"В гостях у самовара"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Сценарий развлечения,совместная работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_u_samovara.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Сценарий развлечения

«В гостях у самовара»

(Совместная работа с родителями)

Составила и провела

Леонова Елена Александровна

                                                         2019г.

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества и культуры поведения. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития, пополнить словарный запас, формировать знания о культуре поведения за столом.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения и появления самовара на Руси, с традициями народного чаепития ;
2. Расширить лексический запас детей словами « самовар», «чаепитие», «посиделки», «горница», «фарфор»;
3. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными;
4. Доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру чаепития, культуру поведения за столом;
5. Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно – развивающей среды, включающей игровой уголок «Кухня», «Столовая».
Расширение словарного запаса: самовар, посиделки, чаепитие, горница, фарфор, гулянье.

Материал и оборудование:

Самовар- 2 штуки; чашки- 20 штук, блюдца- 20 штук.

Скатерти  в русском стиле; у ведущего на столе   накрыто  русское полотенце.

Баранки, конфеты, печенье (накрыты салфетками)

Родители: 10- человек + 10 детей .

Родителей рассаживаю полукругом ( 5 родителей + 5 детей), на столе стоит по самовару, чашки с блюдцами .

С другой стороны, напротив – 5 родителей + 5 детей.

Ведущий: стол с самоваром и с чашкой с блюдцем, заварочным чайником- посреди.

На слайдах: картинка –самовар. Желательно найти самовар старинный, чтобы показать, как его разжигали.

-Игра-задание «Украсим самовар»:2 стола для украшения самоваров(сделать макет самовара, подготовить заготовки: кружочки, цветочки, полоски и др. клейстер с кисточками, подставки для намазывания клеем; салфетки для рук)

-Для игры «Водоносы»:- 2стеклянных кувшина, 2 ведерка с водой,2 кружки.

Ведущий:

(Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатель в русском народном костюме встречает детей у накрытого стола).
Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По-обычаю, по – старинному, посиделками называется.
В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего, освежающего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, Посередине стола всегда стоял ТОЛСТЯК, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай велит пить. Как вы думаете, что это?  

-(На слайдах показать самовары разные).

Правильно, это действительно самовар, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу в домах, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, да паром дышащий, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья

Ведущий Вся семья собиралась за столом, который венчал самовар, и по русской традиции пили чай из блюдечек с сахаром, вареньем, пирогами, блинами.
Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. Сейчас существует не только великое множество разнообразных самоваров, но и целые музеи этих исторических изделий. Первый музей самоваров был создан в городе Минске – столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Недавно был открыт музей на Родине самоваров – в городе Туле.
Ведущий:Вы знаете, как устроен самовар? Современные самовары работают от электричества. А в старину самовар растапливали углём. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сухие сосновые шишки или древесный уголь. Их поджигали лучинами, а раздували огонь сапогом. Труба внутри самовара нагревалась, вода в самоваре закипала. В специальное гнездо наверху устанавливался заварной чайничек.
(Показ на слайдах).

Ведущий: Давайте и мы в своей мастерской украсим  свой самовар, чтобы он был ничуть не хуже самоваров, которые делали мастера.

Ведущий оценивает работы детей и родителей. Отмечает необычность, красочность, умение найти свой подход к выполнению работ.

Ведущий:- Чтобы накрыть стол  к чаю и угостить гостей, нужно много предметов для чаепития. А вот какие это предметы мы сейчас узнаем.

Конкурс загадок

                       

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.          ( Самовар)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
 Всем на загляденье…
Ну, и объеденье!                 ( Баранка)
                         

Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо.            ( Самовар)

Под одной крышей,
Четыре брата стоят.            ( Стол)

Бел, как снег,
 В чести у всех.
 В рот попал,
Там и пропал.                 ( Сахар)

Был листок зелёным,

Чёрным стал, томлёным

Был листочек зубчатым,

Стал листочек трубчатым

 Был он на лозине,
Стал он в магазине.          ( Чай)

Ведущий: Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай привезли к нам из Китая. Рос он на деревьях высотой 10-15м. На деревьях собирать листочки и веточки было очень сложно и селекционеры вывели новые сорта в виде кустарников. Молодые листочки по-китайски называются - «ЧАЕ», отсюда и пошло название «Чай».
После сбора свежесорванные чайные листочки слегка подвяливают на свежем воздухе. Как только листья становятся «мягкими», их как бы «обжаривают» на раскаленном воздухе. От того, как высушены листочки, формируется цвет чая.
Чай бывает черный, зелёный, красный. Жёлтый чай получают не из листьев, а из почек чайного листа. Два дня в год, в начале апреля и в начале сентября, молодые листья покрываются белым пухом. Пух собирают утром 4-5 часов, (потом он разлетается). Из него готовят белый чай.

Ведущий:
В старину на Руси не было чая. Наши предки заваривали листья разные корешки, стебельки, листики, цветки и ягодки. Отгадайте, какие растения использовали наши предки для чая не только раньше, но и сейчас еще используют?

