Проблемы и перспективы развития образования в современном мире
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Тарасенко Наталья Васильевна

Система обучения игре на детских музыкальных инструментах старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx100.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» комбинированного вида

п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района РТ

 «Проблемы и перспективы развития образования в современном мире»

Номинация «Дошкольное образование»

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработала:

                                                  воспитатель I категории  

Тарасенко Наталья Васильевна

п.г.т. Уруссу - 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………

3

I.

  1. Теоретические основы обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в детском саду………………………..

5

II.

Система обучения игре на детских музыкальных старших дошкольников

13

III.

Календарно-тематическое планирование  занятий по системеобучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах ………………………………………….

20

Список использованной литературы…………………………………

24

Приложения……………………………………………………………

Введение

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования  предполагают создание условий для гармоничного развития личности каждого ребёнка, формирование его способностей и интересов, развитие творческого самовыражения в различных видах культурной деятельности.

Музыкальное воспитание, являющиеся одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у детей духовной сферы, творческого потенциала, таких психических процессов, как: восприятие, воображение, мышление, память, речь. [4]

Многие педагоги и музыканты: Б. Асафьев, Н. Ветлугина, К. Орф и другие, обращали внимание на важность творчества именно в период обучения, на то, что оно способствует более глубокому развитию личности ребёнка.

В нашей стране достаточно известна методика К. Орфа, построенная  на обучении игре на музыкальных инструментах. Так называемое элементарное музицирование является той формой обучения, которая позволяет развивать ребёнка  многопланово: играть на инструментах, играть с  ритмом, тембром, динамикой, фактурой детских музыкальных инструментов, играть друг с другом, разыгрывать сюжеты песен, и играть в оркестре.

На основании анализа педагогической теории и практики мы выделили следующие противоречия:

- между потребностью общества в обучении  детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструмента, и реальными возможностями ее реализации в условиях детского сада;

- между накопленным большим практическим опытом и недостаточностью научно-методического обоснования проблемы обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

Поэтому мы поставили перед собой задачу  разработать и апробировать систему обучения игре на детских музыкальных старших дошкольников.

Теоретико-методологическую основу работы составили:

- исследования значимости музыкального воспитания ребенка (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, И.В. Евтушенко,        Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, О.П.Радынова, В.Н. Шацкая);

- теории развития творчества (Л.Г. Арчажникова,  Л.С.Выготский, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский,  А.Н. Лук, Л.А. Рапацкая,Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин,  Л.В. Школяр) [4], [6], [9];

- теоретические положения о сущности музыкальной деятельности дошкольника (Комарова,А.Н. Леонтьев, Г.П. Новикова, О.П.

Практическая значимостьработы заключается в том, что была разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику работы МБДОУ № 3 комбинированного вида п.г.т. Уруссу система обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

  1. Теоретические основы обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в детском саду

В старшем дошкольном возрастеу детей  начинают формироваться такие психологические механизмы деятельности и поведения:

-восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим;

- начинает формироваться произвольная память;

- можно говорить о развитии наглядно-образного мышления;

- в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, интенсивно растёт словарный состав речи [12].

Педагогам дошкольной образовательной организации следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической точки зрения условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых; так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу.  Все это необходимо принимать во внимание, обучая дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Известно, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для творческого развития. Е.Е.Кравцова заключает: «Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой». [7]

В.А. Деркунская следующим образом описывает фазы творческого развития:

- дошкольный возраст (3-5 лет): развитие репродуктивных творческих способностей, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности;

- школьный возраст (6 – 12 лет): подражание взрослому, особенно в литературном и художественном творчестве. Недостаток знаний ребенок восполняет за счет фантазии;

- подростковый и юношеский возраст (13 - 20 лет): формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива [8].

Музыкальные способности у детей наиболее часто проявляются между пятью и семью годами. Именно в этот времядошкольники  начинают интересоваться игрой на детских музыкальных инструментах,более осознанно слушают музыкальные произведения, имеют свои музыкальные предпочтения.

Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее важные задачи, стоящие перед педагогом при обучении деетй игре на детских музыкальных инструментах:

- увлечь искусством, сформировать потребность общения с ним, так как вне этого увлечения не может происходить подлинного общения с искусством;

- дать общее понимание сути, содержания творчества;

- приобщить к музыкальному искусству;

- развить творческие способности ребенка, которые необходимы и при его восприятии, и при его испонении.

Нам представляется, что решение этих задач связано с необходимостью:

- специального подбора музыкального репертуара;

- использования игры на детских музыкальных инструментах;

- «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

Таким образом, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, детским музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Мы ставили перед собой такую амбициозную задачу, как добиться  широкогоиспользования ДМИ и в семье, и в детском саду, вовлекая тем самым дошкольников в атмосферу музыки.

Самыедоступные способыприменения музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях, это индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.

Во время разработки и реализации системы мы  стремились, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Детинаучились играть попевки, импровизировать простые ритмы и отдельные интонации, даже подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывая себе!

Некоторые инструменты использовались  как наглядные дидактические пособия. Они помогали совершенствовать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить с отдельными элементами музыкальной грамоты.

В детском саду предусмотрен полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Мы убедились, что исполнение детей на детских музыкальных инструментах на утренниках и развлечениях делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость как ребятам, так и гостям, пользуется неизменным успехом.

По нашему мнению, к концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны знать: названия инструментов; характер звучания инструментов; правила пользования инструментами и их хранение, приемы игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.

Дети должны научиться: владеть простейшими приемами игры на разных инструментах; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы; играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; пользоваться элементарными динамическими оттенками; играть индивидуально простейшие песенки, попевки; приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; импровизировать ритмические и мелодические рисунки.

При составлении оркестра желательно, чтобы были представлены все группы инструментов - струнные, духовые, ударные, ударно-клавишные, клавишно-язычковые. Целесообразным можно считать оркестр в таком составе: цитры; металлофоны; аккордеоны; триолы; кастаньеты; треугольники; барабаны, бубны, тарелки.Можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов, например из одних металлофонов.

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами  и доступностью: «Вейся, вейся, капусткамоя» в обработке Т. Попатенко, «На лодке» Н. Любарского, «Колыбельную» Е. Тиличееной и так далее.

Значение игры на детских музыкальных инструментахтрудно переоценить: дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется творческое воображение.

Занятия вмузыкой в формате игры оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок изначально развит вмузыкальном плане. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

  1. Система обучения игре на детских музыкальных старших дошкольников

Пояснительная записка

Вопрос использованиямузыкальных инструментов в воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б. Н Асафьев, Б. Л Яворский, Н. М. Гольденберг, Карл Орф, Пьер ванХауве, Н. А Ветлугина). Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей признана игра на детских музыкальных инструментах.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие  творческих способностей у детей.Именно поэтому, в ДОО  большое внимание следует уделять развитию творческих способностей дошкольников через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Модель системы обучения игре на детских музыкальных инструментах представлена в Приложении 1.

Эффективной формой работы с детьми может стать обучение игре на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее, развивает их эмоциональность и творческие способности.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской деятельности, которая увлекает дошкольников. В процессе игры на детских музыкальных инструментах совершенствуется мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Цельсистемы:

- создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей в наиболее сенситивный период развития.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

2. Знакомить детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах;

3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувства ансамбля;

Воспитательные:

1. Активизировать эмоциональную и эстетическую отзывчивость ребенка;

2. Воспитание детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

3. Воспитание творческой инициативы;

Развивающие:

1. Развивать память и умение сконцентрировать внимание,мышление,

2. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;

3. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

Занятия проводятся с группой детей  два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.Программа состоит из 24 занятий. Тематическое планирование занятий в рамках системы обучения игре на детских музыкальных старших дошкольников представлено в Приложении 2.

На занятиях используются такие формы работы, как: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяются и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от воспитателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и способности увлечь своих учеников и направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Прогнозируемые результаты:

- формирование чувства коллективизма и умение следовать общей идее;

- воспитание интереса к игре на музыкальных инструментах;

- развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыки:

- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами хранения;

- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах;

-понимать дирижерский жест руководителя оркестра;

Формы подведения итогов:

- открытое занятие для детей других групп, воспитателей детского сада  и родителей;

- выступление на утренниках и развлечениях, на отчетном концерте;

Учебно–методическое обеспечение системы:

- детские музыкальные инструменты (шумовые и звуковые);

- записи лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;

- дидактические игры, наглядные пособия;

- разработки занятий по обучению игре на детских музыкальных инструментах (см. Приложения 3, 4);


Список  использованной   литературы

1.

Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: 2015.- 67 с.

2.

Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина – М., 2015. – 39 с.

3.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2012.– 234 с.

4.

Деркунская, В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / В.А.Деркунская. –С-Пб.: Детство - Пресс, 2016.-123 с.

5.

Федеральный государственный  образовательный  стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10.2013 г. № 1155.

6.

Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ Е.А.Флерина  М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 2017. – 90 с.

7.

Халабузарь, Е.Г. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания/ Е.Г.Халабузарь, А.Н. Попов, Н.В. Добровольская,– М.,2017. – 80 с.

8.

Художественно-педагогический словарь / Н.К.Шабанов, М.С.Тарасова, Т.Д. Пронина. – М., 2015.– 545 с.

9.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской. М., 2017.– 48 с.

10.

Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/94Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007. – С. 105

Приложение 1

Результат: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Приложение 2

Тематическое планирование  занятий по системе  обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Тема занятия

Виды деятельности

Содержание занятия

Музыкальный репертуар

1-2

Погре-мушка

Музыкальная грамота
«Погремушка как музыкальный инструмент» 
Разновидности погремушек» 

«Тембр. Разнотембровые погремушки» 

Обучение игре на ДМИ

«Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки: 
ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин.

Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих, в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек. 
Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

Песенка «Погремушка»Ю.Антонова

Пляска с погремушками 

Игра «Кто скорее?» 

Свободные игры, пляски с погремушками 

Подвижные игры «Догонялки» 
Музыкально-дидактическая игра
« Угадай- ка».

Игра на различных погремушках  
«Мишка с куклой» 
«Ах вы, сени», р.н.м. 
«Как у наших у ворот»
«Игра «сохрани погремушку

3-4

Бубен

Музыкальная грамота
«Бубен. Строение бубна» 

«Разновидности бубнов» 

«Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие 

Обучение игре на ДМИ

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. 
Беседа о разных видах бубнов: малые, 
средние, большие концертные, с 
бубенчиками и без бубенчиков. 
Определение на слух звучания различных 
бубнов, показ. 
Беседа о зависимости громкости звука, 
извлекаемого бубном, от его размера, 
количества бубенчиков и силы удара. 
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. 

Игра «К то скорее?» 

Угадай-ка» 

Игра «Кто скорее?» 
Игра «Бубен»
Фрида «Тихо-громко в бубен бей» 
« Угадай- ка» 


«Пойду ль я», «Ах вы, сени»

Музыкально-дидактическая игра 
«Тихо-громко в бубен бей» 
Е. Тиличеевой 
Свободные пляски с бубном

5-6

Коло-кольчики (валдайские, малень-кие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение» 

«Разновидности колокольчиков» 

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков» 


Обучение игре на 
ДМИ
«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские. 
Определение на слух звучания различных 
колокольчиков: громко, тихо, нежно, 
звонко, мелодично, протяжно - в 
зависимости от вида и приема игры 
(трель, удар палочкой, пальцем, 
встряхивание). 
Знакомство с игрой на колокольчиках показ 
приемов игры: удар палочкой, встряхивание 
толчок пальцем. Обучение приему «трель». 
Учить правильно держать колокольчик: 
вертикально, не зажимать кисть, свободно 
потряхивать и ставить на ладошку. 
Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадайки» (бубен, 
колокольчики, погремушки) 

«Игра с колокольчиками» 

Свободная игра на колокольчиках 

«Тихие и громкие звоночки» 
Слуховая «Угадай-ка» 
Музыкально-дидактическая игра 
«Тихие и громкие звоночки» 
Тиличеевой 

«Игра с колокольчиками» 
Римского - Корсакова 

Игра с колокольчиками
«Ёлка» Т. Топатенко («трель»)

7-8

Коло-кольчики
всех видов,
бубны

Музыкальная грамота
«Средства 
музыкальной 
выразительности»

Обучение игре на ДМИ
«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять 
характер и регистр в незнакомых 
произведениях.

Добиваться тишины вовремя выступления 
и исполнения другими инструментами. 

«Мы запели песенку» 

«Праздник птиц» 

«Скворцы и вороны» 

«Плач куклы»
«Колокольчики звенят» 
«Полька» Красова 

9-10


Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана» 

«Разновидности барабана» 

«Тембр. Различие в звучании разных барабанов» 


Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Показ барабана. Рассказ о его строении: 
корпус, два донца, палочки, ремешок. 
Звукоизвлечение. Слушание музыки. 
Показ различных барабанов: большого, 
малого, железного. Беседа о том, чем они 
отличаются друг от друга. 
Восприятия на слух звучания различных 
барабанов. Различать звучание больших, 
малых и железного барабана.
Знакомство с игрой на барабане. Показ 
приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Песня «Барабан» 
«Маленький марш»
Парлова 
Марш под барабан 
Упражнение «Гулять-отдыхать» 
Песня «Барабан» 
Марш под все барабаны 
Игры «Угадайки» 
Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан» 

Песня «Барабан» (подыгрывать)

«Веселая песенка» Ивкодимова 

Упражнение «Барабанщики» Красева

«Марш» Парлова

11-

12

Деревянные ложки

Музыкальная грамота
«Ложки деревянные как музыкальный инструмент» 
«Строение ложки» 

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек» 


Обучение игре на ДМИ

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка - музыкальный инструмент. 
Описание лодки: расписные, деревянные, 
металлические, большие, маленькие, 
пластмассовые. 
Беседа о строении ложки: палочка-ручка, 
пяточка. Как извлекается звук.
Слушать звучание различных ложек, 
определять на слух большие и маленькие, 
деревянные, металлические и пластмассовые. 

Знакомство с игрой на деревянных ложках. 
Показ приемов игры на ложках. Учить детей 
правильно держать ложки в руках, ритмично 
ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом 
«ладушки».

Песня «Ложкари» 
«Лошадка» Потоловской (прямой галоп) 

Показ приемов игры на ложках 
Определение на слух 

«Угадай-ка»
«Ладушки»

«Лошадка» Потоловского 

«Цок, цок лошадка» Тиличеевой 

« Цирковые лошадки»

13-

14

Ложки,
колокольчики

Музыкальная грамота

«Ударно- шумовой оркестр»

«Ударно- шумовой оркестр. Ложки» 


 Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. 
Повторение строения ложек, разновидности ложек.
Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом 
«тарелочки». 
Ложки. Разучивание приема «блинчики», повторение пройденного. 
Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: 1 ч - 
маленькие «ладушки», 2ч - большие ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие 
«ладушки». Повторение знакомых пьес.

«Мы запели песенку» 

«Марши» 

«Пойду ль я» 


«Ладушки»,

 «Пойду ль я» 

«Мы запели песенку» 

«Пирожки»

«Топотушки» 

«Колокольчики звенят» 
«Полька»

15-

16


Металлофон

Музыкальная грамота
«Металлофон. Строение металлофона» 
Обучение игре на ДМИ
«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. 
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. 

Исполнение взрослым 
различных пьес на металлофоне «Угадай-ка» 

Упражнение с молоточками без музыки 
«Дождик» 
«Часики» 
«Ручейки» 
«Дятел» 
«Цыплятки»

17-

23

Коло-кольчики
всех видов,
бубны,
металлофоны

Музыкальная грамота
«Средства музыкальной 
выразительности»

Обучение игре на ДМИ

Беседа о средствах выразительности музыки 
(характер, темп и т.д.).
Распределение 
инструментов. Поэтапное разучивание всех партий.

Работать над одновременным 
вступлением и окончанием игры.

Вслушиваться в музыку. Определять 
характер и регистр в незнакомых 
произведениях.
Добиваться тишины вовремя выступления 
и исполнения другими инструментами.

«Колокольчики звенят» 

«Полька» Красова 

«Мы запели песенку» 

«Праздник птиц» 

«Скворцы и вороны» 

«Плач куклы»

24

Итоговое занятие- концерт

Исполнение музыкальных пьес в сопровождении детских музыкальных инструментов

Приложение 3

Консультации для родителей

«Как сделать музыкальный инструмент своими руками»

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружают нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры. Ребёнок исследует звук и создает различные музыкальные образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке».

Шумовые инструменты не сложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.

Погремушка

Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогурта. Для одной погремушки потребуется четыре – шесть бутылочек. Надо протянуть иглой дно каждой бутылочки подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические, косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями) и т. д.

Играют погремушкой, поочередно встряхивая то одной, то другой конец палочки.

Стукалка

Стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. С внешних сторон к рукам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобно держать. Звук производится при ударе бруска друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.

Мини-маракасы

Для изготовления инструмента используют пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа. Четыре бутылочные металлические крышки предварительно прибиваются гвоздем. (Края прибитого отверстия должны быть направлены внутрь. Чтобы не порезать играющего). Затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие по больше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во вовремя игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушек.

Шумелки

Для изготовления шумелок используются круглые коробочки из-под плавленого сыра, пластмассового яйца от «киндер-сюрприза», веревочки и наполнитель (крупная крупа). В заранее приготовленное отверстие снизу коробочки закрепляем деревянную палочку – ручку. В боковое отверстия, через всю коробочку продевается ленточка или веревочка. На концах веревочки закрепляем «киндеры», предварительно наполненные крупой. Звук производится от «киндеров», наполненных крупой, а также при ударе о главную коробочку.

Приложение 4

Конспект занятия «Знакомая классика»

Цель: развитие творческих способностей детей через музыкальное воспитание.

Программное содержание занятия:  знакомить детей с различными музыкальными инструментами и их устройством (фортепиано, орган, скрипка);  учить определять характер музыки, различать ее; играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Оборудование:  магнитофон,  аудиокассеты, детские музыкальные инструменты, кукла – «дирижер», портреты композиторов (Ф.Шуберта,,С.Баха, Ф.Шопена), альбом с фотографиями музыкальных инструментов, ширма, султанчики.

Репертуар:  «Танец» Ф.Шуберта,  «Шутка» И.С.Баха,  «Вальс №17», Ф.Шопена,  органная музыка И.С.Баха,  музыкально–дидактическая игра «Музыкальные инструменты»,  малоподвижная игра «Оркестр».

Ход занятия

Дети заходят в зал, садятся на стульчики и здороваются с педагогом, друг с другом, с природой.

 Педагог задает вопросы детям:

— Художники рисуют картины, писатели пишут книги, а кто сочиняет музыку? (Композиторы.)

— Каких композиторов вы знаете?

— Сейчас мы послушаем отрывок из произведения И.С. Баха. (Включается магнитофонная запись).

— Какой инструмент прозвучал? (Орган.)

— Из чего состоит орган? (Отвечают дети.) Значит, его называют (Клавишно — духовой.) Давайте найдем его в альбоме. Мы послушаем еще один отрывок того же композитора (звучит «Шутка» И.С. Баха). А здесь какие инструменты вы услышали? А как называются такие инструменты? (Струнно-смычковые.) Покажите их в альбоме.

— Послушаем отрывок еще одного композитора — Шуберта. Какой инструмент вы услышали? (Пианино.)

Дети слушают музыку, определяя ее характер при помощи «султанчиков».

— Давайте подойдем к пианино и рассмотрим, как оно устроено. Внутри его есть струны, разные по толщине, и молоточки. Когда мы нажимаем на клавишу, молоточек ударяет по струне. И если струна толстая, то звук – низкий, средняя - звук средний, тонкая — звук высокий. Средние звуки соответствуют человеческому голосу, на этих мы поем с вами песни. Давайте попробуем «поймать» эти звуки. Низкий звук – где будем «ловить»? (Внизу).  А какой это звук? (Тяжелый, как камень.)

— А высокий звук, где мы будем ловить? (Вверху.) А этот звук какой? (Лежит, как пушинка, как перышко, как облачко).

— А средние звуки мы пропоем на слог «ля».

— Пианино называют клавишно-ударно-струнный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним словом – фортепиано. Они умеют играть громко – это форте и тихо – это пиано. Давайте сядем и поиграем в игру, которая требует большого внимания. Когда я буду играть громко, вы будете вставать, а тихо – садиться.

Проводится игра «Тихо — громко».

Педагог: — Кроме инструментов, о которых мы сегодня говорили, есть инструменты и игрушки, на которых можете играть вы. Вы их все знаете, поэтому попробуйте угадать на слух, какой из них будет играть.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты».

— Музыкальных инструментов, знаю я, ребята, пять,
А какой из них играет, ты попробуй отгадать.

Дети угадывают трещотку, коробочку, бубен, маракас, рубель.

— А знаете ли вы, что можете сделать инструменты самостоятельно? Покажу вам как.

Троим детям даются бутылочки из-под йогурта, горох, макароны и пшено. Дети насыпают их в бутылочки.

— На какой инструмент похожи ваши инструменты? (На маракас.) У ваших инструментов получились разные по высоте звуки.

Дети определяют по звучанию, у кого кокой звук: низкий звук — макароны, у кого высокий — пшено, у кого средний — горох.

— Давайте, попросим наших мастеров сыграть на них.

Трое детей играют, остальные – хлопают.

 — А теперь мы все с вами станем музыкантами и сыграем серьезные произведения выдающихся композиторов: И.С.Баха, Ф.Шуберта и Ф.Шопена.

Проводится малоподвижная игра «Оркестр» под музыку Картушиной. Игра проводится три раза. Дети встают в круг, перед ними лежат музыкальные инструменты, они идут по кругу и поют:

Музыкантами мы стали,
Друг за другом зашагали,
Инструменты в руки взяли,
Танец Шуберта сыграли/«Шутку» Баха заиграли/Вальс Шопена заиграли.

Дети играют на инструментах, стараясь передать характер, темп, ритм и динамику произведений.

Итог занятия:

— Сегодня мы узнали, что орган – это клавишно-духовой инструмент, скрипка, виолончель и контрабас – струнно-смычковые инструменты, фортепиано – клавишно-ударно-струнный инструмент. Вспомнили композиторов: Баха, Шопена, Шуберта. Сами научились делать инструменты и обязательно научите родителей. А теперь нам пора прощаться.

Дети поют: — До свиданья, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование:проблемы и перспективы развития

В настоящее время проблема дошкольного образования стоит очень остро и этому вопросу всё больше уделяют внимания!...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Современные проблемы и перспективы дошкольного образования

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При это...

Наука,образование,общество: проблемы и перспективы развития. Тема.

Тема. развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19235364","attributes":{"al...

Наука,образования,Общество: проблемы и перспективы развития

Развитие творческих способностей детей дошкольного возрастачерез нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"

Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях  дошкольной образовательной организации....