, чувство ритма, музыкально- слуховые представления.  Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально - слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы- до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений - гимнастическими, танцевальными, образно- игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

    Дети 7 года жизни способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться («ре» первой октавы - «до» второй октавы). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания. 

    1. Планируемые результаты.

    Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

    - Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

    - С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

    - У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

            

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

    - Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    - Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

    Целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

    Ясельная   группа  (  от  1, 5  до  2  лет)

    В музыкальной работе с детьми 1,5 - 2 лет заметны различия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организованной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

    Младшая   группа  (  от  2  до  3  лет)

    Младший  возраст  важнейший  период  в  развитии  дошкольника. Именно в  это время  происходит  переход  малыша  к  новым  отношениям с  взрослыми , сверстниками , с  предметным  миром.  Прежний  тип  взаимоотношений  должен  быть  изменен  в  направлении  предоставления  малышу  большей  самостоятельности  и  обогащением  его  деятельности  новым  содержанием.  В  младшем  дошкольном  возрасте  открываются  новые  возможности  для  воспитания  у  детей  доброжелательного  отношения  к  окружающим, эмоциональной  отзывчивости ,  без  которых  невозможно  правильное  социальное  развитие.

    Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

    • младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

    Старшая группа (от 5 до 6 лет)

    • старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

    Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

    • этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

    Часть Программы, формируемая  участниками образовательных отношений

    Цель:   Развитие творческих способностей и инициативы  воспитанников в процессе приобщении их к культуре родного края,  формирование  общей культуры.

    Задачи:

    -Развитие познавательного интереса  и уважения к истории, традициям, культуре Тамбовского края;

    -Воспитание  любви к своему краю через разнообразные  виды деятельности,  чувства патриотизма, гордости за свой город, людей проживающих в нем;

    - Формирование умений и навыков проектной деятельности, связанной с культурой родного края.

    Принципы и подходы к реализации Программы

    Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и музыкального развития детей, предусматривает совместную деятельность музыкального руководителя, воспитателей группы: воспитатели группы помогают в подготовке и организации проведения праздников, развлечений, развивают эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.

    Планируемые результаты

    Возраст

     детей

    Ожидаемые результаты

    3-4 года

    • Эмоционально реагирует на музыку русских композиторов.
    • Узнает русскую народную музыку
    •  Различает русские народные  инструменты: балалайка, баян, ложки
    • Называет свой родной город
    • Танцует, подбирая знакомые движения под народную музыку

    4-5 лет

    • Эмоционально реагирует на музыку русских композиторов
    • Узнает русскую народную и современную музыку
    • Поет русские народные и современные детские  песни
    • Подражает характерным национальным танцевальным движениям
    • Различает инструменты: гусли, домра
    • Называет свой родной город
    • Танцует, подбирая знакомые движения под музыку
    • Импровизирует мелодии с характерным народным мелодиям ритмам

    5-7 лет

    • Эмоционально реагирует на музыку русских композиторов.
    • Узнает русскую народную и современную  музыку
    • Поет национальные и современные детские песни
    • Умеет выполнять русские танцевальные движения: Гармошка, кружение с поднятой рукой
    • Различает русские народные  инструменты: балалайка, домра, баян, гусли
    • Называет свой родной город.
    • Танцует, подбирая знакомые движения

    1. Содержательный раздел

    Описание  образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка представленными в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)

    Программа ориентирована на шесть возрастных периодов: ясельный (от 1,5 до 2 лет), младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5 до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

    Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию

    детей 1,5-7 лет. Материал программы дает возможность  проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

    Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

    1. Приветствие.

    Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу

    доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально- ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция.

    Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуко-высотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.

    1. Музыкально-ритмические движения.

    Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т.д.). Все эти движения в дальнейшем используются

    • играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

    1. Развитие чувства ритма. Музицирование.

    Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух.

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность.

    Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуко-высотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков.

    Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем – мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально.

    Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма,

    формируется понятие о звуко - высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

    5.Слушание музыки.

    Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки.Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей любимым.

    1. Распевание, пение.

    Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах.Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию,мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т.д.Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

    7. Пляски, игры, хороводы.

    Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правилаигры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей).

    В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать.Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира.Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений.Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

    Описание вариативных  форм, способов, методов и средств реализации  Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  воспитанников, специфики с учетом их образовательных процессов и интересов

    Совместная образовательная

    деятельность педагогов и детей

    Самостоятельная

    деятельность детей

    Непрерывнаяобразовательная

    деятельность

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    Занятия

    Слушание (музыкальные сказки,инструментальная

    музыка).

    Беседы сдетьми о музыке.

    Музыкально-дидактическая игра.

