Конспект музыкального блока проекта «Круг».
план-конспект занятия по музыке

Пояснительная записка

     Проект «Круг» задуман для детей с тяжелыми нарушениями в развитии:  РАС, сложная структура дефекта,  ДЦП, слепота. Восемь   детей из групп кратковременного пребывания и структурного подразделения «лекотека» ежедневно занимаются в течение 2 часов. Начало проекта 1.02.2015 г. В проекте работают дефектолог, 2 педагога дополнительного образования, инструктор по физкультуре, психолог и два музыкальных руководителя. Каждый день недели ведет один из педагогов.  Начинает и заканчивает ежедневный блок педагог дефектолог.  В среду ведущими педагогами являются музыкальные руководители. Длительность музыкального блока составляет около часа в зависимости от готовности детей к восприятию музыки, эмоционального, психического состояния, мотивационной готовности в конкретный день. Этот час наполнен совместной деятельностью. Основой являются музыкально-ритмические игры. Цель ритмических игр эмоциональное объединение детей и взрослых. Часть детей могут не участвовать (один или два ребенка в какой-то момент могут уйти из круга, но все равно они находятся в пространстве зала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekta_krug.docx20.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального блока

проекта «Круг».

Автор-составитель: Веретина Елена Валентиновна, Уварова Татьяна Викторовна: музыкальные руководители.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» г. Воронеж.

Оборудование:  Музыкальный центр.

Атрибуты: Карусель, верёвочка с шариком, народные инструменты, изготовленные из природных материалов: дерева (трещетка, колотушка, погремушка, рубель, колокольцы, хлопушка, ложки); кактуса («ливень»,  «дождь»), натуральной кожи (бубен).

Используемая литература:

Интернет источники:

  •  Музыкальные занятия при нарушении     общения у детей. О.Ю. Попова, С.А. Хатуцкая. http://pedlib.ru/Books/4/0376/4_0376-1.shtml 
  • Детский аутизм и музыка. http://www.2099.ru/2011/11/03/detskijj-autizm-i-muzyka/
  • Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (презентация) www.solnechnymir.ru

Пояснительная записка

     Проект «Круг» задуман для детей с тяжелыми нарушениями в развитии:  РАС, сложная структура дефекта,  ДЦП, слепота. Восемь   детей из групп кратковременного пребывания и структурного подразделения «лекотека» ежедневно занимаются в течение 2 часов. Начало проекта 1.02.2015 г. В проекте работают дефектолог, 2 педагога дополнительного образования, инструктор по физкультуре, психолог и два музыкальных руководителя. Каждый день недели ведет один из педагогов.  Начинает и заканчивает ежедневный блок педагог дефектолог.  В среду ведущими педагогами являются музыкальные руководители. Длительность музыкального блока составляет около часа в зависимости от готовности детей к восприятию музыки, эмоционального, психического состояния, мотивационной готовности в конкретный день. Этот час наполнен совместной деятельностью. Основой являются музыкально-ритмические игры. Цель ритмических игр эмоциональное объединение детей и взрослых. Часть детей могут не участвовать (один или два ребенка в какой-то момент могут уйти из круга, но все равно они находятся в пространстве зала).

Цель проекта «Круг»:                                                                          

Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения и социализация ребенка-инвалида.

Задачи музыкального блока в проекте «Круг».

1.Формирование и развитие слухо-вокальной, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации.

2.Активизация сенсорного восприятия.

3.Стимуляция тактильного взаимодействия ребенка с другими.

4.Развитие подражания.

5.Развитие способности к переключению внимания.

     Музыкальные занятия помогают затронуть и возбудить сознательные и бессознательные реакции ребенка-инвалида, наладить разнообразные способы коммуникации, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями.

Методики и технологии:    

Использование музыкальных игр и ритмических упражнений в совместной ритмической игре, совместных действиях с музыкальными инструментами, в совместных хороводных играх.    

Примерное содержание музыкального блока.

Содержание является примерным, т.к. оно может быть скорректировано по ходу конкретного дня и зависит от готовности группы детей и каждого ребенка в отдельности.

  1.  Приветствие (длится примерно около 3 минут).

Дети и педагоги стоят в кругу. Взрослые держат детей за руки, под музыку Е. Железновой выполняют движения в соответствии с текстом:

«Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять ручками махать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Повторять, не зевать, все запоминать».

Этот этап настраивает детей на дальнейшую работу, убирает эмоциональное напряжение, снимает тревогу, помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения.

II. Регуляционные упражнения (длятся около 15 минут).

Помогают активизации зрительного, слухового, двигательного внимания. Дети и педагоги остаются в кругу, под музыку Е. Железновой выполняют движения в соответствии с текстом.

  • «Туки-ток»,
  • «Зарядка»,
  • «Ты похлопай»,
  • «У жирафа».

Если ребенок выйдет из круга, сопровождающий его  педагог будет поощрять  к выполнению упражнений в том месте музыкального зала, который ребенок для себя выберет.

  1. Музыкально-ритмические игры, хороводы (примерно около 20 минут).

«Тетёра».

Выводим детей из круга. Дети, держась за руки вместе с педагогами проходят змейкой в «воротики». В конце игры снова образовываем круг. Игра формирует координацию движений и ориентировку в пространстве, а также закладывает начала социального и эмоционального взаимодействия.

«Тетёра шла, моховая шла

По каменьям, по раменьям.

Сама прошла, всех детей провела

Одного оставила».

«Капуста»

Педагоги вместе с детьми «закручивают» и «раскручивают» круг. Движения становятся сложнее, меняется направление движения.

    «Вейся, вейся капуста

Вейся, вейся белая.

Как же мне капусте не виться,

Белым кочаном не завиться.

Развивайся капуста,
Развивайся белая.

Как же не капусте развиться

Как же мне белой развиться».

«Дударь»

Все собираются в круг. Выбирается «Дударь» и становится в центр круга. Дети и педагоги двигаются по кругу со словами:

«Дударь, дударь,  дударище,

Старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

(Все обращаются к «Дударю»)

- Дударь, дударь, что болит?»

 «Дударь» (взрослый или ребенок) показывает любую часть тела, например живот, потом другую часть тела.

 Игра продолжается, все идут по кругу, держась за живот соседа.

Игры с тактильными элементами решают проблемы сенсорной депривации. Слова игры побуждают ребенка ощущать свое тело с каждым разом более осознанно. Тактильные ощущения постепенно перестают вызывать негатив и защитную реакцию.

  «Верёвочка»

         Участники хоровода меняют положение, сидят на полу в кругу,  передавая веревочку с шариком руками соседу. Формируется совместная деятельность ребенка с взрослым или ребенком, развиваются мелкие тактильные ощущения.

«Ты верёвочка крутись,

Шарик мой остановись.

Мне в ладошку попадись»

 «Карусель»

Участники снова встают в круг, правила игры становятся легче, напряжение спадает, закрепляется общий положительный эмоциональный фон.        «Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра».

В музыкально - ритмической части мы используем в основном русские народные хороводные игры. Народная поэзия, музыка, традиции и обычаи учат красоте, сопереживанию, доброте. Фольклор обладает целительной силой, особенно для детей с ОВЗ - развивает речь, слух, учит детей общаться. За свою детскую жизнь ребенок-инвалид больше получил отрицательного жизненного опыта, он испытывает почти постоянно боль. Фольклорные игры, упражнения помогают убрать болевые ощущения, получить позитивные эмоции, разорвать круг негативных впечатлений и ощущений, накопить позитивный опыт общения.

  1. Элементарное музицирование. (примерно 15 минут)

Мы используем шумовые народные инструменты изготовленные из природных материалов: дерева (трещётка, колотушка, погремушка, рубель, колокольцы, хлопушка, ложки); кактуса («ливень», «дождь»), натуральной кожи (бубны).

Каждый ребенок занимается в сопровождении педагога в выбранном им месте музыкального зала. У каждого ребенка есть свое предпочтение звучащего инструмента, но мы предлагаем детям послушать звуки и других инструментов. После таких занятий многие дети меняют свое предпочтение.  Поощряя настроение детей, мы пытаемся объединить нескольких в совместное музицирование.

  1. Прощание – завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, так же как и здороваться, можно с каждым ребенком отдельно или со всей группой.

Снова собираем детей в круг. Держась за руки все выполняют движения под музыку Е. Железновой в соответствии с текстом:

«Ну-ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались,

И немножко баловались.

А теперь детвора

Всем домой пора».

Вывод.

В знакомом, постоянно повторяющемся пространстве движений, звуков, действий ребенок-инвалид имеет возможность ощутить собственный успех. Совместная деятельность детей и взрослых в проекте «Круг» положительно влияет на состояние детей, формирует навыки  взаимодействия детей с «безнадежным диагнозом» друг с другом и взрослыми, побуждают к активности, способствуют развитию компенсаторных возможностей. В конечном итоге достижение такого уровня компенсации дефекта делает возможным включение ребенка в детский сад на более длительное время.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные головоломки в кругу семьи

Предлагается викторина и музыкальные головоломки для совместного проведения досуга детей и родителей....

Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

Комплексное музыкальное занятие в" Кругу" для детей 2-3 лет с нарушениями в развитии совместно с родителями. «Поиграем с котёнком»

Комплексное  занятие в "Кругу" для детей 2-3 летс нарушениями в развитии совместно с родителями....

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Встаньте, дети, встаньте в круг»

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ         «Встаньте, дети, встаньте в круг»Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совм...

Конспект музыкального блока проекта «Круг».

Пояснительная записка Проект «Круг» задуман для детей с тяжелыми нарушениями в развитии: РАС, сложная структура дефекта, ДЦП, слепота. Восемь детей из групп кратковременного пребывания и структур...

Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»

Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...