Игры на фортепиано.
консультация

Араратян Аспрам Сережаевна

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает пеед ними новый мир звуковых красо, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры совершенствуются эстетические чувства ребенка.Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств,как выдержка,настойчивость,целеустремленность,усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_fortepianno.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учимся играть на фортепиано. 

Подготовка к разучиванию песни. 

Игра на инструменте очень нравится малышам. Выученную песенку они обязательно будут играть друзьям, бабушке, гостям, будут использовать в играх с куклами, напевать, подбирать на других инструментах, играть вместе с вами в ансамбле.
В процессе разучивания у детей развиваются слух, чувство ритма, зрительная память, умение распределять внимание, координация движений, появляются первые навыки игры по слуху. Многие музыкальные дети не любят петь и танцевать. Если бы не занятия на инструменте - об их способностях никто бы не знал.

- С чего же начинать занятия на инструменте? - С прослушивания песенок в вашем исполнении или с подвижных музыкальных игр-песенок, в зависимости от настроения ребёнка. Главное, чтобы не ослабевал интерес малыша.

- А если я нот не знаю? - По буквенной записи у вас сразу получится. Разучивая песенку на инструменте, подпевайте.

- А игры должны идти под моё пение? - Лучше под ваше, а не под фонограмму. Так вы сможете подладить темп пения под движения ребёнка и не отвлекаться на поиск нужной песни.

- Я совсем не пою. - Абсолютное большинство родителей, сообщавших это, потом всё-таки как-то спели детскую песенку. Используйте для игр запись на кассете и подпевайте.

- Какую песенку взять для начала? - Возьмите ту, которая играется на одной клавише или ту, которая больше других нравится малышу. В обоих случаях играть первые песенки с малышом надо на одной клавише.

- Сколько времени должна занимать подготовка до начала разучивания песенки на инструменте? - В процессе подготовки ребёнок старше двух лет уже запоминает слова. Малыш будет показывать на игрушку или картинку и просить сыграть, он начнёт немного подпевать и заинтересуется соответствующими игровыми движениями.

- Мне кажется, для ребёнка двух лет играть ритмично даже на одной клавише и одновременно петь слишком трудно. Так ли это? - Надо начинать с самого простого: ноту для пения выбрать самую удобную, обычно это "ре" или "ми". Слова можно поучить заранее, например, во время пальчиковых или подвижных игр, а если малыш ещё не говорит, то просто петь на любой слог.
С ритмом у малыша могут быть проблемы: детям трудно ритмично не только играть, но и стучать. Перед разучиванием песенки на инструменте следует отработать "весёлый", игровой вариант исполнения: постучать, похлопать или проговорить текст ритмично, объяснив ребёнку, что, например, сорока будет стучать ложками, сапожник стучать молотком, воробей клевать, Баба-яга стучать палкой и т. д.

- Как помочь ребёнку, "исполняющему" песню на одной ноте? - Хорошо бы придумать небольшой сюжет для ввода этой песенки. Например, показать с помощью игрушек маленькую сказку (о Бабе-яге, о воробье и т.п.), по ходу сказки и прозвучит песенка. Вам на первых порах придётся и играть, и стучать, и петь.

- А потом? - А потом предложите ребёнку стучать или хлопать под ваше пение, и вам надо петь в темпе, удобном для его движений.

- Что делать после этого? - Продолжая петь, выполняйте движения одновременно с ребёнком и поработайте над "ритмом".

- Как? - Для начала хватит двух способов:
1. Взять его руки в свои и делать движения или хлопки его руками.
2. Пусть ребёнок хлопает или стучит вашими руками.

- Вы думаете, такая тренировка заинтересует ребёнка? - Постучать-то детки как раз любят, но для поддержания интереса следует занятия и дальше "инсценировать", например, стучать самыми различными способами. Поставьте на стол или пианино картонный ящик, в нём будут лежать ваши помощники - куклы. Ящик послужит ширмой или декорацией, а ребёнку потом самому захочется помочь куклам стучать, петь, играть. Другой вариант. Куклы перчаточные или пальчиковые, их надевают на руку - тогда уже они "помогают" стучать ребёнку. С детьми от 4 лет можно использовать маски, самодельные костюмы и регулярно в инсценировку песенок-игр вплетать задания, обучающие игре на инструментах.

