«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики.  На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание.  В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.

В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Р.Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию,  эвритмию. Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной, по сути, и содержанию является эвритмия. 

Эвритмия - очень молодое искусство. Оно появилось в начале XX века, время поисков новых возможностей в искусстве выразительного движения.

Как найти способ выразить через движение музыку или речь со всей красотой звука, со всей глубиной смысла, со всеми чувствами и эмоциями, которые рождаются у нас в душе, когда мы слушаем, например, сонату или поэму? Как сделать видимым то, что таится в нашем сердце?

Человек рождается с потребностью придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_2020_n.m.docx50.72 КБ
Файл hozeeva_nadezhda_mihaylovna.pptx2.82 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш»

Творческий проект  для детей старшего дошкольного возраста

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования  двигательной культуры и творческого потенциала  детей старшего дошкольного возраста»
 танцев как средство развития тан

                                                                           Музыкальный руководитель:

Хозеева Надежда Михайловна

Залари 2020г.

Наименование проекта: Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики.  На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание.  В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.

В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Р.Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию,  эвритмию. Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной, по сути, и содержанию является эвритмия. 

Эвритмия - очень молодое искусство. Оно появилось в начале XX века, время поисков новых возможностей в искусстве выразительного движения.

Как найти способ выразить через движение музыку или речь со всей красотой звука, со всей глубиной смысла, со всеми чувствами и эмоциями, которые рождаются у нас в душе, когда мы слушаем, например, сонату или поэму? Как сделать видимым то, что таится в нашем сердце?

Человек рождается с потребностью придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста,

педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги.

Цель проекта: развитие культуры движения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. формировать и корректировать осанку, чувство темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию;

2.развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость;

3. корректировать координацию движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног);

4. улучшать психическое состояние (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширять эмоциональный опыт, развивать навыки взаимодействия друг с другом;

6. формировать творческое начало («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей).  

Срок  реализации проекта: 3 месяца

Вид проекта:- по доминирующей в проекте деятельности:

творческий;

- по содержанию: психолого - педагогический;

Продукт проекта:

для детей: музыкальные этюды, игры - импровизации, речевые игры с движениями, игровой массаж.

для педагогов: беседы, консультации, методические рекомендации.

           Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

- Составление плана мероприятий по теме проекта

- Подбор музыкального материала, изучение художественной литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Мониторинг результатов осуществления проекта

Эвритмия включает в себя:

- ритмические игры:

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива): 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости,  в образных и игровых двигательных заданиях:
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений, музыкально-ритмические этюды.

2 этап – реализация проекта

Для развития танцевально-игрового творчества необходимо, чтобы ребенок:

-  эмоционально отзывался на музыку;

-  верил в необычную ситуацию;

 - мог выполнить движения с воображаемыми предметами;

- свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки, то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей.  Педагог рассказывает историю или сказку, сопровождая рассказ эвритмическими жестами, рождающимися из образов, ритмическими упражнениями. Занятия очень образны, подвижны, ритмичны и имеют большое развивающее значение для детей.

На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Карнавал животных», «Скоморохи»).

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, педагог отмечает, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, старается подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении
Танцевальные композиции продумываются с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле танцевальные композиции подбираются так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей. Коммуникативные и сюжетные танцы: «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую. 

«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

«Любование цветком» (Н. Шопен,  Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

3 этап – заключительный

- Представление опыта работы по  танцевально-игровому творчеству детей старшего дошкольного возраста через презентацию проекта;

- Показ танцевальных композиций и творческих миниатюр с участием детей;

- Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков.

Основные формы реализации проекта:

  • Беседы и консультации для педагогов.
  • Валеологические песни-распевки.
  • Речевые и дыхательные упражнения.
  • Цикл пальчиковых игр.
  • Коммуникативные игры.
  • Игровой массаж.
  • Танцевально-двигательная терапия.
  • Чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

Прослеживается  в положительной динамике формирования составляющих культуры здоровья старших дошкольников:

1. Соматическое состояние детей (двигательная активность,
ритмичность важных жизненных процессов).

2. Эмоциональное состояние ребёнка (позитивный эмоциональный
настрой, восприимчивость и открытость, интерес и любознательность).
 

3. Активные когнитивно-образные проявления (творческое мышление,
фантазия, образная речь).

4. Социальное развитие дошкольника (взаимодействие с окружающим
миром и миром природы, со сверстниками и взрослыми).

5. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его (индивидуальности, творческого потенциала, через приобщение детей к танцевальному искусству)

Для педагогов:  Повышение профессионализма.  Внедрение новых методов в работе с детьми.  Самореализация.

Заключение:

Эвритмия -  искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Инновация проявляется в бодром, деятельном, таинственном и доброжелательном ритме жизни, где ребёнок существует, окунаясь в атмосферу свободы и творчества, раскрывает себя, преобразовывая свой внутренний мир и эффективно улучшая своё эмоциональное состояние. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества. Инициатива воли с помощью эвритмического искусства укрепляется на всю дальнейшую жизнь, поскольку в детстве человек выполняет движения, которые одновременно являются и душевным движением.

В последнее время элементы этой технологии использую в своей работе как нетрадиционный подход к формированию двигательной культуры детей. Эта технология мне предоставляет возможность искать свой собственный стиль работы с детьми.

Практический опыт, приобретенный мной  в работе с дошкольниками, позволяет мне сделать вывод, что занятия с эвритмическими упражнениями на музыкальных занятиях в игровой форме,  обладают огромными неиспользованными ресурсами  в повышении эффективности системы художественно-эстетического  воспитания дошкольников.

Эвритмические занятия вызвали интерес у детей, особенно их форма, необычное построение и наполнение. Они давали детям больше самостоятельности, самореализации и состояли из игр. Но наряду с этим некоторые дети были зажаты, скованны, не эмоциональны.

Элементы эвритмии в ДОУ можно использовать в следующих режимных моментах: - игры с речевыми звукоподражаниями;

- артикуляционные упражнения;

- проговаривание потешек,  приговорок,  чистоговорок;  

- пальчиковые игры;

- игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в стихах, в песнях, чистоговорках;

- упражнения на координацию слова с движением;

- дыхательная гимнастика.

Эвритмию в детском саду можно проводить  в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Эвритмия способствует  созданию доверительной атмосферы и успокоения.

Элементы эвритмии могут быть использованы в учебных целях для изучения темы «Средства музыкальной выразительности» и как простой, доступный игровой материал для занятий ритмики с детьми дошкольного возраста.

И если мы – педагоги,  будем чаще  обращаться  к современным технологиям в   воспитании дошкольников, то перед нами открываются  огромные возможности  в педагогическом творчестве,  поиск  новых инновационных методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Жизненный опыт,  приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Хочется отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.


Обеспечение проектной деятельности:

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Волкова А.А. Воспитание детского творчества.

3.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.

4. Дубах-Донат А.М. Основные элементы эвритмии: рукопись / А.М. Ду-бах-Донат. - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998 -284с.

5. Игровые  досуги  для  детей  И. В. Бодраченко – Москва «Сфера» 2009.

6. Инновации в логопедическую группу О. Е. Громова – Линка-пресс Москва 2008.

7. Искусство эвритмии. - М.: Парсифаль, 1996. - 208 с.

8.Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.

10. Сайкина Е.Г, Филирева Ж.Е. «Са-фи-дансе».Танцевально-игровая гимнастика для детей.

11. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008. 12.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика

13. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008.

14. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь. - Киев: Наири, 2012.

15. Штайнер Р., Штайнер фон Сиверс М. Формирование речи и драматическое искусство. - Одесса: Изд. Бартенево 2009.

16.Штайнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.

17. Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995.


       Приложение № 1.

Беседа с педагогами.

Вопросы:

1. Как, по-вашему, относятся дети к музыкальным занятиям?

2. Кто из детей проявляет наибольший интерес к исполнению музыки? К музыкально-ритмической деятельности?

3. Какой вид деятельности предпочитают дети на музыкальном занятии?

4. Как часто дети вашей группы занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности?

5. Сколько детей ежедневно играют в зоне самостоятельной деятельности? Какие музыкальные инструменты они предпочитают?

6. Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в своих играх?

7. Как часто звучит музыка в вашей группе?

8. Какие произведения предпочитают дети слушать? Под какую музыку предпочитают двигаться?

9. Включаете ли вы в практику своей работы совместную музыкально-ритмическую деятельность с детьми?

Приложение № 2.


          Консультация

Эвритмические занятия с детьми дошкольного возраста

Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.

В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Р. Штейнером.

Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом: оно поет, или говорит, пытаясь передать все художественные и смысловые оттенки речи.

Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.

Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи и музыки.

Поясним это на примере слов «да» и «нет». Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую преграду перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «А» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки, как лучи, идущие от сердца; в «Э» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая  руки между собой.

Известно, что ритм оказывает большое влияние на человеческий организм. Причем это влияние проявляется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Что переживают дети в эвритмическом движении?

Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества.

Объемный спектр возможностей эвритмии, дает ей обширные перспективы для применения в совершенно  различных областях знаний, науки и педагогики.

Направления эвритмии: гигиеническая; лечебная, педагогическая.

Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.

Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.

С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

жизненные силы ребенка,

развить ловкость,

концентрацию внимания,

улучшить мелкую моторику,

координацию движения,

развить правильное переживание пространства,

правильную речь,

мышление.

Приложение № 3.

Методические рекомендации по организации эвритмических занятий с детьми дошкольного возраста

Эвритмическое занятие включает следующие этапы:

1. Подготовка пространства.

Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.

2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.

Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.

3. Музыкально-ритмический круг.

Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

ритмические игры;

блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);

блок развития мелкой моторики;

пространственная ориентация;

социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей - всей группы как единого коллектива;

импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

народные игры.

4. Завершение занятия.

Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».

Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

Приложение № 4.

Технологию эвритмия можно использовать не только в организованной образовательной деятельности по музыке.  Педагоги могут использовать в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром, развитии речи и других, а также в режимных моментах после сна или в перерывах между организованной образовательной деятельностью, на прогулке и в развлечениях.

В коммуникативных,  интонационных,  речевых, ритмических играх, в этюдах - детям предлагаются задания,  в которых  они  должны  проявить свое собственное личное отношение к окружающим,  используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.

Эвритмия в играх и упражнениях.

Валеологическая песенка – приветствие:

Рано утром мы приходим в детский сад,     щелчки пальцами

Очень рады видеть здесь своих ребят.         хлопки в ладоши

И с улыбкой это утро мы начнем                  притопы

Всем здоровья пожелаем и споем.           с показом руки поют по трезвучию вверх: «Здравствуйте», затем вниз «Добрый день»

Игра «Театральная разминка».

Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их,

используя мимику и жесты.

Раз, два, три, четыре, пять — Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть, попробуйте его показать.

(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)

Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч» (воспитанники стоят в кругу)

«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши, стоя на месте),

Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте),

Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги то левую, то правую),

Не угнаться за тобой (бегут  на месте, высоко поднимая коленки)

Ритмическая музыкальная игра «С барабаном ходит ежик»
           С барабаном ходит Ежик, Бум-бум-бум!    (дети маршируют по кругу) 
Целый день играет ежик. Бум-бум-бум!  
( изображают игру на барабане)
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!      
(маршируют, спрятав руки за спину)
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
(удивляются)
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!      
(подносят ко рту то одной, то другой
рукой воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!      (разводят руки в стороны)
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!    (руки на поясе, выполняют прыжки на месте)
И удары раздавались: Бум-бум-бум! (выполняют притопы)
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!  
(приседают, сделав «ушки» из ладошек)
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум! (испугавшись, выполняют повороты головой)

Игровой массаж «Дождь» (автор Уманская А.)

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные движения.

Дождь! Дождь! Надо нам легко хлопают ладонями по спине
Расходиться по домам.
Гром! Гром! Как из пушек
, поколачивают кулачками
Нынче праздник у лягушек!
Град! Град! Сыплет град!             
постукивают пальцами по всей спине
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже 
поглаживают спину ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180% и повторяют массаж еще раз.

После массажа говорят: Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми!

Любимая игрушка

Цель: создать предпосылки для развития танцевального творчества детей. (Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец, или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке. Отметить детей с наиболее интересными движениями.)

Сказка-озвучка «Огуречик» (автор Рыбак Е.В.)

Цель: формировать артикуляцию различных звуков, подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, жестами, движениями, интонацией.

- Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик,
Приходи на тот конечик.
Там мышка живёт,
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик    (голосом и движениями  ребенок        
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. изображает дерево)

Тут и птенчик из гнезда пропищал…повторяет слова и изображает птенца

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Игровой танец «Будь внимательный»

Цель: развитие и совершенствование танцевальных движений.

Задачи: формировать ритмический слух, внимание, развивать и совершенствовать танцевальные движения, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать коммуникативные качества.;
Для выполнения необходимо четное количество детей. С помощью отличительных меток дети делятся поровну на красный цвет и синий. (можно на мальчиков и девочек или листочки и грибочки и другие варианты). Дети стоят в кругу через одного красный, синий и т.д.

Звучит музыка.

- Красные поздоровайтесь кивком головы с синими с правой стороны, а теперь с синими с левой стороны. Синие поздоровайтесь кивком головы с красными с правой стороны, а теперь с красными с левой стороны. Теперь поздороваемся все друг с другом кивком головы в круг, и поздороваются руки. Почувствуйте тепло и доброту рук друг друга.  (все выполняется по указаниям ведущего).

- Сегодня мы с вами выполним приставной шаг вперед и назад. Почувствуйте такт музыки и все вместе выполняем (выполняется движение).

- А теперь выполняют только красные (выполняют).

- Теперь только синие (выполняют).

- Протяните вперед руки. Выполните плавные движения кистями рук и почувствуйте такт музыки (выполняют).

- Наши руки - наши помощники. Это движение изображает - ногу на пятку (показ ведущего), это движение - ногу на носок (показ ведущего), а это движение - ноги вместе (показ ведущего). Выполним танцевальное движение «пятка, носок, пятка, ноги вместе», выполняют руки и ноги. Слушаем музыку и выполняем все вместе в такт с музыкой. (выполняют).

- Снова вернемся к приставному шагу. С помощью приставного шага нарисуем фигуру квадрат. Шаг вперед, вправо, назад, влево. Слушаем музыку и вместе в такт с музыкой выполняем. (выполняют).

- Теперь повернулись направо и нарисуем ту же фигуру. Обратите  внимание, когда будем выполнять шаг вправо, наш круг будет становиться каким? (ответ -  шире. Слушаем музыку и выполняем в такт музыки.

- Теперь выполним это же движение в обратную сторону. Обратите внимание, когда будем выполнять шаг вправо, наш круг будет становиться каким? (ответ -уже). Слушаем музыку и выполняем в такт музыки.

Создание художественного образа «Путешествие по сказке.

Цель: Поощрять творческую инициативу детей, желание взять на себя сказочный образ и его эмоциональное состояние.

Педагог предлагает сказку В.Сутеева «Кто сказал мяу?» В перечень персонажей сказки входят главный герой - весёлый щенок, затем, по мере их появления, следующие персонажи:

- громко кричащий петух;

- боязливый, озирающийся по сторонам от страха мышонок;

- большая сердитая собака;

- жужжащая пчела;

- молчаливая плавающая рыба;

- хохочущая, весёлая лягушка;

- нахальная, смелая кошка.

Детям предоставляется возможность выбрать себе полюбившегося персонажа. Продемонстрировать  поведение своего персонажа        , нараспев в виде импровизации пропеть слова, которые в сказке говорят герои.

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень -  проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера героя, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения. Сочетает движения и музыкальную речь.

II уровень - затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера героя, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку. Не всегда музыкальная речь сочетается с движениями.

III уровень - отказывается придумывать свои движения для передачи характера героя, копирует движения других детей и педагога. Не может исполнять знакомые движения под новую музыку. Движения и музыкальная речь не совпадают.

Положительным в заданиях было то, что большая половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития творческих способностей детей.

Создание художественного образа «Сказочные герои»

Дети рассказывают, в какой сказке, и в какой ситуации они познакомились с тем или иным сказочным героем. Каков этот герой по характеру и, соответственно, какая у него может быть музыка.  Потом педагог рассказывает и показывает движения, отражающие поведенческую характеристику персонажа. Затем говорит о том, что ребята будут превращаться в разных сказочных героев. Но движения этих сказочных героев будут не простые, а музыкальные. Во время звучания музыки все ребята, поочередно превращаясь в героев разных сказок – людей, зверей, волшебных персонажей – двигаются в ритме звучащей музыки.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ д /с «Малыш» Хозеева Надежда Михайловна

Слайд 2

Актуальность: Эвритмия (с греческого «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — это новый вид искусства, основанный на закономерностях речи и музыки и являющийся одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве. Эвритмия находит импульсы к движению в закономерностях речи и музыки.

Слайд 3

Цель: развитие культуры движения детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. формировать и корректировать осанку, чувство темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию; 2. развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость; 3. корректировать координацию движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног); 4. улучшать психическое состояние (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); 5. формировать творческое начало («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей).

Слайд 4

Эвритмия включает в себя: социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива): игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях: игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений, музыкально-ритмические этюды.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: 1 этап - подготовительный - Составление плана мероприятий по теме проекта; - Подбор музыкального материала, изучение художественной литературы; - Организация развивающей предметно-пространственной среды; - Мониторинг результатов осуществления проекта. 2 этап – реализация проекта Для развития танцевально-игрового творчества необходимо, чтобы ребенок: - эмоционально отзывался на музыку; - верил в необычную ситуацию; - мог выполнить движения с воображаемыми предметами; свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации. 3 этап – заключительный - Представление опыта работы по культуре движения и творчеству детей старшего дошкольного возраста через презентацию проекта; - Показ танцевальных композиций и творческих миниатюр с участием детей; - Итоговая диагностика двигательной культуры детей, их умений и навыков музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Слайд 6

Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги. Срок реализации проекта: 3 месяца

Слайд 7

Основные формы работы: Коммуникативные игры Пальчиковая гимнастика Музыкально-речевые игры с движением Музыкальные этюды- импровизации

Слайд 8

Реализация проекта: Эвритмические занятия проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Эвритмические занятия вызвали интерес у детей, особенно их форма, необычное построение и наполнение. Они давали детям больше самостоятельности, самореализации и состояли из игр.

Слайд 11

Заключительный этап:

Слайд 12

Заключение: Эвритмия – искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Что переживают дети в эвритмическом движении? Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества, счастье быть понятым и принятым другими.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство коррекции звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство развития и коррекции речи в последнее время всё чаще используется в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Развивающий потенциал инноваци...

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город

Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В своей статье будем отталкиваться от определения «культура поведения» С.В. Петериной. Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения...