Программа по вокалу для дошкольников
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Бебекина Наталья Васильевна
Собраны материалы для правильного развития детского голоса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    «Программа по формированию певческих навыков дошкольников через вокальные упражнения»

Пояснительная записка     

                                            «Что значит хорошо петь?

                                                                              Это значит хорошо себя слышать»

                                                                                                            А. Нежданова

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная программа написана на основании анализа государственных программ для внешкольных и дошкольных учреждений; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1987 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» Г. Быкова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы  имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладение простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских садах, в музыкальной школе, в школах искусств.

        

        Актуальность программы

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

        Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее состояние, разработана программа: « Формирование певческих умений и навыков детей,  через вокальные упражнения», направленная на эмоциональное и эстетическое развитие дошкольников.

        Педагогическая целесообразность программы

        В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Благодаря систематическому распеванию у дутей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы, вовремя пения происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, что в свою очередь влияет на кровообращение. Правильно подобранные вокальные упражнения помогают добиться у детей хорошей дикции, чёткого произношения, выработки ритмичного ансамбля, развитию подвижности нижней челюсти.        Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Пение, и сопутствующие ему вокальные дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребёнку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью ), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы:

Приобщение детей к вокальному искусству и раскрытие их музыкального потенциала средствами музыкальных упражнений.  

Задачи:  

  -развивать музыкальный слух и певческий голос дошкольников;  

 -усвоить основные певческие навыки;  

 -развивать исполнительские способности.

 -развивать эмоциональную сферу дошкольников;

-способствовать общекультурному и эстетическому развитию детей;  

-воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству.  

Программа отличается от других программ тем, что

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников разных возрастных групп;

- включение в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар подобран с учетом возрастных особенностей детей.

 Программа рассчитана на 3 года обучения. 

Предполагаемые  результаты

 В процессе систематических занятий у воспитанников развивается голосовой аппарат, расширяется диапазон звучания детских голосов, улучшается дыхание, укрепляются голосовые связки, сохраняется осанка. Дети эмоционально  комфортно чувствуют себя в группе сверстников.

 Материально-техническое обеспечение

1. Наличие музыкального зала.

2. Фортепиано.

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-«.

5. Нотный материал, подборка репертуара.

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Календарно-тематическое планирование

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4.    

Октябрь - Ноябрь

Декабрь –

Январь

Февраль – Март

Апрель - Май

1. Восприятие музыки.: 

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню разного характера;

- подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

 - упражнять детей в умении чисто петь кварту, терцию, секунду (вверх и вниз);

 - учить показывать рукой направление звука (сверху вниз или снизу вверх)

 - упражнять в четкой передаче простого ритмического рисунка

3. Усвоение певческих навыков:

- упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии (вверх и вниз), в пении мелодии, построенной на интервалах большой и малой секунды, терции, кварты, квинты и сексты (вверх);

- учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами;

- слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению товарищей;

- продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения;

- подводить к умению петь выразительно;

- правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов

4. Певческая установка:

  • закреплять умение правильно сидеть во время пения

1. Восприятие музыки:

- развивать у детей умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера;

- уметь слышать и различать вступление;

- прислушиваться друг к другу во время пения

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- расширять у детей певческий диапазон с учётом их индивидуальных возможностей;

- подводить детей к умению контролировать слухом качество пения;

- слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз;

- точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- учить петь подвижно, легко и естественным голосом;

- подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни;

- следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов

3. Усвоение певческих навыков:

  • упражнять детей в чистом пении малой секунды, кварты (вниз и вверх);
  • учить самостоятельно петь после вступления;
  • вовремя брать дыхание, используя показ взрослого;
  • закреплять умение петь естественным голосом, добиваться легкого, подвижного звучания;
  • следить за правильным, чётким произношением слов

4. Певческая установка:  та же

  • следить за правильной осанкой детей во время пения

1. Восприятие музыки:

  • продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
  • учить слышать во время пения себя и товарищей, контролируя слухом качество исполнения

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх);

- воспроизводить рукой движение мелодии вверх и вниз (поступенное и скачкообразное);

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

- формировать хорошую артикуляцию

3. Усвоение певческих навыков:

- учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, но при поддержке голоса взрослого;

- упражнять в чистом интони-ровании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке;

