Статья. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
статья по музыке

Оголенко Александра Сергеевна

Статья о том, какие здоровьесберегающие технологии используются на музыкальных занятиях в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_statya.docx17.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественные продукты, эмоциональный дискомфорт – всё это агрессивно воздействует на детский организм. По данным медиков, количество дошкольников с хроническими заболеваниями с каждым годом становится всё больше и больше.

Музыкальное воспитание в аспекте физического имеет свою давнюю историю. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. В.М. Анохин сделал вывод о положительном влиянии музыки на работоспособность человека. Н. Ветлугина говорит, что пение развивает голос, речь, укрепляет голосовые связки, приводит в норму дыхание. Ритмические движения нормализуют осанку ребёнка, развивают  координацию, уверенность в себе. Таким образом, можно сказать, что музыка – это одно из средств физического развития.

На музыкальных занятиях необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Например, каждое музыкальное занятие можно начинать с  песенки–распевки «Добре утро», «Здравствуйте», «Просыпайтесь» и др., которые дают позитивный настрой детям на весь день, заряжают положительными эмоциями. При слушании и разучивании песен можно использовать игровой массаж, самомассаж или пальчиковую гимнастику. Перед пением необходимо проводить дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Музыкально – ритмические движения можно сопровождать речевыми играми  «Ты мороз», «Тра – та – та», «Кот и мыши», а танцы совместить с музыкотерапией.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, которые  проводятся фронтально, по подгруппам или индивидуально.

Какие же здоровьесберегающие технологии я использую на своих занятиях?

1.Валеологические песенки - распевки, обычно с них начинаются музыкальные занятия. Это весёлые песенки, которые поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

2.Дыхательная гимнастика. Использую в своей работе дыхательную гимнастику Б. Толкачёвой и А. Стрельниковой: «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Большой маятник», «Ушки», «Носочки–пяточки», «Попрыгунчик» и др. В результате проведения дыхательной гимнастики укрепляется физиологическое дыхание детей (без речи), формируется правильное речевое дыхание, тренируется сила вдоха и выдоха, развивается продолжительный выдох. Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоровительное и даже лечебное воздействие:

- положительно влияет на обменные процессы;

- способствует восстановлению ЦНС;

 - улучшает дренажную функцию бронхов;

 - восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика: «Утро с котом Рыжиком», «Котик Рыжик в детском саду», «Жаба Квака» и др. Чаще использую в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, совместно с учителем – логопедом. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Задачами артикуляционной гимнастики на музыкальном занятии являются:

- развитие певческих способностей;

 - формирование артикуляции различных звуков;

 - совершенствование дикции детей;

- развитие музыкальной памяти;

- развитие чувства ритма.

4. Игровой массаж: «Птичка», «Гусёнок Тимошка», «Дождь», «Дружок» и др. Делая массаж, малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтоб детям было интереснее, предлагаю им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело.

5. Пальчиковые игры занимают важное место на занятии. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Я использую пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой: «Кошка», «Песочный дом», «Куклы спят», «Мячик» и др. Они могут использоваться как попевки или песенки,  произноситься просто под музыку. Развивают речь, координацию, подготавливают руку к рисованию, письму.

6. Речевые игры. Речевое музицирование необходимо т.к.музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Тексты декламируются хором, соло или дуэтом. Можно добавить музыкальные инструменты, движения. Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности. Они имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Дети очень любят такие как: «Солнышко», «Пчёлы водят хоровод», «Матрёшки и Петрушка», «Снеговик» и многие другие.

7. Музыкотерапия – на мой взгляд главная составляющая музыкально – оздоровительной работы в ДОУ. Слушая правильно подобранную музыку, повышается иммунитет, снижается напряжение, раздражительность, проходит головная и мышечная боль, восстанавливается дыхание. Музыкотерапия может применяться не только на музыкальных занятиях, но и воспитателями в группе в режимные моменты.

Музыкальные занятия, на которых используются здоровьесберегающие технологии, эффективны при учёте особенностей каждого ребёнка и его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который помогает организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей в группе.

Использование здоровьесберегающих технологий не только педагогами в ДОУ, но и   родителями дома, помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников,  укреплять и сохранять их здоровье.

Литература:

А.С. Галанов Оздоровительные игры  для дошкольников и младших школьников/ - Спб,: Реч, 2007.

М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим/ - М.: Сфера 2004.

О.П. Радынова Музыкальное воспитание дошкольников/ - М., Просвещение: Владос, 1994.

Т.Э. Тютюнникова Речевые игры/  Дошкольное воспитание.- 1998 №9 – с. 115 – 119.

С.Л. Слуцкая Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2006.

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. – сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ".

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"

Статья "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для создания благоприятных условий развития способностей и творчества каждого ребенка."

Организация в детском саду музыкально-оздоровительнойработы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помо...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду"

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду....

статья Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформироват...