Значение музыкально - дидактических игр в ДОУ.
статья по музыке (старшая группа)

Зиборова Елена Алексеевна

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть интересными и вариативными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.-did._igry_-_st._gr._3_ns.docx48.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкально - дидактических игр в ДОУ.

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть интересными и вариативными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер и выступают как отдельный вид музыкальной деятельности. Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять движения. В музыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. При разучивании хороводов, плясок, танцев лучше использовать озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и с выполнением творческих заданий.

Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Предлагаю вашему вниманию авторскую коллекцию музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактическая игра

 «Бубенчики»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.60.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры: Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).  Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Сюжетная музыкальная игра

«Лесные шаги»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.47.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Создание игровой музыкальной ситуации, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на

основе распредмечивания эмоционального содержания музыки.

Материал: бумага разного качества, целлофан, фольга, карточки-модели

ритмодекломаций, эмоциональные открытки.

Игровое задание

Предлагаем:

А) послушать звук сжимающейся бумаги, целлофана, фольги;

Б) выявить сенсорный характер звучания (громкий, тихий);

В) рассмотреть карточки ритмоинтонаций, отображающие ритмический рисунок шагов нежной лисы, испуганного зайчика, важной совы, и воспроизвести звуковыми жестами  (хлопками)

Г) имитировать скрип шагов зверей на снегу с помощью движения и сжимающейся бумаги;

Д) поделиться на команды (лисы, зайцы, совы) и совместно повторить предыдущее упражнение, затем под музыкальный аккомпанемент;

Е) послушать марши важного, осторожного, нежного характера и выбрать открытки, изображающие соответствующие эмоции

Блоки ритмоинтонаций:

Шаги нежной лисы

Шаги испуганного зайчика

Шаги важной совы

Музыкальные произведения по выбору музыкального руководителя.

Сюжетная музыкальная игра

«Дождик»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.49.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции взволнованности, сердитости; музыкальные игрушки инструменты (треугольник, металлофон).

Образы: взволнованный ветер и сердитый дождик.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)послушать звукоподражание взволнованному ветру и сердитому дождю на слоги у-гу-гу; капль и выявить сенсорные особенности звучания(громко, быстро, беспокойно, взволнованно, тревожно, сердито, громко ,медленно ,низко);

в)рассмотреть блоки ритмоинтонаций , карточки-модели,  цветные фигуры ,соответствующие эмоциям взволнованности, сердитости;

г) и др. варианты.

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.43

Сюжетная музыкальная игра

 «Лошадки»

                                                            Г.А.Никашина «Малыш и музыка»,с.45.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры ,эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции радости; шумовые и музыкальные игрушки инструменты (погремушки, бубны); деревянные кубики.

Образ: ликующая лошадка.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)послушать звукоподражание топоту скачущей лошадки на слог цок и выявить сенсорные особенности его звучания (громко, медленно, низко, важно, тихо);

в)рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели,  цветные фигуры ,соответствующие эмоциям радости;

г) и др. варианты.

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.45.

Сюжетная музыкальная игра

 «Музыкальные картинки»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.

Возраст: от 5 до 6 лет

Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.

Образ: грустной и веселой девочки.

Игровое задание. Предлагаем:

а) послушать рассказ;

б)выявить сенсорные особенности музыки;

в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;

г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;

е)нарисовать картину за окном;

Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.

       Музыкально-дидактическая игра

«Громко – тихо запоём»

                                                                             Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие диатонического слуха.

Оборудование:  любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.

«Громко – тихо»

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Цель: закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Музыкально-дидактическая игра

«Кулачки и ладошки»

                                                Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.», с.58.

Возраст: от 5 до 6 лет

муз. Е.Тиличеевой сл. Ю.Островского

Цель: различение  ритма

Ход игры: Две группы детей («кулачки» и «ладошки») сидят на стульях и поочерёдно поют свои партии, точно отхлопывая ритм: первая кулачками, вторая ладошками.

 

Музыкально-дидактическая игра

«Весёлые матрёшки»

                                                     Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель:   развитие чувства ритма.

Оборудование: Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих)

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрёшка, у детей – маленькие. Взрослый отстукивает по столу несложный ритмический рисунок своей матрёшкой. Дети повторяют его маленькими матрёшками.

Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальная лесенка»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.56.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Оборудование  8-ступенчатая  лесенка и фигурка, которая перемещается по ней).

Ход игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.  Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.   Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

 «Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут».    

 Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми. 

Музыкально-дидактическая игра

  «Нарисуй мелодию»

       Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: Индивидуальные карточки с нотами  кружочками.

Ход игры: Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.  Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.  Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам. Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.   Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

Например:

Тётка – богатка,                         

Сшей мне рубашку.                    

Хочу нарядиться:                     

Еду веселиться.                         

И так далее….   (на двух, трёх, четырёх звуках).

Музыкально-дидактическая игра

 «Три поросёнка»

                                  Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.35.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие  звуковысотного  слуха.

Оборудование: На планшете  изображены лес и сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф- Наф - в красной, Ниф-Ниф - в жёлтой. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой  фа первой октавы нарисована мордочка поросёнка в синей шапочке Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросёнок в красной шапочке – Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы – поросёнок в жёлтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трёх поросят.

Ход игры: Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением жёлтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Музыкально-дидактическая игра

«Прогулка»

                                   Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.38.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель:  развитие чувства ритма.

Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих.         

Ход игры: Муз. рук.: «Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице» - музыкальный  руководитель медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок. « А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег. Все повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»- медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла  солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- муз.рук. постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались дети и побежали в детский сад»,= быстро и ритмично ударяет молоточком.

Сюжетная дидактическая игра

«Певец - попугай»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.25.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить детей самостоятельно быстро вспоминать знакомые песни: петь acapella индивидуально и по цепочке.

Оборудование:  Разноцветный мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого лежит разноцветный мяч. По считалке выбирают водящего:

Раз, два, три!

                                         Раз, два, три!

                                         Быстро в круг выходи.

                                         Бери мяч, запевай,

                                         С попугаем поиграй!

Выбранный водящий выбегает в центр круга, берёт мяч в руки и говорит:

Ты, «певец- попугай»,

За мной точно повторяй,

Повторяй, не зевай

И красиво допевай!

Затем водящий поёт куплет или припев любой песни. Закончив пение, он бросает мяч одному из детей, а сам остаётся на месте. Ребёнок, поймавший мяч, становится теперь «певцом-музыкантом».Он повторяет пропетый водящим фрагмент песни и допевает следующий куплет. «Певец- попугай» занимает место водящего, а тот становится в круг к играющим. При повторении игры исполняется следующая песня.

             Сюжетная дидактическая игра

Узнай по песенке»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.31.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить детей различать восклицательные и повествовательные музыкальные интонации; сопоставлять игровые образы с высотой музыкальных звуков и пластинками металлофона; выразительно петь и играть на металлофоне песенку-образец или свою импровизацию на заданной высоте.

Оборудование:  Два металлофона, настольная ширма.

Ход игры: Педагог:

- Жили- были три брата, три весёлых медвежонка. Они очень любили играть в прятки.Когда должен был искать братьев старший медвежонок, он пел низким голосом (до первой октавы)

Раз, два, три, четыре, пять,

Я уже иду искать!

- Средний медвежонок пел эту же песню более высоким голосом, Соответствующим ноте соль. А младший медвежонок эту же песенку пел высоким голосом, соответствующему ноте си. Мама медведица хорошо различала голоса своих медвежат и всегда угадывала, кто поёт, а вот бабушка- медведица слышала плохо. Помогите ей узнать медвежонка по его песенке!

Взрослый за настольной ширмой играет на металлофоне и поёт песенку любого медвежонка на тех же звуках – до, соль, си. Затем говорит, обращаясь к ребёнку:

Раз, два, три!

Саша, медвежонка назови!

Если ребёнок называет правильно, он становится водящим, если неправильно – взрослый предлагает ему подумать и вызывает другого желающего ребёнка.

             Сюжетная дидактическая игра

 «Подскажи голосок»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.33.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить детей чисто и выразительно петь музыкальные интервалы на звуках ре, ми, ля и одновременно играть на соответствующих пластинках металлофона; побуждать к песенно-инструментальной импровизации.

Оборудование: Два металлофона, медальоны с изображениями медвежонка, лисы, мишки, столик.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого находится столик. На нём лежат медальоны и два металлофона. По считалке выбирают водящего. Он подходит к столику, выбирает любой медальон, например с изображением медвежонка, надевает его, подходит к одному из металлофонов и одновременно с музыкальным руководителем говорит:

Я - мишка косолапый,

Люблю песни петь, ребята.

Саша, Сашенька, дружок,

Подскажи мой голосок!

Вызванный водящим ребёнок подходит к другому металлофону и с помощью музыкального руководителя или самостоятельно играет и поёт на звуке ре свою песенно-инструментальную композицию-импровизацию.

Мишка, мишка,

Ты поёшь низко!

Водящий (мишка) играет на пластинке и поёт ответ на этом же звуке:

Спасибо, Сашенька, дружок,

Я буду знать свой голосок!

Если вызванный водящим ребёнок спел и сыграл импровизацию правильно, водящий отдаёт  ему медальон и становятся в общий круг. Если вызванный ребёнок ошибается, он может пригласить себе на помощь друга, но тогда медальон достаётся тому, кто правильно исполнит песенную импровизацию. Дети, выигравшие медальоны, считаются победителями. Они выходят в центр круга и поют свою любимую песню.        

Сюжетная дидактическая игра

 «Найди золотой ключик»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.115.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить дошкольников конструировать и преобразовывать  коллективные песенные импровизации, исполнять их хором без сопровождения с подвижными динамическими оттенками, чисто интонируя мелодию.

Оборудование: Плоскостные фигурки рыбок, рака, камней, водорослей для создания эффекта водоёма (крепятся на фланелеграфе), указка, на конце которой липкая лента, на неё крепится черепаха, плоскостное изображение золотого ключика, фланелеграф.

Ход игры:  Выбирают водящего. Он поворачивается спиной к фланелеграфу и не видит, что делают дети. Педагог с остальными играющими детьми прячет под любой из предметов, расположенных на фланелеграфе, золотой ключик. Затем зовут водящего. Он поворачивается лицом к детям, берёт черепаху, крепит её на указку и, медленно перемещая от одного предмета к другому, ищет золотой ключик, слушая подсказку детей: их пение, усиливающееся или затихающее в зависимости от приближения или удаления от золотого ключика.

Играют три-четыре раза, выбирая нового водящего. Каждый раз золотой ключик прячут под другой предмет.

Сюжетная дидактическая игра

«Давайте познакомимся»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.150.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: Научить дошкольников различать звуки разной высоты, соотносить их с представленным музыкально-игровым образом, чисто интонировать песенные импровизации, конструировать их в развёрнутые композиции.

Оборудование:  Плоскостные кораблики ( большие, средние, маленькие)- по одному на каждого ребёнка.

Ход игры: Играющие дети («капитаны» с корабликами в руках) свободно стоят в зале. Каждый должен придумать название своему кораблику. Водящий (педагог, а затем ребёнок) двигается змейкой между «капитанами» и поёт песенку «Жду!»

Как дела, корабли? Жду ваш голос издали!

Жду! Жду!

С окончанием пения водящий останавливается и дотрагивается да плеча того ребёнка, возле которого оказался. «Капитан», после слова «Жду!» поёт название своего корабля на высоте, соответствующий его размеру ( большой корабль – низкий звук, средний – звук средней высоты, маленький- высокий звук). Ребёнок, правильно проинтонировавший свою импровизацию, становится водящим.

            Сюжетная музыкальная игра

«Цветы»

                                        Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 20.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развитие  интонационной выразительности речи.

Оборудование: эмоциональные  открытки, примеры созвучий, карточки-модели  ритмоинтонаций, изображающие эмоции радости, печали, динамическая партитура.  

Игровое задание: предлагаем детям

- послушать стихотворение;

- послушать звукоподражание (цветы) на слоги «дили-дон» в речи, затем в пении с интонацией радости (громко, быстро, радостно), печали (тихо, медленно, печально).

рассмотреть карточки, соответствующие ритмическим рисункам.

- послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть открытки, изображающие эмоции радости, печали.   

Сюжет: Посмотрите как похожи на лугу ромашки:

Жёлтые головки, белые рубашки.

На одном стебельке близнецы-двойняшки,

На другом – сразу три близнецы-тройняшки.

А эта ромашка – однашка,

Скучает, наверно, бедняжка.           Е.  Григорьева

Сюжетная музыкальная игра

 «Осень»

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 9.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель    игры: развитие чувства ритма в процессе музыкально- речевого интонирования.

Материал: эмоциональная  открытка и карточка-модель  ритмоинтонации, изображающие      эмоцию спокойствия.

Образ: спокойный ёжик

Игровое задание: предлагаем детям

- послушать рассказ;

- послушать звукоподражание (ёжик): тихо, спокойно, невысоко, медленно, ласково на слог «пф-фу».

- послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть открытку, изображающую эмоцию спокойствия.   

Далее предложить детям перевоплотиться в разные образы: пчелы, жука, вороны, ветра, птицы, колокольчика, часов, исполняя звукоподражание в разном ритмическом и мимическом рисунке. Передавать эмоции мимикой.

Сюжет: Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними влес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, будто огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Что же там она увидела? Среди пожелтевшей травы возле старого пня таскает в свою норку ёжик сухие листья и мягкий лесной мох  -- стелет себе постельку и напевает свою песенку «пых-пых-пых».

Далее взрослый может рассказывать о любом увиденном образе в разную пору года. Рассказ сопровождается музыкой (на выбор музыкального руководителя).

Сюжетная музыкальная игра

 «Повторяй за мной»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 21.

Цель игры: развитие ладового чувства.

Оборудование:примеры созвучий, эмоциональные открытки,  изображающие эмоции радости, грусти, важности, сердитости, нежности.

Игровое задание: предлагаем

- послушать и отгадать загадку:

На зов ответит зовом

На слово – тем же словом.

На смех ответит смехом

Зовётся оно – (эхом)

- послушать звукоподражание «АУ» в вокальном исполнении педагога с интонацией грусти, радости, важности, сердитости в разных ритмических и звуковысотных соотношениях (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально);

рассмотреть карточки, соответствующие ритмическим рисункам звукоподражаний, затем воспроизвести слоги, сопровождая из хлопками или другими звуковыми жестами;

- по указанию  взрослого самостоятельно воспроизвести звукоподражание «АУ» с интонацией грусти, радости, важности, сердитости в разных ритмических и звуковысотных соотношениях, затем пропеть (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально);

- послушать музыкальные фрагменты и подобрать открытки, изображающие эмоции радости, грусти, , важности, сердитости, нежности.

           

Сюжетная музыкальная игра

«Вазы»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 55.

Цель  игры: развивать творческое воображение и музыкально-сенсорные способности детей (чувство ритма,  звуковысотный,     динамический слух)

Оборудование: фонограмма (звучание ваз), маленькая и большая вазы и палочки из стекла, карточки-модели  ритмоинтонаций, динамическая партитура.

Игровое задание: предлагаем

- прослушать звучание разных по размеру ваз с водой и без неё (стеклянной палочкой о бок вазы ударяет педагог);

- выявить сенсорный характер звучания (высокий, низкий, тихий громкий, быстрый, медленный, тёмный, светлый, холодный, тёплый);

- имитировать перезвон разных ваз на слоги «лём-бум»;

- создать динамическую партитуру высоких и низких, громких и тихих звуков;

- совместно с педагогом воспроизвести голосом интонационную выразительность звуков, затем по выбору самостоятельно;

Сюжетная дидактическая игра

«Чей радист лучше»

                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.171.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель    игры: Научить  детей передавать       на музыкальных инструментах ритмические рисунки и динамические оттенки; правильно называть музыкальные термины, свободно ими оперировать.

Оборудование:

1. Панно – рисунок моря с зигзагообразными   разрезами, по которым двигаются кораблики.

2.Карточки-телеграммы с изображением подвижных динамических оттенков (f;p;f>p;p

3. Карточки-телеграммы с изображением ритмических рисунков  попевок и их  персонажей, закрытых  отгибающейся шторкой.

4.Набор детских музыкальных инструментов.

5. Ритмические палочки по 2 на каждого.

6. Фланелеграф.

7.Символы длительностей нот.

8.Наградные фишки.

Ход игры: Выбирается водящий, остальные делятся на три команды. Каждая команда выбирает своего        «радиста», который       располагается     вдали от неё. Водящий каждой команде  вручает «телеграмму» с рисунком того или иного динамического оттенка. Команда хором воспроизводит рисунок, пропевая любой звук, слог или сочинённое предложение, что оценивается, соответственно,1,2,3 фишками. Правильность исполнения текста телеграммы оценивают водящий и члены других команд. «Радист», прослушав  «текст» телеграммы, должен точно повторить прозвучавший динамический оттенок по выбору- либо движением корабля, либо танцевальной или инструментальной   импровизацией. За выбор  более  сложного    задания играющие награждаются большим числом фишек.

                 

Сюжетная музыкальная игра

«Башмаки»

                                                   Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.87.

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: музыкальные произведения, эмоциональные открытки.

Игровое задание

Предлагаем:

А) послушать рассказ;

Б)послушать музыку и определить её характер;

В)выбрать открытки, соответствующие эмоциональному содержанию музыки (радость, грусть, важность, нежность, взволнованность, спокойствие

и т.д.)

Г) определить характер шага, соответствующий музыке (спокойный, важный,

суетливый, бегущий и т.д.)

