Сундучок Здоровья. Тема: Здоровье Михайлова В.А.
проект по музыке (старшая группа)

Сундучок Здоровья. Проект для старшей группы детского сада. Здоровьесберегающие технолгии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_suduchok_zdorovya.docx263.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Сундучок здоровья»

            Автор проекта:

        Михайлова Валентина Анатольевна

Музыкальный руководитель ГБДОУ дет. сад. № 71

Калининского р-на г. С- Петербкрг

                                       

                                               

г. Санкт-Петербург

2021

Содержание проекта

  1. Актуальность проекта………………………………………………………………3

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………….4

  1. Этапы реализации проекта…………………………………………...…………….9

  1. Мероприятия по реализации проекта ……………………………………………10

  1. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………..12

  1. Актуальность проекта

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровьяБехтерев В.

               Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь  и  взаимодействие  всех  факторов  образовательной  среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития). Сохранить здоровье ребенка  – главная задача, стоящая перед всем персоналом дошкольного образовательного учреждения. Опыт показывает, что только совместная  работа  педагогов  и  медицинских  работников  по  оздоровлению детей может дать необходимый эффект. музыка -это  одно  из  средств  физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это  совсем  не  означает,  что  из  малыша  с  пеленок  необходимо  растить гениального  музыканта,  но  научить  его  слушать,  понимать  музыку, наслаждаться  ей  -  в  наших  силах.  Музыка,  воспринимаемая  слуховым рецептором,  воздействует  не  только  на  эмоциональное,  но  и  на  общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения,  дыхания.  Это  заключение  и  послужило  толчком  для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями

                   Целью  музыкально-оздоровительного  воспитания  в  дошкольном образовательном  учреждении  является:  укрепление  психического  и физического  здоровья,  развитие  музыкальных  и  творческих  способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. В  результате  работы  над  данной  проблемой  была  создана  система музыкально оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные  занятия  с  оздоровительными  мероприятиями.  В  рамках системы  музыкально-оздоровительной  работы  разработаны  формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.               Каждое музыкальное занятие должно включать в себя тот необходимый набор игр, корригирующих упражнений, который поможет дошкольнику   укрепить свое здоровье. Такая работа должна носить не ситуативный характер,  то есть от случая к случаю, а более системный подход, где не только музыкальный руководитель будет использовать  здоровьесберегающие технологии на своих занятиях, но и воспитатели в группах будут наращивать и расширять базу знаний для достижения хорошего результата.

                  В системе музыкально-оздоровительной работы в образовательной деятельности используются следующие технологии:

  1. Валеологические песни- распевки, которые заряжают детей  хорошим настроением на весь день.
  2. Фонопедические упражнения.
  3. Дыхательная гимнастика перед пением, распеванием. (в старших группах) Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание.
  4. Элементы артикуляционной гимнастики. Все чаще педагогам приходиться сталкиваться с детьми, имеющим различные нарушения речи. В связи с этим проблема неразвитого артикуляционного аппарата затрудняет качественное звукоизвлечение. Что в свою очередь влечёт  неполное развитие голосового аппарата  у детей.
  5. Логоритмические упржнения,  наиболее любимый детьми прием. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Через эти упражнения ребенок выражает свои чувства, высвобождает накопленную энергию, превращая ее в акт творчества.
  6. Ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Такие движения являются хорошим средством для  профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Главная  причина  такого  предпочтения  –  в  эмоциональности  этих упражнений,  в  том,  что  они  благотворно  влияют  на  психическую  сферу человека.  Дети  с  большим  удовольствием  занимаются  веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Например, движения танцев, способствует  укреплению  мышечного каркаса вокруг позвоночника. Движения  русских  танцев,  хороводные  шаги,  присядка,  различные  дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов
  7. Коммуникативные танцы- благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребёнка, его единение с другими детьми. Такие танцы позволяют детям в непринуждённой форме раскрепоститься, выразить свои эмоции, проявить инициативность.
  8. Звукотерапия, эксперементирование с музыкальными  инструментами – дает ребенку возможность через манипулирование с инструментами, игру на музыкальных инструментах почувствовать себя свободным, творческим, что вытекает в душевное равновесие, утверждению личности самого ребенка, его значимости в социуме.
  9. Игровой массаж с использованием музыкального  сопровождения.

Например упражнение «Шишечка» из сборника «Музыкальный Оливье» автор.Лыков

  1. Пальчиковые игры, которые используются практически на каждом занятии в  группах. Они позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики, ладошки, благоприятно воздействуя на внутренние органы. Тексты для этих игр должны быть простыми, доступными для детей: русские народные потешки, считалки, короткие стихотворения. К тому же они повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), формируют образно- ассоциативное мышление.

