Программа хорового кружка
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)

Пирожкова Римма Павловна

Программа по хоровому пению предназначена для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horovogo_kruzhka.docx50.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___ от ____________

Утверждаю:

Директор МКУДО «ЦДТ» ____________Г.А. Зиннатулина

Приказ № ____ от ______________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной  направленности

«Карамельки»

Возраст обучающихся: 5-8 лет

Срок реализации: 2 год

Автор – составитель:

Пирожкова Римма Павловна

педагог дополнительного образования 

г. Усть-Катав

2018 г., в редакции 2019 г.

Содержание

1.

Информационная карта программы

3

2.

Комплекс основных характеристик программы

4

2.1.

Пояснительная записка

4

2.2.

Цель и задачи программы

4

2.3.

Учебный  план на первый год обучения

9

2.4.

Содержание программы первого года обучения

9

2.5.

Планируемые результаты первого года обучения

10

2.6.

Учебный план на второй год  обучения

11

2.7.

Содержание программы второго года обучения

11

2.8.

Планируемые результаты второго года обучения

12

3.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.1.

Календарные учебные графики

13

3.2.

Условия реализации программы

14

3.3.

Формы аттестации

15

3.4.

Оценочные материалы

16

3.5.

Список литературы

18

4.

Приложения

19

Информационная карта

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Карамельки»

Ф.И.О педагога

Пирожкова Римма Павловна

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Искусство

Направленность деятельности

Художественная

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень  освоения содержания образования

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Дополнительное образование

Форма обучения

очная

Продолжительность реализации программы

2 год

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Делают это охотно, с удовольствием, что способствует развитии у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства переживания.

Пение развивает у детей музыкальные способности, слух, память и чувство ритма, расширяет общий кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.

Актуальность

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.

Педагогическая целесообразность

Эффективным для музыкального развития детей является формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель: Приобщение учащихся к вокально-хоровому искусству,  развитие их певческих способностей.

Задачи 1 года обучения:

Предметные:

  • познакомить детей с основами певческого дыхания, штрихом «легато», основными дирижёрскими жестами;
  • научить петь в диапазоне «ре»-1, «до»-2;
  • научить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
  • научить петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
  • научить петь естественным голосом, без напряжения.

Метапредметные:

  • развивать вокально-хоровые умения и навыки,
  • формировать элементарную  сценическую  и исполнительскую культуру у  детей;
  • развивать чистоту интонирования, четкую дикцию;
  • формировать навыки правильного певческого дыхания, артикуляции;
  • развивать умение различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

Личностные:

  • формировать устойчивый интерес к пению;
  • развить коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.

Задачи 2 года обучения

Предметные:

  • познакомить детей с основные разновидности певческих голосов;
  • иметь элементарные представления о голосовом аппарате;
  • научить соблюдать певческую установку;
  • научить соблюдать гигиену певческого голоса;
  • должны знать правила звукообразования (правильное положение рта при пении гласных, пение гласных в сочетании с согласными);

Метапредметные:

  • уметь правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);
  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

Личностные:

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
  • продолжать развивать коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.

Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.

Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми-фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6 - 7 лет

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до-ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Охрана детского голоса

Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека: - гортань расположена выше, чем у взрослых;

- объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;

- голосовая мышца практически не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

- отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, как правило высоким головным резонированием, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.

С целью охраны детского голоса следует:

- учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик;

- осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

- беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, имеет значение правильная артикуляция гласных и согласных звуков.

Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом- и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо).

Навык артикуляции включает:

- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение ( в том числе и орфоэпические навыки);

- умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

- умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.

Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.

Учебные занятия строятся примерно по одному плану:

1. Разогрев голосового аппарата, в который входят также дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2. Вокально-технические упражнения

3. Работа над вокальным произведением

Форма проведения занятий: групповая

Общеразвивающая программа «Карамельки» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитана на два года обучения.  На первый год обучения предусмотрено 2 учебных часа в неделю, длительностью 30 минут, 72 учебных часа в год. На второй год обучения предусмотрено 4 учебных часа в неделю, длительностью 35 минут, 144 учебных часа в год.  На обучение принимаются дети с 5 лет, на основе заявления родителей.

Формы занятий

- учебное занятие;

- участие в конкурсах;

- выступления на мероприятиях;

- посещение концертов.

Методы и приемы, используемые на занятиях, позволяющие решать поставленные задачи:

Игровой метод включает приемы:

- игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;

- развивающие игры с голосом;

- игры: музыкальные, на развитие песенного творчества.

Словесный метод включает приемы:

- беседы о вокально – хоровых навыках;

- скороговорки на развитие дикции;

Наглядный метод:

Наглядно-слуховой метод включает приемы:

- выразительное исполнение песен, попевок педагогом;

Наглядно-зрительный включает приемы:

- показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактических игр;

Учебный план 1 года обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

0,5

1,5

Беседа

2.

Прослушивание

2

0,33

1,67

Индивидуальные прослушивания

3.

Музыкально- теоретическая подготовка

17

4,5

12,5

Беседа,

наблюдение

4.

Вокально-хоровая работа

33

5,5

27,5

Беседа,

Наблюдение, индивидуальные прослушивания

5.

Концертная деятельность

14

0

14

Выступления

6.

Диагностика

4

0

4

Наблюдение, индивидуальные прослушивания

 

72

10,83

61,17

Содержание программы

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Игры на знакомство. Слушание и исполнение знакомых детских песен.

2. Прослушивание

Теория: строение голосового аппарата, многообразие голосов, сочетание голосов в хоре.

Практика: Прослушивание голосов обучающихся. Определение их певческих данных.

3. Музыкально- теоретическая подготовка

Теория: понятие певческого дыхания. Беседа о важности правильной певческой установки. Понятие артикуляции в пении. Понятие звуковедения. Приёмы звуковедения (легато).

Практика: Дыхательные упражнения. Вокальные упражнения-распевания. Вокальные упражнения на приёмы легато. Отработка приёмов звуковедения в разучиваемых песнях. Артикуляционная гимнастика. Работа над артикуляцией в разучиваемых произведениях.

4. Вокально-хоровая работа

Теория: Ознакомление с репертуаром. Слушание песен, беседа с детьми о содержании песни, о ее характере. Беседа с детьми  о правильном дыхании, о правильной певческой установке. Знакомство с дирижерскими жестами. Правила поведения на сцене.

Практика: Разучивание и исполнение песен, распевок, упражнения для развития голоса и слуха. Разучивание песен к мероприятиям: День Матери, Новый год, 8 марта, Масленица, 9 мая.

5. Концертная деятельность

Практика: выступления на мероприятиях различного уровня.

6. Диагностика

Практика: выполнения диагностических заданий

Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения

Предметные:

- знать основы певческого дыхания;

- уметь петь в диапазоне» «ре»-1, «до»-2;

- уметь петь ровно короткие фразы на одном дыхании.

Метапредметные:

- уметь выразительно и эмоционально исполнять произведения;

- чисто интонировать мелодию.

Личностные:

- у ребёнка сформирован устойчивый интерес к пению;

- развиты коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.

Учебный план 2 года обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

0,4

1,6

Беседа

2.

Прослушивание

2

0,4

1,6

Индивидуальные прослушивания

3.

Музыкально- теоретическая подготовка

43

6,6

36,4

Беседа,

наблюдение

4.

Вокально-хоровая работа

84

12

72

Беседа,

Наблюдение, индивидуальные прослушивания

5.

Концертная деятельность

9

0

9

Выступления

6.

Диагностика

4

0

4

Наблюдение, индивидуальные прослушивания

144

19,4

124,6

Содержание программы

1.Вводное занятие

Теория: Правила  поведения,  техника  безопасности  в  учебном  кабинете,  знакомство  с вновь прибывшими детьми.

Практика: Слушание и исполнение знакомых детских песен.

2. Прослушивание

Теория: строение голосового аппарата, певческая установка.

Практика: Прослушивание голосов обучающихся. Определение их певческих данных на начало учебного года.

3. Музыкально- теоретическая подготовка

Теория: Темы:  Охрана детского голоса. Артикуляция. Дикция.  Певческое дыхание. Эмоционально-выразительное исполнение.  Звуковысотный слух и его развитие.  Развитие мелодического слуха.  Интонационно-фонетические упражнения

Практика: Работа над певческим дыханием. Вокальные упражнения-распевания. Отработка приёмов звуковедения в разучиваемых песнях. Работа над артикуляцией в разучиваемых произведениях. Упражнения для правильного  формирования гласных и согласных в пении. Упражнения для развития звуковысотного звука. Упражнения для развития мелодического слуха.  Интонационно-фонетические упражнения.

4. Вокально-хоровая работа

Теория: Ознакомление с репертуаром. Слушание песен, беседа с детьми о содержании песни, о ее характере. Беседа с детьми  о правильном дыхании, о правильной певческой установке. Закрепление знаний о дирижерских жестах. Правила поведения на сцене.

Практика: Разучивание и исполнение песен, распевок, упражнения для развития голоса и слуха. Разучивание песен к мероприятиям: День Матери, Новый год, 8 марта, Масленица, 9 мая.

5. Концертная деятельность

Практика: выступления на мероприятиях различного уровня.

6. Диагностика

Практика: выполнения диагностических заданий

Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения

Предметные:

- знать основные разновидности певческих голосов;

- иметь элементарные представления о голосовом аппарате;

- соблюдать певческую установку;

- знают правила звукообразования (правильное положение рта при пении гласных, пение гласных в сочетании с согласными);

Метапредметные:

- уметь правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);

- уметь правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

Личностные:

- сформированно умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- развиты коммуникативные умения и навыки общения в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа хорового кружка,

Рабочая программа хорового кружка...

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

Рабочая программа хорового кружка "Веселые звоночки"

Занятия в вокальном кружке - это особая возможность для самовыражения детей, рахвитию их сценических способностей. Узкая направленность и меньший количественный состав позволяют уделять больше внимани...

Программа хорового кружка с элементами нотной грамоты под названием "Веселые нотки"

Второй год набираю детей в платный хоровой кружок. Но теперь программа обучения рассчитана не только на старших дошкольников, но и на первоклассников школы, чтобы принять участие в реализации проекта ...

Программа по вокально-хоровому кружку с рецензией

Программа по вокально-хоровому кружку с рөцензией...

программа вокально - хорового кружка

Разработка программы вокально - хорового кружка дл дошкольников...

Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет

Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...