«Театрализованная игра как нетрадиционный прием развития речи дошкольников»
статья по развитию речи (старшая группа)

Зорина Маргарита Михайловна

В нашем ДОУ, одной из программ дополнительного образования, является программа художественно–эстетического и речевого направления «Солнышко».  Программа рассчитана на старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzruk.docx19.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  «Театрализованная игра как нетрадиционный прием  развития речи дошкольников»

  В нашем ДОУ, одной из программ дополнительного образования, является программа художественно–эстетического и речевого направления «Солнышко».  Программа рассчитана на старших дошкольников.

Цель этой программы: развитие творческих способностей и речи детей средствами театрального искусства.

Реализуются следующие задачи: 

1.Ознакомление детей с различными видами театров.

2.Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности, развитие всех сторон речи.

3.Обучение приёмам манипуляций в кукольных театрах различных видов.

4.Приобщение к театральной культуре, обогащения театрального опыта:

5.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Программа в нашем саду реализуется уже в течении нескольких лет и составлена с учётом межпредметных связей и включает в себя следующие разделы:

  1. Музыкальное воспитание - где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное настроение и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя и его образ.
  2. Развитие речи - на котором у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата, просодической стороны речи.
  3. Ознакомление с художественной литературой – где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость? Как научить познавать мир не только умом, но и сердцем?

Мы считаем театрализованную деятельность находкой и универсальным средством развития речи дошкольников. Если создать условия для её появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения.

Музыкально-театрализованная деятельность для детей не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях, она естественно объединяет практически все виды художественной деятельности, все виды детской активности и, соответственно, способна влиять на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка, на его речь.

Игры в театр всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними. Темы и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках.

Играя в театр, дети вместе с нами познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным, произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы, у них развивается и совершенствуется речь, формируются навыки общения и взаимодействия. Создание декораций и костюмов помогает понять характер и поведение персонажей. Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы, способствует развитию чувства успешности и уверенности в себе. Каждый образ, созданный в процессе «игры в театр» неповторим. В нём смешиваются характерные черты с особенностями личности ребёнка, его манерой держаться, выражать себя. Робкий застенчивый ребёнок, который стесняется выступать перед публикой, одевая костюм говорит и действует от имени персонажа. Это уже не Саша и Дима, а конкретный герой из сказки.

Занятие кружка мы обычно проводим во второй половине дня. Как правило, каждое наше занятие начинаем с работы над артикуляцией, так же каждое занятие включат в себя, работу над дикцией, дыханием, мимикой, жестом. Для этого у нас подобран целый ряд упражнений: скороговорки, потешки, игры со словом.

  1. «Маша шла ,шла, шла и игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек,

-Кто потерял столько игрушек?

2.Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушки, ребятушки,  

                              Отомкнитеся, отворитеся,

                   Ваша мама пришла, молочка принесла…

4.Игры на пластику:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали

В своей работе мы используем следующие виды театрализованной деятельности.

  Кукольный театр: «Превращается рука и в котёнка, и в щенка. Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, ум, талант и всё в порядке». В. Берестов

В процессе подготовки к кукольному спектаклю, мы обучаем детей общим правилам кукловождения : как следует держать куклу, как научить правильно сажать куклу на ширму, обращаться вежливо не перебивая друг друга, передавать интонацию и характер героя, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре.

 Настольный театр очень нравится детям, так как вся картина находится перед ними, проще и легче управлять героями, передвигать персонажи. Мы учим детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

 Пальчиковый театр дети любят за необычность, возможность самостоятельно выбирать движения, импровизировать.  

В этом году мы попробовали соединить разные виды театрализованной деятельности вокруг конкретного дела, понятного и интересного детям – подготовки спектакля. Предложение поставить спектакль своими силами и показать его малышам было встречено радостно. Выбор остановился на произведении В. Сутеева «Под грибом».

Прочитали сказку, обсудили с детьми характеры героев. Так же детям было предложено нарисовать лес, в котором происходило действие сказки. На столе разыграли действие происходящего с игрушками. И даже начали придумывать свои выражения по ходу действия сказки. Это навело нас на мысль о том, что не стоит ограничивать детей в спектакле точной передачей текста. Дошкольники получили возможность придумывать реплики своего героя самостоятельно, придерживаясь общего контекста событий.

С помощью творческих этюдов, упражнений, пантомимы, дети учатся подбирать жесты, мимику и слова для героев сказки. Сами определяли, у кого из них лучше, ярче получился образ. За детьми не пришлось закреплять определённые роли. Каждый раз они выбирали себе персонаж пожеланию, пробовали меняться друг с другом.

Так постепенно, без традиционных заучиваний ролей, но с весёлыми и содержательными репетициями идет работа над спектаклем.

На заключительном этапе оформляем афиши и пригласительные билеты. Совместное участие в подготовке к спектаклю, способствует раскрепощению детей, раскрытию их творческого потенциала.

Таким образом, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в нашем кружке, мы в первую очередь развиваем речь, а так же внимание, память, ловкость, координацию движений. У детей повышается работоспособность, формируются пространственные представления. По средствам театрализованной деятельности расширяются элементарные математические, экологические и нравственные представления. Занятия в нашем кружке приносят детям удовольствие и радость, и это самая большая награда для нас.

Список литературы.

  1. «Музыкальный театр в детском саду. Конспекты НОД» УЦ «Перспектива» 2015.
  2. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет» 2007г, А.В. Щеткин.
  3. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет» 2007г, А.В. Щеткин.
  4. «Улыбка судьбы. Роли и характеры»  2002г. Ирина Медведева, Татьяна Шишова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Театрализованная игра - как средство развития речи дошкольников

Консультация для родителей дошкольников....

Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.Театральные игры – это игр...

Статья "Роль театрализованной игры в развитии связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о роли театрализованной игры в развитии связной речи у детей...

Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....