ДЕТИ-ТВОРЧЕСТВО-ИГРА-ТЕАТР
статья по музыке

Карташова Галина Николаевна

                                 
 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

 

Аннотация

Детям интересны театрализованные игры возможностью погружения в сюжетную историю, перевоплощения в необычных персонажей, взаимоотношений в игре. Театрализованная игра способствует развитию творческих и музыкальных способностей ребенка, бережно вовлекает в мир книги.

Ключевые слова

Театрализованная игра, творческие и музыкальные способности, образы героев, самовыражение и самореализация.

 

Реализуя цель развития творческих и музыкальных способностей дошкольника, мы в своей работе активно применяем театрализованные игры.

В данном контексте мы рассматриваем театрализованную деятельность как игровую форму взаимодействия педагога и ребенка через реализацию определенного сюжета потешки, сказки, рассказа, стихотворения.

 Поскольку в потешке образы героев очень яркие, динамичные и понятные, действия очень четкие и простые, дети уже в ясельной группе способны легко, с большим желанием и настроением воспроизводить их. Подключая музыкальное сопровождение, и атрибутику, наши воспитанники драматизируют такие потешки как «Козлик», «Мышка», «Лисичка-сестричка». Со второй младшей группы детям становятся интересны для инсценирования стихотворения А. Барто «Игра в стадо», С. Маршака «Перчатки», сказки. Особенно хороши сказки, где действующие лица – звери.   Ребенок с радостью становится зайчиком, курочкой, лисой, волком или медведем. Легко драматизируются русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». «Сказка для каждого ребенка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб», - отмечает К.И. Чуковский.

В старшем дошкольном возрасте дети инсценировали такие произведения как «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, сказка «Яблоко» В. Сутеева, рассказ «Волшебное слово» В. Осеевой.

Мы работаем над подбором литературного произведения. Необходимо, чтобы содержание было занимательным, заинтересовало ребенка, вызвало сильные чувства и переживания.

Предлагаем рассмотреть театрализованную игру по стихотворению А. Барто «Игра в стадо» во второй младшей группе.

Роли и исполнители

Ведущая – девочка с ободком «Корова»

Анна Николаевна, воспитатель, - девочка с соответствующей прической.

Две собачки – мальчики в костюмах «собачка».

Коровы – все остальные девочки с ободками «Корова».

Бычки – все остальные мальчики с ободками «Бычок»

В центре зала декорация круглого луга из искусственных мелких цветов.

(дети сидят на стульях в ряд)

Звучит веселая музыка С. Прокофьева «Прогулка» из цикла 12 пьес для детей.

(дети берутся за руки, делают круг вокруг луга)

Звучит детская песенка «Кто пасется на лугу», слова Ю. Черного, музыка А. Пахмутовой.

На словах «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…» - дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом. На вопросе песни «Кони?» дети останавливаются, отвечают: «Нет, не кони!» Продолжают движение по кругу. Аналогичные действия со следующими куплетами с козами и коровами. После слов песни «Правильно, коровы!» дети останавливаются, хлопают в ладоши и поют: «Пейте дети молоко, будете здоровы!» Ведущая размыкает круг, становится в центре образовавшегося полукруга:

- Агния Барто «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо (мальчики рычат).

Мы рычали и мычали (девочки мычат),

По-собачьи лаяли (собачки» лают),

Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго:

(выходит Анна Николаевна)

- Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких я вижу в первый раз.

(ведущая)

Мы сказали ей в ответ:

(хором)

- Никаких детей тут нет!

(мальчики)

- Мы не Пети и не Вовы –

Мы собаки и коровы.

(мальчик – собачка)

- И всегда собаки лают,

Ваших слов не понимают.

(девочка – корова)

- И всегда мычат коровы,

Отгоняя мух.

(ведущая)

- А она в ответ:

(Анна Николаевна)

- Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

(дети строятся парами, идут по кругу под музыку С. Прокофьева «Марш» за Анной Николаевной, мыча, рыча и лая; останавливаются, кланяются)

Театрализованная игра разыгрывалась по заранее подготовленному сценарию. Образы героев яркие, динамичные, понятные детям. Действия имеют четкую структуру и легко воспроизводятся.

Такие игры прочно вошли в нашу педагогическую деятельность. Они влияют на развитие речевых умений дошкольника, способствуют более глубокому пониманию содержания детских произведений. При декламировании обыгранных стихотворений дети поистине проживают происходящие события, эмоционально и самобытно передавая характеры героев, различные события и диалоговые ситуации. Наши воспитанники любят слушать детские произведения, рассматривать иллюстрации к ним, стремятся научиться читать.

Использование театрализованной игры способствует самовыражению и самореализации ребенка, воспитывает любовь к книге и формирует предпочтения будущего читателя. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству», - золотые слова В.А. Сухомлинского!

 

Литература

  1.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
  2.  Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982.
  3.  Чуковский К.И. – От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >