1.ФПМ-2023.Обобщение опыта.Онучина Л.Х.
материал по музыке

Онучина Лиана Хизатулловна

1.ФПМ-2023.Обобщение опыта.Онучина Л.Х. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fpm-2023.obobshchenie_opyta.onuchina_l.h.doc111.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Администрации Кетовского муниципального округа

МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа»

(дошкольное образование)

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:

«Развитие пластической выразительности

и двигательных

способностей детей на занятиях ритмики"

                                            Воспитатель:    Онучина

                                                                    Лиана

                                                                                  Хизатулловна

                                       

2023 г

Тема: «Развитие пластической выразительности и двигательных способностей детей на занятиях ритмики"

Актуальность.

Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. С приходом в детский сад у каждого второго ребенка наблюдается плоскостопие, нарушение осанки, а порой искривление позвоночника. Дети имеют ограниченный запас двигательных навыков: одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: "гнутся", поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.    

   Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

   Для обогащения внутреннего мира, духовного склада ребенка необходима гармония «духа» и «тела», целостность развития, укрепления и сохранения здоровья детей.

  Эти проблемы успешно решаются на занятиях "Ритмика".

  Что такое "хореография", знает, пожалуй, каждый. А вот «ритмика» не вызывает таких четких ассоциаций. Что же такое «ритмика»?

   «Ритмика» - это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

  Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения.

   В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, позднее—Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева и другие.

   В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения»«музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку»«музыкальное движение»«музыкально-ритмические движения».

Что дает ребенку ритмика и в чем ее отличия от обычной физкультуры? Занятия по ритмике проводятся под музыку, кроме того ритмика идет в дополнение к физкультуре, а не вместо нее. Ведь чем больше физической активности, тем лучше для ребенка. Ритмика развивает в ребенке в первую очередь чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это лишь о чисто технической стороне.

Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка выражать свои эмоции под музыку, т.е. развивает в ребенке эстетический вкус, фантазию, память, обогащается детский кругозор, способность к самовыражению. Помимо этого, на занятиях ребенок учится работать в коллективе и ощущать себя частью этого коллектива. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Обоснование темы.

Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, могу сказать, наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, пластической выразительности, координации движений, ориентации в пространстве. В своей работе я сделала упор именно на эти пункты. И именно из этих соображений я взяла свою тему по самообразованию.

 Цель: развитие двигательные способностей и пластической выразительности детей на факультативных занятиях ритмики.

 Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений и упражнений;
  • развивать точность, координацию движений, гибкость и пластичность;
  • формировать умения соотносить движения с музыкой;
  • развивать способность передавать в пластике музыкальный образ;
  • формировать правильную осанку, красивую походку;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать творческие способности, потребность в самовыражении в движении             под музыку.          

  Свою работу я осуществляю в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, педагогами.

      Работа с детьми: 

      Основной формой работы с детьми является факультатив «Ритмика». На этой форме работы я остановлюсь подробнее.

       Программа факультатива разработана на основе авторской программы по танцевально-игровой гимнастике Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной "СА-ФИ -ДАНСЕ". Программа рассчитана на 2 года обучения - от 5 до 7 лет.

       Продолжительность занятий по ритмике обусловлена возрастом   занимающихся (25 - 30   минут, 1 раз в неделю).

       Занятие по ритмике состоит из   нескольких частей:

I часть

II часть

III часть

включает упражнения  на умеренную  двигательную активность:

- построение;

- поклон (приветствие);

 -различные виды ходьбы: на полупальцах, бодрая, спокойная, топающим  шагом, вперед  и  назад  (спиной), с высоким  подниманием колена (высокий   шаг)   в разном темпе  и  ритме, ходьба  гусиным  шагом;

- бег – легкий, ритмичный, передающий    различный    образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый    (бежим по «горячему песку»);

- прыжковые движения –  с   продвижением     вперед, прямой  галоп –   «лошадки», подскоки;

- ритмическая разминка с ярким музыкальным сопровождением, которое настраивает детей на занятия и создает у них положительный эмоциональный фон;

- упражнения на пластику и гибкость.

    Благодаря веселым танцевальным разминкам занятия с детьми становятся насыщенными, эффективными, легкими и радостными. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

включает упражнения  с наиболее динамичной двигательной активностью. Здесь разучиваются новые движения, танцевальные постановки и т.д.,  совершенствуются ранее полученные навыки.  

 Данная часть занятия должна сопровождаться яркими танцевальными  комбинациями, плясками, сюжетными танцами.  По длительности – 2/3 общего времени занятия.

В данной части занятия снимаем напряжение, излишнюю эмоциональность, включаются музыкальные и сюжетно-образные игры на развитие творческих способностей детей. А также  в этой части занятия  я использую комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания, свободные действия под музыку. По длительности –   2-3 минуты. 

       Мышцы детей развиты слабо, они быстро устают от физических нагрузок. Ребенок не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии из-за слабости мышц спины. Поэтому я учитываю особенности развития ребенка и увеличиваю физическую нагрузку очень осторожно, постепенно укрепляя и развивая мышцы. Формируя устойчивый навык правильной осанки и совершенствуя танцевальные движения не следует долго отрабатывать одно и то же движение, повторяя его из урока в урок, ребенок постепенно научится выполнять его правильно и красиво.

     

       Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики с дошкольниками возможно только при использовании определенных педагогических методов обучения. В своей работе я использую:

- Метод показа.   Прежде чем начать разучивание нового движения, позы, педагог показывает его. В исполнении педагога, движение должно предстать перед детьми в законченном варианте, дети должны видеть художественное воплощение образа.

- Словесный метод. Это беседа о характере музыки, объяснение методики исполнения движений. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.

- Музыкальное сопровождение. К подбору музыки    для занятий я отношусь очень серьезно, использую музыку, которая доступна для восприятия и понимания ребенка: это детские песни, чаще песни    из    мультфильмов, эстрадные    и       классические произведения. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д.

- Импровизационный метод. Педагог часто сталкивается с зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность. При использовании этого метода не нужно никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, не соответствующие музыке.

   Благодаря этому методу, зажатые и стеснительные дети становятся раскрепощенными, не только на занятиях ритмики, но и в повседневной жизни.

- Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства с книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

- Игровой метод. Занятия по ритмике, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 5-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, я максимально использую в нем игру, насыщая занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение -  игрушки (атрибуты). Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение.

- Концентрический метод. Этот метод заключается в усложнении пройденного и усвоенного материала.

       Для поддержания интереса детей музыкально-ритмические занятия провожу разных видов:

             - Тематическое занятие;

             - Сюжетное занятие;

             - Игровое занятие;

             - Импровизация.

Кроме кружковой провожу также индивидуальную работу: как правило, с детьми, которые хуже справляются с заданиями. Это позволяет подтянуть ребёнка и повысить его самооценку.

   Работа с родителями:

   Без тесного сотрудничества с родителями результат нашей работы был бы гораздо ниже. Для поддержания интереса к образовательному процессу у родителей провожу информационно-просветительскую работу. В группах в родительском уголке размещаю информацию. Такую, например, как:

-"Значение ритмики для общего развития ребенка "

- "Внешний вид детей на занятиях по ритмике".

        Провожу индивидуальные беседы с родителями, чаще рекомендательного характера, некоторые беседы происходят по инициативе родителей. Многие, видя успехи детей, обращаются за консультацией о дальнейшем развитии своего ребёнка. Более того у родителей появился интерес и желание самим подключиться к этой деятельности. Так в процессе подготовки к выпускному утреннику родители обратились с просьбой помочь разучить танцевальную композицию для ответного слова. Чем очень порадовали своих детей и зрителей.

       Работа с воспитателями:

     Ещё одно направление моей работы - это работа с воспитателями, которое идет в тесном сотрудничестве.

        Подбирая танцевальный репертуар на утренники, я ориентируюсь на запрос педагога. Расстановка детей в танцы идет в согласовании с педагогом. Так как воспитатель лучше знает характер детей, возможности, а порой приходится учитывать мнение родителей, с которыми воспитатели работают в более тесном контакте.

        В помощь педагогу для решения музыкально-ритмических задач мною разработана «картотека музыкально-ритмических игр», комплекс игровых упражнений, веселые физкультминутки.

        Для раскрепощения детей я сделала подборку музыкальных композиций и детских песен, которые могут использоваться в группах в свободной деятельности. Дети сами проводят ритмику, танцуют и даже ставят свои танцы.

Итоговым продуктом всей нашей деятельности является - танец.  Выступления  на утренниках в детском саду дают возможность увидеть достижения детей, представить результат нашей работы на публику. Дополнительным стимулом к дальнейшему развитию является одобрение родных, т.к. для детей очень важно, чтобы на них смотрели, гордились ими. Выступая на открытых мероприятиях, дети привыкают к зрителю. И постепенно перестают бояться выступать на сцене. Благодаря чему, мы смогли вывести своих воспитанников на село и даже на район.

Дети подготовительной группы участвуют в мероприятиях, посвященных торжественным и праздничным датам - 8 марта, День Победы, День села, которые проходят в Доме Культуры. Каждый год мы принимаем участие в районном конкурсе "Кетовские таланты". В 2015 г. с танцем "Калинка" дети взяли "Гранд-при". В 2016 году - стали Лауреатами конкурса с танцем "Ох, Сережка". В 2019г. с танцем "Семечки" - диплом Лауреата. В январе 2021года танцевальный коллектив детского сада участвовал в 3 Международном онлайн - конкурсе "Таланты нового года"с танцем "Ох, Сережка" и стали лауреатами 2 степени.

За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения в 2019 году удостоена почетной грамотой от Управления народного образования Администрации Кетовского района.

Движение под музыку для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать себя. И, конечно, не столь важно, какой метод, прием выбрал педагог, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал встречи с музыкой и танцем.

На организационно-теоретическом этапе  для повышения уровня своей компетентности, я изучила следующую литературу по теме самообразования:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Национальный проект «Образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 № 10.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций/ постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года N 26
  • А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»,
  • Ветлугина, Н. А., Кенеман, А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»,
  •  Выготский, Л. С. «Психология искусства»,
  • Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. «Методика музыкального воспитания»,
  • Дрожжина, Е. Ю., Снежкова, М. Б. «Обучение детей танцам в детском саду», 
  • «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, 
  • «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, 
  • «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, 
  • «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
  • Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Ресурсы сети Интернет:

 http://standart.edu.ru/ 

http://vospitatel.com.ua/cateqory/raznoe.html   материалы для воспитателей ДОУ

http://www. vseodetishkax.ru/

http://pedkopilka.ru/ педкопилка

http://dohcolonoc.ru/ Сайт «Дошколенок» для педагогов

http://www. dovosp.ru Журнал «дошкольное образование»

http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm все для детского сада

http://www. ivalex.vistcom.ru/i gry.him Воспитание детей дошкольного возраста

hittp://doshkolnik. ru/zaniatia-s-detmi/4822-kyn-matem. html Дошкольник сайт для всей семьи

http://detsad-kitty.ru/ детсад

hitp-/vospitatel.com.ua/ Сайт воспитатель

http://school113.boxmail.biz/egi А.С.венгер Математика в детском саду

http://detsadd.narod.ru/index_12.html  Презентации обучающие игры

http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и  семье

hitp://detsad-kitty.ru/zametky/9649-3dorove-rebenka-v-nashix-rukax.html – Интересные статьи и заметки

http://detsad-kitty.rw/oformlenye - Папки передвижки, плакаты

http://doshkolniky.ru/index. php/2009-02-17-06-01-22 – Ребенок задает вопрос

hitp://detsad-kitty.ru/- Детский сад. Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для школьников и воспитателей детских садов.