Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Музыкальное путешествие к Снежной Королеве» для детей подготовительной группы
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_puteshestvie.docx32.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Давыдова Н. Л., музыкальный  

руководитель  

МБДОУ «Полтавский

 детский сад «Родничок»

«Музыкальное путешествие к Снежной Королеве»

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей подготовительной группы

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей  в различных видах музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музицирование, музыкально - ритмические движения).

Задачи:

Образовательные:  - продолжать знакомство  с творчеством композиторов - П.И.Чайковского и Г.Свиридова; формировать умение воспринимать музыкальное произведение, определять его характер; способствовать развитию умений различать и сопоставлять образы 2-х контрастных произведений;

 - продолжить знакомство с песней (5 куплет), создавая условия для обучения умениям петь весело, напевно, выразительно;

- создавать условия для закрепления навыков выполнения полуприседаний
с выставлением ноги на пятку и музыкально-ритмического движения  « Ковырялочка» ( 1 и 2 куплет танца «Валенки»);

Развивающие: - развивать речь детей, чётко проговаривать слова и звуки; развивать умение различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты, чисто интонировать, пропевая мелодию, на основе мажорного трезвучия (сверху вниз), умение находить самостоятельно нижний звук от верхнего и среднего; развивать навыки музицирования на детских музыкальных инструментах;

Воспитательные: воспитывать любовь к красоте зимней природы через музыку, а также живопись художников Омского Прииртышья, воспитывать умение радоваться своими успехами в коллективной музыкальной деятельности;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Музыкальный материал: «Музыкальное приветствие»  Е. Кошкаровой, «Зима» муз. Георгия Свиридова, «Зимние грёзы» 1симфония, 2 часть  П.И. Чайковского,  «Бубенчики звенят» муз. Е. Тиличеевой , сл. Л. Дымовой,

«Как на тоненький ледок» русская народная песня в обработке Т. Попатенко,    «Вальс-шутка» Д. Шостаковича,  русская народная песня «Валенки» в исполнении В. Цыгановой;

Материал и оборудование: мультимедиа, компьютер (для воспроизведения аудиофайлов), компьютер (для воспроизведения видеоклипа и презентации), фортепиано, 2 столика с музыкальными инструментами (металлофон, 4 треугольника, 5 колокольчиков); 2 магнитные доски, оформленные с лицевой стороны для определения  ритмического рисунка с двумя различными карточками на каждой, и одновременно, оформленные для рефлексии с обратной стороны  (4 картинки с видами деятельности); презентация, дидатическое пособие - авторский видеоролик для разучивания песни «Как на тоненький ледок» с использованием метода мнемотехники (линейная мнемотаблица, заложенная в видеоряд);  авторские аудиофайлы с голосом Снежной королевы, мр-3 - записи, дидактическое пособие для упражнения «Бубенчики», 3 картинки для разучивания 5 куплета;

Предварительная работа: беседа о зиме, чтение сказки «Снежная королева», знакомство с творчеством художников Омского Прииртышья (Краснопёрова  Александра, Заозёрского Виталия) по теме «Зима».

Этапы деятельности

Методы и приёмы

Деятельность воспитателя и детей

Мотивация детей к деятельности

Валеологическая распевка

Художественное слово, сюрпризный момент

Метод мотивации

Вход детей с одновременным исполнением «Музыкального приветствия»   слова Е. Кошкаровой 

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас всех видеть на нашем музыкальном занятии! И снова музыка зовёт нас с вами в мир волшебства и зимней сказки. Вы хотите попасть в зимнюю сказку? (да)

Давайте посмотрим, какая сказка нас сегодня ожидает? (Слайд №2)

Дети: Снежная королева!

-А откуда вы знаете об этой сказке? (смотрели мультик, читали сказку с мамой)

-Ну что, начинаем наше приключение! Внимание на экран! Кого мы видим? Кто это? (Герда)

(Слайд №3)

-Что она нам пишет? (читаем письмо от Герды)

Герда: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Герда. У меня произошло несчастье.

(Слайд №4)

Злая Снежная Королева увезла моего лучшего друга Кая. А улетая в своё снежное царство промолвила такие слова:

Снежная королева (голос в аудиозаписи):  Отдам тебе твоего Кая, но только если ты и твои друзья выполните все мои музыкальные задания! Да только не справится вам с ними! (Слайд №5)

Герда: Сказала она эти слова, и улетела. А я не знаю, что мне делать, ведь я плохо разбираюсь в музыке. Как мне быть?

Постановка детьми цели

Совместный поиск выхода из ситуации

Музыкальный руководитель:

 -Ребята, что случилось у Герды?  О чём она нам пишет?

- Что же делать? ( Мы можем помочь Герде)

 -А как мы поможем ей? (выполним её музыкальные  задания)

Совместная работа (с детьми по нахождению средств деятельности)

  Словесные:

-  беседа;

Наглядно-слуховой метод (по О. П. Радыновой:)

-  использование грамзаписей

Наглядно- зрительный метод (по О. П. Радыновой)

- показ иллюстраций, слайдов;

- метод иллюстраций в проблемном применении ( приём сравнения, сопоставления художественного образа музыкального и произведения живописи)    

Наглядно- зрительный метод (по О. П. Радыновой)

- показ иллюстраций, слайдов;

- метод иллюстраций в проблемном применении ( приём сравнения, сопоставления художественного образа музыкального и произведения живописи);    

Наглядно-слуховой метод (по О. П. Радыновой)

в проблемном применении -  прием контрастного сопоставления музыкальных произведений (сравнение 2-х контрастных музыкальных произведений, близких по названию);

Наглядно-слуховой метод (по О. П. Радыновой)

 -  использование вокального показа

Наглядно- зрительный метод (по О. П. Радыновой)

- показ иллюстраций,

Метод мнемотехники для разучивания песенного материала 

- взаимосвязь картинки и звучащего слова;

- взаимосвязь картинки и вокальной фразы;

- дидактическое пособие - видеоклип, построенный на принципе «линейной» мнемотаблицы

Практические: 

 *метод упражнений в практических действиях :

  - приём многократных упражнений при разучивании песни;

Словесные:

-  беседа;

-  эмоционально-образные пояснения, указания;

- оценка выразительности детского исполнения взрослым, поощрение;

Практические: 

 *метод упражнений в практических действиях :

  - приём многократного упражнения в музицировании;

Наглядно- зрительный метод (по О. П. Радыновой)

  -  демонстрация движений

Практические: 

 *метод упражнений в практических действиях :

  - приём многократных упражнений

в музыкально-ритмических движениях;

Музыкальный руководитель: Отлично, тогда давайте посмотрим на картинку и определим, с чем будет связано 1 задание. ( Слайд №6)

 - Что нам предлагает сделать Королева? (что-то послушать).

- Правильно, королева предлагает прослушать  2 музыкальных произведения о зиме и отгадать, какое произведение её любимое и почему. Но для этого мы сразу прослушаем эти 2 произведения, определим характер музыки, средства музыкальной выразительности и назовём авторов – композиторов, а также подберём подходящие к ним картины художников Омского Прииртышья.

1задание – Слушание №1 «Зима» Георгий Свиридов

-Ребята, кто знает, как называется этот отрывок музыкальной пьесы?  Кто написал эту музыку? Какой композитор? (Георгий Свиридов)

- Давайте охарактеризуем прослушанное музыкальное произведение. Какая музыка по характеру? (суровая, страшная, …). Какую зиму нарисовал с помощью своей музыки Чайковский?

- С помощью какого музыкального  инструмента композитор передаёт суровое зимнее настроение? (фортепиано) А какие ноты нам помогают услышать суровость русской зимы?

- Как звучит мелодия? Быстро или медленно? Громко или тихо? Отрывисто или плавно?

- Что мы представляли, рисовали в своём воображении, когда слушали эту пьесу?  

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какую зиму нарисовал с помощью своей музыки Г. Свиридов?  (суровую, морозную..) (Слайд №7)

- А сейчас посмотрите на экран. Это 2 картины художников Омского Прииртышья: слева - «Туман над Ангарой» Краснопёрова  Александра, а справа - «Успенский собор в Омске»  Заозёрского Виталия.  

- Как вы думаете, какая картина подходит к прослушанной пьесе? Почему вы так решили?

 - Какими красками изобразил художник зиму? (Холодными, мрачными, тёмными) (Слайд №8)

Слушание №2  «Зимние грёзы» 1симфония, 2 часть П.И.Чайковского

- Кто написал эту музыку? Какой композитор? Как называется? Давайте охарактеризуем прослушанное музыкальное произведение. Какая музыка по характеру?  (ласковая, нежная...)

- Как звучит мелодия? Быстро или медленно? Громко или тихо? Отрывисто или плавно?

 - Есть ли место в симфонии, где музыка звучит иначе, по другому? Где? (во второй части). Когда услышите 2 часть, подымите руку.

