Танцевальное творчество в детском саду
учебно-методический материал по музыке

АртюшинаЕленаГеоргиевна

Мастер - класс   для  педагогов  по    танцевальному  творчеству  в  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnoe_tvorchestvo_v_dou.docx29.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 МКДОУ   детский   сад   «Огонек»   р. п. Линево
                           Искитимский   район   Новосибирская  область

         Мастер - класс   на  тему: 
       
«Танцевальное
         творчество  
     в  детском   саду»

                              Подготовила  - Артюшина Е.Г.
                                                                             музыкальный  руководитель
                                                                                             1 категории

                                                 2020  год

                                               «Все   во   вселенной   ритмично. Все  танцует…»
                                                                                                       Майя  Ангелу

          Среди   множества   форм   работы   по   музыкальному   воспитанию
 в  детском  саду   с  дошкольниками    важное   значение   занимает   хореография   или   танец.   Танец –  это   ритмичные,   выразительные  движения  тела,  обычно  выстраиваемые  в  определённую   композицию   и   исполняемые   с  музыкальным  сопровождением. Занятия   танцем   в  детском  саду    не  только   учат  понимать  и   создавать  прекрасное,  они  развивают  образное  мышление   и   фантазию,  дают  гармоничное  духовное  и  физическое    развитие   личности   ребенка.  А   также   занятия   хореографией   развивают   выносливость,   ловкость,  координацию  движений,  умение  преодолевать  трудности,  закаляют  волю   и   укрепляют  здоровье,  способствуют     развитию  чувства  ритма,  формируют  красивые  манеры,  походку,  осанку,  выразительность  движений,  избавляют  от  стеснительности,   зажатости,  комплексов,  учат   ребенка  радоваться  успехам  других  и   самому   вносить  вклад  в  общий  успех.  Даже   самые  замкнутые   дети,  благодаря   танцу,   становятся   более  раскрепощенными,   открытыми   и   общительными.  
            Музыка   и   танец – вот   что   нужно,  чтобы   воспитать   в  ребенке   хороший  музыкальный  слух   и  чувство  ритма.  Давно   доказано,  что  существует  связь  между  движением  и мышлением.   Через   тренировку  каждого  нового   движения  ребенок  развивает   мощнейшие  нервные   сети. Когда   репертуар  движений   расширяется,  то  каждый  шаг  в  развитии  даст  органам  чувств (слуху,   осязанию  и зрению) все  большие  преимущества   в  восприятии   окружающей    информации.

  Виды    танцев    в   детском   саду:

  • танцы  и   пляски  с   зафиксированными  движениями – которые  определяет  структура  музыкального  произведения
  • свободные    танцы   и   пляски,  в   которых  наиболее  ярко   проявляются   творческие  способности   дошкольников
  • комбинированные  - состоят   из  зафиксированных   движений  и   свободной   импровизации
  • народные   танцы   и  пляски – построенные  на  подлинных  элементах народного   танца
  • характерные   танцы,  исполняемые   различными  персонажами
  • детские    бальные   танцы,   включающие  шаги  польки,  галопа, вальсообразные    движения

