Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»
материал по музыке

Кондратова Екатерина Анатольевна

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

 первой категории

Кондратова Екатерина Анатольевна

Энгельс, 2020

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций  музыкального  воспитания  детей,  которые стали  основой для разработки  различных  программ   и  методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа  “Шульверк.  Музыка  для  детей”.
     Слово “Schulwerk” было создано  самим   Орфом  и  обозначает “ обучение   в   действии”.   Главный принцип  этой  педагогики — “учимся, делая  и  творя” — позволяет  детям, исполняя  и   создавая  музыку  вместе,  познать  ее  в  реальном,  живом действии,  в  процессе  музицирования.                                                                              «Шульверк» - это  пятитомная  антология  музыки  для  детей.  Она  собрана  и  обработана  Орфом   для   пения  и  танцев  с  аккомпанементом   ансамбля  орфовских   инструментов.  Каждая  небольшая  пьеса  из «Шульверка»  представляет  собой  простейшую  партитуру,  доступную  в  исполнении     даже  маленьким  детям.  

         Карл  Орф  был   убеждён,  что  для  детей  нужна  своя  особая  музыка,  специально  предназначенная  для  музицирования  на  первоначальном  этапе.  Она  должна  быть  доступна  переживанию  в  детском  возрасте  и  соответствовать  психике   ребёнка.  Это  не  чистая  музыка,  а  музыка неразрывно  связанная  с  речью  и  движением:  петь  и  одновременно  приплясывать, выкрикивать  дразнилку  и  чем-нибудь  звенеть.  Чередовать  речь  и  пение  для  детей  так  же  естественно,  как  и  просто  играть. Её  Орф  назвал   элементарной  музыкой  и  сделал  основой  своего  «Шульверка».   Основным  предназначением «Шульверка»  является  первичное  приобщение  всех  детей  к  музыке.  Независимо  от  их  способностей,  раскрепощение  индивидуально-творческих  сил.  Развитие  природной  музыкальности.

          В  «Шульверке»  Орф   предлагает   творить  не  только  ребёнку,   но  и  педагогу.  «Шульверк»  предоставляет  выбор  методики  самому педагогу. Не стоит  думать,  что  это  доступно  только  избранным.  Величие  и  гуманность  концепции  Орфа  состоит  в  том,  что  Орф  предлагает  стать  соавторами  «Шульверка»,  так  как  элементарное  музицирование  доступно  всем.  Несложно  придумать  вместе  с  детьми  самую  малость:  аккомпонемент  из  звучащих  жестов  к  дразнилке или стихотворению. Например, речевая игра «Снег». Текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения.

«Снег»

Как на горке – снег, снег (Поднимают руки вверх, два хлопка)

И под горкой – снег, снег (Приседают на корточки, два шлепка по коленям)

И на елке – снег, снег (Поднимают руки вверх, два хлопка)

И под елкой – снег, снег (Приседают на корточки, два шлепка по коленям)

А под снегом спит медведь  (Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу)

Тише, тише – не шуметь (Произноси т шепотом, указательный палец к губам)

      ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке   2) на языках других культур 3) на выдуманном языке

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

         ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты.  Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д. 

 Способы  организации  

Игра: Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами  предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-урок - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

Сегодня  в  России  существует  большое  количество  педагогов, пробующих  работать,  используя    принципы «Шульверка»,  так  как    элементарное  музицирование   доступно  всем.

    Учителем музыки и кандидатом искусствоведения   Т.Тютюнниковой  создана  программа  «Элементарное музицирование  с дошкольниками»  по  системе  Карла  Орфа,  которая  входит в образовательную программу «Мир открытий».

    Меня привлекает в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.     "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, и, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

Конечно же, необходимы инструменты. Шумовые  инструменты  имеются в  музыкальном  уголке каждой группы. Кроме этого можно и нужно использовать инструменты  из бросового материала  - листки бумаги, фольга, крышки, расчёски, коробочки, ложки, камешки, баночки с горохом  могут превратиться в инструменты,  Всё зависит от наших фантазий. Такие инструменты очень эффективны в использовании. – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников.

Нельзя забывать и о телесных «музыкальных инструментах». «Первым инструментом» человека было его собственное тело. Оно является им и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, щёчкам, притопы, щелчки пальцами, удары ладошками по грудной косточке и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения:

Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями.

Притопы: всей стопой, пяткой, носком.                                                                                 Шлепки: по коленям, по груди, по боками, по надутым щёчкам.                                         Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по ладоням.    

 Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы не только с детьми, но и со взрослыми. Объяснение такой эффективности простое : ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому и существует у всех народов мира.

Сейчас, я предлагаю вам попробовать озвучить небольшой рассказ «Трусливый заяц» при помощи представленных инструментов (шумовых, из бросового материала или звучащих жестов).

Изучив программу Т.Тютюнниковой, я стала чаще использовать работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых – развитие ритмического чувства детей.

Приведу несколько примеров игр, которые могут использовать в своей педагогической деятельности  воспитатели, а так же родители:

Декламируется  речевой зачин. А затем исполняются ритмы на всех телесных инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, на грудной косточке с одновременным их слоговым проговариванием.

Игры со звучащими жестами:

“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

Также можно использовать «Палочки – скакалочки»  Елены Попляновой. Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение

 «Ножки»

«Большие ноги шли по дороге: Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ…»

Дать в руки малышу две палочки. Договориться с ним, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки – шаги самого малыша. Они лёгкие и подвижные. А голос звучит более звонко и легко.

Необходимо следить, чтобы движения были точно в ритм стихов. А можно – стихи пропеть. В конце упражнения можно предложить детям выложить из палочек какой ни будь рисунок. Например, превратить палочки в солнечные лучики. Ребята с большим удовольствием выполняют подобные задания.

Элементарное музицирование способствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – осо...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей

Методика Карла Орфа закладывает большой потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности....

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Одно из направлений музыкальной деятельности, в которой происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является «элементарное музицирование». Основоположником теории «элем...

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Статья рассказывает об основных принципах и элементах системы Карла Орфа....

Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»

В татье описаны  элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...