Мастер - класс по теме " Инновационные методики в музыкально - коррекционной работе с детьми ОВЗ"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Денисова Ирина Александровна

Отчёт по теме самообразования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское.

МАСТЕР- КЛАСС

по теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Музыкальный руководитель

                                                            Денисова Ирина Александровна

2023г.

«Задача педагога - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»

(Э. Жак-Далькроз).

   Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей.

  Музыкально-коррекционная деятельность направлена на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире.

Каждый год я стараюсь обновлять методы и приёмы, которые помогают улучшить музыкально - речевые способности детей ОВЗ. Ведь для того, чтобы вовлечь ребёнка в любую совместную деятельность, необходимо, прежде всего самому загореться интересом к этой работе.

Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.

Цель: изучение инновационных методикв музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Задачи коррекционно-образовательной работы.

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Развивать чувство ритма, ритмическую, интонационную выразительность.
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать коммуникативные качества.

Направления музыкальной работы.

1.Ритмическая разминка. Приветствие.

(Коммуникативная игра «Ты шагай»)

2. Артикуляционная гимнастика.

(«Часики»Фиксики)

3.Дыхательные упражнения.

(«Летка-енька»)

4.Упражнения фонематической ритмики.

Автомотизация гласных звуков.

5.Логоритмика Е.С.  Железнова.

(Ли-ли), («Ми- ма - мэ»)

6.Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.

(Оркестр « Добрый мастер»)

7.Варежковый театр.

Инсценировка песни «Ёлочка»

8.Хор рук.

Ожидаемые результаты

*Повышение уровня речевого развития

*Стабильность эмоционального благополучия    каждого ребёнка

*Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Музыкальное приветствие – самый первый и важный раздел музыкального занятия, который настраивает ребёнка на позитив, создаёт атмосферу заинтересованности и активного участия. В игровой форме дети учатся взаимодействовать в коллективе, осваивают коммуникативные навыки.

Так же решаются музыкально ритмические задачи – ориентировка в пространстве, развитие чувства ритма, артикуляция, музыкальная память, слух, интонационная выразительность.

1. Ритмическая разминка. Приветствие.

Коммуникативная игра «Ты шагай»муз.  Коротаевой

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

                 Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

 1куплет. Поздоровайся ладошкой и своей красивой ножкой.

                  Плечиком и локотком и, конечно, язычком.

                  - Здравствуйте! (говорят)

 Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

                 Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

  2куплет. Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.

                   Пальчиком и кулачком и, конечно, язычком.

                   - Здравствуйте!

  Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

                   Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

  3куплет.  Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком.

                    Спинкой, тепленьким бочком.

                    И, конечно, язычком.

                    - Здравствуйте!

При разучивании песен на музыкальных занятиях я часто наблюдаю, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения способствуют разогреву речевого аппарата и работе над певческой дикцией и артикуляцией. Для того, чтобы упражнения не превращались в рутину, подбираю музыкальное или видео сопровождение. Такой приём вносит игровой момент в упражнение.

Упражнение «часики», «качелька», «лошадка», «конфетка», ритмические движения.

2. Артикуляционная гимнастика.

 «Часики» - Фиксики.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Дыхательная гимнастика - очень сложный раздел музыкального занятия. Как научить ребёнка правильно пользоваться дыханием? Как сделать дыхательную гимнастику не скучно? Закрепить и автоматизировать навык.

Я практикую такие упражнения, как «цветок», «пылесос», «вертолёт», «бегимотик», «погреем руки», «накачаем шины».

Сегодня я представляю вашему вниманию упражнение на короткий вдох, задержку дыхание и несколько коротких выдохов. Такой приём позволит ребёнку правильно взять дыхание и при пении равномерно распределить на всю музыкальную фразу. Эта методика представляется мне интересной, продуктивной. Проходит в игровой форме, пользуется интересом у детей.

    В данном случае мелодия служит ритмической поддержкой для тренировки дыхания. В качестве игрового моментами мною найден мультфильм к песне, который позволяет проводить дыхательное упражнение с удовольствием и автоматизировать навык.

3. Дыхательные упражнения на мелодию песни.

 «Летка-енька» М. Пляцковский

Учёными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно влияя на функцию речевых зон головного мозга.

Фонетическая ритмика предлагает ребёнку комбинацию движений в сочетании с произношением звуков, слогов, фраз и коротких текстов.

Моё внимание привлек метод вызывания гласных звуков. С этим связаны такие нарушения, как ринолалия( залаженность носа, оденоиды, риниты), дизартрия ( нарушение произношения, высокий или низкий тонус мягкого нёба). Часто ребёнок не может направить воздух через рот, обеспечить правильное положение языка при пении. Часть воздуха уходит в нос, что влияет на качество звука.

4.Упражнения фонематической ритмики.

Вызывание гласных звуков.

Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_, широко, плавно развести руки в стороны;

Звук о: руки в стороны, произнося звук о_, руки плавно округло соединить перед грудью (над головой).

Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у_, плавно вытянуть напряженные руки вперед.

Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э_, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Если получается звук близкий к а, то на ранних этапах обучения это допустимо.

Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и_, очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше. Если вместо и_ получается звук, похожий на э, то это в начале обучения допустимо.

5. Логоритмика Е.С.  Железнова.

Методика Железновых - способ разговорить молчуна.

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Логоритмика, речь с движением – это тоже игра. Ребёнок перевоплощается, принимает другой образ, и в нём ему уже не страшно, он может показать то, над чем другие не будут смеяться – ведь сейчас он другой…

 Во всех этих песнях одинаковая мелодия. И всего 2 ноты. Одна нота выше, другая ниже. Распевки похожи на русские народные потешки и очень нравятся детям. Просты в исполнении и образны.


Жа – мы нашли в лесу ежа
Жу – дали яблоко ежу
Же - ежик съел его уже
Жи - нам животик покажи

Ши – как конфетки хороши
Шо – мойте ручки хорошо
Шу – я к столу вас приглашу
Ша – будем кушать не спеша

Су – не пускают в дом лису
Са – ждет за дверью 2 часа
Сы – она хочет колбасы
Си – ей кусочек отнеси

Ли – улетели журавли
Ло – все дорожки замело
Ля – побелела вся земля
Лю – Новый год встречать люблю

Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств общим для речи и музыки.

К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, форма.

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритмепредставляет собой синтез поэзии и музыки.

6. Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.

«Добрый мастер» Ю. Селивёрстова

1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,

Ложки, бубны и звоночки детям с радостью дарил.

Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,

Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте

Тук-тук, ну-ка, вместе, тук-тук, эту песню,

 Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее!

2.Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал,      

Песенки припев забавный он всё время повторял:

Шлёп-шлёп, бубен в руки, шлёп-шлёп, туки-туки,

Шлёп-шлёп, поиграйте, от меня не отставайте.

Шлёп- шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню,

Шлёп-шлёп, посмелее, шлёп-шлёп, веселее!

3.Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,

И бубенчики -звоночки детям с радостью дарил.

Дзынь-дзынь, пошумите, дзынь-дзынь, позвените,

Дзынь-дзынь, поиграйте, от меня не отставайте,

Дзынь-дзынь, ну-ка вместе, дзынь-дзынь, эту песню,

Дзынь-дзынь, посмелее, дзынь-дзынь, веселее!

4. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил,

Музыкальных инструментов много детям подарил.

Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,

Дзынь-дзынь, колокольчик, развесёлый ты звоночек,

   Шлёп-шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню

   Все-все, посмелее, все-все, веселее!

7. Варежковый театр.

Инсценировка песни более полно и красочно раскрывает музыкальный образ произведения. Пение в движении в театральных костюмах часто используется в детских театрализованных представлениях.

Варежковый театр- приём индивидуальной театрализации вместе со всеми. Необычность в том, что дети хором исполняют произведение и каждый ребёнок имеет возможность самовыражения по - своему. Здесь задействованы сразу множество способностей маленького исполнителя. Он поёт, танцует, показывает руками сюжет действия, задействован в игре. Детям очень нравится такая музыкальная деятельность. И главное, что все музыкальные способности развиваются в игре.

Инсценировка песни «Ёлочка» С. Крючкова

1.Ёлочка стояла,стройной вырастала.
Вот такой, вот такойстройной вырастала.
2.
Жил под ёлкой зайка, зайка – побегайка.
Вот такой, вот такой зайка - побегайка.
3.
Как увидел волка, спрятался за ёлку.
Там сидит и дрожит,спрятался за елку.
4.
Как увидел мишку,выглянул зайчишка.
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой.
5.
К елочке лисичкакак –то подбежала
И зайчишку онатут же увидала.
Лиса: Я – лиса-плутовка, зайчиков поймаю,
Но не буду их есть,только поиграю.

8. «Хор рук»-одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

Вначале мы отрабатываем один музыкальный образ. Я беру роль ведущего – дирижёра на себя, дети быстро вовлекаются в действие и с удовольствием пробуют себя в этой деятельности.

Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку.

И действительно все без исключения дети хотят побывать в роли дирижёра.

Эта технология может быть использована как на занятии, так и в любой концертной деятельности.

«Хор рук» «Звёзды и цветы» муз. В. Косма

     Музицирование – мощный фактор развития жизненно важных умений и навыков, способ коррекции особенностей развития.

   У детей с ограниченными возможностями могут быть

неограниченные творческие способности.

И наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя прекрасный мир музыки.

Список литературы

 

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  3. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
  5. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
  6. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....

Описание практической части мастер класса на тему: «Использование степ - платформ в оздоровительной работе с детьми».

Преставлен методический материал из опыта работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста....

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...

Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".

Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...

«Мастер-класс по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе....

Мастер-класс на тему: «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовател...