Главные вкладки

    Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста.
    методическая разработка по музыке (младшая группа)

    Лаврушенко Любовь Анатольевна

    Доклад +перспективный план на год по ознаколмению детей с муз.фольклором.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_po_folkloru_-_ladushki_ot_1_5_do_3.docx221.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте  направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на  развитие начальных музыкальных способностей.

    Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным  народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.  

                   Значение  фольклора в жизни ребёнка

    Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

    Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.

    Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

    Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

    Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

    Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

    Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

    Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

    Что же относится к детскому фольклору?

    Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

    Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

    Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

    Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

    Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

    Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

    Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

    Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

    Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

    Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает  все психические процессы...

    ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника , а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой  – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

    Цели ознакомления с фольклором:  развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

    Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми  русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.

    Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

    Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

     Развивать интерес к народному творчеству.

    Задачи занятий:

    - Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

    - Развивать интерес и любовь к фольклору.

    -Развивать музыкальные  способности .

    -Развивать слуховое внимание , чувство ритма и координацию движений.

    -Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи , речевое дыхание и звуковой аппарат.

    -Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

    Педагогическая целесообразность на занятиях  состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи,

     

    памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

                   Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные), подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка .

              Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

    Возраст детей: 1 -3 года

    Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.

    Ожидаемые результаты:

    - Умение различать фольклорные жанры;

    - Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

    -Использовать знакомый фольклорный материал  и игры в театрализованных и  сюжетно-ролевых играх.

    -Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты( погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .

                             План  работы на  2020-2021 год

    в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.

    Сентябрь        

    1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка».         (Наглядность картинка солнышка)

            2.Путешествие  в сказку «Колобок».                  (Настольный театр)

            3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик»                  (  Маски огурчика и мышки)

            4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

                                                                Октябрь

    1.Игровая ситуация по мотивам потешки –       «Из-за леса из-за гор».        

            2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик»        (Зонтик, костюм дождика)

            3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»        

            4. Игровая ситуация по мотивам  потешки « Как у нашего кота».        

                                                         Ноябрь

    1.  Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой  «Расти коса до пояса».        

            2. Игра-забава «Где наши ручки?»        

            3. Путешествие в сказку «Репка»                   (Настольный театр)

            4. Дидактическая игра «Узнай  потешку».

                                                             Декабрь

    1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».        

            2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»        

    3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»        

            

    4. Знакомство с потешкой  «Ой, ты  заюшка –пострел»

                                                            Январь

            1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса»    ( настольный театр)        

    2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»        

            3.Хоровод игра «Пузырь»                                  

            4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

                                                             Февраль

    1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

            2. Хороводная игра «Каравай»        

            3.Знакомство с потешкой  «Ты мороз, мороз».        

            4.Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».        

                                                    Март

    1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

            2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

            3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»        

            4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».        

    Апрель

    1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

            2.  Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

    3. Знакомство со считалками.  (иллюстрации)

            4. Настольная игра « Волшебные сказки»        

                                                             

                                                           Май

    1. Игра «Угадай сказку».

            2.Разучивание  и прослушивание русских народных песен.

            3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»        Маски кошки и цыплят

    4. В гости к сказке «Гуси лебеди».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школа матери "Малый фольклор в жизни детей раннего возраста"

    Использование малого фольклора в жизни детей раннего возраста...

    Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

    Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

    Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"...

    Сообщение из опыта работы « Использование фольклора в жизни детей раннего возраста»

    Детский фольклор – это особенная область народного творчества.  В течении многих веков прибаутки, присказки, пестушки, потешки, игровые и колыбельные песпенки, приговорки любовно мудро поуч...

    Проект «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста»

    Изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка....