Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
статья по музыке (старшая группа)

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья сочетаются с решением образовательных задач.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ritmiki_i_horeografii.docx46.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья сочетаются с решением образовательных задач.

Одним из путей такого направления является развитие у дошкольниковмузыкально-ритмических, пластических, двигательных способностей.

     Цель ритмики – активизация музыкального восприятия через движение. Музыкально- ритмический материал направлен на работу и развитие всех мышц и суставов. А ритмичная музыка, красивые, яркие костюмы, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышают работоспособность организма.

     Основу занятий ритмикой составляют комплексы различных упражнений, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальным характером.

     Выполнение и многократное повторение движений воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.

     С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных, и растормозить заторможенных детей.

     Ритмика и хореография для дошкольников решает, как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. Частные – привлечение детей к систематическим занятиям, укрепление здоровья, формирование правильной осанки, профилактика заболеваний, повышение работоспособности, развитие основных физических качеств, совершенствование чувства ритма, формирование культуры движений.

     Правильная постановка рук и ног, удержание правильной осанки, оттянутые носочки, красивые позы, собранные кисти – это характеристика красивого движения.

       Разучивание различных видов разминок способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляют дыхательную и нервную систему ребенка.

     Разучивание танцевальных движений формирует танцевальные умения и навыки, повышают общую культуру ребенка.

     Занятия ритмикой обогащают внутренний мир ребенка, укрепляют память, развивают мышление и фантазию.

Главная задача педагога – приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у детей – их здоровья.

 МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

 «РИТМИКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Комплекс музыкально-ритмических движений включает в себя разминку по кругу и разминку на середине.

Разминка по кругу состоит из элементов физкультуры, ритмики и хореографии.

Разминка на середине рассчитана на развитие различных групп мышц (головы и шеи, плеч, рук, корпуса, ног).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕХ ВИДОВ РАЗМИНОК:

  1. Необходимо хорошо знать порядок проведения разминки, т.к. он построен на основе плавного перехода от простого к сложному, поэтому движения нельзя менять местами.
  2. Уметь давать правильные команды к различным перестроениям, движениям, и танцевальным элементам. На каждое перестроение дается две команды: 1 –на перестроение, 2 – на возврат в исходное положение.
  3. При проведении разминок необходимо уметь правильно считать под музыку: счет «раз» приходится на сильную долю такта. Счет идет до 2, 4, 8, в зависимости от движения.
  4. При разучивании музыкально-ритмических движений и танцевальных элементов, соблюдать следующую методику:
  • Каждое движение назвать, используя образные сравнения;
  • Объяснить движение (исходное положение, на какой счет выполняется и что делать на каждый счет);
  • Качественно и выразительно показать движение под музыку;
  • Исполнить движение вместе с детьми, при этом считая под музыку.
  1. Перед началом каждого движения дать команду: «Приготовились, начали и…», затем идет счет для определенного движения.
  2. Перед исполнением любого движения напомнить детям о необходимости держать красивую и правильную осанку.
  3. По окончании разминки сделать небольшой анализ: поблагодарить детей за участие в работе, отметить тех, кто особенно старался и у кого движения получались очень хорошо; сделать мягкие замечания тем, кто не справился с ними, но выразить уверенность, что в следующий раз у них все получится.

РАЗМИНКА ПО КРУГУ

(комплекс физкультурных и танцевальных движений)

  1. Построение в шеренгу

(дети стоят плечо к плечу, лицом в одну сторону)

  1. Рассчитаться на 1,2
  2. Повернуться в колонну направо

(дети стоят в затылок друг другу)

  1. Маршировка по кругу обычным шагом

(шаг с пятки на носок, на 1 счет – 1 шаг, начинать с правой ноги)

  1. Построение парами

(И.П. - шеренга, рассчитаться на 1,2 и развернуться в колонну направо. Колонна детей двигается по залу обычным шагом. По команде вторые номера подходят к левому плечу первых и парами двигаются по залу. По команде вторые номера возвращаются на свои места)

  1. Ходьба врассыпную по кругу

(ходить в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом и равномерно занимая всю площадь зала.  По команде возвратиться на свои места)

  1. Змейка

(колонна детей идет вдоль или поперек зала, делая зигзаги от стены до стены, как можно ближе друг к другу)

  1. Ходьба на носках, на пятках и на внешней стороне стопы

(И.П. – ноги вместе, руки на поясе. 8 счетов –ходьба на носках, 8счетов – на пятках, 16 счетов – на внешней стороне стопы)

  1. Танцевальный шаг

(И.П. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе или держат юбочку. Шаг с носка на пятку, начинать с правой ноги, колени и носки тянуть)

  1. Подскоки на правой, на левой, на двух ногах

(И.П. - ноги вместе, руки на поясе.Левую ногу согнуть в колене и прижать к опорной ноге. Исполнить 8 подскоков на правой ноге, 8 подскоков на левой ноге и16 подскоков на двух ногах. Стопы держать вместе, колени и носки тянуть.

  1. Танцевальный бег

(бег с высоким подниманием пяток назад до ягодиц. Руки на поясе,носки тянуть)

  1. Прямой галоп

ЛОШАДКИ») И.П. – встать прямо двумя плечами по ходу движения, ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» сделать выпад с правой ноги вперед, на счет «и» левая нога с небольшим подскоком подтягивается к правой ноге. Исполнить 8 раз с правой ноги и 8 раз с левой ноги.

  1. Боковой галоп (2 варианта)

 (И.П. – встать боком по ходу движения, ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» сделать шаг с правой ноги вправо, на счет «и» левая нога подбивает правую ногу.

1 вариант – исполнить 7 галопов с правой ноги вправо, на счет 8 – притоп левой ногой рядом с правой, затем 7 галопов с левой ноги влево, на счет 8 – притоп правой ногой рядом с левой.

2 вариант – исполнить 8 галопов с правой ноги лицом в круг, на счет «раз» через правое плечо повернуться спиной в круг и исполнить 8 галопов с левой ноги в том же направлении, на счет «раз» через левое плечо повернуться лицом в круг – 4 галопа, повернуться спиной в круг – 4 галопа и в конце на 2 счета галоп лицом в круг и на 2 счета галоп спиной в круг до конца музыки.

  1. Танцевальные подскоки

(И.П. - ноги вместе, руки на поясе или держат юбочку. Движение исполняется на счет «и, раз, и, два». На счет «И» подскок на левой ноге, а правое согнутое колено с вытянутым носком поднять вверх, на счет «раз» приземлиться одновременно на обе ноги. На счет «и, два» повторить движение с другой ноги)

  1. Шаг польки

(И.П. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе или держат юбочку.

Движение исполняется на счет «и, 1,2,3». На счет «и» - подскок на левой ноге, а правую прямую ногу поднять вверх, носок вытянуть. На счет «1,2,3» - на носочках 3 маленьких шага вперед и повторить движение с другой ноги. При исполнении движения с правой ноги голову наклонить направо, с левой ноги голову наклонить налево.  

  1. Гусиный шаг

(И.П. ноги вместе, руки на поясе. Поднимая пятки, полностью присесть, соблюдая прямую осанку и пружинящим шагом двигаться по залу)

   РАЗМИНКА НА СЕРЕДИНЕ

(комплекс упражнений для определенных групп мышц)

РАЗМИНКА ДЛЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ:

  • Повороты головы вправо, влево

(на 1 – поворот направо, на 2 – прямо, на 3 – поворот налево, на 4 – прямо)

  • Наклоны головы вправо, влево

(на 1 – наклон направо, на 2 – прямо, на 3 – наклон налево, на 4 – прямо)

  • Наклоны головы вперед, назад

(на 1 – наклон вперед, на 2 – прямо, на 3 – наклон назад, на 4 – прямо)

  • «Дятел» - вытягивание шеи вперед
  • Круговое движение

(на 4 счета медленный поворот вправо, на 4 счета медленный поворот налево)

  • Потрясти головой (расслабляющее движение)

РАЗМИНКА ДЛЯ ПЛЕЧ:

  • Плечи вверх, вниз (вместе и поочередно)

(на 1 – вверх, на 2 – вниз)

  • Плечи вперед, назад

(на 1 – вперед, на 2 – и.п., на 3 – назад, на 4 – в и.п.)

  • «Паровозик» (вперед, назад, вместе и поочередно)

(и.п. – руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак; 4 раза круговое вращение двумя плечами вперед, 4 раза назад, 4 раза поочередно вперед, 4 раза поочередно назад)

РАЗМИНКА ДЛЯ РУК:

  • «Кошка выпускает когти»

(и.п. – руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак и опущены

вниз. На «раз» - поднять кулак и расправить пальцы, на «два» - сжать пальцы в кулак и опустить вниз).

  • «Пляшущие ручки»

(и.п. – руки вытянуть вперед.

1 вариант (ладошки горизонтально полу) – на 1 – обе ладошки вверх, на 2 – обе ладошки вниз. Исполняется вместе, поочередно и с разведением рук в стороны.

2 вариант (ладошки вертикально полу) – на 1 – обе ладошки вправо, на 2 - обе ладошки прямо, на 3 - обе ладошки влево, на 4 – прямо. Исполняется в одну сторону, в разные стороны и с разведением рук в стороны, используя круговое вращение кистями).

  • «Ножницы»

(и.п. – руки поднять вперед. Исполнить движение рук крест- накрест горизонтально полу и сверху вниз).

  • «Мельница»

(и.п. – руки открыть в стороны, пальцы сжать в кулак. Исполнить круговое вращение прямыми руками вперед и назад, начиная с малых оборотов и заканчивая большими).

  • «Поющие руки»

(и.п. – подготовительная позиция рук (руки опущены вниз и округлены), ноги в 3 позиции. На «1,2,3,4» - медленно поднять руки в 1 позицию (руки перед собой на уровне груди), «1,2,3,4» - во 2 позицию (в сторону), «1,2,3,4» - в 3 позицию (наверх), на «1,2» - опустить руки в стороны, на «3,4» - взмах кистями и опустить руки вниз в подготовительную позицию).

РАЗМИНКА ДЛЯ КОРПУСА:

  • Наклоны вправо, влево

(и.п. – правую ногу поставить в сторону на носок, руки открыть в сторону. На «1,2» - наклон корпуса и левой руки направо, «3,4» - возврат в и.п. повторить 2 или 4 раза. Затем левую ногу поставить в сторону на носок и исполнить наклон правой рукой налево).

  • Наклоны вперед, назад

(и.п. – ноги вместе, руки открыты в сторону.

 На «1,2» - наклон корпуса и рук вперед, на «3,4» - поднять корпус и руки вверх, «5,6» - прогиб с руками назад, «7,8» - вернуться в и. п.).

  • Круговое вращение

(и.п. – ноги вместе, руки на поясе. На 4 счета – круговое вращение направо, на 4 счета круговое вращение налево. Исполнить без рук и с руками).

РАЗМИНКА ДЛЯ НОГ:

  • Высокое поднимание согнутых колен

(и.п. – ноги вместе, руки на поясе. На 1 – правое согнутое колено поднять высоко вверх, на 2 – левое. Носки тянуть).  

  • Разминка для стопы

(руки на поясе, правую прямую ногу поднять вверх. На 8 счетов носок вверх-вниз, на 8 счетов – вправо-влево, на 8 счетов круговое вращение в одну сторону, на 8 счетов в другую. Повторить с левой ноги).

  • «Маятник»

(и.п. –ноги на ширине плеч, руки на поясе. Исполнить переход с одной ноги на другую на прямых ногах и с выпадом).

  • Полупальцы по позициям

(поднимание пяток вверх-вниз на прямых ногах по 1, 2, 3, 6 позициям: 1 – пятки вместе, носки врозь, 2 – как 1, только ноги на ширине плеч, 3 – пятка правой ноги приставлена к середине левой ноги, носки развернуты по диагонали, 6 – носки и пятки вместе. Движение исполняется на 8 счетов по всем позициям).

  • Полуприседания по позициям

(Исполняется по 1,2,3,6 позициям, на «1,2,» - плавно сделать полуприседание (пятки от пола не отрывать, спина прямая), на «3,4» - плавно выпрямить колени. Повторить 2 или 4 раза по всем позициям).

  • Прыжки

(и.п. – ноги вместе, руки на поясе. Исполнить прыжки «ноги вместе», «ноги врозь-вместе»,«ноги крест-накрест», «лыжи – ноги вперед-назад», прыжки «с поджатыми ногами»).

  МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ДЕТСКОГО ТАНЦА

Хореограф – автор танца: процесс рождения танца (тема, содержание, сюжет, идея).

Составные части танцевальной композиции (завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).

Музыка и танец: танец – это пластическая музыка, творческое содружество хореографа и музыканта, зависимость танцевальной формы от характеристик музыки: темпа, ритма, метра и формы построений.

Танцевальная композиция – короткий элемент танца, решение танца в пространстве. Рисунок танца: линейные построения, круговые, квадратные, раскрытые, замкнутые, зигзагообразные…

Виды танца: сольный, групповой, массовый.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДЕТСКОГО ТАНЦА

  1. Выбрать характер танца: хоровод, пляска, перепляс, кадриль, смешанный танец, детская полька, вальсовая композиция, современный танец.
  2. Соответственно характеру и сюжету танца, подобрать движения и музыку.
  3. В танце должно быть не менее 6 – 7 движений из детского репертуара.
  4. Детский танец длится 1,5 – 2 минуты и состоит из 3 частей: выход, середина (кульминация) танца, финал (поклон).
  5. Танец – это чередование движений и перестроений.
  6. В танце могут быть использованы различные атрибуты: платочки, цветы, деревянные ложки, погремушки, бубны, шали, ленточки, игрушки…
  7. При показе танца зрителям на детях должен быть соответствующий танцу костюм и обувь.

Последовательность работы над постановкойтанца

  1. Выбрать характер и сюжет танца.
  2. Подобрать музыкальное сопровождение (живая музыка или запись).
  3. Выбрать движения для танца и перестроения.
  4. Соединить движения и перестроения в композицию.
  5. Выучить танцевальную композицию с детьми.
  6. Отработать танец под музыку.
  7. Подготовить костюм и репетировать в нем.
  8. Выступить перед зрителями.

ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

  1. Хороводный шаг

И.П. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе на кулачках.

1 вариант – шаг с носка на пятку, на всей стопе.

2 вариант – шаги на носочках в 2 раза быстрее.

  1. Тройной шаг

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

На «1,2,3» - начиная с правой ноги, сделать 3 шага вперед, на «4» - пауза, левая нога остается сзади на носке и корпус повернуть налево. Затем повторить движение с левой ноги, а корпус повернуть направо.

  1. Переменный шаг

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

Движение исполняется на носочках, 2 шага с правой ноги вперед и 2 шага с левой ноги.

  1. Шаги с притопами

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

1 вариант – На «1,2,3» -  начиная с правой ноги, сделать 3 шага вперед, на «4» - удар носком левой ноги рядом с правой ногой. Повторить движение с другой ноги.

2 вариант – исполняется также как и 1 вариант, только удар всей стопой.

3 вариант скользящий удар: на «1,2,3» - 3 шага вперед, одновременно на «3» - согнуть левую ногу назад, как в танцевальном беге, а на «4» - через пол провести ее вперед. Повторить с другой ноги.

  1. Русский праздничный поклон

И.П. – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса.

На «раз» - правую руку к левому плечу, на «два» - поднять ее вверх над головой ладошкой к себе, на «3» - наклон корпуса и руки вниз и на «4» - корпус поднять, а рука идет в сторону и закрывается на пояс, на кулачок. Повторить с другой руки.  

  1. Припадание

И.П. – ноги в 3 позиции, правая нога впереди, руки на поясе.

На счет «и» - встать на носки и поднять правую ногу в сторону, на «раз» - шаг на правую ногу и присесть на ней, левую ногу согнуть в колене и прижать сзади носком к опорной ноге, на «два» - переступить на носок левой ноги, а правую ногу поднять в сторону. Движение исполняется с правой ноги вправо, а с левой ноги влево.

  1. Гармошка

И.П. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе или «полочкой» перед грудью.

Двигаясь вправо или влево, поочередно соединять то носки, то пятки.

  1. Тройные притопы

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

На «1,2,3» - 3 притопа (правой, левой, правой ногой), на «4» - пауза, затем 3 притопа (левой, правой, левой ногой), на «4» -пауза. Исполнить в медленном и в быстром темпе.

  1. Ковырялочка в сторону

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

На «раз» - поставить правую ногу в сторону на носок, пяткой кверху и корпус отвернуть от ноги; на «два» - в ту же точку поставить ногу на пятку, корпус повернуть к ноге, в конце тройной притоп и повторить движение с другой ноги.

 10)Полуприседание для мальчиков

И.П. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

На «раз» - сделать полуприседание (спина прямая, пятки от пола не поднимать), на «два» - выпрямить колени и поставить правую ногу в сторону на пятку, на «3» - полуприседание, на «4» - левую ногу в сторону на пятку. Руки: на «раз» - на поясе, на «два» - открыть в стороны ладошками кверху, на «3» - на поясе, на «4» - открыть в стороны.

ЭЛЕМЕНТЫ ЧУВАШСКОГО ТАНЦА

  1. Шаги на носочках с руками

И.П. – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса.

Исполнить шаги на носочках на каждый счет. Руки поднимаются в стороны или вперед (на «раз, два» - плавно вверх, на «три, четыре» - плавно вниз).

  1. Каблучный шаг в сторону

И.П. – встать в круг, взявшись за руки или в 1 линию.

На «раз, два» - поставить правую ногу вперед на пятку, левую слегка приподнять от пола, на «три, четыре» - поставить правую ногу назад на носок, левую ногу приподнять от пола.

Руки: на «раз, два» - вперед, на «три, четыре» - назад. С правой ноги двигаться вправо по кругу, с левой ноги – влево.

               3)  Гармошка с руками (смотри «Элементы русского танца»)

И.П. – пятки вместе, носки врозь. Положение рук: правую руку согнуть в локте и поднять на уровень груди, левую руку согнуть и поднять влево, ладошкой на уровень головы. При движении «гармошкой» вправо – руки поднять влево и наоборот. Голова отвернута от рук.  

               4) Припадание с руками по четвертям

              И.П. – 3 позиция ног, правая нога впереди.

Руки как в «гармошке» подняты влево. Исполнить 4 припадания на             правую ногу, поворачиваясь каждый раз на 90 градусов вправо, затем поменять руки и ноги и исполнить припадание с поворотом влево.

5) Чувашские притопы

И.П. – ноги вместе, руки на поясе (на кулачках).

Исполнить притопы – два тройных притопа и 7 подряд, начинать то с правой, то с левой ноги.

6) Вращение парами под локоть припаданием

И.П. – пары становятся правым плечом друг к другу, и берутся под правые локти, ноги ставят в 3 позицию, правую ногу вперед.

Исполняя припадание на правую ногу, кружатся. Затем меняют руки и ноги и кружатся в другую сторону.

ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА

  1. Бегунец

И.П. – ноги вместе, руки на поясе (на кулачках).

На «1» - прыжок на правую ногу вперед (как – бы перепрыгнуть через лужу), на счет «2,3» - 2 маленьких шага вперед левой, правой ногой. И повторить движение с другой ноги.

  1. Моталочка

 И.П. – ноги вместе, руки на поясе или «полочкой» перед грудью.

На «1» - подскок на левой ноге, а правую согнуть назад, на «2» - подскок на левой ноге, а правую выпрямить вперед, на «3» - подскок на правой ноге, левую согнуть назад, на «4» - подскок на правой ноге, а левую выпрямить вперед. Колени и носки тянуть. Можно добавить тройной притоп: 3 моталочки и 1 тройной притоп.

  1. Веревочка

 И.П. – ноги в 3 позиции, правая нога впереди, руки на поясе. Исполнить подскоки с развернутыми в стороны коленями, нога ставится назад за ногу.

 4) Падебаск

И.П. – руки на поясе, правую прямую ногу поставить влево на носок.

На «1» - сделать полукруг и прыжок на правую ногу вправо, а левую прямую завести вправо по диагонали, на «2» - быстро наступить на носок левой ноги, а правую ногу приподнять, на «3» - перейти на правую ногу, а левую ногу поднять вверх. Повторить движение влево. Руки: на «раз, два» - открыть в стороны, на «три, четыре» - закрыть на пояс.

           5) Голубцы

          И.П. – руки на поясе, правую ногу поднять в сторону.

         Двигаясь вправо, 2 раза ударить ногу о ногу в воздухе, затем тройной притоп, начиная с правой ноги, на счет «3» - поднять левую ногу в сторону и повторить движение влево.

           6)Качалочка

  И.П. – руки на поясе, правую ногу поднять в сторону.

  На «раз, два» - 2 раза подбить правой ногой левую как в боковом галопе, на счет «3» - слегка присев на правой ноге, левую ногу поднять в сторону. И повторить движение с левой ноги, двигаясь вправо. Можно добавить тройной притоп вместо переступаний.

ЭЛЕМЕНТЫ МОЛДАВСКОГО ТАНЦА

  1. Молдавский выход

И.П. – встать в круг, положив руки на плечи друг другу или в одну линию.

На «1» - шаг с правой ноги вправо, на «2» - мах левой ногой вправо, на «3» - шаг с левой ноги влево, на «4» - мах правой ногой влево.

На «5,6,7,8» - 2 приставных шага вправо. Сделать несколько раз вправо и несколько раз влево.

  1. Шаги в центр с прогибом

И.П. – встать в круг, взявшись за руки и отойти назад на вытянутые руки.

На «1,2,3» - с правой ноги сделать 3 шага вперед, на «4» - ноги вместе.

На «5,6» - прогиб с руками назад, на «7,8» - вернуться в исходное положение.

На «1,2,3» - с правой ноги сделать 3 шага назад, на «4» - ноги вместе.

На «5,6» - прогиб с руками назад, на «7,8» - вернуться в исходное положение.

  1. Скрестный ход в сторону  

И.П. – круг, взявшись за руки, ноги вместе.

На «1» - шаг с левой ноги вправо перед правой ногой, на «2» - ноги вместе, на «3» - шаг левой ногой вправо за правой ногой, на «4» - ноги вместе.

Затем повторить с правой ноги – двигаясь влево.

Движение исполняется в медленном и быстром темпе.

  1. Быстрые полупальцы с переходом на молдавский ход в сторону

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

На счет «и» - поднять пятки вверх.

На «1,2,3,4,5,6,7» - быстро опустить и поднять пятки, на «8» - поднять правую или левую ногу в сторону.

  1. Молдавский ход в сторону

И.П. – руки на поясе, правую ногу поднять в сторону.

На «1» - прыжком перейти на прямую правую ногу, левую ногу, согнутую в колене, прижать сзади к правой ноге.

На «2» - прыжком перейти на левую ногу, а правую поднять в сторону. С правой ноги двигаться вправо, с левой ноги – влево.

  1. Шаги с подскоками и бегом

И.П. – ноги вместе, руки на поясе.

На «1» - шаг справой ноги вперед, на «2» - подскок на правой ноге, а левое согнутое колено поднять вверх, на «3,4» - повторить с другой ноги. На «5,6,7,8» - 4 танцевальных бега.

Руки: на «1,2,3,4» - руки поднять вверх, на «5,6,7,8» - закрыть на пояс.  

«БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ»

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ «РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ»

Исходное положение:дети стоят парами по кругу, (мальчик ближе к центру круга, девочка с внешней стороны).

Положение рук:мальчик открывает левую руку в сторону, а правой держит девочку за талию; девочка закрывает правую руку на пояс, а левую кладет на левую руку мальчика. Девочка смотрит прямо, а мальчик смотрит на девочку.

Основной шаг: тройной шаг русского танца  (на счет «1,2,3» - сделать с правой ноги 3 шага вперед, на «4» – пауза, левая нога остается сзади на носке, повторить с левой ноги.)

1 фигура: мальчик с левой ноги,девочка с правой ноги делают 2 тройных шага вперед. Затем мальчик, начиная с левой ноги, поворачивается спиной по ходу движения (лицом к девочке) и делает еще 1 тройной шаг, открывая правую руку в сторону, потом тройным шагом возвращается в исходное положение и кладет руку на талию девочки. В это же время девочка  делает тройной шаг, открывая правую руку в сторону, затем еще тройной шаг, закрывая руку на пояс. Фигура повторяется 2 раза, в конце дети останавливаются лицом друг к другу, на небольшом расстоянии, опустив руки вниз.

2 фигура: тройным шагом (мальчики с левой, девочки с правой ноги) дети кружатся, взяв друг друга за локти. Исполнить 2 круга и вернуться на свое место.

3 фигура: соединяют руки «лодочкой», ноги ставят в 3 позицию (мальчик левую ногу вперед, девочка правую). Сделать 4 припадания, двигаясь по ходу движения.

4 фигура:мальчик с левой ноги, девочка с правой делают тройной шаг вперед, центральные руки через низ поднимают вверх.Мальчик, продолжая двигаться вперед, делает еще 1 тройной шаг, а девочка поворачивается  вправо, вокруг себя. Танец повторяется сначала.

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ «СУДАРУШКА»

Исходное положение:дети стоят парами по кругу, (мальчик ближе к центру круга, девочка с внешней стороны).

Положение рук:дети держатся за центральные руки, а крайние руки закрывают на пояс.

Основной шаг:тройной шаг с ударом носком ноги (на «1,2,3» - с правой ноги 3 шага вперед, на «4» - удар носком левой ноги, рядом с правой, повторить с другой ноги).  

1 фигура: мальчик с левой ноги, девочка с правой ноги делают 2 тройных шага с ударом вперед, в конце поворачиваются лицом друг к другу, поднимая соединенные руки в сторону. Затем мальчик с левой, девочка с правой ноги делают шаг в сторону и ставят ногу на носок, шаг в другую сторону ставят ногу на каблук, открывая с пояса руки в сторону, и повторяют 2 раза шаг – носок в разные стороны, закрывая руки на пояс.

2 фигура:мальчик с левой ноги, девочка с правой ноги отходят назад, делая 1 тройной шаг с ударом, раскрывая руки в стороны. Затем подходят друг к другу и,соединив руки «свечкой»  (соединяют правые руки ладошками и локтями, а левыми держат чужой локоть) кружатся основным шагом, делая 1,5 поворота, меняясь местами. Повторить движение еще раз и вернуться на свое место.

3 фигура: Исходное положение: повернуться лицом по ходу движения и соединенные правые руки поднять над головой девочки. Мальчик с левой ноги, девочка с правой ноги делают основной шаг вперед, открывая левую руку в сторону, затем мальчик закрывает руку на пояс, а девочка кружится вправо, закрыв руку на пояс. Повторить 2 раза.

4 фигура:Исходное положение: остановиться лицом по ходу движения, положение рук как в танце «Русский лирический». Мальчик с левой ноги, девочка с правой ноги делают 3 шага вперед и ставят ногу на каблук, потом 3 шага назад и ногу на носок, затем маленький круг основным шагом (мальчик влево, девочка вправо). Повторить 2 раза и танец начинается сначала.

«ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС»

                                    Размер музыки – 3/4.

  1. РАЗУЧИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
  • ВАЛЬСОВЫЙ КВАДРАТ (БЕЗ ПОВОРОТА) ---

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Исполняется на счет «1,2,3». На счет «1» - шаг с правой ноги вперед, на счет»2» - шаг с левой ноги в сторону, на счет «3» - ноги вместе.

 На счет «1» - шаг с левой ноги назад, на счет»2» - шаг с правой ноги в сторону, на счет «3» - ноги вместе. Исполняется с «волной». