Элементарное музицирование. Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей
консультация по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Петровна

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей "Элементарное музицирование с дошкольниками" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, старшими воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ. 

Элементарное музицирование с дошкольниками

       Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.

       Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.

     Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать.  Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).

     Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности, практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого - к сложному».  На практике, системное проявление принципа от «простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.

      Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.  Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира. Даже самые маленькие дети способны импровизировать.  Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.

       Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.  «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.  Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.

      Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

      Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков, дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и   использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.  Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре,  а через неё – к простейшей импровизации.  Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».

     Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие инструменты.  Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.

    Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей  на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.

Первые музыкальные инструменты появились еще в I-II веке. Погремушки, трещотки, свистульки из дерева, кости, металла издавна развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Опыт применения музыкальных инструментов и игрушек постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже замкнутым детям проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма деятельности. Это и самостоятельное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр. Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству. Часто ребенок, который не может выразить свои чувства словами, движениями, с удовольствием делает это с помощью музыкальных инструментов, поэтому в музыкальных уголках каждой группы обязательно должны быть музыкальные инструменты. Они должны находиться в доступном месте, чтобы ребенок мог самостоятельно взять интересующий его музыкальный инструмент. Исключение составляют духовые инструменты: рожки, свистульки и т.п. Эти музыкальные инструменты должны подвергаться санитарной обработке и использоваться только под наблюдением взрослых.

Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по иному воспринимать окружающей мир. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми. Разнообразить ассортимент музыкальных инструментов в вашей группе очень легко. Ведь многие из них можно сделать своими руками.

1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты, лишь изображают инструмент. Их назначение – способствовать созданию игровой ситуации. Несмотря на отсутствие звука, эти игрушки привлекают и воодушевляют детей. Они представляют себя артистками, имитируя игру на музыкальном инструменте. (Пианино с немой клавиатурой, гитара, балалайка).

2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты – это, так называемые ударно-шумовые (деревянные или пластмассовые палочки, погремушки, маракасы, барабан, треугольник и т.п.)

           Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и уметь.