Обобщение педагогического опыта
статья по музыке

Тема опыта:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_opyta.docx32.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема опыта:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

         В образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения , отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как  одна  из  важнейших  сторон  общего  развития  ребенка.  Оно осуществляется  во  всех  видах  детской  деятельности  и  направлено  на  воспитание  любви  к своей   семье, дому, родному  городу,  Родине. Огромное влияние на развитие нравственно-патриотических чувств ребенка оказывает музыка. Дети учатся сопереживать,  поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,  она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.  Немаловажную роль при определении выбора темы опыта  оказали события, происходящие в нашем мире.

9 мая 2020 года вся наша страна отмечала государственный праздник - День Победы. Это была юбилейная дата – 70-летие.В этот знаменательный день, в нашем саду уже традиция проводить Бессмертный полк, и возложение цветов к памятным местам города. В 2021 году страна отмечает 60—летие первого полета человека в космос, отмечая это событие, мы прививаем  детям понимание насколько наша страна великая.

Реализую   в  своей  деятельности  задачи  нравственно-патриотического воспитания  через введение в воспитательно-образовательный процесс новые формы  работы  с  детьми  и  родителями. Было проведено анкетирование родителей по теме: «Нравственно-патриотического воспитания.» Таким образом, по результатам полученных данных, необходимо было провести работу по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используя вид музыкальной деятельности – пение. Для реализации работы по нравственно – патриотическому воспитанию в нашем ДОУ созданы все необходимые условия в музыкальном зале, групповых комнатах ДОУ.

 АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

         Патриотическое воспитание сегодня ,в связи с последними событиями , одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожёгов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу ». Последнее время появился термин « новый патриотизм », который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Д.С.Лихачёв, говорил:«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

        Музыка выступает важным компонентом в патриотическом развитии детей. В последнее время заметно выросла потребность в эффективных методах и средствах, используемых в патриотическом развитии детей. Хоровое пение является эффективным средством патриотического воспитания. Вокальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали детей к хоровому пению.

ЦЕЛЬ.

       Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своей Отчизны.

ЗАДАЧИ.

       Для реализации поставленной цели были  определены следующие   задачи:

  • Подобрать    музыкально- патриотический материал, обеспечивающий  хор

или вокальную группу  воспитанников репертуаром песен;

  • Определить наиболее эффективные пути и методы формирования  навыков хорового пения в процессе исполнения детьми вокальных произведений патриотического характера;
  • Раскрыть значение патриотических песен, обследовать методы их воздействия на развитие патриотизма в целом.
  • Учувствовать в  реализации проектов: «Классическая музыка в детском саду»,  «Традиции русской народной культуры».
  • Наработать вспомогательный музыкально-песенный материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
  • Проанализировать полученные результаты.

НОВИЗНА  ОПЫТА

      Новизна опыта заключается в инновационных подходах к нравственно–патриотическому воспитанию детей; Взаимодействие с семьями воспитанников, взаимодействии с педагогами ДОУ.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

       Воспитание и обучение детей проводится в тесном содружестве с семьей и реализуется в рамках программы развития по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья». Осуществляется за счет различных форм работы с родителями: проведение  консультаций, выступление на родительских собраниях, недели открытых дверей, разработки методических рекомендаций, анкетирования  и т.д.

       Консультации для воспитателей, обсуждение различных проблем  на педагогических советах и семинарах, открытые показы концертов к Дню Единства и Согласия, Дню Победы, Дню России, способствуют обмену опытом работы с педагогами дошкольного учреждения.

       Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.    

      Задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве всех специалистов. И в нашем детском саду это хорошо поставлено. Музыкальный руководитель является связующей нитью в процессе взаимосвязи с педагогами. А педагоги оказывают большую помощь при подготовке и проведении праздников и развлечений, различных мероприятий. 

       В своей работе содействую становлению ребенка как нравственной личности, прививаю любовь и бережное отношение к Отечеству, и его истории. Развитию его музыкальной восприимчивости к музыкальным произведениям патриотического характера: о Родине, о Крае, о Великой Отечественной войне, о Великой Победе. Слушая музыку патриотического содержания, ребёнок познаёт. Познавая, рассказывает о том, что узнал; он взаимодействует со взрослыми и сверстниками в процессе игр, театрализованных постановок, в процессе исследований и обсуждений.

Один из самых торжественных и значимых праздников в нашем  образовательном учреждении -День Победы. Мы хотим, чтобы наши дети знали и помнили о событиях грозных лет войны, чтили память о погибших. Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом слушают серьёзные песни о войне  «Синий платочек», «Огонёк», поют песни «Смуглянка», «Катюша», песни современных авторов « Наследники победы», «Прадедушка», «Вечный огонь».

        Организация занятий в хоре воспринимается ребенком как естественное продолжение его музыкальной деятельности. Большое внимание в индивидуальной работе уделяется развитию тембрового и звуковысотного слуха, чтобы достичь чистого интонирования в хоре. Разработка рабочей программы вокального кружка: «Весёлые нотки» для одарённых детей старшего возраста является неотъемлемой частью работы. Кроме календарных мероприятий регулярно реализую разнообразные массовые мероприятия патриотического характера на уровне образовательной организации в соответствии  с планом мероприятий для определённого возраста детей

Дата проведения

Мероприятие

Тема

22.02.2021г.

Досуговое мероприятие

День Защитника отечества

Март 2021г.

Фольклорное развлечение

Масленица

9.04. 2021г

Тематическое занятие приуроченного к 60-летию первого полета человека в космос.

День космонавтики

29.04.2021г.

Танцевально- песенный марафон.

Салют Победе!

1.06.2021г.

Досуговое мероприятие на улице

День защиты детей

11.06.2021г

Мероприятие на улице

День России! День города!

1.09.2021г.

Досуговое мероприятие на улице

День Знаний

28.11.2021г.

Видеооткрытка

День Матери

2.04.2022г.

Вечер, посвящённый творчеству С.В.Рахманинова

К 150- летию со дня  рождения «Рахманиновские фестивали»

6.05.2022 г.

Концерт

День Победы

13.05.2022г.

Фольклорный фестиваль

Перезвоны родного края

1.06.2022г.

Досуговое мероприятие на улице

День защиты детей

11.06.2022г.

Досуговое мероприятие на улице

День России!

12.06.2022г.

Городское мероприятие праздничный концерт ДОУ города Тамбова,

День Города! День России!

22.08.2022г.

Патриотическое мероприятие

День Российского флага

1.09.2022г

Досуговое мероприятие на улице

День знаний «Наш любимый город Тамбов»

21.09.2022г.

Акция

Голубь мира

Ноябрь2022г.

Досуг

День Матери

Главную роль в повышении профессионального мастерства также играет участие в педсоветах, открытых мероприятиях сада, родительских собраниях, городских конкурсах, также консультации для воспитателей, одна из них по теме: «Растим патриотов России».

   Я являюсь участником мероприятий, проводимых на  уровне города, так же активное участие в различных  городских мероприятиях принимают мои воспитанники.

  • участие в городском конкурсе «Мелодии детства» в 2017 году, в номенации ансамблевое и хоровое пение получили сертификат участника.
  • участие в городском конкурсе «Мелодии детства» в 2022 году, в номенации «Народное пение» воспитанница заняла 1 место.
  • участие в гала-концерте в июне 2022 году посвящённом Дню Города и Дню России;
  • участие в концерте МБУ культурно-досугового центра «Мир»  в 2022 году посвящённом Дню города;
  • Участие  детей в городских конкурсах «Знайка» в 2017 году, где воспитанники наряду с другими знаниями, проявляют знания классической музыки в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду»

В своей работе я систематически применяет  ИКТ, предоставляет отчётную документацию с использованием следующих программ:

  • Microsoft Word –работа с документами (рабочие программы, ежегодные отчёты и самоанализы деятельности и т.д.);
  • Microsoft Excel – оформление диагностических материалов;
  • Microsoft Point –работа с изображениями;
  • Microsoft Power Point –работа с презентациями;
  • Microsoft Office Publisher –работа с информацией для нескольких участников педагогического процесса.

 Применяет цифровые образовательные ресурсы для ведения документации, для организации работы с воспитанниками. У меня  имеется электронная база по образовательной программе, публикации на сайтах .

Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей , я использовала информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность  материала. Дети с большим интересом слушают произведения патриотического содержания и  презентации патриотической направленности .      Доказано, что музыка имеет так же и целительный потенциал

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

По теме: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через хоровое пение»:

  • проводился  сравнительный анализ результатов исследования знания детьми  песен о Родине, Гимна России, песен Военных лет, о Великой Победе, ко Дню 9 Мая, песен о Тамбове ;
  • проводился : отчётный концерт хора детей в рамках вокального кружка «Весёлые нотки»;
  • Участие детей в городских мероприятиях и  конкурсах ко Дню  Победы  

Совместное  решение  задач  нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, дало  ощутимые  результаты. У детей сформировались следующие ценностные ориентиры:

  • У детей сформировались духовно-нравственное отношение и чувства

сопричастности к родному дому, детскому саду, своей семье;

  • Сформировались чувства уважения к истории Родины, истории Тамбова;
  • Отмечена динамика  в освоении детьми певческих умений и навыков;
  • У детей увеличился интерес к культурному наследию русского народа, сформировалось уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
  • С помощью песен патриотического содержания дети научились чувствовать и понимать, что такое добро и зло, красота природы и поступков.
  • Повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей детей; повысилась культура общения через музыкальное искусство.
  • Сформировалась потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Уровень речевого развития стал выше.

Таким образом,  решение задач нравственно-патриотического воспитания  мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни,  а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости, потребности в здоровом образе жизни и любви к своей Родине.

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

  1. «Патриотическое воспитание детей на  основе проектно-исследовательской деятельности» Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова
  2. «Государственные праздники для дошкольников» А.Н.Зимина
  3. «Патриотическое воспитание дошкольников»Алешина Н.В.
  4. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П.Ватаман
  5. . "Растите детей патриотами"Жариков А.Ю
  6. "Герб и флаг России"Ривина Е.К.
  7. . "Я живу в России"Каплунова И.М., Новоскольцева И.А
  8. . "Российская символика"Ривина Е.К

Технологии, которые я применяю в работе:

Технология

Цель

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Усиление познавательного интереса дошкольников к музыке, активизировать  детское внимание с помощью использования презентаций.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика
  • речь с движением или игры со словом.

Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, развитие мелкой моторики, речевое развитие.

Технология проектной деятельности:

  • Классическая музыка  в ДОУ.
  • Фольклорные песни

  • Традиции русской народной культуры

Приобщение ребенка к удивительному  и прекрасному миру музыки, развитие  музыкально-творческие способностей  детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение  к нему, стремление активно, творчески  сопереживать воспринимаемое.

Активное познание основ национального искусства, приобретение культурного богатства родного народа.

Игровая технология.

Развитие театральных  способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Использование музыкально-дидактических игр.

Нетрадиционного организация НОД, досугов и развлечений - КВЕСТ.

Вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс.

               Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми столкнулись музыкальные руководители. Прежде всего, изменились требования к проведению НОД, т.к. были разработаны определенные педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе реализации ФГОС ДО.

Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные  квест-мероприятия  актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации не только  образовательной деятельности детей, но праздничных и досуговых мероприятий  в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Суть КВЕСТА в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе.

В ходе организации работы по квест - технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....