                Успех проводимой работы зависит не только от педагогов ДОУ, но и от родителей. Для них проводятся консультации, беседы. Также в помощь родителям оформляются папки- передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые и другие игры, которые можно использовать дома. Таким образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ позволяет частично укрепить здоровье детей, как физическое , так психоэмоциональное.

  1. Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«Сундучок здоровья»

       Автор проекта

Михайлова Валентина Анатольевна

музыкальный руководитель

Тип проекта

Педагогический, познавательный, практико- ориентированный, групповой.

Цель проекта

Внедрить в образовательную деятельность на музыкальных занятиях  оздоровительную работу.

Задачи проекта

Общие задачи:

  1. Разработать комплекс мер  музыкально-оздоровительной работы на  музыкальных занятиях.
  2.  Разработать содержание, методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.
  3. Вовлечь воспитанников ДОУ,  воспитателей.
  4. Сплотить  детей  и  родителей,  родителей  и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.                                                                

Задачи для воспитанников:

  1. Формировать гигиенические навыки, правильную осанку.
  2.  Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  3. Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус воспитанников.
  4. Развивать положительную мотивацию к музыкально-оздоровительной работе.
  5. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Ожидаемый результат

Разработан комплекс мер по музыкально-оздоровительной работе в ДОУ:

– в группе создана картотека пальчиковых игр, комплекс «Дыхательной гимнастики» в картинках.;

- в музыкальном зале создана картотека: валеогические песенки-распевки, упражнения в картинках на правильную артикуляцию, разработан комплекс «Дыхательной гимнастики», упражнения по использованию игрового массажа, картотека ритмических упражнений.

- создана фонотека «Музыкотерапия» для дошколят.

- создана подборка видеороликов для фонопедических упражнений.

-разработаны и проведены занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

Воспитанник:

-владеющий правильным дыханием, ровным звукоизвлечением.

- расширил представления о влиянии музыки на собственное здоровье;

-повысил адаптивную возможность своего организма (активизировались  защитные свойства, накопилась устойчивость к заболеваниям).

- способный понимать значимость музыкально-оздоровительной работы.

- проявляет инициативность в выборе средств музыкального оздоровления;

-обладающий положительной мотивацией к занятиям  по музыкально-оздоровительной работе.

         

Вид проекта:

По продолжительности

По характеру деятельности

Краткосрочный

Октябрь-декабрь

Творческий , практико-ориентированный.

Участники проекта

Воспитанники старшей группы, возраст 5-6 лет, родители, педагоги.

Этапы

реализации проекта

I этап: Подготовительный

II этап: Основной

III этап: Аналитический

Методы и приемы

-Игровые (пальчиковая гимнастика, коммуникативные танцы, валеологические песенки, игровой массаж)

-Словесные (дыхательные, фонопедические, артикуляционные упражнения, восприятие музыкальных произведений).

-Наглядные (показ педагогом, презентации, видеоролики)  

-Практические (музицирование, пропевание попевок, пение, утренняя гимнастика)

Форма реализации проекта

Музыкальные занятия

Утренняя гимнастика

Форма работы с родителями

Консультации, беседы с родителями.

Формы работы с педагогами

Консультация, практические рекомендации в использовании здоровье сберегающих технологий в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей в группах.

Сфера использования проекта

Все образовательные области педагогического процесса, в работе музыкальных руководителей,    самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Условия реализации проекта

- Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается.

- Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое: музыкальные инструменты: пианино, муз. центр, музыкальная колонка,

библиотека методической и музыкальной литературы;

аудио - и видеотека; проектор, интерактивная панель,

-подборки музыкально - дидактических игр и пособий;

-ноутбук для показа презентаций и фильмов;

-для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

-музыкальные игрушки;

- обогащение РППС в музыкальном зале

Предварительная работа

Педагог:

  1. Подборка методической литературы по музыкально-оздоровительной работе с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
  2. Оценка возможности их применения в музыкальной деятельности.
  3. Разработка проекта, знакомство с проектом.
  4. Составление плана  проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  5. Подготовка          оборудования,        материалов и инструментов;        
  6. Разработка конспектов с применением на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий.
  7. Создание РППС в музыкальном зале.

С детьми:

  1. Проведение беседы «Расскажем Каркуше, как нужно правильно дышать во время пения»
  2. Рассматривание иллюстраций по теме «Гигиена голоса», «Основные правила правильного положения  тела во время пения».

С родителями:

  1. Анкетирование «Что вы знаете о музыкально-оздоровительной работе».

С педагогами:

  1. Консультация «Разновидности музыкально-оздоровительной работы»
  2. Мастер-класс «Практическое применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и не только».

Взаимодействие с

педагогическими

работниками

Воспитатели группы, инструктор по ФИЗО.

Предполагаемый

продукт

Музыкально-театральное развлечение с применением оздоровительных технологий «Лягушка Маша»

Форма презентации

Транслирование опыта на педагогическом часе, выставление материалов на официальном сайде ДОУ

  1. Этапы проекта

Название этапа

Содержание работы

Сроки исполнения

I этап

Подготовительный

  1. Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.
  2. Анализ проведения музыкального занятия с позиции  здоровьесбережения. (Приложение 1.)
  3. Изучение ситуации, изучение литературы.
  4. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальной деятельности.
  5. Разработка проекта, знакомство с проектом.
  6. Составление плана  проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  7. Подготовка        оборудования,        материалов и инструментов.
  8. Разработка конспектов с применением на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий.
  9. Создание РППС в музыкальном зале.

Октябрь

II этап

Основной (Практический)

  1. Создание методических разработок для реализации проекта: конспекты музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
  2. Музыкально- валеологические занятия.
  3. Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
  4. Ежедневное музыкальное сопровождение утренней гимнастики.
  5. Консультации ля педагогов.
  6. Консультации для родителей.
  7. Выпуск буклета для родителей
  8. Разработка картотеки «Пальчиковые игры» (по возрастам).
  9. Разработка картотеки «Дыхательная гимнастика» (для детей старшего дошкольного возраста).
  10. Разработка картотеки по использованию упражнения по игрового массажа.
  11. Создание фонотеки «Музыкотерапия» для дошколят.
  12. Разработка картотеки музыкально-ритмических ритмических упражнений.
  13. Подборка музыкального оформления для проведения утренней гимнастики для педагогов.        октябрь-декабрь.

Ноябрь-декабрь

III этап

Аналитический

(Заключительный)

  1.  Анализ эффективности применения здоровьсберегающих технологий на музыкальных занятиях.
  2. Обобщение полученных

   данных, подтверждающих

   поставленные цель и задачи,   актуальность проекта (систематизация и обобщение

    данных опытно-поисковой работы.

  1. Создание методических рекомендаций и учебных пособий.
  2. Транслирование опыта на педагогическом часе, выставление материалов на официальном сайде ДОУ.(Презентация)

Декабрь

  1. Мероприятия в рамках проекта «Сундучок здоровья»

п/п

Название формы организации проекта

Время проведения

1

Анкетирование для родителей «Что вы знаете о музыкально-оздоровительной работе на музыкальных занятиях». (Приложение 2)

октябрь

2

Консультация для педагогов «Разновидности музыкально-оздоровительной работы».

октябрь

3

Проведение беседы с детьми старшей группы «Расскажем Каркуше, как нужно правильно дышать во время пения»

октябрь

4

Музыкальное сопровождение утренней гимнастики.

ежедневно

5

Консультация  «Практическое применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и не только».

ноябрь

6

ООД с обязательным включением здоровьесберегающих технологий.

в течении всего срока проведения

7

Рассматривание иллюстраций по теме «Гигиена голоса», «Основные правила правильного положения тела во время пения».

октябрь-ноябрь

8

Музыкально- валеологические занятия.

В течении недели

9

Разработка рекомендаций по использованию пальчиковых игр «Мы с пальчиками пошалим и быстро все заговорим»

ноябрь

10

Подборка музыкального оформления для проведения утренней гимнастики для педагогов.

октябрь-декабрь

11

Развлечение «Дети в осеннем лесу»

октябрь

12

Музыкально-театральное развлечение с применением оздоровительных технологий «Лягушка Маша»

декабрь

13

Презентация на сайте дошкольной организации.

декабрь

  1. Ресурсное обеспечение проекта
  1. Арсеневская О.Н.. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.
  2. Ольга Арсеневская: Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде.
  3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  4. Картушина М. Ю. К27 Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с. — (Логопед в ДОУ).
  5. Коновалова, Корниенко: Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Кныш В.А., Комар И.И., Лобан Е.Б., Дудак Ю.В.. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост.— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
  7. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд."Учитель", 2009.
  8. Поддубная Е.А.: Музыкальные пальчиковые игры. Ноты. Учебное пособие. Издательство: Планета музыки, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ.   В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...

Интегрированное НОД по теме здоровье "Азбука здоровья"

Закреплять и расширять знания детей о  полезных продуктах питания. Закреплять знания детей на здоровье, двигательную активность, правильное питание, гигиенические процедуры. Развивать познаватель...

Выступление на общем родительском собрании по теме "Здоровому - всё здорово!"

Главная составляющая моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников....

Выступление на общем родительском собрании по теме "Здоровому - всё здорово!"

Главная составляющая моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Здоровье и здоровый образ жизни»

Цель: познакомить родителей с работой по приобщению детей среднего дошкольного возраста к ЗОЖ., провела Палиева Татьяна Николаевна....

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....