Пластилиновая азбука (лепим - поём - читаем)
учебно-методический материал по музыке

Мезенцева Алёна Викторовна

Пластилиновая  азбука  (лепим - поём - читаем)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platilinovannaya_azbuka.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пластилиновая  азбука  (лепим - поём - читаем)

Песенки для развития знакомства детей с буквами и обучения чтению по слогам. Для детей от 1,5 до 5 лет

 

Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям. Пособия используются педагогами ведущих детских центров Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.  

Предлагаемый метод знакомства детей  с буквами  и обучения чтению по слогам  вызывает живой интерес детей  и  способствует развитию мелкой моторики, а также развитию речи. Для занятий с детьми от полутора до 4 лет и для  коррекционной работы с детьми 5-6 лет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ:

1. "Урок" продолжается приблизительно  7-10 минут затем  после переменки ( 3-7 минут подвижных игр) - второй "урок".

2. Занятие  начинается с совместной лепки палочек и колечек, необходимых                                        для складывания  нужной буквы. Даже малыш полутора-двух лет может помочь маме раскатывать палочки  и прижимать их  друг к другу.

3. На первых занятиях взрослый во всём помогает малышу и комментирует свои действия, в дальнейшем помощь по - возможности  сокращается

4. Взрослый рисует и произносит несколько раз  выбранную букву, предлагая ребёнку повторить звук. Затем, включив фонограмму, взрослый, подпевая песенку, складывает  букву вместе с малышом.

5. После этого, уже без фонограммы надо помочь малышу сложить вторую такую же букву, при этом следует комментировать  свои действия.

6. После переменки по желанию ребёнка можно ещё раз сложить букву. Лучше петь под  фонограмму "караоке".

7. После того как ребёнок запомнит 10-12 букв  дополняйте занятия  пропеванием букв и слогов (песенки - упражнения №1 и №2).В начале занятия  с помощью ребёнка надо выбрать ранее слепленные буквы для нужной песенки – упражнения.

 8. В соответствии с порядком на фонограмме выложите вместе с ребёнком

4-6 разных пар букв на столе (можно  прилепить к  доске или к  кафельной стене). Внутри каждой пары букв выкладывается пластилиновая палочка - дорожка, длиной 5-10 см.

9. Под фонограмму взрослый поёт  буквы, объединяя их в слоги, при этом указательным пальцем ребёнка в соответствии с пением медленно ведёт под дорожкой от буквы к букве или разглаживает пластилиновые дорожки. Ребёнок может держать указательный палец взрослого или  по желанию самостоятельно указывать пальчиком. В  этом случае при ошибках  ребёнка взрослый помогает,

подсказывая движение жестом (или придерживая руку ребёнка).

 10. После переменки  упражнение выполняется повторно под ту же фонограмму

или под вариант караоке.

11. Можно также выполнить  упражнение без фонограммы под пение или чтение нараспев в удобном для ребёнка темпе.

12. Чтобы разнообразить задание, для чтения слогами можно использовать карточки  с буквами размер игральной карты (на каждой  карточке - одна буква). 13. Можно раскладывать на полу листы бумаги с буквами и при чтении водить палочкой-указкой от буквы к букве (от листка к листку).

14. С ребёнком  трёх-четырёх лет можно проговаривать или подпевать под фонограмму логопедические песенки, постукивая ручкой ребёнка  по карточкам с соответствующими слогами (4 карточки для каждой песенки).

Ребёнок может также сам  стучать по карточкам карандашом или ручкой куклы и пробовать петь под фонограмму сам.

 

15. Минусовые фонограммы (караоке)  к песенкам упражнениям  могут использоваться для новых упражнений составленных  педагогами и воспитателями с учётом возможностей  малыша.

16. Пропевая  или проговаривая нараспев слова под минусовую фонограмму, Вы можете после каждого слога делать паузу, и у ребёнка появится дополнительное время для  перехода к очередному слогу.

17. Рекомендуем заниматься  ежедневно, но не более 15 - 20 минут, включая  в это время переменку для подвижных. Тогда предлагаемое обучение  будет доставлять ребёнку удовольствие и позволит овладеть  первыми навыками чтения в раннем возрасте.

Диск №10.

Песенки о буквах  с вариантом караоке

А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, Ж, К, И, Е

Читаем по слогам

Песенка - упражнение №1

У - А    У - А    У - А    У - А     И - О    И - О    И - О    И - О  

У - М    У - М       У - М    У - М    З - А    З - А     Н - А   Н - А

вариант караоке

У - У   У - У    А - А    А - А  

И - И    И - И    О - О    О - О    

З - У    З - У     З - А    З - А    

З - И    З - И    З - О    З - О  

М - У   М - У    М - А    М - А    

М - И   М - И    М - О   М - О  

Песенка-упражнение №2

А-У   А-У   И-А   И-А

У-А   У-А   И-А   И-А

А-М   А-М   У-М   У-М

И-М   И-М   У-М   А-М

М-А   М-А   М-У   М-У

М-Е   М-Е   М-И   М-И

Н-А   Н-У   Н-Е   Н-И

Л-А   Л-У   Л-Е   Л-И

вариант караоке

(можно пропевать каждый слог  дважды )

З - А   Л - А   М - А   Н - А

З - У    Л - У   М - У   Н - У  

З - Е   Л - Е   М - Е   Н - Е  

З - И   Л - И   М - И    Н - И  

А - З   А - Л   А - М   А - Н  

У - З   У - Л    У - М    У - Н  

Е - З   Е - Л   Е - М    Е - Н  

И - З   И - Л    И - М   И - Н

Песенка-упражнение №3

(каждая строчка повторяется  2 раза)

Е - Л   Е - Л    Е - Л    Е - Л    ЕЛ

А - М   А - М   А - М   А - М   АМ

А - Х    А - Х    А - Х    А - Х     АХ

О - П   О - П   О - П   О - П    ОП

Вариант караоке:

Гласная + согласная :  У - М   И - М   У - С   О - Й  и др.

Согласная + гласная :  Ш - А   З - О    Н - А   Л - Я  и др.

Слог + согласная : МА - К   НО - С   КО - Т   ДО - М  и др.

(каждый слог можно петь по 2 или по 4 раза)

 ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ И ПЕСЕНКИ

1. Петух ( КУ, ГИ, ГУ, КИ), и вариант караоке

2.КОЗА  (ЗЫ, ЗЕ, ЗУ, ЗА) и вариант караоке

3.ЁЖ  (ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ) и вариант караоке

4. ЖУРАВЛИ  (ЛИ, ЛО, ЛЯ, ЛЮ) и вариант караоке

под фонограмму с вариантом караоке

с детьми 5-6 лет можно петь более сложный

вариант  с чередованием  парных согласных: С  - З   Ш - Ж   Р - Л  Г - К  

СЫ - ЗЫ  СЫ - ЗЫ    СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

СЕ - ЗЕ   СЕ - ЗЕ    Я  НАРВАЛ  ТРАВЫ  КОЗЕ  и т.д.

РИ - ЛИ   РИ - ЛИ  ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.

ША - ЖА   ША - ЖА   МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ГУ - КУ   ГУ - КУ   СПЕЛ ПЕТУХ КУКАРЕКУ

Диск №11.

Песенки о буквах  с вариантом караоке

 Т, П, З, Й ,Г, В, Д, Б, Я, Ю, Е, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ь и Ъ

ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ

Песенка упражнение №4

МА-МА   МО-МО   МУ-МУ   МИ-МИ

ЛА-ЛА   ЛО-ЛО   ЛУ-ЛУ   ЛИ-ЛИ

НА-НА   НО-НО   НУ-НУ   НЕ-НЕ

ЖА-ЖА   ЖО-ЖО   ЖУ-ЖУ   ЖЕ-ЖЕ

АМ-АМ   ИМ-ИМ   ОМ-ОМ   ЕМ-ЕМ

АЛ-АЛ   ИЛ-ИЛ   ОЛ-ОЛ   ЕЛ-ЕЛ

А-Я   О-Ё   У-Ю   Э-Е

МА-МЯ   МО-МЁ   МУ-МЮ   МЭ-МЕ

Вариант караоке:

А - Х   А - Х    У - Х    У - Х    О - Х    О - Х    Э - Х    Э - Х

А - Й    А - Й    У - Й    У - Й    О - Й    О - Й    Э - Й    Э - Й  

О - Н    О - Н    И - М    И - М    М - Ы    М - Ы    В - Ы    В - Ы   и др.

лёгкие для чтения слова из 3-4 букв

читать ( пропевать) по 2 или по 4 раза:

НО - С,   ШУ - М , А - НЯ , А - СЯ  

НЁ - С   ПЁ - С   ЛУ -0 К   ЖУ - К

СО - К    БО - К    ТО - К    МО - К  и др.

МУ - ХА    МУ - КА     ЖУ - КА    РУ - КА  

МА - МА    СА -0 МА    НО - РА    ГО - РА  

Песенка-упражнение № 5

НА-НА-НА     НА-НА-НА     НУ-НУ-НУ     НУ-НУ-НУ

НИ-НИ-НИ     НИ-НИ-НИ     НО-НО-НО    НО-НО-НО

ЛУ-ЛУ-ЛУ      ЛУ-ЛУ-ЛУ     ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ      ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ

ЛИ-ЛИ-ЛИ     ЛИ-ЛИ-ЛИ     ЛА-ЛА-ЛА     ЛА-ЛА-ЛА

А-У-И     А-У-И    Е-О-А     Е-О-А

И-Э-О   И-Э-О   У-А-И    У-А-И

Вариант   караоке

Я - Я - Я    Е - Е - Е    Ё - Ё - Ё    Ю - Ю - Ю  

О - О - А      А - И - А    У - О - О   Ю - А - А   и др.