- Но нам ещё далеко до четырёх... - Для работы над ритмом могут помочь погремушки, барабаны, ксилофоны, просто баночки, бутылочки, кастрюльки.

Игра маминым пальцем. 

- Как переходить к игре на инструменте? - При подготовке вы должны были, чтобы ребёнку было интереснее, разучивать не менее трёх песенок. Каждую отрабатывать очень недолго: с ребёнком младше трёх лет не больше двух минут. Увеличить продолжительность разучивания можно только по желанию малыша. Вы, конечно, выбрали время, когда ребёнок был больше расположен к занятиям, показывали картинки, использовали игрушки. Вы, наверное, определяли удобную для пения ноту (клавишу) заранее и наклеивали на неё квадратик с соответствующим слогом или картинкой.
Перейдём к тому, как научить ребёнка играть на инструменте первую в жизни песенку. Попросите его помочь вам сыграть. Ребёнок сидит у вас на коленях лицом к инструменту. Пусть играет вашим указательным пальцем, он берёт его правой рукой. Вы предлагаете подпевать, подсказываете первую фразу и вместе поёте и играете.

- Если ребёнок не поёт? - Пойте сами или ритмично по слогам проговаривайте стихи вместе с ударами по клавишам.

- Если ребёнок стучит моим пальцем неритмично? 1. Просите поднимать руку для замаха выше.
2. Принимайте в игре более активное участие - регулируйте ритм своей рукой.
3. Возвратитесь к подготовительным упражнениям с хлопками и "звучащими" предметами.
4. Меняйтесь ролями. Берите кулачок ребёнка, просите вытянуть указательный палец - остальные сжаты, играйте его рукой, пойте.

- Если ребёнок захочет играть сам? - Помогите найти ноту, с которой начинается песенка, подпевайте и побуждайте его петь. Полезно хлопать или выполнять под его игру подготовительные ритмические упражнения: малыш в роли учителя. Полезно играть песенку вдвоём по очереди: фразу - вы, фразу - он. Ребёнок будет охотно учить игре куклу: играть её рукой, петь за неё. Не забудьте похвалить и поощрить малыша.

Игра за указкой. 

- Что такое игра за указкой? - Взрослый пальцем или карандашом, как указкой, показывает на ту клавишу, которую ребёнок должен нажимать.

- Для какого возраста подходит этот приём? - От 2 до 3,5 лет, пока малыш не научится запоминать и играть по памяти последовательность из 2-4 нот, то есть минимальный "кусочек" музыкальной фразы, спетой взрослым несколько раз.

- Что, кроме механического повторения, даёт малышу игра за указкой? - Ребёнок рано начинает играть любимые песенки. Он может во время игры учиться петь мелодию со словами или называя ноты, что является подготовкой к пению по нотам. Малыш быстро подмечает, что повторение звука при пении означает повторение клавиши, что движение мелодии к "тоненьким" ноткам - это игра последовательно по клавишам вправо и т.д., таким образом он готовится к игре по слуху. И ещё. У ребёнка развиваются непроизвольное и произвольное внимание, моторная, слуховая и зрительная память - он начинает выучивать песенки наизусть.

- С каких песенок начинать игру за указкой? Первое время лучше играть песенки, в которых одна и та же клавиша не нажимается несколько раз подряд. Повторный показ одной и той же клавиши ребёнок воспринимает с трудом. В качестве начального упражнения сыграйте с ребёнком подряд все клавиши, начав с определённой ноты (например, подойдёт песенка «Такси» из «Азбуки-потешки»). Затем следует играть по очереди по две ноты, например, как в песенке "Яблочко".

- Как проводить подготовку к игре за указкой? - Первый этап. Используйте песенки в подвижной игре, покажите иллюстрацию героев песенки в книжке. Следует разучить слова в ходе игр и упражнений.
Второй этап. Теперь будем готовить ребёнка к последовательному нажатию клавиш. Для этого, выложив кубики или карточки в ряд на расстоянии 10-20 см, чётко, по слогам, проговаривая слова попевки, хлопаем каждый кубик по очереди рукой. Затем следует предложить ребёнку похлопать по кубикам вашей рукой, провести куклу по "лесенке", лягушкам прыгать по "дорожке" и при этом подпевать. Если ребёнок торопится, расставьте кубики дальше друг от друга, предложите прыгать выше.

- Какие ещё варианты подготовки? - Для подготовки к игре песенки, мелодия которой построена на двух нотах, можно стучать по двум барабанам, двум коробкам, по коленкам, по двум маминым пальчикам, выложить два листочка рядом и стучать палочкой.

- С чего начинать работу за инструментом? - Вариант 1. Указательным пальцем левой руки показывайте клавишу, правой рукой держите кулачок ребёнка с вытянутым указательным пальцем - играйте его пальцем и вместе пойте или говорите. Играйте медленно, приблизительно 30-60 ударов в минуту, показывайте с опережением.
Вариант 2. Показывайте указательным пальцем левой руки, а малыш играет указательным пальцем вашей правой руки.
Вариант 3. Вы показываете, малыш играет ручкой куклы или сам.

- Как быстро у ребёнка начнёт получаться самостоятельная игра (третий вариант)?  У ребёнка 4 лет - почти сразу, у 3-летнего - довольно быстро, если он твердо знает слова, у ребёнка 2,5 лет - через неделю, две у 2-летнего ребёнка - как сумеете заинтересовать. Наберитесь терпения. Вы не должны раздражаться ни при каких обстоятельствах. Если у вас плохое настроение, лучше пропустить урок.

- Как вести работу, когда стало получаться? 1. Для развития слуха добивайтесь более чистого пения; пойте, называя ноты.
2. Для развития чувства ритма: одновременно с ребёнком играйте эту песенку в другой октаве или стучите.
3. Для развития навыка игры тренируйте ребёнка играть "вслепую": закрывайте руки листом, показывайте клавишу не на инструменте, а на рисунке клавиатуры.
4. Для выучивания наизусть: показывайте не конкретную клавишу, а как бы "играйте" над рукой ребёнка в воздухе.
5. Пусть ребёнок показывает, а вы играйте.
6. Переходите к игре "под диктовку" и игре "с рук" (смотрите главы "Игра под диктовку" и "Игра "с рук").

Игра под диктовку. 

- Чему надо научить? - Сначала следует добиться безошибочной игры под диктовку на трёх соседних клавишах (до, ре, ми), остальные - закрыть.

- Как сделать задание интересней? - Вариантов много. Кукла - "учительница", кукла - "ученица". Или "учить" маму диктовать - три листочка с буквами "до", "ре", "ми", или большой лист с рисунком клавиатуры положить на пол и прыгать под диктовку. Ставить точки на нарисованные клавиши, раскладывать на три кучки листочки с буквами - названиями нот. "Играть" на бутылочках, расставленных в порядке клавиш, на металлофоне.

-Следующий этап? - Работа над скоростью;
1. Вы играете песенку, малыш, глядя на клавиши, называет ноты.
2. Взяли куклу, поёте песню нотами, ребёнок "наперегонки" с куклой нажимает клавиши.

-Следующий этап? - Игра на других клавишах.
Ребёнок исполняет песенку под диктовку: сначала вы поёте песенку целиком со словами, затем играете только 1-ю фразу и поёте со словами, после чего второй раз поёте 1-ю фразу нотами так медленно, чтобы ребёнок успевал играть. Когда ребёнок сыграет первую фразу, аналогично диктуйте вторую.

- Следующий этап? - Диктовать группы нот. Это готовит к более выразительному исполнению, игре наизусть.

- Сколько нот должно быть в группе? - Первое время 2-4, - столько, сколько укладывается в одно целое слово текста песни, например, "во-ро-бей" - "ми"-"ми"-"ми", "не го-няй"-"ми"-"ми"-"ми", "го-лу-бей"-"ми"-"ми"-"ми".

- Опишите подробнее, как происходит диктовка сразу нескольких нот? - Вы играете первое слово песенки и поёте первый раз это слово, а когда играете второй раз - поёте нотами. Затем просите: "Спой нотами", потом: "Сыграй с пением нот".
При подготовке к разучиванию рекомендуем игру "Попугай" - хлопаете ритм первых слов песенки, вместе с хлопками проговариваете слова. Ребёнок повторяет. Другая игра "Магнитофон"- поёте нотами, "нажимаете кнопочку" - поёт ребёнок.

- Можно ли усложнить задания? - Диктуйте большее количество слов (нот), диктуйте без предварительного показа на инструменте, вместо диктовки включите фрагмент (3-5 нот) фонограммы (цикл песен "Азбука-потешка"), в котором артистка поёт песенку нотами, и пусть ребёнок после остановки фонограммы нажимает соответствующие клавиши.

-А как разнообразить занятия, чтобы сохранить интерес малыша? Обычно помогают куклы и игрушечные звери. Они могут выступать как "ученики", "учителя", "зрители".

  • Записывайте работу с ребёнком на магнитофон, вместе прослушивайте.
  • Используйте для диктовки и ответов трубку (говорить в трубку), кусок шланга.
  • Игра в "привидения" - ребёнок прячется и отвечает или играет из "не видимого" взрослым места.
  • Игра в "испорченный телефон" - ребёнок повторяет ноты другому человеку (папе, бабушке).


Когда игра под диктовку освоена, можно переходить к игре с показа и игре по буквенной записи названий нот. Хорошей подготовкой к этим занятиям являются быстрый показ взрослым картинок или нескольких предметов и последующее перечисление ребёнком по памяти того, что ему удалось запомнить.

Игра с показа. 

- Что это значит? - Взрослый играет небольшую музыкальную фразу - 2-4 ноты из песенки, которую ребёнок знает, но на инструменте ещё не разучивал. Ребёнок должен видеть руки взрослого, затем он играет то, что показал взрослый.

- Разве в предыдущих главах пособия не рекомендовался такой показ? - Да, но как вспомогательный приём. В этом разделе он является основным и даже единственным.

- Какой смысл в использовании такого приёма? - Ребёнок может сосредоточиться на звучании инструмента, он слышит связную музыкальную фразу, обращает внимание на движения рук, с ним можно начать работу над качеством звука.

- Упражнения начинать с определённого возраста или как только ребёнок будет уверенно справляться с заданиями из предыдущих глав? - Работать нужно одновременно над заданиями из глав "Игра с показа", "Игра под диктовку" и "Игра по буквенной записи". Если вы начали музыкальные занятия с двух лет, то начинайте "Игру с показа" в 3 года, начали в три - через полгода, в четыре - через три месяца.

- Как определить, что ребёнку пора переходить к следующему, более трудному уровню занятий? - Спешить не следует, дети любят повторение знакомого, и необходимо ждать, когда ребёнок будет без всякого труда, "играючи" выполнять задачи ранее предложенного уровня трудности.

-Как быть с постановкой рук? - Если ребёнку ещё не исполнилось 4 года, ему лучше играть песенки одним пальцем и подождать с работой над постановкой рук до 4-5 лет, когда вы, может быть, начнёте консультироваться с учителем музыки.

Игра по ритмической записи. 

- Что даёт овладение этим навыком? - Это хорошая подготовка для игры по буквенной записи, она подводит к умению играть по записи и в ансамбле.

-Когда приступить к заданиям этой главы? - Приблизительно через полтора-два года после начала музыкальных занятий, но не раньше 3 лет.

-Какие навыки должны быть у ребёнка к этому времени? - Он должен уметь при слушании музыки стучать в такт, уметь повторить ритмично произнесённую взрослым фразу из песенки, например, "Во-ро-бей, во-ро-бей, не го-няй, го-лу-бей...", играть простейшие попевки, ритмично петь с хлопками.
- Объясните, как записывать ритм песенки и как сыграть ритмично по записи?
- Давайте разберём запись ритма на примере строчки; "Во-ро-бей, во-ро-бей, не го-няй, го-лу-бей..." Прочитайте эти пять слов с хлопками, ритмично и нараспев. Обратите внимание, что подчёркнутые слоги тянулись в два раза дольше не подчёркнутых. Записывается это так:
Во-ро-бей, во-ро-бей,Него-няйго-лу-бей...
Ритмическая запись второй музыкальной фразы этой песенки выглядит так:
...Неклюйпе-сок,Нету-пино-сок...
Соответствующие полоски разной длины для выкладывания ритма легко сделать из бумаги, картона. Теперь всё готово к упражнениям:
Раскладывая полоски на столе, например по 4-6, просите ребёнка простучать или прохлопать ритм.
Провести куколку по полоскам в указанном ритме.
Выложив полоски в том порядке, как они идут в песенке, предложите ребёнку ритмично проговаривать стишок, отстукивая пальчиком по полоскам. Взрослый может помогать, проговаривая песенку по слогам вместе с ребёнком и показывая указкой ритмическую запись.
Взрослый исполняет (поёт или играет) мелодию, ребёнок следит по ритмической записи, отстукивая ритм по полоскам.

