Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора"
проект по музыке (младшая группа)

Щербакова Майя Владимировна

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года жизни. В этом проекте использовала технологию эмоционального погружения. Результатом реализации проекта стало совместное с родителями развлечение «В гости к бабушке Варварушке», подобран и систематизирован фольклорный репертуар   в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей. Объединены усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка. прослеживается динамика музыкального развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti.doc105 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Зоренька»

Проект

«Развитие эмоциональной отзывчивости

у детей раннего возраста средствами

музыкального фольклора»

Руководитель проекта:

Щербакова М.В.  музыкальный руководитель

        

1. Введение.  

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами музыкального фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.

Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка.  Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых.  Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.  С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.  На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом. Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.

Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.

Знакомство с музыкальным фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, “загорится” сам и “зажжет” своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора. Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни, поэтому я считаю актуальным развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.

Выявлены противоречия:

  • между необходимостью использования в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста музыкального фольклора и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения;
  • между необходимостью формирования у детей раннего возраста эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Определена цель: реализация содержательно-смыслового аспекта модели личностно-ориентированного развития детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.

Поставлены задачи:

  • подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
  • объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка.
  • достичь положительной динамики музыкального развития детей раннего возраста.

2. Поэтапная реализация проекта: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора”.

1 этап – организационный.

1. Анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте;

2. Анализ возможности использования темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора”, в рамках реализуемых в ДОУ программ:

  • подобрать средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм) (Приложение 1)
  • выбрать методики (Метловой Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А)
  • использовать технологию эмоционального погружения
  • разработать перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г.р. средствами музыкального фольклора

3. Определить план работы музыкального руководителя совместно с воспитателями.

4. Составить план мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.

5. Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выстроить процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисных программ М.А.Васильевой “Программа воспитания и обучения в детском саду” на 2 г.ж. и программы Т.Н. Дороновой “Радуга” на 3 г.ж., а так же парциальных программ А.И. Бурениной “Топ-хлоп, малыши”. Задачи программ могут решаться средствами музыкального фольклора. Из которых видно, что фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений предлагаемых программой на год.

  1. этап – практический, носит практико-ориентированный характер.
  • совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования, а так же дополнительных образовательных программ по музыкальному воспитанию: М.А. Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”; И. А. Новоскольцева и И. М. Каплунова  «Ладушки», А.И. Буренина “Топ-хлоп малыши”.
  • мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
  • знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша;
  •  отслеживание промежуточного результата по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.

Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приведет к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретет новое качество – она становится результатом.

Вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:

  • во время музыкальных занятий,
  • интегрированных занятий (по плану воспитателя),
  • в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,  
  • во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения – “Гости у нас, дорогие у нас”,
  • во время умывания – “Водичка, умой мое личико”, “Ладушки – ладошки”,
  • следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - “Как на горке, на горе”, “Крепко спит петушок”, “Спать не хочет мишка”, “Танечка, баю - бай, бай” и др. в исполнении взрослых,

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками следует объединить усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду и дома.

3 этап – обобщающий, носит контрольно-оценочный характер.

Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкального фольклора позволит реализовать эмоциональный компонент образования.

Работа с родителями.

месяц

Название

Форма работы

1

сентябрь

«Чем богаты, тем и рады»

Осенняя ярмарка

2

октябрь

«Зайкин огород»

Праздник

3

ноябрь

«Музыка – воспитание души»

Консультация

4

декабрь

Тихий вечерок у новогодней елочки»

Новогодний праздник

5

январь

«Лепим, лепим из снежка»

Развлечение

6

февраль

«Масленица»

«Нужна ли колыбельная перед сном?»

Уличные гуляния

Папка - передвижка

7

март

«Очень маму я люблю»

Праздник

8

апрель

«Музыкально – дидактические игры

с детьми младшего возраста»

Консультация

9

май

«В гости к бабушке Варварушке»

Праздник

Зайкин огород.

Ведущий подзывает к себе детей, обращает внимание на их нарядные платьица, костюмчики, спрашивает, какой у них сегодня праздник. Дети отвечают. Вед. поздравляет всех с праздником осени.

Вед.:              Пойдем сейчас в осенний сад,

                       Звери в гости ждут ребят.

Дети идут в осенний уголок. Там они видят зверюшек. Вед. рассказывает малышам, как звери готовятся к зиме. Затем рассматривают птичек, листья на деревьях. Начинается листопад.

Вед.: Листопад, листопад! Листья желтые летят.

         Мы листочки все возьмем, с ними танцевать начнем.

Танец с листочками.

С окончанием танца дети приседают и прячутся за листочек.

Вед.: Я по садику хожу. Дует, дует ветер.

         Я ребят не нахожу. Где вы, где вы, дети?

Дети встают, открывают личико и радостно произносят: «Вот мы где».

Вед.: Поплясали очень дружно, положить листочки нужно

         У пенечка возле мишки, косолапого топтыжки.

Дети складывают листочки в осенний уголок.

Вед.: А теперь мы отдохнем, про осень песенку споем.

Песня : «Осень».

После песенки вед. обращает внимание детей на домик, который стоит вблизи осеннего уголка. Из домика выходит Зайка в фартуке с лапаткой. Работает на грядке – копает морковку и складывает в корзинку.

Вед.: В огороде заинька гуляет, он морковку детям собирает.

         Давайте с заинькой играть, ему песню напевать.

         Наденут шапочки ребятки – будут все у нас цыплятки.

Игра: «Зайкин огород»

 Заика сидит возле домика.

 В огороде у ребят есть морковка и салат.

 У ребят, у ребят, есть морковка и салат.

 Зайка ходит взад – вперед, сторожит морковку.

 Как наш заинька ходил, он морковку сторожил.

 Сторожил, сторожил, он морковку сторожил.

 Зайка потягивается, зевает и ложиться рядом с грядкой.

 Как наш заинька устал, лег на травку, задремал.

 Задремал, задремал, лег на травку, задремал.

«Курочки и цыплятки» бегут к зайкиному огороду и «клюют морковку». Зайка продолжает спать.

Курочки тут побежали и цыпляточек позвали

Поклевать, поклевать, всю морковку поклевать.

Зайка просыпается, соскакивает и делает вид, что прогоняет непрошенных гостей. «курочки и цыплятки» убегают от него.

Заинька их услыхал, курочек он всех прогнал:

«Куры, кыш, куры, кыш! И цыплятки кыш, кыш!».

Зайка:

   Убежали все цыплятки, убежали без оглядки.

   Пойду снова в огород, где моя морковь растет.

Игра повторяется.

Вед.: Шустрые у нас цыплятки. Зайка, а ведь мы – ребятки!

         Снимем шапочки сейчас. Зайка, посмотри на нас!

Зайка удивляется, радуется.

Зайка: Ой, и правда: здесь ребятки, а не желтые цыплятки.

Вед.:   Зайку  в гости приглашаем,

Зайка:  А я вырастил для вас морковочку на грядке.

           В огород сейчас пойдем и морковочку сорвем!

           Все идут в зайкин огород, собирают в корзинку морковку.

Зайка: Вот спасибо вам, ребятки, морковочку убрали с грядки.

           А сейчас, угощу морковкой вас!

Вед.: Все кружочком посидим и морковкой похрустим.

           Кто морковку кушать любит, тот всегда здоровым будет.

           Морковочкою угощайтесь – здоровья, силы набирайтесь.

Заботливый Зайка даже приготовил морковный сок, налил его в маленькие красивые стаканчики и разнес на подносе,

           Кто морковные пьет соки,

           У того румяны щеки.

Воспитанные дети благодарят зайца. Зайка приветливо машет лапкой и прощается с малышами:

           Настал мой час прощанья. Детки, до свиданья!

           Мне пора идти домой в домик маленький лесной.        

Библиография

  1. Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
  2. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Радуга” /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.
  3. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высш. и сред. учеб, заведений - 3-е издание/ О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: “Академия”, 2000.
  4. Музыкальные шедевры/ Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников. - М.,1997.
  5. Музыкальное воспитание детей раннего возраста/ Бабаджан Т.С. -М.: Просвещение, 1967.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Мозаика - Синтез, 2005/.
  7. Раннее детство: познавательное развитие/ Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  8. “Радуга”: программа и руководство для воспитателей детского сада /Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г.Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.
  9. Русское народное детское музыкальное творчество. Науменко Г. -М., Советский композитор, 1988.
  10. Фольклор для маленьких/ Павлова Л.Н., журнал “Дошкольное воспитание”. - 1990 - №4, 7, 10.
  11. Фольклор и музыкальное восприятие. Покровский Д.В./Восприятие музыки/сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.
  12. Школа русского фольклора. / Картавцева М.Т. - М.: МГИК,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми....

Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

«Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ . Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

"Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Цель: создать условия для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста путём использования русского народного творчества....

Методическая разработка на тему "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"

Задачи:Познавательное развитиезакреплять знания детей о цветах (синий, красный, зеленый, желтый);формировать у детей способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительно...

Из опыта работы "Использование игровых приемов для развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"

Данный материал может использоваться педагогами и специалистами, работающими с детьми раннего и младшего возраста....