Воспитание интереса к движениям посредством сюжетного физкультурного занятия у детей четвертого года жизни
статья по физкультуре (младшая группа)

Бессонова Юлия Олеговна

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в это время осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками. Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении, и чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении.

Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием. 

Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Интересы детей к выполнению движений бывают разными. Это и подражание взрослым, это погружение в игровой сюжет, а в более старшем возрасте - стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки, даже в младшем дошкольном возрасте, часто подражая взрослым, думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость, стать сильным «как папа». И все эти аспекты необходимо учитывать. 

Обязательным условием успешного формирования у дошкольников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность дошкольников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане развития интереса к движениям. Таким образом, использование  в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий, базирующихся на учете возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказывать положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к движениям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Студентка 4 курса,специальность 44.02.01

Дошкольное образование,группа ДО-4Ф (2)

БЕССОНОВА Юлия Олеговна

 

Воспитание интереса к движениям посредством сюжетного физкультурного занятия у детей четвертого года жизни

Одним из важнейших условий физического развития дошкольника является обеспечение достаточной двигательной активности ребёнка. В период дошкольного детства у него закладывается потребность двигаться, а как следствие база двигательной подготовленности.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в это время осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками. Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении, и чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении.

В системе дошкольного образования одной из важных задач является воспитание здорового, физически развитого ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), физическое развитие детей дошкольного возраста очень важно, так как включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. А также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения различных движений.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С.Выготского, является «корнем любого детского творчества». Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия.

Проблемой оздоровления детей дошкольного возраста и вопросами двигательной активности занимались ряд авторов: Л.С.Выготский, Л.Д.Глазырина, С.В.Громова, Н.Н.Ефименко и другие.

Одним из актуальных вопросов сегодняшней методики физического воспитания детей является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста. Традиционные физкультурные занятия не всегда дают желаемый результат, у детей довольно долго формируются основные движения, неустойчив интерес к общеразвивающим упражнениям, потому что они порой скучны и утомительны для малышей. Необходимо искать новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении, способствовал укреплению здоровья. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения сюжетных занятий по физической культуре.

Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием.

Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Интересы детей к выполнению движений бывают разными. Это и подражание взрослым, это погружение в игровой сюжет, а в более старшем возрасте - стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки, даже в младшем дошкольном возрасте, часто подражая взрослым, думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость, стать сильным «как папа». И все эти аспекты необходимо учитывать.

Обязательным условием успешного формирования у дошкольников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность дошкольников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане развития интереса к движениям. Таким образом, использование  в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий, базирующихся на учете возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказывать положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к движениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....

Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни - как приоритетное направление деятельности МАДОУ.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране....

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной  культуры у детей четвертого года жизни...

Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни.

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблем...

Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни.

Физическому развитию в ДОУ уделяется много времени....

Физкультурные занятия для детей третьего года жизни

Пособие содержит конспекты физкультырных занятий и перспективное планирование основных движений, подвижных и музыкально-ритмических игр для групп раннего возраста на весь учебный год. Комплексы ОРУ, и...