Подборка музыкальных заданий для младшего возраста.
картотека по музыке (младшая группа)

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в младшей возрастной группе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в младшей возрастной группе.

 

«Лягушонок и кувшинки»

Цель: формировать представления о различной длительности звуков в процессе их воспроизведения.

Оборудование: декорация «Весёлое лето», «озерцо», плоскостная модель «кувшинки», «лягушка».

Ход игры: ведущий передвигает фигурку лягушонка с одной кувшинки на другую и исполняет песенку на слог «ква». Длительность звучания слога зависит от размера листа кувшинки. Песня исполняется на звуках одной высоты, затем песенку исполняет ребёнок.

«Пчёлка и цветы»

Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия и воспроизведения.

Игровой материал и оборудование: декорация «Весна пришла», графическая основа—лужайка, комплект разрезного материала «Цветы», Плоскостная фигурка пчелы; музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян или др.).

Ход выполнения игрового задания:

Задание выполняется в два этапа.

1 этап. Взрослый, выступающий в роли ведущего, располагает цветы из разрезного комплекта на любой плоскости таким образом, чтобы их чередование (большой цветок—долгий звук, маленький цветок—короткий звук) было метрически организованным. Затем, используя плоскостную фигурку пчелы, «перелетает» от цветка к цветку, дольше задерживаясь на крупных цветках, моделируя при этом голосом на слог «жу» длительности звуков на одной высоте. После этого ребёнок выполняет аналогичные действия.

2 этап. Взрослый предлагает ребёнку «пересадить» цветы в саду в том порядке, в котором «попросит» пчела (на музыкальном инструменте поочерёдно исполняются звуки различной длительности). После прослушивания каждого звука ребёнок «высаживает» цветок соответствующего размера. Когда все намеченные цветы «пересажены», ребёнок, используя фигурку пчелы, воспроизводит получившийся ритмический рисунок так же, как и на первом этапе выполнения задания.

«Между небом и землёй»

Задача: создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука.

Цель: закреплять представления детей о различных по высоте звуках в пределах среднего регистра, тренировать детей в вокальном воспроизведении и закреплять понятия выше-ниже (относительно музыкального звука).

Игровой материал и оборудование: декорация « Золотая осень», графические модели «Дерево», «Куст», «Земля», Плоскостная фигурка волшебной птицы Лё-лё.

Ход выполнения игрового задания:

В игровом задании может участвовать произвольное количество детей. Взрослый всегда выступает в роли ведущего. Вначале игры он знакомит детей с волшебной птицей Лё-лё, которая изменяет высоту своего голоса в зависимости от того, где она находится. Взрослый начинает игру словами, интонируемыми на соответствующей высоте:

               В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

               На землю села—низко запела: лё-лё-лё…!

Пение сопровождается перемещением плоскостного изображения в поле декорации (от неба к земле). При дальнейшем исполнении взрослый поёт 1-ю и 3-ю строки, а участники игры ансамблем либо индивидуально исполняют 2-ю и 4-ю строки (звукоподражание), стремясь остаться на заданной взрослым высоте. Затем на декорации поочерёдно выбираются графические объекты, расположенные «между небом и землёй»: куст, дерево и др. Далее песня птицы

Лё-лё исполняется на следующие тексты с учётом направления движения плоскостной фигуры:

                 В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

                 На дерево села—чуть ниже запела: лё-лё-лё…!

                 На кусточек села—ещё ниже пела: лё-лё-лё…!

                 На землю села—очень низко запела: лё-лё-лё…!

                 На кусточек села—чуть выше запела: лё-лё-лё…!

                 На дерево села—ещё выше запела: лё-лё-лё…!

                 В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…!

Пение сопровождается двигательным отражением высоты звука—от положения с поднятыми вверх руками-крыльями до глубокого приседа.

В дальнейшем для поддержания интереса малышей к игре рекомендуется использовать другие графические объекты декорации «Золотая осень».

*Игровое задание может использоваться в работе с детьми других возрастных групп. В этом случае они поочерёдно могут выступать в роли ведущего.

«Листопад»

Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия.

Игровой материал и оборудование: декорация «Золотая осень», графическая основа—лужайка, комплект разрезного материала «Листья»; музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано и т.д.).

Ход выполнения игрового задания:

Взрослый, выступающий в роли ведущего, предлагает ребёнку собрать букет из осенних листьев, выбирая из предложенного разрезного материала только те листья, которые подскажет ему музыкальный инструмент. При звучании долгого звука в исполнении взрослого ребёнок должен выбрать большой лист, при звучании короткого звука—маленький. Звуки исполняются на одной высоте

«Кто пришёл?»

Цель: формировать представления о силе звука, его значении в создании образа, навыки воспроизведения звуков различной силы голосом и на инструменте.

Игровые материалы и оборудование: декорация «В теремке», плоскостные фигурки медведя, лисы, мышки; ударный музыкальный инструмент без звукоряда.

Ход выполнения игрового задания:

Задание выполняется в два этапа.

1-й этап. После уточнения представлений детей о размере, физической силе выбранных персонажей взрослый предлагает им поочерёдно взять на себя роль одного из персонажей и изобразить стук в дверь теремка (громко, не очень громко, тихо). Постукивание в дверь (по столу) затем должно сопровождаться вокальным воспроизведением звуков разной силы каждым играющим на слоги «тук-тук-тук» либо произвольный текст, предложенный ребёнком, интонируемый по желанию ребёнка на одном или нескольких звуках различной высоты.

2-й этап. Выбирается ребёнок-ведущий. Он получает либо выбирает сам незаметно для остальных детей тот персонаж, который будет «стучать в дверь», используя шумовой музыкальный инструмент. Тот из игроков, который первым правильно определит персонаж, становится ведущим.

В дальнейшем с целью более тонкой дифференциации силы звука при восприятии и воспроизведении детьми могут использоваться остальные персонажи—герои сказки «Теремок».

«К нам гости пришли»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подойти к нему:

«Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Солнышко и тучка»

Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Игровой материал: Карточка из картона (размер 21х7 см) разделена на три квадрата. Квадраты с изображением солнышка, тучки, солнышка, закрытого тучкой.

Ход игры: Детям раздают карточки по одному комплекту и предлагают прослушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке.

Примерный музыкальный репертуар: «Рондо- марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц по лугам» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.

«Найди игрушку»

Цель: развивать звуковысотный слух и закреплять программный материал.

Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; музыка программных произведений.

Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

«Тихо - громко»

Цель: развивать умение различат динамические оттенки (громко-тихо).

Ход игры: 1. У ребяток ручки хлопают,

тихо-тихо ручки хлопают.

Громче хлопают, сами хлопают.

Ну и хлопают, вот так хлопают!

2. У ребяток ножки топают,

тихо-тихо ножки топают.

Громче топают, сами топают.

Ну и топают, вот так топают!

Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста песни.

«Чей домик?»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: Шапочки «котят» и «кошек».

Ход игры:   Есть маленький домик у кошки, мяу!

Сидит она в нём на окошке, мяу!

А в доме напротив спросонок, мяу!

Мяукает нежно котёнок, мяу!

В комнате расставлены (на небольшом расстоянии друг от друга) стулья. Несколько детей присаживаются за ними. Это «кошки» и «котята».

Воспитатель поёт песню и затем спрашивает:

                     Куда же наш Коля пойдет?

                     Туда ли, где кошка поёт?

                     А может, туда, где спросонок

                     Мяукает сладко котёнок?

Ребенок, о котором спел воспитатель, проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?». Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом в зависимости от того, кого он хочет изобразить – кошку или котёнка. Если ребёнок отгадал, он идёт в домик.

«Кукла шагает и бегает»

Цель: развивать ритмический слух, учить детей различать музыку разного ритма.

Игровой материал: кукла.

Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

Ход игры:              1. Что за кукла у нас,

сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнёт –

кукла встанет и пойдёт.

2. Что за кукла у нас,

сладко спит она сейчас.

Таня нам начнет играть –

кукла встанет и бежать.

         Музыкальный руководитель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песни. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

Методические указания: Игра проходит в сопровождении фортепиано или металлофона.

«Радостная синичка и грустная ворона»

Задача: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма.

Цели: развивать музыкально-сенсорные способности детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых, певческих действий и музицирования; формировать естественное звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), развивать интонационную выразительность речи, обогащать активный словарь и эмоциональное воображение.

Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.

Образы: радостная синичка и грустная ворона.

Игровое задание:

а) послушать рассказ;

б) послушать звукоподражания образам радостной синички на слоги ти-ля-люй и грустной вороны на слоги кар-ва-ва; выявить сенсорные особенности звучания радости (громко, быстро, высоко) и грусти (тихо, медленно, низко)

в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки – модули, цветные фигуры, соответствующие эмоциям радости и грусти;

г) воспроизвести звукоподражания с интонациями радости и грусти первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;

д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции радости и грусти.

Сюжетная игровая ситуация:

«Как-то встретились синичка и ворона в лесу. Синица – маленькая, вертлявая птичка, и поет она высоким голоском, быстро и радостно.  Вот так: ти-ля-люй! А ворона что-то загрустила, крылья повесила, клюв опустила и запела хриплым голосом низко и тихо. Вот так: кар-ва-ва, кар-ва-ва.

Предлагаем детям произнести данные звукоподражания сначала в речи, затем в пении в соответствующем темпе, ритме, на заданной высоте. Синичка вертит головой вправо – влево, а ворона опустила голову, не улыбается.

«Игра с бубном»

Цель: развивать умение различать динамические оттенки в музыке (громко-тихо).

Игровой материал: бубен.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Музыкальный руководитель ходит с бубном в центре круга и поет. В указанных тактах она то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Может бубен загреметь будто гром,

Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:           Оля, в бубен бей сильней, Бом-бом-бом!

                                   Это, ясно, не ручей – это гром!

     Может бубен загреметь будто гром,

     Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:           Тише, тише в бубен бей, Бам-бам-бам!

                                   Это, прыгает ручей – по камням!

Музыкальный руководитель исполняет то первый, то второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к мальчику или девочке, протягивая ему (ей) бубен. Ребёнок должен стучать громко или тихо, в зависимости от того, какой припев спел воспитатель.

«Узнай, какой инструмент звучит»

Цель: учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровой материал: карточки с изображением: треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего; музыкальные инструменты: треугольник, бубен, металлофон.

Ход игры:

1 вариант.

 Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек.

Музыкальный руководитель располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в грамзаписи.

2 вариант.

 Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают по комнате дети первой колонны. Под звучание бубна - второй, под звучание металлофона- третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.

3 вариант.

Дети располагаются в трех кругах. Дети первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, дети второго круга идут под звучание бубна, третьего- выполняют поскоки под звучание металлофона. Звучание варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие детей младшего возраста

Ребенок растет и музыка постепенно входит в его жизнь, делая ее более насыщенной и яркой.Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. ...

Цикл конспектов ООД по музыкальному развитию для младшего возраста в соответствие с программой

Цикл конспектов ООД по музыкальному развитию для младшего возраста...

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего возраста

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего возраста...

Задания для младшего возраста

Упраждения для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия и речи....

Подборка раскрасок для детей младшего возраста

Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интер...

Подборка музыкальных заданий для среднего возраста.

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в средней возрастной группе....

Подборка музыкальных заданий для старшего возраста.

Задания для развития музыкальных способностей с применением игровых приемов в старшей возрастной группе....