  • отчётливо произносить согласные в конце слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • подводить детей к умению самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней, называть любимую песню;
  • учить самостоятельно узнавать песню по вступлению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • упражнять в точном интонировании скачков на кварту вверх и вниз, квинту и сексту вверх;
  • учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни, играя на одной пластинке металлофона, отстукивая палочками и прохлопывая

3. Усвоение певческих навыков:

- закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него;

-упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка;

- учить петь подвижно, естественным голосом, передавая весёлый характер песен;

- следить за чётким и ясным произношением слов

4. Певческая установка:  та же

«Зайка», Е. Тиличеевой, «Паровоз» В. Карасевой, «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой, «Петрушка» В. Карасевой. «Как тебя, зовут?» (вопрос-ответ), «Где, ты?- Я, здесь», «Андрей- воробей», нотки

«Осень» Кишко, «Огородная хороводная» Можжевеловой, «Дождик» Л. Блошкиной

«Лесенка» Е. Тиличеевой, «Спите куклы» Е. Тиличеевой, «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Петрушка» В. Карасевой, нотки

«Чудеса» В. Чугайкиной

 «Санки» М. Красева, «С мамой» Е. Розова

«С Днем восьмого марта» Е. Тиличеева, «Андрей- воробей» р. н. м, «Гармошка» Е. Тиличеева, «Зайчик, ты, зайчик» Г. Зингер, нотки, слоговое пение «ква-ква-ква», нотки

«Песенка для мамы» О. Егорова.

«Барабанщик» М. Красева. «Зима прошла» Н. Метлова,

«Тает снег» А. Филиппенко

Гамма , «На зеленом лугу», «Гармошка» Е. Теличеева

«Паровоз» Г. Эрнесакса

«Наша песенка простая»  А.Александрова

СТАРШАЯ   ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4

   

Октябрь -  Ноябрь

Декабрь - Январь

Февраль –

Март

 

Апрель –

Май

1. Восприятие музыки.: 

- развивать эмоциональную отзыв-чивость на песни разнообразного характера;

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять детей в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты, кварты (вверх, вниз); в умении удерживать интонацию на одном звуке;

- учить различать звуки по длительности;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне;

- слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное (в мелодии встречаются терции, кварты)

3. Усвоение певческих навыков:

- учить детей своевременно начи-нать и заканчивать песню;

- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

- учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

-закреплять умение у детей петь естественным звуком, вырази-тельно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах;

-отчётливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов;

-уточнять у детей умение петь с музыкальным сопровождением без поддержки педагога и без сопровождения с помощью взрослого

4. Певческая установка:

- во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя  - спину  держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы  упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

1. Восприятие музыки:

- развивать эмоциональную отзыв-чивость на песни весёлого, шуточного, танцевального и игрового  характера;

- отличать на слух правильное и не правильное пение товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;

- точно интонировать большую и малую секунды, скачки на кварту, квинту;

- подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх;

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения

3. Усвоение певческих навыков:

- учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе;

- петь выразительно, передавая весёлый, шуточный характер песен;

- уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания;

- учить петь самостоятельно, без помощи взрослого, но с музыкальным сопровождением;

- правильно и отчётливо произносить гласные в словах;

- отчётливо произносить согласные в конце слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев;

- продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии (вверх и вниз);

- уметь показывать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх и вниз, чередование  долгих и коротких звуков

3. Усвоение певческих навыков:

- закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления;

- правильно брать дыхание;

- точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно;

- петь выразительно, передавая праздничный, лирический, шуточный и задорный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа;

- учить произносить все слова внятно, отчётливо; понимать значение слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

- продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

- учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска;

- контролировать качество собственного исполнения и товарищей;

- слышать, называть: вступление, заключение, запев, припев;

- самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- уточнять у детей умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты;

- уметь интонировать мелодию в поступенном её движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту вниз;

- петь малую и большую секунду (вверх и вниз);

- уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (пунктирный ритм, четверть с точкой и четверть, слигованную восьмой); прохлопать, простучать, сыграть, спеть

3. Усвоение певческих навыков:

- закреплять у детей умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления;

-петь легко, подвижно, естественно, без напряжения;

-петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве;

- продолжать учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами;

- проводить детей к умению петь без музыкального сопровождения и без поддержки педагога отдельные фразы и маленькие песенки-попевки;

- учить сольному исполнению ранее выученных песен

4. Певческая установка:  та же

«Небо синее» Е. Тиличеева, Гамма до мажор, « «Пятачок», «Осень», «Пляшут зайцы» А. Френкель, «Три синички», «Снегири» Е. Тиличеева, «Динь- дон»

«Витамины» А. Девочкиной, «К нам гости пришли» А. Александров, «Колыбельная для мамы» В. Шостакова, «Вечером» Е. Розова

 «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Зима» А. Френкель, «Поезд», «Про кошку», гамма до мажор

«Мы встречаем Новый год» Чугайкина, «Новогодняя елка» Чугайкина, «Кружевница» Куликова

«Буду летчиком» Е. Тиличеева,  «У кота воркота» р.н.м «Шаловливые сосульки», «Насмешливая кукушка» Ю. Слонова

« Мама- солнце в окошке» Панченко, «Весна» Савельевой, «Песенка о правилах» Е. Розова

«

«Качели» Е. Тиличеевой «Филин Филька», «Бубенчики» Е. Тиличеевой, гамма до мажор, слоговое пение- «лю-ли-лё-ля»                                                            

«Марш космонавтов» А. Филиппенко                   ,«Земля- наш общий дом Н. Караваевой                                          

Игры на формирование певчески-правильного дыхания (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):

1. «Ах, какой аромат!»

РЕКЛАМА

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

2. «Береги огонь!».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

4. «Шарик лопнул»!

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

5. «Аквалангисты!»

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:

1. «Нарисуй мелодию!»

Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».

2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

его регистра в верхний).

Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.

Игровые приемы для выхода в фальцет:

1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижн

2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки, скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной звуковысотностью.

3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас), другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

Не забываем так же о навыке отрывания рта:

1. «Машинка заезжает в гараж»

Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.

2. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

И, наконец, привожу обещанные сказки.

«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова).

Даем задачу: мы с вами все сегодня – музыкальный десант. В наше отделение поступил вызов, о том, что нужно спасти одно существо, которое попало в беду (какое – не называем). Садимся на машину, заводим ее (вибрация губами и повышение звуковысотности). Завели, едем по дороге, нам на пути встречаются повороты, кочки, ямы (вибрация губами, постоянная смена звуковысотности). Приехали на поляну, там стоит избушка на курьих ножках. Заходим мы в избушку, а стены начали сдвигаться, держим стены (штробасс), удержали стены, молодцы! Теперь потолок стал опускаться на нас, держим потолок (штробасс). Тут в избушку зашла Баба Яга, которая оказалась не злой доброй, и предложила нам попариться в баньке с дороги. Сначала парим в баньке ручки: одна рука вперед, другая похлопывает от плеча к ладони сверху вниз. Произносить «ой-ой-ой» из верхнего регистра в нижний. Попарим грудку: похлопываем по груди, тянем «о-о-о» в среднем регистре. Попарим животик: похлопываем руками по животу, тянем «о-о-о» в нижнем регистре. Ну, и попу попарим: похлопываем по попе, тянем «о-о-о» в высоком регистре, «жалко себя». Мы поблагодарили Бабу Ягу, и пересели на вертолет (вибрация губами от нижнего регистра к верхнему и обратно). Приземлились на полянку. Там стояло большое дерево и скрипело (штробасс). На дереве сидел Буратино, а под деревом злой Карабас. Буратино боялся его и тоненьким голосом говорил «Ой!», а Карабас злился, что не может достать Буратино и говорил толстым голосом «Ой!». Забрали мы Буратино с собой, пересели на ракету и полетели (от нижнего регистра к верхнему «у-у-у» несколько раз). Остановились на нужной нам поляне, а там, под кустом сидит маленький котенок и говорит тонким голосом «мяу!» (несколько раз в фальцетном регистре). Пока мы путешествовали, нас потеряла мама, она зашла в лес и звала нас «Ау!» (фальцет). Мы подбежали к маме, на этом наше путешествие окончилось.

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. ( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

«Обезьянки» (Автор неизвестен).

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

В заключении хочется сказать: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче. Очень надеюсь на то, что наши мальчишками, будучи певцами настоящего мужского братства, будут творчески активными, будут успешно участвовать в конкурсах и фестивалях (что они с успехом делают уже 3 года), и, самое главное, вырастут достойными людьми.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4

   

Октябрь –

Ноябрь

Декабрь –

Январь

Февраль –

Март

Апрель - Май

1. Восприятие музыки.: 

 - обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен, её жанре, о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении.

- учить слушать и слышать себя и товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- расширять диапазон детского голоса;

- способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх – вниз) и различные интервалы

- учить детей точно попадать на первый звук мелодии

3. Усвоение певческих навыков:

- учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;

- учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;

- учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;

- добиваться выразительного исполнения песен;

- учить детей передавать характер и смысл каждой песни

4. Певческая установка:

- во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя  - спину  держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы  упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

1. Восприятие музыки:

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- продолжаем учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, ее жанре.

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;

- упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;

- упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;

- закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;

- учить детей удерживать интонацию на одном звуке

3. Усвоение певческих навыков:

- продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;

- удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз);

- упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа - ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая, задорная и т.д.).

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера;

- учить осмысленно восприни-мать жанровую канву каждой песни: колыбельная песня, песня-танец;

- подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;

-упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;

- упражнять в четкой дикции;

- формировать хорошую артикуляцию

3. Усвоение певческих навыков:

- уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно пропадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне;

- учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;

- совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;

- добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

- петь с музыкальным сопровождением и без него

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни,;

- развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням;

- продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнение, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

- закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки;

- продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;

- упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на квинту вверх, малую терцию вверх и вниз, сексту вверх, кварту – вниз и мажорное трезвучие сверху вниз

3. Усвоение певческих навыков:

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

- петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения;

- петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него

4. Певческая установка:  та же

«Осенняя гамма» К. Орфа «Между небом и землею» К. Орфа «Белка» А. Сосниной «Тик-так» «Бубенчики» Е. Тиличеевой

«Скок-поскок» р. н. м «Колыбельная» р. н. м  Слоговое пение «Ма -мэ -мо- му»                                    

«Мамочка  милая» С. Нейкурс «Листопад» Е. Тиличеева «Трёхцветный мой флажок» Н.Орлова,  «Маленький принц» Е. Розова

Пропевание гласных в разной последовательности «И-Е-А-О-У» слоговое пение «ЗИ-У-И-У-ЗИ» гамма до мажор «Непослушный мишка». Л Островский,  «Здравствуй, утенок»                                

«Карнавал у елки» «Зима в России» Н. Куликова «Красавица» Чугайкина «Рисунок» П. Синявский  «Нежность» Е. Розова «Здравствуй, музыка!»

Гамма до мажор, слоговое пение «Лю-лё-ли-ля», «Чудак» «Эхо» «Вальс» Е. Тиличеевой, «Музыкальное эхо» А. Андреевой «Лиса по лесу ходила» прибаутка

«Колыбельная для мамы» А. Комарова, «Лунный кораблик» П. Синявский, «Весенняя песенка» А. Савинского

«Как под горкой, под горой», «Птички-синички», «Лягушка»                                                            Е. Тиличеевой, «Качели» Е. Тиличеевой.                                                                                  

«Мы- Гагаринцы» А. Пахмутова  , «День Победы» Н Еремеева

Используемая литература

  1. Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь» – М.: Просвещение, 1986.
  2. Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь» – М.: Просвещение, 1987.
  3. Т. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988.
  4. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Невская НОТА», С-Пб,2010.
  5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.
  6. «Музыкальный букварь». М.,Музыка,1987
  7. М .Румер, Е. Домрина, Н. Куликова. Музыка. М., Музыка, 1974
  8.  «Музыкальный руководитель»-Распевки,1995
  9. Э. Костина « Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4-7 лет». Нижний Новгород,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный календарь" - конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе по вокалу "Музыкальные бусинки"

конспект занятия по дополнительной общеразвивающей услуге по вокалу "Музыкальные бусинки"...

Программа по вокалу

Данная программа по вокально-хоровой работе с детьми дошкольного возраста предназначена для музыкальных руководителей,педагогв дополнительного образования....

Рабочая программа по вокалу "Растем и поем"

Рабочая программа по вокалу "Растем и поем"...

Программа по вокалу "Серебряные колокольчики"

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень...

Дополнительная общеобразовательная программа по вокалу.

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень...

Программа по вокалу для дошкольников

Собраны материалы для правильного развития детского голоса. ...

рабочая программа по вокалу

рабочая программа по вокалу...