ритмические игры
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Пятаева Ольга Викторовна

Игры, направленные на развитие чувства ритма. Возраст 3-4 года «МАШИНЫ» Музыкальная игра, автор Назарова Л.М. Цель игры: научить детей слушать музыку, чётко исполнять простейший ритмический рисунок. Ход игры. Звучит песня «Машины», слова Л. Мироновой, музыка Л. М. Назаровой. Дети поют и свободно двигаются по залу, имитируя движение машин. На слова «Би-би-би» - хлопают в ладоши. ИГРЫ С ИГРУШКАМИ ИЛИ КАРТИНКАМИ Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку), вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями. Игрушке даётся имя. КОШ-КА – ТА-ТА МИШ-КА – ТА-ТА ЗАЙ-ЧИК СТЁПА – ТА-ТА ТА-ТА В работе с детьми 5 года жизни ритм усложняется: ЗАЙ-ЧИК СТЁ-ПА – ти-ти ТА-ТА КУК-ЛА КА-ТЯ – ти-ти ТА- ТАОтхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щёчкам, по полу (ногами). БАРАБАН Цель игры: закреплять умения исполнять простейший ритмический рисунок. Ход игры. Педагог предлагает детям послушать, как разговаривает барабан. 6 Вместе повторить его песенку: «БАМ! БАМ! БАМ!». Далее вместе со стихотворением проговорить, пропеть слова, выполняя ритмические движения. Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ! Я на нём играю сам – БАМ. БАМ. БАМ! Варианты исполнения: • Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленям. • Хлопать ладошками по полу. • Хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу. • Стучать палочками по полу, палочкой о палочку, менять руки с палочками на каждую фразу. • Ритмично ударять кулачком о кулачёк. • Ударять пальчиком о пальчик. • Дети ритмично маршируют по залу: на слова «БАМ, БАМ, БАМ!» шлёпают руками по коленям или хлопают в ладоши. Возраст: 4-5 лет. УГАДАЙ, КТО ИДЁТ Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки, её темпом и ритмом. Оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги». Ход игры. Сейчас прозвучит музыкальная пьеса. Послушайте её, ребята и постарайтесь определить, о чём она рассказывает. Звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». Дети слушают музыку, затем рассказывают, что они представили себе. Эта пьеса называется «Шаги». Как вы думаете, ребята, музыкальные фразы- шаги отличаются одна от другой? По размеренной, и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями передать происходящие в ней изменения. 7 ИГРА С ЗАЙКОЙ Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента). Оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой Ход игры. Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения и сыграть на бубне сильную долю. Зайка-зайчик, Серенький кафтанчик. Розовенький носик. Коротенький хвостик. Любит заинька плясать, Мы же любим поиграть... Ну-ка, зайка, попляши, попляши, Свою удаль покажи, покажи. Лапками прыг прыг, Ушками дрыг-дрыг. В бубны весело мы бьем, Зайке песенку поем... Вот и пляске конец. Ай да зайка! Молодец! ЭХО Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей. Ход игры. Педагог спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить (прохлопать) прослушанный ритмический рисунок. Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: вместо педагога ритм задаёт ребенок, а детям нужно его точно повторить. Ребёнка, задающего ритм можно выбрать по считалочке (автор Л. М. Назарова): Раз, два, три, четыре, пять 8 Будем ритм мы повторять! Простучим, прохлопаем, Ножками протопаем. Раз, два, три, раз, два, три, Ты слова не говори, Раз, два, три, раз, два, три, Кто попался – выходи! Бум, бум, та-ра-ра – Начинается игра! ИГРА С МЯЧОМ Цель игры: развитие чувство ритма, внимания, координацию движений, коммуникативные качества у детей. Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках у одного из них мяч. Нужно передавать мяч по кругу точно на сильную долю, говоря при этом слова: Ты лети весёлый мячик Быстро, быстро по рукам. У кого весёлый мячик, Тот сейчас станцует нам. Ребёнок, у которого на слово «нам» остался в руках мячик, выходит в круг и танцует. Остальные дети аплодируют ему в такт музыки. Игра «БУМКА» Цель игры: воспитывать музыкальное внимание, ритмическую и музыкальную память, коммуникативные качества. Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого ребёнок с мячом, исполняющий роль медвежонка Бумки. Звучит «Песня о медвежонке», слова Вернер-Бёнке, музыка Ханса Наумильката Во время проигрыша ребёнок, исполняющий роль медвежонка Бумки, бросает мяч, на сильную долю, поочерёдно каждому игроку, стоящему в кругу. Ребёнок, которому Бумка бросил мяч, бросает его, на сильную долю, обратно игроку, исполняющему роль Бумки. Тот ребёнок, у которого мяч остался в финале проигрыша становится в круг, теперь он исполняет роль медвежонка Бумки. Исполняется следующий куплет. 