"Фольклор как важное слагаемое в музыкальном развитии детей"
статья по музыке

Наталья Германовна Борникова

Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_vazhnoe_slagaemoe.docx18.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Фольклор как важное слагаемое в музыкальном развитии детей».

Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.

Мы живём в интересное и непростое время, когда на многие вещи начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя региональный компонент . Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края. Обратиться к истокам поможет фольклор в детском саду , ведь в его содержании - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека. Фольклор в детском саду (в переводе с английского «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. К музыкальному фольклору в детском саду относятся вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (наигрыши, танцевальные, пастушьи сигналы и т. д.).

Разновидности фольклора в детском саду

Исследователи фольклора в детском саду Виноградова Г.С., Капица О.И., Науменко Г.М. все его образцы классифицировали на 3 раздела:

  • Календарный.

 Сюда входят произведения, связанные с календарными датами, природой или же произведения, имеющие сезонный характер. Заметную его долю составляют веснянки, колядки, егорьевские песни, взятые у взрослых, а также собственно календарный детский фольклор - присказки птицам, насекомым, животным, заклинания явлениям природы. Эта область народного творчества одна из самых поэтических. Она приучает воспитанников замечать поэзию окружающей природы в любое время года.

  • Потешный

Это небылицы, прибаутки, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - раззабавить, рассмешить, развеселить ровесников. Небылицы - особенный вид песен, основанный на вымысле, со смещением реальных связей и отношений (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье...). Воспитанников в небылицах привлекают юмористические положения, в которых оказываются герои. Дразнилки - это модель проявления юмора и детской сатиры. В них очень точно подмечается какой-либо недостаток, порок либо слабость человека. Каждая дразнилка содержит заряд необыкновенной эмоциональной силы. Прибаутки - фольклор в детском саду в виде коротких смешных песенок. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают завышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные дразнилки, нелепицы, что развивает фантазию воспитанников, пробуждает интерес к новым словообразованиям.

  • Игровой

Занимает ведущее место в творчестве воспитанников. Трудно представить себе детей, не любящих различные игры.

Исследователь Науменко Г.М. разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные.

 Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр игрового фольклора в детском саду является спортивное состязание, их цель - победа, улучшение тех или иных спортивных умений. Часто в них исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки.

Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыки. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.

В работе с детьми необходимо использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т.д.) Для девочек необходимы: сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчиков: рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка», участие в домашних постановках русских сказок и др.)

Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, песен, а с другой — порождает у детей желание подражать.

Очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в аудизаписи. С большой радостью дети просматривают записи театральных постановок, игр-драматизаций, исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки, в которых сами принимают участие.

Большую эффективность в работе имеет разучивание плясок, музыкальных игр, игр — драматизаций под магнитофонную запись, так как это дает возможность непосредственного общения с детьми.

Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика.

Можно выделить следующие задачи:

  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора в детском саду.
  •  Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Интерес и любовь к фольклору в детском саду нужно воспитывать, поэтому в работе с дошкольниками используются следующие методы:

  • Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
  •  Слушание народной музыки.
  • Чтение книг и сказок как путь накопления знаний о народном творчестве.
  • Пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
  • Музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный приём.

Отбирая репертуар для фольклора в детском саду, нужно опираться  на следующие принципы:

  • Художественная ценность.
  • Доступность по эмоционально-образному содержанию.
  • Доступность для воспроизведения детьми.

Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его познавательно и эмоционально.

Воспитанники приобщаются к фольклору в детском саду в процессе различных видов деятельности:

  • восприятия и исполнительства;
  •  игр;
  • музыкально-образовательной деятельности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и всё, что непосредственно с ней связано.

Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...

Музыкально-ритмические движения - важная составляющая часть гармонического развития детей

По мнению Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Вви...

«Значение фольклора в музыкальном развитии детей с ОВЗ».

Консультация для родителей по применению фольклора в семье для музыкальногои гармоничного развития детей с ОВЗ....

Методическое пособие "Влияние русского фольклора на музыкальное развитие детей через интерактивное восприятие "

Музыкальное развитие детей через интеракт ивное восприятие. Презентация Рождество и Святки....

Роль фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Статья о важности использования фольклора на  музыкальных занятиях....

Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...

Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""

quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...