        Танцы   в   детском   саду   с   дошкольниками   разучиваются   разные,  а   хореография  их   проста   и   доступна.  Опыт   работы   подсказывает,   что  успех  танца   зависит   от   правильно   и   успешно  подобранной   музыки. При   подборе  музыки  к  танцу,   очень  важно:  музыка,  которая   должна   вызвать   эмоциональный   отклик,
чувство   прекрасного, красивого,  понравится,  слова   если  есть,  красивые  и  со смыслом,  темп  исполнения    средний   и  не  быстрый.   Будет   хорошая   музыка,   и   будет  успешный  танец.   Если   музыка   зажигательная,   танцевальная   и   ритмичная,  нравится   детям,  то  это  значит,  что   успех  обеспечен   и   танец  будет   разучиваться  детьми   с  большим  желанием,   удовольствием,  отдачей.
Особенно   не   сложно    сочинить   танец   на   детскую   песню,  в   которой   слова   помогают  музыкальному  руководителю  подобрать   соответствующее   к  музыке  движение. Такие   танцы   легче    разучивать   с  детьми,  т. к.  на  определенные    слова   куплета   они   могут  запомнить  движения   и  синхронно   их    выполнять.     Образовательная    программа   по  музыкальному  воспитанию  дошкольников    предполагает    разучивание   обязательных   базовых   музыкально – ритмических   танцевальных   движений,  которые   разучиваются   по  принципу  «от  простого  во  вторых  младших  группах  – к   сложному  в  средних,  старших  и  подготовительных   группах».   Музыкально – ритмические  движения  разучиваются  в  начале  занятия   под  музыку  и   помогают  детям   усвоить  движения  в  танце.
2   мл гр. - дети разучивают   каблучки,  притопы,  хлопки  в  ладоши,  «пружинка» - приседание , «фонарики»   и  т.д.  
Ср.гр  -    закрепляют   танцевальные   движения   второй  младшей  группы   и  разучивают   «тарелочки», «топотушки», «носочки –пяточки»  и т.д
Ст   и   Под гр  - разучивают   виды  шага : хороводный,  переменный, вальсовый,  шаг  польки,  «ковырялочка», приставной   шаг  вперед  и  назад,   поскоки  и  т.д   Обычно   на   праздник    разучиваю   с  детьми  один  общий  танец,  который  исполняют  все  дети,  и  танец   индивидуального  исполнения,  более  сложный   и  интересный    для  детей     одаренных,  которые  хорошо  слышат   ритм,  эмоционально  реагируют  на    музыку  и  проявляют  желание  двигаться    и   танцевать. В   этом   случае   использую   личностно –  ориентированный    подход  к  детям,  и   методы   работы: наглядный,  словесный  и  практический.  
            Годовой  план   работы  предполагает   проведение   календарных    праздников,   развлечений,   таких  как   Осенины,  Новогодние  карнавалы,
Рождественские  гуляния,  Масленица  широкая, День  защитника  отечества,
Женский  праздник – 8 марта, День  Победы   и   Выпуск   в  школу,  на  которых   традиционно   исполняются   танцы. Кроме  того,  воспитанники    участвуют   каждый  год  в  проведении  музыкального   фестиваля «Музыкальный   калейдоскоп»   и  конкурсной   программе «Росинка»   или  
«Волшебный  мир  театра»  на  которых  исполняют  самые  разнообразные  танцы.   Танцы,    которые   мы   разучиваем  с  детьми  в  детском  саду  конечно   далеки  от  профессиональных   танцев,  в  которых  есть  свои  правила  хореографии,  определенные движения   и  профессиональные  навыки…  но   главная   задача   музыкального   руководителя  - формировать   у   ребенка   восприятие    музыки   через  движение,  двигаться  в   соответствии  со  звучащей  музыкой,  выражать   музыкальный  образ   в  движении.  Мы,   занимаемся    художественной  самодеятельностью,  как   говорили   в    советское   время,  развиваем   когнитивные ( познавательные)  и  креативные  (творческие)  способности   дошкольников,  эмоциональную  среду,   ориентацию  в  пространстве,  восприятие  музыки,  художественной  литературы   и   фольклора,   формируем  у    ребенка   элементарное   представление   о  видах    искусства.
Так,   например,   на   осенины    разучиваем   танцы   про  непогодицу,  с  зонтиками,  лентами,  осенними  листьями,  танец  рябинок,  овощей   и  т.д.  На  новогодний  карнавал    обычно   каждый   ребенок   обязательно  принимает  участие  в   общем  танце    и  своем   индивидуальном,   причем,  танцы  индивидуальные   использую   такие,  которые  предлагает   данный   новогодний  сценарий,  например : танцы    гномиков,  снежинок,  конфеток,
с  новогодними  игрушками, разбойников,  зайчат, лесных  зверят и т.д.  
Родители    подготавливают   новогодние  костюмы  в   соответствии  со  сценарием   и   дети  участвуют  в   танцевальном   номере. На  развлечениях  фольклорного   плана   «Рождественские   гуляния»   или   «Масленица  широкая»  дети  исполняют  хороводы,  хороводные  игры,  русские   народные    игры,   чтобы  приобщить   дошкольников  к   русскому  народному   песенному   и  танцевальному   творчеству,  фольклору,   и  продолжить    традиции    русского   народного  творчества.
К  празднику «День  защитников  Отечества»   и «День  Победы»  разучиваем  танцы «Богатырская  сила»,  «Идет  солдат   по  городу», «Яблочко»,  «Гимн  Москве»,  «Дорожка  фронтовая», «Смуглянка», «Аист  на  крыше»    и   т.д. На   праздники  «Женский  день – 8 марта»  и   Выпуск   в школу  разучиваем   танцы  на  разные  темы:   танец «Модницы»,  «Вальс  подснежников», «Сеньорита,  я   влюблен», «Бантики  цветные», «Шабу –дабу», «Бим –бом», «Детство», танец  «Ангелы»,  «Женское  счастье»,  «Мой  мир»    и    т.д.
            Большое  значение   уделяю  танцевальным  дискотекам,  которые  провожу   обычно  после  праздника   или  развлечения.   На   дискотеках   детям   предоставляется   возможность   импровизировать,   творить,  быть  свободным   в  выборе  эмоций,  движений,  настроений     и   самим   придумывать  как   можно  танцевать   и   двигаться  под  звучащую   музыку.  
            Очень   часто   люблю   использовать    в   работе   по   танцевальному   творчеству    танцы   с  предметами : платочками,  косынками,  корзинками,  ложками,  цветами,  шарфами,  тканью, шляпами,  матрешками,  куклами,   балалайками    и   т.д.   Такие   танцы    легче   запоминаются    детьми,  простые,  яркие    и   зрелищные.   А   если   дети   стараются   выполнять   движения   синхронно,   одинаково,  в   характере    звучащей  музыки    и   эмоционально,  то  получаешь   истинное  удовольствие  от   их  танца.  
             Разучивание   танца   с   детьми   начинаю  с   разучивания  движений   первой  части  или  куплета,  без  музыки,   и  после  ознакомления  и  разучивания  движений   приступаю   к  музыкальной  фонограмме,  под  музыку. Несколько   занятий   закрепляем   изученный   материал.  Затем   продолжаем   разучивание   второй   и   третьей   части  (куплета)   танца. Слежу   за   разучиванием   детьми   движений   танца,   эмоциональным   восприятием,  исполняю   танец  с  детьми   сама    и  после   неоднократного     исполнения   танца,  дети  самостоятельно   танцуют   без  моего  участия. (ст.  и   под. гр.) Первые,  вторые   младшие   и    средние  группы   танцуют  по  показу   воспитателя   или  музыкального  руководителя,  т.к   дети   в  этом  возрасте – манипуляторы,  и   танцы  по  принципу «посмотри  на  меня».
               Очень  важно  при   разучивании  танцев,  чтобы  дети  были  эмоциональными,  подвижными,  улыбались  и  танцевали   с   радостью  и  с желанием,  и  не  важно  веселый   или  лирический    они  исполняют  танец. Если   дети   танцуют   танец   и   улыбаются,   то  на  них  приятно  посмотреть,  буквально  любуешься   ими,  они  красивы,  индивидуальны   и  неповторимы.  И   еще   важный   фактор   в   танце  -  синхронность   движений.  Этого   добиться   в    дошкольном   возрасте   практически   не  возможно,   но  стремиться   к  лучшему  нужно. Приучать   детей   делать   все   танцевальные   движения   в   одну   сторону,   вправо – вправо,  влево -  влево,  формировать   культуру   исполнения   танца :  не разговаривать  во  время  танца,  соблюдать  дистанцию,  держать   осанку,  улыбаться   и   т.д  Каждый   ребенок  - творческая  личность,  которая  в  детском  саду   только  формируется   и  начинает  свое  индивидуальное  развитие   и  наша   задача   помочь  ему  в  этом.   Танцевать    любят   все –  и   взрослые,   и  дети.   В  каждом   из   нас  живет  танцор,  и  он  хочет  танцевать,  главное  надо  на  время  уединиться  и  поставить  музыку,  которая  вам  нравится,  забыть  обо  всем,  что  тревожит,  и   просто  расслабиться.     В   любом   случае   танец – удовольствие.  И   не   важно   по   правилам   человек   танцует   или  двигается    как   умеет.  Ведь   главная   задача   танцевальной   деятельности   детей   в  ДОУ   - получить  положительные  позитивные  эмоции   от  музыки   и  движения,  научиться  двигаться  в  соответствии  со  звучащей  музыкой,  проявляя  при  этом  трудолюбие,  доброжелательность   и   уважение   к   окружающим.  