    Театрализованная деятельность.

    Рассматриваниеиллюстраций в

    детских книгах,репродукций,

    предметовокружающей

    действительности.

    Рассматривание портретов.

    Использование

    музыки:

    - на утреннейгимнастике;

    - во времяумывания;

    - в сюжетно- ролевых играх;

    - перед дневнымсном;

    При пробуждении.

    Музыкально- дидактические игры.

    Индивидуальнаяработа.

    Праздники,развлечения, просмотрмультфильмов, фрагментов детских

    музыкальных фильмов.

    Игры в праздники, концерт,

    оркестр, музыкальные занятия.Сюжетно-ролевые игры.

    Импровизация мелодии на

    собственные слова,

    придумывание песенок,

    придумывание простейших

    танцевальных движений.

    Инсценирование содержания

    песен, хороводов.

    Составление композиций

    танца. Импровизация на

    инструментах.

    Музыкально-дидактические

    игры, игры—драматизации.

    Аккомпанемент в пении,

    танце и др. Детский ансамбль, оркестр.

    Организованная образовательная деятельность

    Игры

    Дидактические, словесно-речевые, дидактические с элементами движения,  подвижные, музыкальные,хороводные, театрализованные, игры-драматизацииподвижные игры имитационного характера;

    Просмотр и обсуждение

    мультфильмов, видеофильмов

    Проектная деятельность

    познавательно-исследовательская, опытническаядеятельность, экспериментирование;

    Разгадывание

    загадок,  лабиринтов,  головоломок,  выполнение  заданий  намузыкальную память, решениепроблемных ситуаций  и пр.

    Инсценирование и драматизация

    развитие артистических        способностей         в подвижных играх, развитие артистических        способностей         в подвижныхиграх имитационного  характера,этюдах

    Продуктивная деятельность

    рисование  иллюстраций  к  прослушанным  музыкальнымпроизведениям;

    Слушание        и обсуждение

    народной,  классической,  детской  музыки,  дидактическиеигры, связанные с восприятием музыки;

    Подыгрывание

    на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальныхинструментов;

    Пение

    совместное  пение,  пение  соло,  упражнения  на  развитиеголосового   аппарата,   артикуляции,   певческого   голоса,интонационной  выразительности,    беседы  по  содержаниюпесни, драматизация песен;

    Танцы

    показ  взрослым  танцевальных  и   плясовых   музыкально- ритмических движений, показ ребенком плясовых движений,совместные действия детей, совместное составление танцев,хороводов;

    Образовательная деятельностьпри проведении режимных моментов

    Художественно- эстетическое

    развитие

    Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в  досуговой    деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при  проведении  утреннейгимнастики, привлечение внимания детей к разнообразнымзвукам  в  окружающем  мире,  к  оформлению  помещения,

    привлекательности   оборудования,   красоте   и   чистотеокружающих помещений,предметов, игрушек.

    Самостоятельная деятельность детей

    Художественно- эстетическое

    развитие

    Предоставление  детям  возможностисамостоятельно(преимущественно во второй половине дня)музицировать(пение,танцы),играть на детских музыкальныхинструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушатьмузыку.

    Методы и приемы музыкального развития

    Методы –упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей,направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы музыкального воспитания:

    - наглядный (показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование большого спектра наглядных средств: картинхудожников, портретов, игрушек, предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов, относящихся к данному музыкальному произведению);

    - словесный (объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседы о различных музыкальных жанрах, вопросы);

    - словесно – слуховой (пение);

    - слуховой (слушание музыки);

    - игровой (музыкальные игры);

    - практический (разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий).

    Игровая технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    -игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;

    -средство побуждения, стимулирования обучения дошкольников к познавательной деятельности;

    -постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

    -игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

    -использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

    -цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

    -механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

    Технология, опирающаяся на познавательный интерес Концептуальные идеи и принципы:

    -деятельный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагания, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);

    -обучение с учѐтом закономерностей детского развития; опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребѐнка»);

    -ребѐнок является полноценным субъектом деятельности.

    Технология проблемного обучения

    Концептуальные идеи и принципы:

    -создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;

    -целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;

    -проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;

    -проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемы, по содержанию

    неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;

    -проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

    Проектная технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    -развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;

    -особые функции взрослого, побуждающего ребѐнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к еѐ возникновению, включение ребѐнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;

    -способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);

    -интеграция        образовательных        содержаний        и        видов        деятельности        в

    рамках единого проекта совместная интеллектуально-творческая деятельность;

    -завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образ.

