"Игры звуками - это музыкальная импровизация"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Алейникова Ольга Юрьевна

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Исключение из музыкально-образовательного процесса данного этапа закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: "Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу" (В. Келлер).

Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:

  • изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);
  • приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
  • исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах;
  • развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекатльная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путём к импровизации и устной композиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_zvukami.docx19.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Давайте спросим  себя, что будет делать любой нормальный ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмёт и будет изучать: звенеть им, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога. Затем он начнёт с ним бегать и прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его  лице мы прочтём самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Практика показывает, что успех начального музыкального образования для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять упражнения или обязанность. Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании. Принцип удовольствия реализуется в игру. В ней ребёнок свободен и спонтанен. Игры со звуками, как особый  тип урока  музыки для детей, сочетают не столько игровую деятельность как таковую,  а целенаправленную игру, которая подчинена достижению запланированного педагогом игрового результата. Модель учебного процесса как игры строится как включение учащихся  в игровое моделирование изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры.

Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создаёт особую "полифоническую" ткань урока:

  • импровизационно-игровой характер развёртывание самого урока;
  • игровой характер поведения каждого из участников урока;
  • импровизационно-игровые учебные действия детей;
  • импровизационно-игровой характер учебного материала;
  • игровой способ действий учителя, его умения и готовность в любой момент быть спонтанным в своих реакциях.

Итак, главная ценность игр со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей форма является самым простым  и прямым путем к импровизации.

  1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа всей группой одновременно)
  2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).
  3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
  4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ёжика", "солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение"..."
  5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение"  (здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно организованный поэтический текст)
  6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь" (диалоги инструментов - более произвольная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Звёздный урок

Цель занятия: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способности к звукоизображению "неслышимого" - звуков Вселенной, музыки звёзд, хора планет и т. д.

Ход занятия

Для успешного и полноценного проведения данного занятия целесообразно заранее познакомить детей с содержанием темы: поговорить с ними о космосе, Вселенной, звёздах, планетах. Желательно, чтобы дети выполнили творческие работы: фантазии на темы космоса, НЛО, иных мирах, космической музыке и т.п., для "подогревания" фантазии, разжигания воображения, необходимых для звукотворчества на музыкальном занятии.

Занятие можно начать с рассматривания иллюстраций можно пофантазировать с детьми несколько минут о том, на какую планету они хотели бы слетать и зачем, с кем они могли бы там встретиться, как они могли бы выглядеть и т.п.

Поем и импровизируем

Спеть детям песню "Лунный кораблик" (слова Синявского) и предложить представить, какие бы инструменты они взяли, чтобы ее украсить.

Фантазируем и импровизируем

"Лунная дорожка".

Сказать детям, что сейчас каждый из них отправиться по своему лунному лучу к звёздам: пусть они голосом на звук "у" сделают свободное лёгкое глиссандирование голосом вверх до самых высоких звуков  своего диапазона и наверху изобразят "мерцание" звёздочек - легкое стаккато голосом на звук "а". Две "звёздочки" таким образом могут поговорить

"Хор Вселенной".

Иногда звёзды собираются на свой праздник, и тогда можно услышать "хор Вселенной" - дети поют кластером каждый свой звук, по руке педагога вступая и завершая совместное пение. Обратить внимание на особую красоту такого звукового "облака".

"Парад планет".

Планеты выстраиваются в одну линию и поют так красиво, что их голоса сливаются в одном звуке (на удобном  по высоте звуке поют в унисон, подстраиваясь к голосу педагога). Это упражнение необходимо проводить в сопоставлении с предыдущим: кластер-унисон, тогда оно принесет наибольшую пользу, поможет детям понять, что такое пение в унисон.

"Позывные из космоса".

Послушать на кассете позывные различных спутников и предложить детям игру. Дети с инструментами в руках располагаются в 3-4тгруппах по несколько человек. Одна их них начинает по условному знаку играть на инструментах произвольно, кто как хочет, но не очень громко - так звучит Вселенная. Дирижер может регулировать динамику звучания. Затем один из детей - "инопланетянин" начинает подавать сигналы из "космоса": играет метрично ровно на выбранном им инструменте в любом темпе.  Вся группа должна поймать сигнал - подстроиться к заданному метру.

Импровизируем

"Звёздный дождь"

Когда звёздам на небе надоедает просто сиять и быть просто звёздами, чтобы ими все любовались, они устраивают на небе игру в "ловишки", "догонялки", "салочки", скачут через скакалку и прыгают в "классики".  И тогда нам с Земли кажется, что на небе начался звёздный дождь, потому что они вспыхивают, гаснут и вспыхивают снова в другом месте.

Предложить детям  сыграть "звёздный дождь". Здесь можно использовать как стеклянные фужеры, так и металлофоны.  Не торопите детей в момент их импровизации, дайте им насладиться этим замечательным процессом. В дальнейшей работе можно использовать диалоги, например: "Разговор звезды и светлячка", "Разговор звезды небесной и морской"... Для таких импровизаций лучше выбрать разные по высоте инструменты, например: металлофон и большая оркестровая тарелка.

Играем

"Звездочёт".

Игра-считалка на стихи А. Усачева. Дети становятся в круг, выбирают звездочета, который движется внутри круга, декламируя считалку вместе с детьми. На слово "Вон!" звездочет останавливается возле пары детей, "разбивает" их рукой. Двое детей бегут в разные стороны по кругу, как в игре "Кто быстрее возьмет предмет". На пол в это время кладут небольшой мячик или шарик-планету. Кто первый добежит и возьмет мячик, получает бумажный орден на ниточке с названием планеты и становится звездочетом.

На Луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три- Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой Нептун,

Девять - дальше всех Плутон,

Кто не верит - выйди вон!

Озвучиваем стихи

"Звезды" (Бунин)

Звезды на небе зажглись, час полночный недалек

Звезды на небе зажглись - шепчет ручеек

От травы и от цветов ароматы понеслись

Ветер веет меж кустов - звезды на небе зажглись.

"Лунные феи" (Дж. Ривз)

Ах, если бы ландыш звонить бы умел,

Серебряным звоном весь лес бы звенел.

А если бы лютик вызванивал звук,

То золотом теплым гудел бы весь луг.

Вышли бы феи в ночной тишине

Под музыку эту плясать при Луне.

Создание музыки к предложенным стихам не всегда бывает оправдано как прямая импровизация во время звучания текста. Можно посвятить работе над этими стихами 15-20 минут, чтобы попробовать разные варианты и выбрать лучший.  В модели "Лунные феи" девочки могут импровизировать фантастический танец под аккомпанемент инструментов. Можно им в руки дать палочки с серебряными дождинками.

В конце занятия

Спеть песню Филиппенко "Звездный вальс". Аккомпанемент к нему дети легко могут украсить звучанием треугольника, колокольчика.

Сюрприз

Каждый ребенок удивителен в своей неповторимости, и педагог всегда может найти, в чем его можно было бы назвать "звездой". Каждому ребенку вручается звездочка на ниточке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»

Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...

Игры звуками - это музыкальная импровизация

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира являются игры звуками.  Техническая легкость игры звуками, полная свобода фа...

Игры звуками-это музыкальная импровизация

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....

Консультация для воспитателей: «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совер­шенно необходимых для детей форм первич­ного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....