Повторное слушание. Как стала звучать музыка? (торжественно, громко…)

- Звучит 1 инструмент или целый оркестр?

- А для какого оркестра написана эта симфония? Оркестра народных инструментов или для симфонического оркестра?

- Какие 2 группы инструментов звучат в симфонии Чайковского? (струнные и деревянные духовые).

- Что мы представляли, рисовали в своём воображении, когда слушали эту пьесу? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какую зиму нарисовал с помощью своей музыки Чайковский? (тёплую)  (Слайд №9)

- А сейчас посмотрите на экран. Это 2 картины художников Омского Прииртышья: слева - «Драмтеатр зимой»  Заозёрского Виталия, а справа -  «Вечерняя заря» Краснопёрова  Александра.

 - Как вы думаете, какая картина подходит к прослушанной симфонии? Почему вы так решили?

 - Какими красками изобразил художник зиму? (светлыми, нежными, спокойными…)

- Какое произведение вам больше всего понравилось и почему?

- А как вы думаете, какое из прослушанных произведений является любимым у Снежной королевы? А почему? (дети раскрывают взаимосвязь характера выбранной музыки и характера королевы, высказывают свои предположения, аргументы, доказательства)

-Молодцы! С первым заданием мы очень хорошо справились! И  снежная королева шлёт нам следующее задание. Внимание на экран.

 (Слайд №10)

- А что сейчас нам предлагает сделать Королева? (спеть). Да, нужно спеть песню про зиму. Какую зимнюю песню мы знаем? ( «Как на тоненький ледок»)

Правильно, но хорошо и красиво спеть у нас не получится, так как голоса наши не разогреты, мы с вами не распеты. Что вы можете предложить? (распеться)

2. Распевка (игровое упражнение на развитие слуха и голоса)   «Бубенчики звенят» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой

- образец пения педагога;

- исполнение хором

-исполнение подгруппой + индивидуальная работа (Арсений, Сашенька, Оксана)

3. Пение «Как на тоненький ледок» русская народная песня в обработке Т. Попатенко  :      

*Повторение 1,2,3, куплета

          - исполнение хором и одновременное прохлопывание ритмического рисунка 1 куплета (параллельно - самостоятельная работа по выбору из двух предложенных картинок подходящей картинки с верным ритмическим рисунком (Рита, Даша) ;

- проверка самостоятельной работы - пение 2 и 3  куплета по ритмическому рисунку (Рита, Даша);

- пение 4 куплета (хором);

*Разучивание 5 куплета :

- образец пения педагога;

- вопросы по содержанию, по манере и характеру исполнения;

- хоровая работа над текстом построчно и  чётким произношением (по картинкам) :

 - работа над чистотой интонирования при разучивании мелодии и слов 5 куплета по частям (пение по схеме «педагог-дети» поочерёдно, сольное исполнение);

 - пение с опорой на музыкальный видеоклип, построенный по методу мнемотехники;

- Молодцы! И этим заданием мы очень хорошо справились! И  снежная королева шлёт нам ещё одно задание. Внимание на экран! (Слайд №11)

- Что она предлагает нам сделать? (сыграть на инструментах)

- Снежная королева не признаёт ни смеха, ни радости, ни шуток. Но тем не менее, она предлагает развеселить её или пошутить, используя музыку. Что мы можем исполнить такое шутливое? («Вальс-шутку» Д.Шостаковича)

 4. Игра на детских музыкальных инструментах (коллективное музицирование)  «Вальс-шутка» Д. Шостаковича

- выбор подходящих инструментов и их сочетаний, в зависимости от характера частей произведения;

- распределение инструментов по желанию детей;

 - рекомендации по звукоизвлечению;

 - работа группой;

- Молодцы! Весело сыграли!  (Слайд №12)

- А теперь посмотрите, что предлагает нам Снежная королева? (отправиться к ней в снежное царство). Но там очень холодно, и нам нужно одеться потеплее (имитация). Отправляемся в путь!

5. Музыкально- ритмические движения:

*Упражнения:

         1) «Марш» муз. М. Красева               Будем весело шагать,

              бодро ножки поднимать.

              Ох, и сугробы,

               выше поднимаем ноги!

          2)«Лыжники», муз. М. Старокадомского

Быстро мчимся мы на         лыжах,

царство снежное всё ближе!

          3) «Конькобежцы», муз. Э. Вальдтейфеля

На коньках по льду летим!

Как снежинки мы парим!

          4) «Из-под дуба из-под вяза» русская народная мелодия в обработке М.     Иорданского

Путь дорогу завершаем,

валенки мы очищаем.

Валенок на пятку ставим,

да с него снежок сметаем!

(Слайд №13)

- Вот мы и пришли в снежное Царство. Сама Королева встречает нас. Улыбается королева и даёт последнее задание – станцевать зимний танец.

*Русский народный танец «Валенки»  : повторение движений на 1-й, 2-й куплет и  припев (выполнение притопов, полуприседаний с выставлением ноги на пятку и музыкально-ритмического движения  « Ковырялочка» )

- Молодцы! Как вы хорошо станцевали! И видно немного устали. Давайте сядем и послушаем снежную королеву.  (Слайд №14)

Снежная королева (голос в аудиозаписи): «Спасибо, порадовали вы меня! Со всеми заданиями справились. Ну что, Герда, забирай своего Кая! Вот бы и мне таких друзей как у тебя. Я только сейчас поняла, что такое настоящая дружба и любовь. Будьте счастливы!» - сказала она эти слова и растворилась в снежной дымке.

(Слайд №15)

 - А Кай и Герда радостные вернулись домой. И жили они долго и счастливо!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Подведение итогов :

1)рефлексия содержания занятия

2)рефлексия своей деятельности, своего успеха  

Оценка детьми результата своей деятельности

- Ребята, что мы сегодня с вами делали? (слушали музыку, пели распевку и песню, играли на инструментах и танцевали). А зачем мы всё это делали? (помогали Герде спасти Кая)

- Кто помнит, что сказала Снежная королева, когда решила отпустить Кая?

(дети цитируют слова королевы)

- Так благодаря кому наша сказка закончилась счастливо? (благодаря нам, нашим стараниям и нашей дружбе)

А самое главное, мы помогли своим друзьям.

 Спасибо вам за это большое! Без вашей помощи Герда не смогла бы спасти Кая.

- Скажите, понравилась ли вам наше музыкальное путешествие в зимнюю сказку?

- А вам понравилось, как вы работали на занятии? Давайте оценим свою работу с помощью смайликов – снежинок!

-Если вы испытывали большие трудности и вы не довольны своей работой на занятии, тогда я предлагаю вам взять грустную смайлик-снежинку.

Если вы испытывали на занятии небольшие трудности, но вы с ними неплохо справились, то вы выбираете смайлик-снежинку, которая спокойно улыбается.

И если вам на занятии всё давалось очень легко и вы очень довольны своими успехами, то вы берёте снежинку, которая «весело смеётся».

-Посмотрите, на магнитной доске расположены 4 картинки с  видами деятельности: слушание), пение, игра на инструментах  и танец. И теперь, я предлагаю вам расположить свой смайлик на одном из четырёх видов деятельности, который вам больше всего понравился (дети располагают смайлики с помощью магнитов).

- А теперь я хочу вас всех поблагодарить за хорошую и активную творческую работу. Молодцы, ребята!

Но вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Ребята, настала пора попрощаться, но по – музыкальному.

-Дорогие дети, до свидания! (поёт музыкальный руководитель)

-До- сви-да-ни-я! (поют дети)

Дети прощаются и уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Новогодний праздник "Новый год со Снежной Королевой" для детей подготовительной группы с использованием теневого театра

В сценарии "Новый год со Снежной Королевой" в действии №1 снежна Королева похищает Кая, а Герда вместе с детьми отправляется на его поиски, где по пути попадает в страну Феи Игрушек,в действии №2 дети...

Сценарий Новогоднего утренника "ПО СЛЕДАМ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ" для детей подготовительной группы

Сценарий Новогоднего  утренника для детей подготовительной группы...

Новогодний утренник по сказке «Снежная Королева» для детей подготовительной группы.

Новогодний утренник по сказке «Снежная Королева»для детей подготовительной группы....

Новогодняя феерия по мотивам сказки Андерсена «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА», для детей подготовительной группы

Бьют часы двенадцать,На дворе темно,Слышишь, кто-то тихоПостучал в окно?Скрипнула калитка –Это Новый год,Он с собою сказкуЗа руку ведет…Ночь за окном спускается,И сказка начинается&helli...

Новогодний утренник по сказке «Снежная Королева» для детей подготовительной группы .

Новогодний праздник по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная Королева". Все роли, кроме Снежной Королевы и Деда Мороза, исполняют дети....

Методическая разработка: Новогодняя феерия по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», для детей подготовительной группы.

Сценарий новогодней феерии по мотивам сказки Г.Х Андерсена разработан с целью развития музыкально - творческой инициативы детей с помощью театрализованной деятельности. А также с целью создать у детей...