    Средства реализации Программы

        Для эффективной реализации Программы и качественной организации образовательного процесса используются разнообразные средства обучения: методический материал; наглядно-демонстрационный, иллюстративный; игровой, дидактический; раздаточный; технический (ноутбук, музыкальный центр).

    Музыкальный зал оснащен мультимедийным проектором, экраном для проекционного оборудования.

    Способы реализации Программы

    Одним из эффективных способов реализации Программы является планирование  образовательной  деятельности  с  детьми.  Для реализации образовательного содержания Программы используется развернутое перспективное планирование (Приложение № 1).

    Особенности образовательной  деятельности разных видов и культурных практик

    Врабочую программу включены темы культурно-досуговой деятельности, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

    Способы и направления поддержки детской инициативы

    Сферы(направления)

    детскойинициативы

    Сущность,проявления

    Способы и направления

    поддержкидетскойинициативы

    Творческаяинициатива

    Включенность в сюжетную игру        какосновную творческуюдеятельность, гдеразвиваютсявоображение,образное мышление

    Поддержкаспонтанной игрыдетей, обеспечениеигровоговремени и пространства;поддержка самостоятельностидетей в специфических   для

    них   видах деятельности

    Коммуникативная инициатива

    Включенность ребенка вовзаимодействие сосверстниками,где развиваютсяэмпатия,коммуникативнаяфункция речи

    Поддержка взрослыми положительного,доброжелательного отношениядетей  другк другу и  взаимодействие  детейдруг сдругом в разных видахдеятельности, установлениеправил поведения  и взаимодействие в разныхситуациях

    Познавательнаяинициатива –

    любознательность

    Включенность   вэкспериментирование, познавательно­исследовательскую

    деятельность, гдеразвиваются

    способностиустанавливать

    пространственно- временные, причинно- следственные иродовидовые

    отношения

    Создание  условий дляпринятия детьми  решений,выражениясвоих чувств и мыслей; создание условий длясвободного выбора детьмидеятельности, участниковсовместной деятельности,материалов.

    Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников

    Цель совместной деятельности в триаде«педагоги-родители-дети»-удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.Совместная деятельность воспитывающих взрослых организована в разных традиционных и инновационных формах: праздники, экскурсии, проектная деятельность, трудовая деятельность.

    Праздники - особые дни, объединяющие педагогов и семьи по случаю события (Осенины, День матери, Папа, мама, я – спортивная семья, Новый год, 8 марта, 23 февраля, День Победы, выпуск в школу).

    Проектная деятельность. Идеи для проектирования: любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности (проведение Дня семьи в МБДОУ, создание сетевого интернет - сообщества воспитывающих взрослых и др.).

    Основные направления и формы взаимодействия с семьѐй

    Направленияработы

    Формы взаимодействия

    Знакомство ссемьѐй.

    - Встречи-знакомства.

    - Анкетирование родителей (законных представителей)

    Информированиеродителей(законныхпредставителей)о ходеобразовательногопроцесса.

    - Информационные листы о задачах занимательнойдеятельности за день (чему научились, с чемпознакомились, что узнали).

    - Оформление стендов.

    - Организация выставок детского творчества.

    - Создание памяток.

    - Фото-репортажи.

    - Дни открытых дверей.

    - Консультации (индивидуальные, подгрупповые )

    - Родительские собрания.

    Педагогическоепросвещениеродителей.

    - Организация «школы родителей» (лекции, семинары,семинары-практикумы).

    - мастер-классы и открытые занятия

    Совместнаядеятельность.

    - Организация праздников.

    - Конкурсы.

    - Участие в исследовательской и проектной деятельности.

    - участие родителей в реализации содержания  образовательнойпрограммы (тематические праздники, роли на утренниках и пр.)

    Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования

    Комплексный подход при коррекционной работе обеспечивает интегрированные отношения между специалистами, работающими с детьми коррекционных групп.

    Музыкальный руководитель:

    • проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма;

    • осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыко-терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения;

    • совершенствует общую и мелкую моторику, координацию общих движений, навыки ориентировки в пространстве;
    • развивает выразительность мимики, пластику движений;

    • осуществляет постановку дыхания, голоса, совершенствует просодическую сторону речи.

    Часть Программы, формируемая  участниками образовательных отношений

    Описание образовательной деятельности

    задачи

    содержание

    Знакомить и закреплять знания о русских-народных песнях Знакомство и закрепление знаний о русских-народных хороводах, играх, танцах.

    Закреплять умение выполнять движения и элементы народных танцев.

    Развитие творческих способностей.

    Знакомство и закрепление знаний о русских-народных.играх

    Знакомство с русских-народных  потешками, стихами, скороговорками, считалками.

