Работа над интонацией в рамках музыкального занятия
материал по музыке

Карташова Ольга Александровна
Работа над интонацией в рамках музыкального занятия в детском саду 1.Подбор репертуара 2.Фразировка 3.Размер 4.Тональность 5. Методы и приёмы в разучивании и закреплении нотного материала

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад 34"Теремок". Музыкальный руководитель Карташова Ольга Александровна.

Тема-"Работа над интонацией с детьми в рамках музыкального занятия в детском саду"

1.Подбор репертуара

2. Фразировка

3.Размер

4.Тональность

5. Методы и приёмы в разучивании и закреплении  нотного материала

             Пение  – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, т.к. пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную  систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

 В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. 

На музыкальных занятиях в детском саду совсем немного времени можно отвести на разбор, закрепление и отработку песенного репертуара. Я могу тратить из отведенных 20-25 минут примерно 5-7 минут на работу с песнями. Каких принципов в выборе репертуара я придерживаюсь исходя из опыта работы.

1.Пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы должен быть подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

 2.Желательно выбирать такие произведения, где фраза строится из 2-4 тактов, с чётким окончанием музыкальной мысли. В песне должны быть чёткие границы в предложениях.

Пример такой фразы можно увидеть в песне «Осенняя шуточная». Здесь фразы строятся по 2 такта, с чётким завершением мысли.

   

Дети при этом конкретно понимают, куда им нужно двигаться и где им нужно заканчивать петь.

3. Никогда не беру песни со сложным размером 6/8 и редко очень ¾. Эти размеры сложны для детского восприятия. Как правило, фразы в таких произведениях очень длинные и детям сложно всё запомнить и правильно проинтонировать.

4. Подбор тональности один из основополагающих моментов в успешном выступлении. Тональность должна быть удобна детям. Следует выбирать репертуар в пределах до-до 1-ой октавы, или меньше. Если произведение вам понравилось, но тональность неудобна, всегда можно сделать транспорт тональности и транспорт минуса, если вы применяете его в выступлении.

5. При работе над чистым интонированием не использую фонограммы, только под фортепиано, на разной динамической нюансировке можно добиваться умению чисто интонировать. Можно применять фонограмму только после хорошо разобранного и выученного материала. Пение по фразам,  предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом». Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой).

         В отношении темпа, песни нужно брать только в удобном темпе, чтобы дети всё успели пропеть и проинтонировать. В противном случае в исполнении будет просто выразительное дикламирование текста.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Нужно следить за громкостью, не разрешать кричать детям, т.к они не будут слышать не только себя ,но и партнёров.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе  в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами.  

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу).

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук.

Все эти моменты очень помогают при работе над интонированием, звуковедением и исполнением. Вполне хватает отведенных 5-7 минут и в течении 3-4 недель репертуар готов к выступлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Забота о здоровье детей-важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интелл...

Ритмические упражнения в рамках музыкального занятия

В работе я знакомлю с некоторыми видами ритмичексих упражнений,которые можно применять на музыкальных занятиях в детском саду....

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....

Квест-технология, как инновационная форма работы со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях.

laquo;КВЕСТ –ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».   У.Шекспира : «Вся жизнь игра, а люди в ней актёры»Уника...

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"...

Работа с шумовыми инструментами на музыкальном занятии в ДОУ

В данном материале рассматриваются различные варианты работы с шумовыми детскими музыкальными инструментами на занятиях в ДОУ...

Презентация: "Организация работы по патриотическому воспитанию на музыкальных занятиях"

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...