9 ПЕСНЯ О МЕДВЕЖОНКЕ Слова Вернер-Бёнке, музыка Ханса Наумильката 1. Толстый медвежонок мой – Он всегда такой смешной! Всем ребятам он знаком – Бумкой мы его зовём! Припев: Ну-ка, Бумка, Ну-ка, Бумка, Не зевай! Ну-ка, Бумка, Ну-ка, мяч поймай! 2. Добрый медвежонок мой Машет лапой, как рукой Всех друзей зовет он в дом – Бумкой мы его зовём! 3. Любит медвежонок мой Целый день играть со мной! Хочет стать он вратарём! Бумкой мы его зовём! Возраст 6 лет. ИГРА-СКАЗКА «ТЕРЕМОК» (по мотивам одноимённой русской сказки) Цель игры: научить детей освоить пространство, развивать коммуникативные качества, чувство ритма, умение слушать, воспринимать и воспроизводить музыку. Оборудование. Фортепиано, ксилофон, детский столик, декорация теремок. Ход игры. До начала сказки каждому ребёнку определяют роль лесного жителя: Мышка, Лягушка, Зайка-побегайка, Петя-петушок, Ёжик – ни головы, ни ножек и другие. Во время игры дети изображают животных. Дети поют русскую народную песню «Теремок» Стоит в поле теремок, теремок. 10 Он не низок, не высок, не высок. А по полю - полю мышка бежит У дверей остановилась и стучит (Ребёнок произносит текст и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Педагог: Ой, какая тишина, В теремочке я одна. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю лягушка бежит У дверей остановилась и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Дети произносят текст ролям: Я, мышка – норушка. А ты кто? Я, лягушка-квакушка, Пустите меня жить? Буду вкусно вас кормить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю - полю зайка бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Дети произносят текст ролям: Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто? А я, зайка – попрыгайка. Пустите меня жить? 11 Огород буду садить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю ёжик бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Дети произносят текст ролям: Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка, Я, зайка – попрыгайка. А ты кто? А я ёжик – ни головы, ни ножек. Пустите меня жить? Буду терем сторожить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю петушок бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка, Я, зайка – попрыгайка. А я ёжик – ни головы, ни ножек. А ты кто? А я Петя, петушок, золотистый гребешок. Пустите меня жить? Буду рано вас будить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. В теремочке друзья живут, Они трудятся и песенки поют. Закончить сказку можно весёлым танцем. 12 ИГРА С ДОЖДЁМ (автор игры Назарова Л. М.) Цель игры: развивать у детей чувство ритма, импровизационные навыки, наблюдательность и воображение. Оборудование: музыкальное произведение «Дождик», слова Нины Пикулевой, музыка Елены Попляновой, фортепиано. Ход игры. Дети поют песню «Дождик», слова Нины Пикулевой, музыка Елены Попляновой, хлопают в ладоши на слова «Бом-бом-бом!» Затем звучит мажорный аккорд и марш, дети свободно двигаются по залу. Как только прозвучали лёгкие отрывистые ноты, имитирующие капли дождя, дети «прячутся в свои домики», т.е. садятся на стульчики. Дождик бегает по крыше, Бом-бом-бом! По весёлой, звонкой крыше, Бом-бом-бом! Дома, дома посидите, Бом-бом-бом! Никуда не выходите Бом-бом-бом! Почитайте, поиграйте В дом, в дом, в дом! Я уйду – тогда гуляйте, Бом…бом…бом… Дети поют песенку, хлопают в ладоши на слова «Бом-бом-бом!» Затем звучит мажорный аккорд и марш, дети свободно двигаются по залу. Как только прозвучали лёгкие отрывистые ноты, имитирующие капли дождя, дети «прячутся в свои домики», т.е. садятся на стульчики. ИГРА С БУБНОМ (автор игры Назарова Л.М.) Цель игры: развивать чувство ритма у детей; познакомить с приемами игры на бубне. Прослушать ритмические способности каждого ребёнка. Оборудование: бубен, фортепиано. Ход игры. У одного из играющих бубен. Звучит русская народная мелодия. Дети поют: «Ай - да, Ваня, как играет, Как ладошкой отбивает» 13 Ваня играет на бубне. Дети поют: «Поиграл, вот и всё, Бубен другу отнесём». Ваня передаёт свой бубен следующему игроку, игра начинается сначала. 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая, ритмическая игра «Мишка косолапый».

Развитие чувства ритма, координации речи и движения, воспитание просодии речи,развитие общей и мелкой моторики, развитие мимики, развитие воображения,развитие слухового и зрительного внимания, развити...

Музыкально - ритмические игры

Музыкально - ритмические игры для детей...

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

Буклет для родителей "Играем в словесно - ритмические игры вместе с детьми"

Многие родители задают вопросы о музыкальном развитии своего ребёнка, но музыкальное развитие тесно связано с речевым развитием. Развивается ребёнок не только в детском саду, но и дома. В помощь...

Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.

Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...