    Знакомить и закреплять знания о русских-народных инструментах, их звучании и способах и приемах игры.

    организованная деятельность с детьми (ООД),

    праздники

    развлечения, народные праздники

    музыкальный фольклор ( плясовой, хороводный);

    ознакомление с народными музыкальными инструментами: ложками, дудочка, бубен;

    участие в конкурсах

    Средства  образования и воспитания дошкольников

    Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка является духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

    Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

    Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

    • русские народные игры   (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные),
    • народная игрушка,
    • народный праздник и народный театр.

    Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

    Особенности взаимодействия педагогического коллектива  с семьями воспитанников

    Основные направления

    деятельности

    Формы взаимодействия

    - просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры ;

    - участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества  и партнерские отношений, вовлечение  родителей в единое образовательное пространство ;

    - участие родителей в создании условий для образовательной деятельности.

    • Наглядная информация (папки, стенды)
    • Творческий отчет
    • фоторепортажи
    • совместные праздники, развлечения, встречи с интересными людьми
    • мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
    • помощь в создании  предметно-развивающей среды
    • участие в творческих выставках, смотра-конкурса.

    3 Организационный раздел

    Описание материально-технического обеспечения программы

    Образовательный процесс в МБДОУ организуется в соответствии с:

    - СанПиН;

    - правилами пожарной безопасности;

    - требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

    - требованиями к оснащенности помещений РППС в соответствии с ФГОС ДО;

    - требованиями к материально - техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).

    Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

          Учебно-методический комплект соответствует учебно-методическому  комплекту

    основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №156 «Калинка» комбинированного вида. Используемая методическая и специальная литература и пособия:

    Список методической литературы:

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудио приложением- Санкт – Петербург, 2010

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа.- Санкт – Петербург, 2010

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа.- Санкт – Петербург, 2010

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Старшая группа. - Санкт – Петербург, 2010

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Подготовительная группа - Санкт – Петербург, 2010

    1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудио приложением. Подготовительная группа  - Санкт – Петербург, 2010

    7.       Каплунова И., Новоскольцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы.  Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.  - Санкт – Петербург, 2010

    8.       Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной дружок.  Методическое пособие  с аудио приложением для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.  - Санкт – Петербург, 2010

    9.       Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм.  Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.  - Санкт – Петербург, 2005

    10.      Каплунова И., Новоскольцева И. Топ – топ каблучок.  Методическое пособие  с аудио приложением для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.  - Санкт – Петербург, 2010

    11.      Клезович О. В.  Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей.  Методическое пособие  для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.  - Минск, 2003

    12.     Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник – каждый день (Сценарии, пьесы, инсценировки, развлечения для детских садов).  Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.  – Ростов н/Д, 2002

    13.    Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром)

    Режим дня

    Продолжительность учебного года: с 1 сентября по 31 мая (36 недель). Продолжительность учебной недели - 5-ти дневная

    Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности не превышает:

    • дети от 1,5 до 2 лет – 10 мин;
    • дети от 2 до 3 лет     – 10 минут;
    • дети от 3 до 4 лет     – 15 минут;
    • дети от 4 до 5 лет     – 20 минут;
    • дети от 5 до 6 лет     – 25 минут;
    • дети от 6 до 7 лет      – 30 минут.

    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 N 41)

    Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей указанные виды занятий сочетаются с физкультурными, музыкальными, изодеятельностью.

    Особенности традиционных событий и праздников и мероприятий

    Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. В детском саду в воспитательно – образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники, события.

    Перечень событий, праздников и мероприятий

    Мероприятия

    Срок

    Ответственные

    1.

    Развлечение «День знаний»

    Сентябрь

    Муз.руководитель

    2.

    Музыкальный праздник «Осенины»

    Октябрь

    Муз.руководитель

    3.

    Литературный праздник по

    произведениям  С.А. Маршака

    Ноябрь

    Муз.руководитель

    4.

    Музыкальный праздник

    «Новогодний карнавал»

    Декабрь

    Муз.руководитель

    5.

    Зимняя олимпиада

    (подготовительные группы)

    Январь

    Инструкторпо

    физ. культуре

    6.

    Музыкально-спортивный праздник«Папа, мама, я – дружная семья»

    (подготовительные группы)

    Февраль

    Инструкторпо

    физ. культуре,

    муз.руководитель

    7.

    Спортивное развлечение «Будущиесолдаты» (средние и старшиегруппы)

    Февраль

    Инструкторпо

    физ. культуре

    8.

    Музыкальный праздник  «Концертдля любимой мамочки»

    Март

    Муз.руководитель

    9.

    Спортивный досуг: «Весна, веснана улице» (младшие, средниегруппы)

    «Масленица» (старшие,подготовительные группы)

    Март

    Инструкторпо

    физ. культуре,

    муз.руководители,

    воспитатели

    10.

    Музыкальное развлечение «Деньсмеха»

    Апрель

    Муз.руководитель

    11.

    Театральная неделя  в ДОУ

    (взаимопосещение групп)

    Апрель

    Муз.руководители,

    воспитатели

    12.

    Музыкальный праздник

    «Досвиданья, детский сад!»

    Май

    Муз.руководитель

    13.

    Спортивный досуг:

    «К мишке вгости»

    (младшие группы)

    «В гостях у солнышка» (средние группы)

    Май

    Инструкторпо

    физ. культуре

    Тематические дни, недели

    1.

    День  здоровья

    Ноябрь

    Инструкторпо

    физ. культуре

    2.

    Неделя творчества детского

    писателя С.Я. Маршака

    Ноябрь

    Педагоги ДОУ

    3.

    Неделя здоровья  «Зимние

    олимпийские игры»

    Январь

    Воспитатели

    4.

    Музыкально-тематическое

    развлечение «Рождественскиеколядки» (подготовительныегруппы)

    Январь

    Муз.руководитель

    5.

    Театральная неделя  в ДОУ

    (взаимопосещение групп)

    Апрель

    Муз.руководители,

    воспитатели

    Особенности организации  предметно-пространственной среды

    Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) в ДОУ строится с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС ДО п.3.3.2.)

    Предметно – пространственная среда музыкального зала, ДОУ необходима детям потому, что выполняет, по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функцию. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют еѐ в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.РППС музыкального зала с учетом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их музыкального развития и этапами становления видов музыкально-художественной деятельности, может быть наполнена следующим музыкальным материалом:

    Раздел «слушание»

    1. Наглядно – иллюстративный материал

    сюжетные картины;

    - пейзажи (времена года);

    - портреты русских и зарубежных композиторов: Д.Б. Кабалевский, С.

    С. Прокофьев, Э. Григ, П.И. Чайковский, Д.Шостакович, Л. Лядов, А. Я.

    Берляков,  Г. Свиридов,  М.  И.  Глинка,  Е.  Теличеевой,  С.  Майкапара,  М.

    Красева, М. Раухвергера, А. Филиппенко

    1. Нотный материал и аудиоматериал по возрасту.

    Раздел «пение»

    1. Музыкально – дидактические игры:

    - соотношение звуков в ладу - «Птица и птенчики», «Три медведя», «Где мои    детки», «Курица и цыплята»;

                 - музыкальная память - «Чудесный мешочек», «Найди игрушку»,

    - тембровый слух - «Петушок большой и маленький», «Три медведя», «Угадай-ка», «Кто как идет?»,

    - динамический слух - «Мишка и мышка», «Громко – тихо запоем», «Кого встретил колобок».

    - ладовое чувство - «Весело - грустно», «Солнышко и тучка», «Клоуны», «Колпачки»;

    - чувство ритма - «Прогулка», «Машина», «Петушок», «Зайцы», «К нам гости пришли», «Научи матрешек танцевать», «Начинается игра», «Снежный ком», «Что делают дети», «Паучок».

    Раздел «музыкально - ритмические движения»

    1. разноцветные платочки
    2. султанчики.
    3. флажки (цветные), флажки (цвет триколор)
    4. листья разноцветные, шишки
    5. колечки.
    6. снежки
    7. цветы декоративные
    8. погремушки
    9. костюмы, животных

    Раздел «игра на детских музыкальных инструментах»

    1. балалайка, гармошка

    1. музыкальная книжка
    2. погремушки

    1. маракасы

    Раздел «театрализованная, игровая деятельность»

    1. ширма малая,

    1. сказочный домик: деревенский и зимний
    2. настольный театр: теремок, репка.


    Часть формируемая участниками образовательных отношений

    Особенности организации  предметно-пространственной среды

    Дополнительные элементы  РППС

    • кукла в русском народном костюме
    • элементы костюмов и маски для русских народных подвижных ,хороводных игр
    • русские народные музыкальные  инструменты (балалайка, бубен, гармошка, дудочка, ложки)
    • картинки, альбомы с различными видами войск и Защитников Отечества
    • грамзаписи и аудиозаписи с потешками,  закличками, прибаутками, песнями;
    • презентации для детей по темам.

    Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

    Методическое обеспечение:

    • Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники. Игры и развлечения-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002..
    • Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2000
    • Картотеки  пальчиковых гимнастик, хороводных игр
    • Музыкальный репертуар авторы  Глухова Н.В., Плеханова И.Ю., Ступникова  Е.Л


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com