                Содержание    работы    мастер   - класса:

1. Теоретическая    часть   о  танцевальном   творчестве  в
   детском  саду.

2. Практическая     часть.
   Танцевальные   элементы  в  детском  саду (показ  примеров)  

3.  Мастер – класс   с   педагогами   на  тему:  
  «Как   сочинить   танец    на   детскую   песню»  
    Из   опыта   работы.

    а)  Танцевальная    игра – разминка  «Ручки – ручки»

    в) «Вальс   медленный» Поль  Мориа  с   предметами  

    б)   «Летка – енка»  Ю. Селиверстова

4.  Интересные   факты   о   танцах.

5.  Заключение.   «Танец – это  способ  достичь  красоты,
    владеть   каждым   мускулом   и   направлять  его    к  счастью»
                                                                                                      Морис   Бежар  

         

       Танцевальные    элементы   к   танцам  
                       в   детском   саду:

Русский  танец –    «ковырялочка»

Полька -  поскок,  носочек – пяточка,   притопы

Вальс – вальсовый  шаг

Хоровод  - семенящий   шаг

Рок – н – ролл – твист

Джаз – носочек  - руки 

Современный  - реп,  диско

Танцы  народов  мира:

Цыганский – плечи,  бубен

Казахский – кисти  рук  повороты, переменный  шаг

Восточный  - бедра

    Все    движения    выполняются   музыкальным  руководителем    и    педагогами       под   музыку.

          Интересные   факты   о   танцах

Изначально   само  слово «танец»  происходит  от  немецкого
«t a n z», хотя  само  это  слово  немецкое  было  позаимствовано
из  польского  языка.

В   России  до  17  века  употребляли  только слово «пляска». Слово
«танец»  пришло   позднее,  из  Германии.

В   эпоху   Возрождения   танцы,   исполнявшиеся   на  пирах  и  застольях,  зависели  от  меню. Блюда, которые   подавали   гостям,  определяли,  что  они  будут   сегодня  танцевать.

Официально   международный   день  танца  отмечается  29 апреля

Самый   крупный  танцевальный  зал  без  колонн  во  всей  Европе
находится  в Санкт – Петербурге.

Самым  популярным  в  Греции  танцем  является  Сиртаки.
Но  мало  кто  знает,  что  он  был  придуман  только  в 1964  году,  во  время  съемок  фильма «Грек  Зорба»,  а  придумал  его  американский  актер Энтони   Куин.

Индийская  танцовщица  Хемаленте  попала  в  книгу  рекордов  Гиннеса  после  того,  как  танцевала  без  перерыва  на  протяжении
123  часов  15  минут

В  Италии  существует  танец   тарантелла,  который  зародился  в  местности,  где  много  тарантулов,  и  многие  люди  верили,  что  подобные  движения  танца  способны  спасти  укушенного  человека  от  яда. Укушенным   надлежало   сплясать   тарантеллу.

Танец   Полька   зародился   не   в  Польше,   а  в  Чехии.

Балет   считается   самым травмо - опасным  видом  танцевального  искусства.

Именно   в   Польше   появился  Полонез,  очень  торжественный  танец. Который   потом   стал   первым   и   очень  популярным танцем  в  России.

Аргентинцы   и   уругвайцы  до  сих  пор  спорят,  кто  из  них  подарил  миру  Танго,  самый  популярный  и  страстный  танец.

В  Китае  существует   традиционный  «Танец  тысячи  рук»,  в котором   всегда   принимает  участие   ровно  21  танцовщица.
Его   особенность заключается  в  том,  что   благодаря  синхронности   движений   зрителям  кажется,  что  танцует   одна  женщина  со  множеством  рук.



    ТАНЦЕВАЛЬНАЯ     ВИКТОРИНА   ДЛЯ    ПЕДАГОГОВ:

  1. Популярный  зажигательный   грузинский   танец?
                                                                                       (
    Лезгинка)

     2   Танец    моряков?                                                 (Яблочко)

     3   Живой   и    веселый   украинский   танец?          (Бульба)

     4   Танец,   качующего   народа   с  гитарой,   бубном   или
          скрипкой?                                                             (
Цыганочка)

      5   Элегантный   неторопливый   танец    17 - 18  века,  
          сопровождающийся    поклонами   и  полуприседаниями?
                                                                                           
(Полонез)

      6  Русский   танец,  в  названии  которого    присутствует
         название    ягоды?                                                    
(Калинка)

      7   Как   называется   ритмический   танец    с   чечеткой? 
                                                                                                   (Степ)
   
 8   Какой   танец   исполняла   Золушка   на
                          королевском   балу?                                  
(Полька)

      9   Темпераментный   зажигательный   танец  с
                                        острым   ритмом?                          
(Танго)

     10   Какие   вы   знаете   латино - американские  танцы?      
           
(Румба,  Ча –ча –ча,  Самба,  Сальса,  Пасодобль, Джайв)

     11  Танец,  который    дети  танцуют  в  последний  раз  на
                                                                        выпускном?      
(Вальс)

   12  Современный   молодежный    танец,   требующий
            специальной   физической   подготовки?
            Различают  верхний   и   нижний...                        
(Брейк – данс)

        13  Вид    искусства,  содержание  которого   воплощается   в  
          музыкально – хореографических   образах?          
(Балет)
   
14  Греческий    танец?                                                  (Сиртаки)

     15  Плавный,   не   торопливый    русский  танец?    (Хоровод)