У - С - Ы   О - С - А    Я - М - А    И - М - Я

Я - Ш - А   Я - Н - А    О - Л - Я    И - Р - А  

С - О - К    С - О - Н    С - О - М    С - О - Р

 Простые слова из двух слогов пойте, повторяя  по 2 раза,или делая паузы вместо повторения. Тогда у ребёнка будет время  для подготовки к очередному слову.

КИ - С - А    ЛИ - С - А    МЫ - Л - О    БЫ - Л - О  

МА - Ш - А    СА - Ш - А    НА - Ш - А    КА - Ш - А  и др.

Песенка-упражнение № 6.

( Каждая строчка повторяется 2 раза )

МУ-МУ-МУ-МУ     БЕ-БЕ-БЕ  

КО-КО-КО-КО      АФ-АФ-АФ    

ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ    ПИ-ПИ-ПИ  

НУ-НУ-НУ-НУ     ДА-ДА-ДА

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ   ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Вариант караоке

другие лёгкие для чтения слоги:

ХИ - ХИ - ХИ - ХИ  ХА - ХА - ХА, АЙ…ОЙ,  АМ…ФУ,  ДУ…БИ и др.

Лёгкие для чтения слова и фразы:

А-НЯ  А-НЯ    АМ   АМ   АМ

Э-ТО   МА-МА  ДА  ДА  ДА

Э - ТО   ГУ - СИ   ДА  ДА  ДА и др.                                                                                

Песенка-упражнение № 7

Каждая строчка повторяется 2 раза

А - Я   О - Ё   У - Ю   Э - Е   Ы - И

МА - МЯ   МО -  МЁ   МУ - МЮ   МЭ - МЕ   МЫ - МИ

ДА - ДЯ   ДО - ДЁ   ДУ - ДЮ   ДЭ - ДЕ   ДЫ - ДИ

БА - БЯ   БО - БЁ   БУ - БЮ   БЭ - БЕ   БЫ - БИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИШКИ И ПЕСЕНКИ

С вариантами караоке:

1. Мишка (ЧЕ , ЧУ,   ЧИ,  ЧА)

2.Конфетки (ШИ, ШО, ШУ, ША)

3.Лиса (СУ,СА,СЫ,СИ)

4.Гора (РА,РЫ,РО,РУ)

С детьми 5-6 лет  под фонограмму караоке можно петь более трудный вариант,

отрабатывая чередование слогов с парными согласными:

1.ЩЕ-ЧЕ   ЩЕ - ЧЕ  ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.

2.ЖИ - ШИ  ЖИ - ШИ   КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ  и т.д.

3. ЗУ - СУ   ЗУ - СУ  НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.

4.  ЛА - РА    ЛА - РА   НА ГОРЕ  СТОИТ  ГОРА и т. д.

Чередование согласных  П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ  СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,

ПА - БА    ПА - БА   А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.

ПЫ - БЫ    ПЫ  - БЫ   КУРЬИ  НОЖКИ  У  ИЗБЫ,

ПЕ - БЕ   ПЕ - БЕ  ТА  ИЗБА  ИДЁТ  К  ТЕБЕ.

Чередование согласных  Т - Д:

ТЫ - ДЫ   ТЫ -  ДЫ  Я НАШЁЛ  ТВОИ  СЛЕДЫ.

ТЕ - ДЕ   ТЕ - ДЕ   ТОЛЬКО  НЕТ   ТЕБЯ   НИГДЕ.

ТУ - ДУ   ТУ - ДУ  А  Я  С  ДУДОЧКОЙ  ИДУ.

ТИ - ДИ   ТИ - ДИ   ПОСКОРЕЕ  ПРИХОДИ.

Рекомендуем также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже  читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) - ребёнок.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Поём. Играем. Сочиняем" Старшая группа

Музыкальное занятие для детей 5-6 лет, не посещающих детский сад, занимающихся в группах предшкольной подготовки....

Статья "Играем и поём"

Автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №5 «Подсолнушек» Статья: «Играем и поём» (для родителей дошкольников) Обучение детей пению – одна...

Презентация программы по исполнительскому творчеству "Поём и аккомпанируем"

Программа по развитию творческой активности "Поём и аккомпанируем" для  детей старшего дошкольного возраста, позволяющая в игровой форме обучить детей игре на музыкальных инструментах  и нот...

Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!"

Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!" приурчен к  IX международной акции "Спасти и сохранить"....

Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "

В рамках регионального проекта  PROчтение   , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на  выполне...

Презентация "Мы любим сказки А.С.Пушкина, читаем, играем, поём"

Мы живём в замечательном городе, которое носит имя великого русского поэта А.С.Пушкина. И поэтому, мы стараемся привить любовь к творчеству великого поэта. В подготовительной группе я осенью провожу п...

План родительского собрания, на тему: "Читать? Зачем читать? Что читать?"

Родительское собрание «Читать?Зачем читать?Что читать?»...