Отгадки на слайдах показать

Скатерть была,
Как снег бела.
Зубцы вокруг.
Шита без рук. А на скатерти той-Каравай золотой.     (ромашка)

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый,
И, может, два века
Он ждёт человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.                                         (жень-шень)
 И в лесу, и в квасу.
И в конфетке, и в таблетке

В жвачке,в пасте и в конфетах      (мята)
Вы найдете травку эту

Холодит приятно рот

Запах чаю придает

Хороша трава-
Красная голова:
И медку подарит,
И чайку заварит.
Ну-ка быстро отвечай:
Эта травка -…                                                          (Иван-чай)

Весной растёт,
Летом цветёт, 
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.                                                          (липа)

Жарким летом 
В прохладном  лесу и на болоте
Травку эту вы найдёте.
А на ней синеет гроздь –
Кисло – сладких ягод горсть.                                      (черника)

Есть и украшение,
Есть и устрашение.
Гляди и любуйся,
А руками не суйся.
В дикий лес пойдёшь-
Дикую розу найдёшь.                                                    (шиповник)


- Чай, это прекрасный, полезный напиток, который  утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Как известно всем, друзья – подружкам любят на Руси попеть частушки

Сегодня частушки необычайные,
 За чаем и частушки ЧАЙНЫЕ.

Родители и дети по очереди исполняют частушки.
Дети:
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В плясках не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
 К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Посидеть за самоваром
Рады все, наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Самовар блестит, кипя, 
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,
 Самоварного чайку.

  -Чай горячий, ароматный
 И на вкус, весьма, приятный.
 Он болезни исцеляет
 И усталость прогоняет.

Ведущая: На посиделках не уснём.

Пословицу читать начнём. Я  начну, а  вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Ведущая подходит к каждому столу и начинает пословицу. Сидящая за столом компания – хором заканчивает.

ЧАЙ ПЬЁШЬ – ЗДОРОВЬЕ       (БЕРЕЖЁШЬ).
ВМЕСТО ПИВА ПОПИВАЙ  КРЕПКИЙ, РУССКИЙ,   (СЛАДКИЙ ЧАЙ).
ПЕЙ ЧАЙ – БЕДЫ НЕ    (ЗНАЙ).
ЧАЙ ПИТЬ – ПРИЯТНО     (ЖИТЬ).
ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ      (ТОСКУ).
ЗА ЧАЙКОМ ПОСИДИМ И ПОЛУЧКУ  (СОХРАНИМ).
КТО ЧАЁК ДУШИСТЫЙ ПИЛ – НА МАШИНУ      (НАКОПИЛ).


Ведущий: А как правильно заваривать чай? (Хозяйка-воспитатель показывает детям, объясняя при этом, как правильно заваривать чай).
-Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Чашка чая - это уют и мир в доме. Чашка чая - это повод для встречи.

(Заранее подготовить два чайника с чаем ( на стол по одному), чтобы потом разлить по чашкам).

Пока заваривается чай, давайте поиграем. Чтобы заварить чай, нужно заранее принести воду. Проводится игра «Водоносы».

Игра «Водоносы». 
Поспела новая игра-
Нелёгкое задание.
За дело взяться нам пора
И проявить старание.
К услугам вашим 2 ведра.
На нём отсюда и туда
Сносите воду быстро.
В забаве этой важен труд,
Приём, усилие, сноровка.
Тот верх возьмёт,
Кто свой сосуд 
Водой наполнит ловко!
2 команды по 5 человек. Нужно дойти  до ведра, зачерпнуть воды кружкой, не расплёскивая, принести воду обратно, вылить в баночку. У кого воды больше, тот и выиграл. Не на скорость.

Ведущий проводит оценку, отмечает ловкость, умение быть аккуратным, правильно выполнить условия игры.
Ведущий: Секреты чая мы раскрыли, но про угощения забыли.
Русские посиделки славились в старину изделиями талантливых стряпух и поварих.
Ведущая подходит к каждому столу и задаёт вопрос компании за столом. 
Отгадывают хором.

-Угадайте по описанию выпечку русской народной кухни.
-Пирог овальной формы, более выпуклый и вместе с тем более узкий, чем закрытый пирог. От обыкновенного пирога отличается только формой и большим количеством начинки.           (кулебяка)
-Праздничный пирог в форме куполу с начинкой из Куринного мяса, белых грибов, крутых яиц и зелени. Традиционный обрядовый свадебный пирог.  (курник)
-Шарик из теста с начинкой из повидла, пожаренный в смеси масел в большом количестве (во фритюре), обсыпанный сахарной пудрой.     (пончик)
-Круглый во всю тарелку пирог с начинкой из рыбного фарша. Середина обычно открыта. Их традиционно едят с ухой.      (растегай)
-Традиционное славянское лакомство из сдобного или бисквитного теста, с большим количеством взбитых яиц. После выпечки пропитанное сиропом с вином  и украшенное глазурью.    (баба)
-Расплющенный деревянным пестиком шарик с начинкой в углублении посередине, выпеченный в духовке.         (ватрушка)
-Праздничный каравай, в состав теста которого входят мёд, какао, пряности, орехи, изюм, мука, сахар, масло.            (коврижка)
-Обрядовое блюдо с большим количеством яиц, сахара, масла. Готовится аж двое суток. Украшается глазурью, орехами, цукатами, символическими надписями. Готовится в Святую Пасху. (кулич)

Но на русских посиделках народ не только жажду утолял, а весельем скуку разгонял. Любили судари да сударыни хороводы поводить, шутками – прибаутками народ    повеселить. Ни один праздник на Руси не обходился без песни

Исполняют песню про пряники (что-то другое)


Ведущий: Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали.
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
Чаепитие с гостями. (Звучит русская народная песня «Самовар»).
Рефлексия в виде свободной беседы за чашкой чая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")

Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...