Д) воспроизвести характер ходьбы под музыку.

Сюжет:

Загадка

Всегда послушен моде,

Как зеркало блестит,

Завязанный он ходит,

Развязанный стоит,

Догадаться же пустяк,

Что зовут его… (башмак)

Музыкальный руководитель. Жили-были старые башмаки. Много дорог они прошли: ходили по горам, бегали по тропинкам, шлёпали по лужам, скользили по снегу, встречая повсюду другие башмаки. Одни из них важно скрипели, другие, легко подпрыгивая, смеялись, а вот остальные…

Давайте послушаем музыку и расскажем, какими были остальные башмаки.

Музыкальные произведения:

Л.Бетховен, «Марш».

Г. Левкодимов, «Грустно».

Г. Левкодимов, «Полька».

Сюжетная музыкальная игра

«Балерины»

                                                    Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.30

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: мелодии, графические схемы изображения мелодий, эмоциональные открытки, изображающие эмоции, шумовые звуковые средства, музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание  Предлагаем:

А) послушать мелодию№1 и определить её характер: «Что вы почувствовали, слушая мелодию? Какая она по характеру?» (нежная, ласковая, добрая, светлая)

Б) выявить сенсорные особенности её звучания (высоко, низко, тихо, громко, быстро, медленно): «Как она звучит?»; В)рассмотреть графическую схему мелодии (эмоция внежности0 и открытку, соответствующую характеру эмоции; Г) показать образ балерины в движении, используя жесты, позы или мимику, соответствующие эмоции взволнованности; Д) сравнить мелодии №1 и 3 по эмоциональному содержанию и выявить их общие и противоположные сенсорные особенности звучания: «Похожи ли мелодии по звучанию? В чём их отличие?» Е) выбрать темброинтонации, соответствующие характеру мелодий, и инструментовать их с помощью шумовых звуковых или музыкальных средств.

Таким  же образом послушать остальные мелодии, сравнивая их по характеру звучания (эмоции: игривость и взволнованность; радость и задумчивость; решительность и нежность; задумчивость и решительность и т.д.)

Сюжет: Музыкальный руководитель. Балерины танцуют по-разному. Они грациозно прыгают, взволнованно кружатся на месте, кокетливо бегут на носочках. Их движения

всегда подчиняются музыке. Послушайте мелодии и расскажите, каких балерин вы увидели на сцене театра. №1 эмоция нежности №2 эмоция задумчивости №3 эмоция взволнованности

№4 эмоция решительности №5эмоция игривости №6 эмоция радости

Примеры мелодий по выбору музыкального руководителя.

Музыкально-дидактическая игра

«Два барабана»

                                                 Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.», с.22.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как  только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

Музыкально-дидактическая игра

«Какой колокольчик звучит»

                           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.33.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и  звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своём наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Сюжетная музыкальная игра

«Шумовой оркестрик»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.51

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые, бумажных звуковые средства.

Игровое задание

Предлагаем:

А) рассказать о характере музыки. Вопрос: «Как вы думаете, какая музыка будет звучать, если  в оркестре вместо музыкальных инструментов будут играть бумажные шуршалки (деревянные предметы, металлические трубки и т.д.)?»

Б) послушать музыкальный фрагмент (по выбору музыкального руководителя);

В)выбрать шумовые звуковые средства, соответствующие эмоциональному содержанию музыки;

Г) оркестровать музыку с помощью бумажных шуршалок,  металлического перезвона, деревянного перестука в зависимости от эмоционального содержания музыки.

Музыкально-дидактическая игра

«Что звучит?»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольн. возр.», с.22.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать воображение и творчество,закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Ход игры:

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

 - Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

   Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

 - Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

 - Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера,  как  его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете  музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка -  веер станет гармошкой.

Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»

Сюжетная дидактическая игра

«Передай привет»

                                             Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.27.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: научить детей петь и одновременно проигрывать на детских музыкальных инструментах ритмы знакомых песен; импровизировать ритмы и интонации разной выразительности.

Оборудование: набор детских музыкальных инструментов, карточки с изображением этих же инструментов.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.27.

Сюжетная дидактическая игра

«Ритм- помощник»

                                             Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.110.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: Научить детей передавать на металлофоне ритм звучащей мелодии и подвижные динамические оттенки- индивидуально, по музыкальным фразам (по цепочке), хлопками.

Оборудование: металлофон (1-3 шт.),плоскостная фигурка черепахи Тортилы, медальоны с изображением Буратино    или его плоскостные   фигурки(3 шт.)

Музыкальный репертуар: романс черепахи Тортилы из к/ф «Приключения Буратино». Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.116

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальный магазинчик»

                                               Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.125.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: научить дошкольников определять по внешнему виду детские музыкальные инструменты, правильно называть их, различать по тембру.

Оборудование:  набор карточек с изображением  детских музыкальных инструментов в двух экземплярах, детские музыкальные инструменты соответствующие изображённым на карточках, стол, ширма настольная.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.131.

Музыкально-дидактическая игра

«Найди гнездо»

                                              Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.163.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры:  научить дошкольников импровизировать на металлофоне; передавать в музыкальных интонациях высоту, динамику, исполнять акцент.

Оборудование:   металлофон, медальоны с изображением ворон,     воробьёв, соловьёв.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.173.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальная арка»

                                           Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.183

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры:   учить детей отличать, правильно называть и передавать в движении характерные особенности музыкальных жанров ( марш, полька, вальс, песня).

Музыкальный репертуар:

Белорусская народная мелодия – «Перапёлачка» или «Саўка дыГрышка»;

«Лядзецкая полька», «Старажытныпалескі  вальс». Обр. В. Куприяненко, С. Прокофьев «Сказочный марш»

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.195.

Музыкально-дидактическая игра

«Музычнае спаборніцтва»

                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.197.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: научить детей пересказывать белорусскую народную сказку; эмоционально откликаться на музыку; различать по       тембру инструменты белорусского народного оркестра и называть их; исполнять    импровизации на детских  музыкальных инструментах. 

Оборудование:  Музыкальное произведение ( напр. В. Кузнецов.  «Жалейка»), в котором  солируют инструменты  белорусского  народного  оркестра.

Два комплекта карточек с изображением белорусских народных инструментов,      два стола.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.210.

Сюжетная музыкальная игра

 «История камней»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 24

Цель игры: обогащать музыкально- сенсорный опыт      детей разнообразными видами слуховых, визуальных, моторных и цветовых ощущений.

Оборудование: детские шумовые и музыкальные игрушки- инструменты ( барабан, бубен, тарелки), бумага, деревянные бруски, камушки, комплекс темброинтонаций,  карточки- модели ритмоинтонаций.

Игровое задание: 

послушать стук камней;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (спокойный, нежный, радостный, таинственный, важный, громкий тихий);

- создать ритмическую модель разговора камней из карточек по показу педагога, затем по парам или втроём, самостоятельно;

- озвучить созданную ритмическую схему с помощью камней или деревянных брусков;

- послушать и выявить характер звучания в зависимости от выбранной карточки ритмоинтонаций, а затем передать его с помощью шумовых и музыкальных игрушек- инструментов;

Сюжет: На обочине вдоль дороги лежали огромные камни. Много они повидали за свою жизнь, но об этом молчали и никому не рассказывали. Камни дружили с дождём и ветром. Дождь омывал их от пыли, а ветер всё время мерялся с ними силой. Как-то поспорили камни с ветром: сдвинет ли он с места хоть один камень или нет? Завыл ветер громко, надул щёки, разогнался и вихрем полетел вниз. Да не тут-то было. Как ни старался ветер приподнять камни, ничего у него не получалось. Слишком были они большими и тяжёлыми. Каждый из них хранил много тайн.

Сегодня мы познакомимся только с маленькими камнями. Послушайте, я постучу камень о камень. Что чувствуют камни, рассказывая свои истории?

Сюжетная музыкальная игра

 «Свистящий чайник»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 25.

Цель игры: формирование у дошкольников сенсорных способов действия, направленных на художественное моделирование эмоционального содержания музыки.

Оборудование: фонограмма (свист кипящего чайника), динамическая партитура,  карточки- модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки, изображающие волнение, радость, решительность, грусть, графические схемы мелодий, музыкальные игрушки- инструменты.

Игровое задание:  предлагаем

- послушать свист кипящего чайника;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (нежный, загадочный, таинственный, решительный, тревожный, сердитый, спокойный, громкий, тихий, низкий, высокий);

- выбрать графическую схему мелодии и смоделировать её направление движениями рук в воздухе;

- создать динамическую партитуру звучания и сымитировать свист чайника на звуки «У-Ю-И-У», затем с помощью шумовых и музыкальных игрушек-инструментов;

- далее задание усложняется: придумать свист чайника в разных ритмических рисунках;

Сюжет: Жил-был чайник. Каждое утро он распевал свою песенку и радовал своих друзей. Часто его забывали выключить и чайник так долго насвистывал свои песенки, что даже волновался и вскипал от жары. Но вот однажды все ушли и чайник остался один. Вода в нём была холодная. Загрустил он и запечалился. Молчит, ни с кем не разговаривает, забыл свои песенки. Стало ему грустно и одиноко. Что же делать? Как помочь чайнику? (вспомнить песенку чайника, сочинить новую, спеть уже знакомую). Дети, давайте напомним чайнику его песенку. Может ему будет веселее с нами?

Сюжетная музыкальная игра

«Непоседливые блюдца»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.27

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: динамическая партитура, комплекс темброинтонаций, чайные блюдца, десертные ложки, крышки заварочных чайников, колокольчики, металлические трубочки, треугольник.

Игровое задание

Предлагаем:

А) послушать перезвон блюдец;

Б) выявить характер и сенсорные особенности звучания (нежный, спокойный, задумчивый, тихий, высокий);

В) подобрать темброинтонации, похожие на перезвон;

Г) имитировать интонациями звучание блюдца на слоги «цзинь», «трень», «брюль»;

Д) послушать рассказ.

Сюжет:

Музыкальный руководитель. Блюдца были очень непоседливыми. Однажды ночью все в доме уснули, только чайным блюдцам совсем не хотелось спать.

Вначале они нежно и тихо позванивали, затем беспокойно заёрзали на посудных полках: «Трень-трень-трень! Цзынь-цзынь-цзень!» Так постепенно блюдца разбудили всех своих друзей. К ним присоединились ложки, чашки, крышки чайников, тарелки. Как вы думаете, что произошло дальше?

(Ответы детей)

Варианты ситуаций:

А) затеяли тихий концерт. Можно задать вопрос: «Почему тихий?»;

Б) устроили шумное представление;

В) разбушевались и упали с полок, разбились;

Г) пришла важная кастрюля и всех уложила спать.

Далее детям предлагается создать и воспроизвести тембровую и динамическую партитуру тихого или шумного концерта посуды с помощью звучащих предметов или музыкальных игрушек-инструментов.

Сюжетная музыкальная игра

«Болтливая машинка»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.28

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: формирование у дошкольников сенсорных способов действия, направленных на художественное моделирование эмоционального содержания музыки.

Оборудование: фонограмма ( работающая печатная машинка) в разном динамическом и темповом исполнении ( тихо, громко, медленно, быстро), примеры созвучий, карточки-модели ритмоинтонаций, графические  схемы мелодий, шумовые и музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание: предлагаем

- послушать рассказ, затем фонограмму;

- выявить сенсорный характер её звучания (быстрый, медленный, тихий, громкий, высокий, низкий, взволнованный, спокойный);

- рассмотреть карточки ритмоинтонаций и графические схемы мелодий, соответствующие эмоциям взволнованности и спокойствия;

- воспроизвести в речи, затем в пении и игре на шумовых или музыкальных игрушках-инструментах разговор болтливой и спокойной машинок (слоги «бы-ры-бы-ры-бом», «линь-лонь»);

Сюжет: печатные машинки бывают разными. Одни из них большие и шумные, а другие маленькие и тихие. А есть ещё болтливые и молчаливые машинки. Вот послушайте и расскажите, как разговаривает эта машинка?

Далее взрослый обращает внимание детей на разное звучание печатной машинки: разговор нежный, взволнованный, весёлый, печальный и т.д., предлагая воспроизвести слоги, сопровождая их разными звуковыми средствами (шумовыми или музыкальными игрушками-инструментами) в речи, пении, либо в движении, используя звуковые жесты (хлопки, щелчки, притопы) в разном темповом и динамическом состоянии. Это позволит в будущем создать хор или оркестр печатных машинок в исполнении дошкольников.

Сюжетная музыкальная игра

 «Часы»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.28

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: фонограммы (игривый, спокойный, важный звук часов), карточки-модели ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание

Предлагаем:

- послушать фонограммы;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (спокойный, игривый, важный, громкий, тихий);

- создать ритмическую модель хода часовых стрелок из соответствующих блоков ритмоинтонаций в зависимости от характера звучания;

-  проинтонировать звукоподражания ходу часовых стрелок (слоги «тик, тили - таки, так») и воспроизвести ритмический рисунок в игре на музыкальных инструментах.

Сюжет:

Часы стоят, часы идут,

Они спешат и отстают,

И говорят за шагом шаг

То «тик», то «так»,

То «тик», то «так»,

Хотя ни языка, ни ног

Найти бы ты у них не смог.