- Есть ли занимательные варианты чтения ритмической записи? - Замените полоски другим материалом: кусочками проволоки, спичками, макаронами. Или так: ритмический рисунок изобразите на асфальте мелом, полоски из листов бумаги уложите на полу. Ребёнку предложите ходить или прыгать с остановками на длинных полосках (нотах). Другой вариант. Вы ходите, прыгаете, просто читаете с ошибками - ребёнок поправляет.

-А более сложные варианты? - Вы показываете ритмично указкой, ребёнок читает, но:
1. Вместо хлопков - "идёт" руками по столу.
2. Сидя на маленьком стульчике, "идёт" ножками в ритме чтения.
3. Шагает на месте в ритме чтения.
4. Ребёнок держит в руках "Песенник" и, читая ритм (слоги "ти" и "та") по записи в разделе "Азбука-потешка" "Песенника", одновременно шагает в этом ритме.

-Как переходить к работе на инструменте? - Есть несколько способов:
1. Играть знакомые песенки, глядя на ритмическую запись.
2. Играть по ритмической записи новые песенки на одной ноте.
3. Играть по цветовой ритмической записи новые песенки.

Игра по буквам - названиям нот. 

- Я слышала, что наиболее эффективным методом обучения игре на фортепьяно является игра по слуху и с показа. Так ли это? - Да, но игра по цветным "нотам" и по буквенной записи позволяет переиграть большое количество песенок в раннем детстве, что оказывает серьёзное влияние на музыкальное развитие ребёнка, позволяет ему почувствовать себя более уверенным в себе, самостоятельным.

- Когда начинать игру по буквенной записи? Какая нужна предварительная подготовка? - Ребёнок должен уметь играть под диктовку, почти не глядя на руки, петь по буквенной записи, показывая пальцем соответствующие буквы, в то время как мама играет мелодию.

- Можно ли давать задания из этой главы раньше или параллельно с заданиям из предыдущих глав? - Если это нравится ребёнку - можно.

- Ребёнку нравится играть по цветным полоскам, и я хочу спросить: что полезней, игра по цветным "нотам" или игра по буквам -названиям нот? - Игра по цветным "нотам"- увлекательный и эффективный вид индивидуальных и групповых занятий, позволяющий детям в самом раннем возрасте проявить самостоятельность - разучивать мелодии песенок на музыкальных инструментах, петь песенки нотами "с листа", а на клавишном синтезаторе даже исполнять элементарный аккомпанемент аккордами.
Игра по буквам лучше подготовит к игре по нотам, а также стимулирует интерес к чтению.
Вы можете даже на одном занятии чередовать игру по цветным "нотам" и игру "по буквам".

-С чего начать обучение? - Крупно, широко на отдельном листе бумаги запишите буквами43 знакомую песню, в которой целая фраза играется на одной, двух или трёх нотах. Чтобы ребёнок не терял строчки, между строчками должно быть большое расстояние.
1. Скажите, что вам нужна помощь, попросите малыша продиктовать вам песенку (буквы читаются как соответствующие им ноты). Сыграйте под диктовку.
2. Теперь вы диктуете названия нот - ребёнок играет.
3. Опять ребёнок читает для вас названия нот, но предупредите, что во время игры вы будете ошибаться, нужно вас поправлять.
4. Выберите песенку с повторениями нот. Запишите буквы (названия нот) на полоске бумаги и положите на инструмент, близко к клавиатуре, чтобы ребёнок мог видеть сразу и запись, и клавиши. Показывайте и подпевайте, а ребёнок пусть играет. Сначала пойте нотами, затем - словами.

-Как быть с постановкой рук? - Проследите, чтобы ребёнок сидел достаточно высоко, и была скамеечка под ногами (если вы начали сажать его отдельно). Ребёнку полезно играть стоя. Следите, чтобы он играл одним пальцем. Такая игра рук не "испортит". Постановку рук рекомендуем отложить до занятий с педагогом.

-На что обращать внимание в первую очередь? - Ваша основная задача - это ритмичное и уверенное исполнение песенки с одновременным чистым пением сначала нотами, а позже я со словами.

- Как этого добиваться? - Работайте отдельно над пением. Добивайтесь, чтобы ребёнок меньше смотрел на руки.

-Каким образом? - Возможна подготовка. Положите несколько небольших предметов под газету - карандаш, ложку, куколку, мелкие игрушки и прочее, но не более семи и предложите, не подглядывая, называть предметы (руки под газетой, предметы всегда лежат в строго определённом порядке). Называйте предметы в разном порядке - пусть ребёнок их находит.

Закрывая руки ребёнка большим рисунком клавиатуры с буквенными обозначениями нот, предложите ему нажимать те клавиши, которые вы показываете на рисунке.

- С каких песенок начинать игру на инструменте, не глядя на руки? - С тех, в которых мало разных нот или мелодия играется по соседним клавишам. Первое время на листочке, который закрывает руки от глаз ребёнка, можно написать буквы, соответствующие нужным клавишам.

- Можно ли так давать играть новые песенки? - Необходимо спеть эту песенку ребёнку.

- Как работать, когда ребёнок начнёт уверенно петь и играть по буквам? - Перейти к чтению букв-нот группами. В группе должно быть 2-4 ноты - столько, сколько укладывается в одно слово. Например, в музыкальной фразе "Пе-ту-шок, пе-ту-шок, зо-ло-той гре-бе-шок" в каждое слово "укладывается" по 3 ноты. Буквенная запись выглядит так: ЛЛС I ЛЛМ I ЛЛС I ЛЛМ. При записи возьмите группы букв в рамочки или разделите их вертикальными чёрточками, после чего предложите ребёнку:
"Прочти! - Сыграй! - Сыграй и спой!". Если ребёнок уверенно поёт по буквам: "Спой! - Сыграй и спой! - Сыграй без пения!". Над скоростью чтения можно работать отдельно, без игры: группа букв закрыта и приоткрывается на короткое время для прочтения.

Игра по слуху. 

-Поясните, что это такое? 
-Игра по слуху, или, как ещё говорят - подбор по слуху - это, в случае занятий с малышами, подбор клавиш во время пения самой простенькой песенки. Поиск клавиш, которые прозвучат как голос, "сольются" с ним. Такое подыгрывание во время пения, подбор клавиш путём проб и ошибок, постепенное запоминание порядка клавиш - дело для ребёнка непростое, но с помощью взрослого вполне доступное. Помощь малышу возможна, даже если у взрослого музыкальный слух отсутствует.

-Когда ребёнку начинать играть по слуху? 
- Когда он уверенно поёт несколько песенок из цикла "Азбука-потешка", легко запоминает и повторяет с показа маленький кусочек песенки (3-4 ноты), сам может сыграть, подпевая, 6-8 песенок без ошибок, по памяти. Обычно такие навыки появляются у ребёнка на второй год музыкального воспитания в семье, чаще в четыре года, иногда - в три.

- Что подготавливает малыша к игре по слуху? 
- Слушание песенок, подпевание и самостоятельное пение лёгких песенок со словами и нотами, а также игра на инструменте маминым пальчиком, игра за указкой, игра с показа.

- Имеет ли отношение к игре по слуху развитие абсолютного слуха? 
- Да, и очень большое. Если у ребёнка развивают абсолютный слух, он постепенно научится узнавать каждую нотку сразу по голосу, игра по слуху станет значительно уверенней, почти без ошибок.

- Какие упражнения сформируют и разовьют навык игры по слуху? 
"Динь-дон". Поставить на стол два разных стакана или чашки, ребёнок отворачивается, взрослый стучит ложечкой в определённой последовательности, ребёнок повторяет ("динь-динь-дон", "дон-динь-динь" и т.п.).
"Лесенка". Ребёнок берёт маленькую куколку и нажимает ею клавиши подряд (ведёт по "лестнице"). Взрослый должен угадать, куда шла куколка, и повторить. Меняться ролями. Под правый край синтезатора подложите книжку, чтобы, идя к "тоненьким" звукам, направо, куколка поднималась, а к "толстым" - спускалась. Вариант - вопрос малышу: куколка идёт как "большая" или как "маленькая"? (Как "большая" - на каждую ступеньку наступает один раз, как "маленькая"- дважды).
"Ошибка". Взрослый играет, подпевая хорошо знакомую малышу песенку. Иногда нажимает не ту клавишу, а ребёнок должен отреагировать: хлопнуть в ладоши, или передвинуть игрушку на свою сторону стола, или вслух считать сколько ошибок. Чтобы приучить ребёнка правильно отметить ошибки, можно сначала читать с ошибками знакомые стихи ("В лесу родилась белочка..." и другие).
"Угадайка". Чтобы малыш лучше запомнил направление и порядок движения по клавишам в песенке, хорошо выученную песенку он должен сыграть "понарошку" на отключённом синтезаторе, или по воздуху над клавишами, или на рисунке клавиатуры, или просто на столе. Взрослый должен пытаться угадывать, какая это была песенка и почаще ошибаться. Меняться ролями.
"Под листом". Во время игры фрагмента песенки взрослый накрывает руку листом бумаги, на котором написаны названия тех нот, которые используются в этом фрагменте, или цветные квадраты, как на клавишах. Буквы или квадраты на листе бумаги располагают над соответствующими клавишами. Медленно играйте и пойте со словами, и почти одновременно с вами ребёнок "играет" по буквам или квадратам на листке. Если ребёнку трудно угадывать движение мелодии, руку прикрывайте не полностью, мелодию играйте одним пальцем, малышу будет служить подсказкой движение вашей руки.

- А что ещё? 
- Игра по слуху должна начинаться с песенок из "Азбуки-потешки" или «Кошкиного дома», построенных на звучании всего двух клавиш; "Никита", "Сорока", "Утки",»Жук» или с песенок с плавным, без скачков, движением мелодии: "Филин", "Муха", "Хрюшка". Взрослый указывает, с какой клавиши играть, и медленно поёт со словами, а малыш подбирает нужные клавиши. Если малышу трудно, взрослый жестом подсказывает, как бы играя по воздуху.
"Чёрная таблетка". Ребёнок начинает играть песенку от другой белой клавиши. Когда ребёнок нажимает вместо чёрной белую клавишу, взрослый - "врач" - говорит: "Чёрная таблетка!". Это значит - песенка звучит неправильно, она "заболела". Ребёнок должен сразу поправиться или переиграть часть песенки.
- Как определить объём занятий? 
- Только по желанию малыша! Здесь главное - занимательность. Если удастся заинтересовать, лучше заниматься немного, но ежедневно, что должно подвести ребёнка к игре по слуху любимых мелодий. Начинаться игра по слуху может до игры по буквенной и даже до игры по цветовой записи.

Материал: ноты «Азбука-потешка», Кошкин дом», компакт-диск «Кошкин дом»- гамма и упражнения для развития абсолютного слуха. 

Игра по нотам. 

- С какого возраста учить играть по нотам? - Хотя дети с отличными музыкальными способностями и хорошим общим развитием справляются с игрой самых лёгких песенок по нотам уже с 3 лет, приступать к обучению навыкам игры по нотам не следует ранее 4 лет.

-А почему не раньше? -Дети, которые учатся играть с показа, много поют и учатся подбирать мелодии по слуху, не сталкиваясь с проблемой освоения нотной грамоты, выучат значительно большее количество песенок и музыкальных пьес.

- Использовать ли ноты, имеющиеся в магазинах? - Подойдут сборники, предназначенные для обучения дошкольников сольфеджио и начального обучения игре на фортепьяно. Те пьесы, которые по трудности нотной записи подходят, необходимо переписать значительно крупнее. Можно использовать песенки из цикла «Азбука-потешка», переписав их нотами.

- Как начинать учить ноты? -Учите сначала 2-3 ноты: «до», «ре», «ми».
1. На крупном нотном стане - расстояние между линейками не менее 0,5 см - пишете в произвольном порядке названия нот, ребёнок смотрит, как вы пишете, и читает.
2. Вы показываете названия нот - ребёнок поёт. Если поёт неуверенно, неправильно - вы подыгрываете на инструменте или подпеваете.
3. Ребёнок ищет или считает, сколько названий нот, например «ре», в предложенной записи.
4. На крупном нотном стане вместо названий нот вы выкладывает кружочки, называя ноты.
5. Ребёнок под вашу диктовку выкладывает кружочки как ноты на линейках.
6. Ребёнок пишет ноты под вашу диктовку.
7. Ноты читаете по очереди: одну - вы, одну - ребёнок.
8. Ребёнок читает ноты группами по 2-3. Можно использовать карточки, которые взрослый показывает 1-2 секунды. В группе - 2-4 ноты. Меняйтесь ролями.

- Есть ли ещё интересные варианты разучивания? 9. На полу или на асфальте выкладывается или рисуется нотный стан, расстояние между линейками чуть больше длины ступни ребёнка. Вы поёте нотами - ребёнок прыгает по нотному стану. Ребёнок сам поёт нотами знакомую песенку и прыгает. Или вы показываете карточки с нотами - ребёнок прыгает.
10. Вы показываете карточку с 1-3 нотами на короткое время. После этого ребёнок прыгает, или поёт, или играет на клавишах. Если нет ошибок, карточку отдаёте, ошибка - откладываете себе.
11. Вы показываете на нотном стане ноту, ребёнок играет. Вместо указки используете куклу или вырезанную из бумаги «учительницу».
12. Картонная коробочка - «телевизор». Вы тянете за «экраном» бумажную ленту с нотами.
13. Играете в лото - используются карточки, на которых с одной стороны изображены ноты на линейках, а с другой - буквы (названия нот).
14. Вы ведёте по нотному стану указку - «крокодила», ребёнок старается успеть прочесть или сыграть и спеть ноту, пока её не «съели».
15. Ребёнок показывает по нотам. Вы играете с ошибками - ребёнок поправляет.

- Когда следует знакомить малыша с большим количеством нот? - Прежде всего вам следует добиваться, чтобы ребёнок помнил, как поются знакомые ноты, и мог чисто петь по нотам без подыгрывания на инструменте. Затем вам нужно работать над тем, чтобы ребёнок мог играть, не глядя на руки. Мог играть ритмично. Наконец, работайте над тем, чтобы он воспринимал нотный текст сразу группами по 2-4 ноты. Поможет игра по карточкам, когда ребёнок читает группу нот заранее: в то время когда ребёнок сыграл (спел) последнюю ноту в группе, взрослый предъявляет ему следующую карточку, на прочтение 0,5 - 2 секунды.
Давать для разучивания очередную ноту можно только после того, как ребёнок полностью освоил предыдущий объём заданий по знакомым нотам.
На освоение скрипичного ключа или даже только восьми нот у четырёхлетнего ребёнка может уйти год.

- А что потом? - Можно разучивать и играть по нотам лёгкие красивые мелодии, ансамбли, следить по нотам, когда кто-нибудь другой играет знакомые песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация-проект Игра на фортепиано.

Инновационный проект-программа " Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста." в рамках муниципального педагогического конкурса инновационных идей и опыта обучения, воспитания и ра...

презентация -проект Обучение игре на фортепиано .часть 2

Инновационный проект " обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста. " в рамках муниципального педагогического конкурса инновационных идей и опыта обучения,воспитания и развития д...

Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей у глухих детей с КИ

Обучение нотной граммате и первые азы игры на фортепияно...

Краткое пособие обучения игре на фортепиано для дошкольников.

Это игровое пособие поможет научить дошкольника игре на фортепиано в веселой игровой форме....

Памятка "Как подготовить ребенка к игре на фортепиано"

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано...

Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста

Обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возрастаАянитова Раиса Афансьевна МБДОУ ЦРР «Кэнчээри»музыкальный руководительТаттинский улус, с. Ытык – Кюель ул. Пекарского 4...

"Креативные формы обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка. Креативнче формы работы, как они помогают в процессе обучения игре на фортепиано...