Проект по музыке «Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»
проект по музыке (старшая группа)

Воронцова Елена Анатольевна

           На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителем. С помощью технологий ТРИЗ можно научить детей другим методам заучивания.  Например: схематизация поэтического текста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Наука. Природа. Человек. Общество»

Проект по музыке

«Схематизация как средство заучивания поэтического текста музыкального произведения»

Участники проекта:

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,

Дети старшей группы №3

Руководитель проекта:

Воронцова Елена Анатольевна

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

г.Югорск

2018 г.

                                                    Введение

        Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области: отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, меняется культура. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, умения и навыки, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой - как она это может делать, если не знает, каким будет мир в будущем? В последние десятилетия это противоречие обострилось еще сильнее, что привело к созданию ФГТ, которые опираются на содержание и организацию образовательного процесса через образовательную программу, направленную на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных и творческих качеств дошкольника.

          Объективно вытекает достаточно четкий вывод о необходимости изменения стратегии обучения детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире: важно сформировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы (никогда прежде не встречавшиеся); обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей, используя разнообразные современные  методы и приёмы.

                                            Основная часть

            Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей  средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального  развития детей 4-7 лет.                                      

              Основной идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ -ТРИЗ в развитии  музыкальных способностей детей, так как они  способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению  музыкального словаря детей.

               Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б.М., Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна,   положения о музыкальном развитии дошкольников; В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б.Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н.Г.

              Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному  развитию детей 4-7 лет  подбором  методов  ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.

           Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков музыкального произведения (характера, динамики, темпа, высоты, авторства, жанра, части и других), выделять их в музыкальных произведениях, в музыкальных играх, в литературных произведениях, на картинках.

              На занятиях по музыке в дошкольном учреждении дети заучивают поэтический текст вокального произведения методом повтора текста вслух за музыкальным руководителем. С помощью технологий ТРИЗ можно научить детей другим методам заучивания.  Например: схематизация поэтического текста.

Цель: выучить текст песни с помощью схематизации ТРИЗ - технологий

Задачи: развитие памяти;

               художественного воображения;

               ассоциативного мышления;

               музыкально – слуховых представлений детей.

        Тип проекта:

1. По количеству участников - групповой;

2. По направленности: информационный

3. По контингенту: 5 - 6 лет;

4. По продолжительности: краткосрочный

              На музыкальных занятиях  воспитанники  учатся различным видам музыкальной деятельности, таким как:  певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные  игры.

             С помощью средств ТРИЗ   начали  вводить понятие признака. Ввели такие признаки  музыкальных понятий  как «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» и придумали к ним рисунки – карточки.

Признак «Авторство» - авторская,  народная.

Признак «Жанр» - песня, танец, марш, колыбельная.

Признак «Части» - вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

Признак «Место» - функция и место музыкального произведения.

При подготовке к новогоднему утреннику дети  слушали музыку,  и разделили все песни по признаку «Место» на виды: песни для пения, песни - танцы, песни - музыкальные игры,  песни для слушания.

Во всех песнях есть поэтический текст, то есть применяем признак «Авторство». Все песни сочинили авторы.

 Мы с воспитанниками начали заучивать текст: сначала слушаем одну строку слов из песни, а потом повторяем ее.

Дети  задумались? Как еще можно быстро и весело запомнить текст песни?

На занятиях по чтению воспитатели  используют  рисунки - схемы для каждого слова. Этот прием схематизации мы решили применить и на музыкальных занятиях для заучивания текста песен.

Для эксперимента  выбрали песню - игру «Что нам нравится зимой?» (Приложение 1)

Сначала  песню прослушали. Песня детям понравилась.

Дети проанализировали песню с помощью признаков «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» , то есть ответили на вопросы музыкального руководителя.

 Применили признак «Авторство». Это авторская песня, то есть ее сочинили авторы. Узнали, кто сочинил эту песню: детский композитор Елена Тиличеева, детская поэтесса Лидия Некрасова.

Признак «Жанр» - это песня с игровыми движениями.

Каков характер музыки: веселый, озорной.

Темп: быстрый.

Динамика: умеренно громкая.

Признак «Части» -  строение песни: четыре куплета с проигрышами, в каждом куплете четыре строки, слова первой строки  повторяются в  каждом куплете, начинается песня с короткого вступления.

Признак «Место» - песню дети разучивают для исполнения на новогоднем утреннике. Куплет песни исполняют дети, на проигрыше показывают движения, о чем пели в куплете. Движения импровизируют дети сами.

Чтобы запомнить текст песни,  нарисовали клеточки, куда стали схематично зарисовывать каждое слово.  (Приложение 2)

Дети услышали, что в песне четыре куплета, в каждом куплете по четыре строчки, в каждой строке по 4 - 6 слов – клеточек.

В каждой клеточке дети придумали и нарисовали рисунок - символ, который на наш взгляд подходит  этому слову.

Таким образом, у нас получилась таблица, которая помогает детям вспомнить слова песни.

 Дети забрали эту таблицу в группу, чтобы чаще повторять слова песни.

Вот так воспитанники  научились новому способу заучивания поэтического текста.

Этот метод мы будем применять и для других песен.

 А песню дети будут исполнять на новогоднем празднике.

Дети поняли, что можно придумать символы - карточки  для всех  видов музыкальной деятельности:

Пения: открытый рот

Танцев: ноги или следы ног

Слушания: ухо

Музыкальных игр: руки  или  ладошки

А также можно придумать карточки - символы для других  признаков музыкального произведения и  использовать их на музыкальных занятиях.

                В результате  проекта дети научились схематично записывать слова песен, чтобы быстрее запомнить их. Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.

                 В дальнейшем планируем, продолжить изучать и использовать на музыкальных занятиях признаки различных видов музыкальной деятельности.

Список используемой литературы:

1.Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.

2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.

 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

 4.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

5.Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007

6.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2010.

 7.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. – М.: Просвещение, 1982.

Приложение 1

«Что нам нравится зимой?»

 музыка Елены Тиличеевой, слова Лидии Некрасовой

1.Что нам нравится зимой?

Белые полянки

И на горке ледяной

Лыжи или санки

Проигрыш с движениями.

2. Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

 Крепость делать чтобы.

Проигрыш с движениями.

3. Что нам нравится зимой?

Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой

На морозе греться.

Проигрыш с движениями.

4. Что нам нравится зимой?

Вся в игрушках разных

Елка в комнате большой

В новогодний праздник!

Проигрыш с движениями.

                                                                                                           Приложение 2

C:\Users\123\Desktop\IMG_20190204_154223.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание поэтических произведений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

«Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения»

Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной группы по теме "Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия мухыкального ...

«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст

laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»....

Поэтические эпиграфы к музыкальным произведениям / классика в детском саду /

Поэтические   эпиграфы   к   музыкальным  произведениям   / классика   в   детском саду /...

инновационное занятие «Схематизация как средство заучивания ритмического рисунка танца»

Пояснительная запискапо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной  группеНазвание занятия:«Сх...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ» (по музыкальным произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Приобщение детей к классической музыке через живопись в современной педагогике признаётся актуальным направлением. Для ребёнка восприятие музыки является одним из путей освоения окружаю...