Они нужны не для красы-

Диктуют время нам часы.

Сюжетная музыкальная игра

«Важный телефон»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 29.

Цель игры:  развивать у детей эстетическую      восприимчивость к окружаемому миру

Оборудование: фонограмма (разные телефонные звонки), примеры созвучий, отражающие змоцию важности, карточки-модели ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание:  предлагаем

- послушать телефонные звонки;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (весёлый, грустный, нежный, решительный, высокий, низкий, тихий, громкий, долгий, короткий);

- послушать рассказ;

- рассмотреть карточку ритмоинтонаций  соответствующую эмоции важности и воспроизвести в речи, затем в пении, игре на инструментах важный телефонный звонок на слоги «трынь-трынь», «брынь-брынь»;

Сюжет: в магазин привезли новые телефоны. Они были красивыми, блестящими и разноцветными. Среди них выделялся один: большой, с круглыми боками, важный и гордый телефон. Он смотрел на всех свысока, прищурив глаз. Конечно, он отличался от других телефонов. Наверное он и звонил как-то по-особому. А вот как? Кто из вас может показать, как звонил важный телефон? Какой у него был голос? Высокий или низкий, тихий или громкий? Затем взрослый обращает внимание детей на характер звучания звонка (нежный, взволнованный, весёлый, печальный и т.д.) и предлагает воспроизвести слоги в речи, игре на детских инструментах и пении.

Сюжетная музыкальная игра

«Ложки»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 51.

Цель игры:  развивать творческое воображение и сенсорные    возможности ( чувство ритма, звуковысотный, динамический, тембровый слух).

Оборудование: маленькие и большие металлические ложки, карточки-модели ритмоинтонаций.

Игровые задания:  предлагаем

- послушать звук стучащих друг о друга ложек;

- выявить сенсорный характер их звучания (высокий, тихий и медленный – нежность, громкий и быстрый – сердитость);

- послушать звукоподражания (звуки «брям-бром») и рассмотреть карточки с ритмоинтонацией, затем воспроизвести слоги, сопровождая их хлопками или другими музыкальными жестами;

иммитировать интонацию разговора образов с помощью ложек и слогов «брям-бром»);

- послушать вальсы нежного и сердитого характера;

- изобразить разговор ложек. Разделиьться на команды и совместно воспроизвести ритмоинтонации нежного и сердитого образов с помощью ложек и слогов, затем повторить под музыкальный аккомпонимент;

- сочинить историю о нежной и сердитой ложках;

Сюжетная музыкальная игра

«Колокольчики»

Возраст: от 5 до 6 лет

Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 52.

Цель игры:  развивать творческое воображение и сенсорные    возможности ( чувство ритма, звуковысотный, динамический, тембровый слух).

Оборудование: маленькие и большие  колокольчики, карточки-модели ритмоинтонаций.

Игровые задания: 

- послушать музыкально-иллюстртрованный рассказ (обращаем внимание детей на звучание разных по размеру колокольчиков)

выявить сенсорный характер их звучания (высокий, тихий, низкий, громкий);

- послушать звукоподражания (слоги «дили-динь-дон») и рассмотреть карточки ритмоинтонаций, затем воспроизвести слоги, сопровождая их хлопками или другими музыкальными жестами;

- иммитировать колокольный звон с помощью колокольчиков и слогов «дили-динь-дон»;

- назвать образы, похожие на звучание колокольчика (капель, цветы колокольчики, звон хрусталя…);

- изобразить разговор колокольчиков. Разделиьться на команды и совместно воспроизвести ритмоинтонации образов игривого и важного колокольчиков с помощью слогов, затем под музыкальный аккомпонимент;

Сюжет: На поляне росли синие колокольчики. Каждое утро они нежно позванивали, встречая рассвет. Солнышко ласково обнимало их ласковыми лучами и укрывало прозрачными капельками росы. Все колокольчики успокаивались и продолжали тихонько шептать своими серебряными голосами. Только один колокольчик громко трезвонил и суетливо вертел головкой. Он был ещё совсем маленьким. Ему хотелось петь, играть, веселиться, болтать с жучками и порхающими вокруг него бабочками. Но важные колокольчики смотрели на него строгим взглядом и гордо покачивали головами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.Музыкально-дидактические и...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Очень важно использовать в музыкальной деятельности, самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры. Особенно важно их использовать на музыкальных занятиях, потому как они развивают музыка...

статья "Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей."

В игровой форме музыкальные способности детей развиваются гораздо эффективнее....

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников

Доклад на тему: «Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников»...