Педагогическая статья: Музыка и речь
статья по музыке (младшая группа)

Миронов Петр Александрович

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Для этого на занятиях мы используем фонопедические и оздоровительные упражнения.

 Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_rech_1.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая статья:

"Музыка и речь"

О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество свидетельств, как с помощью пения и музыкальных инструментов людей избавляли от тяжелых болезней.

Например, слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. В Риме врачи использовали музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя от приступов тяжелой депрессии. В «Одиссее» Гомера рассказывается, как от музыки и пения переставали кровоточить раны.

В настоящее время, музыка чаще используется в психотерапевтических целях (для нормализации душевного состояния людей). Но, определенное  влияние музыка оказывает на здоровье человека в целом, в том числе и на его речь.

Американские ученые пришли к выводам, что для более быстрого восстановления речи после инсульта, с больными необходимо заниматься пением. Медицинский метод, который впервые начал экспериментироваться более 30 лет назад, получил название «тонально-мелодической терапии». Врач фактически обучает своих пациентов пению по полтора часа в день. Через 15 недель потерявшие дар речи начинают общаться с миром при помощи мелодии. 

Сегодня мы рассмотрим вопрос, о том, как пение влияет на здоровье  дошкольника, в том числе на его речь.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети очень любят петь. В процессе пения у них развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

     Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Для этого на занятиях мы используем фонопедические и оздоровительные упражнения.

 Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

  Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.  Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Исполнение песен детей дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ».

Таким образом, обучение пению способствует:

− развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;

− активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

− развиваю и укреплению дыхательной системы, что особенно важно в детском возрасте;

− тренировке мышц гортани, голосовых связок;

− улучшению тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;

− расширению диапазона голоса;

− созданию благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

В заключении, хочется отметить, что музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

Советы родителям

  • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
  •  Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
  •  Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
  •  Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

 

Литература

  • Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  • Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки

Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений....

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Использование классической музыки в здоровьесберегающих технологиях»

Эта тема была выбрана не случайно, т. к. сейчас наши дети живут и развиваются в непростых условиях современного музыкального социума. Современную рок – музыку, которая звучит повсюду (хотим мы э...

Педагогическая статья. Название: "Толерантность в музыке. Возможна ли она?". Автор составитель: Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

     В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности.       В наше время прогресса и компьютеризации може...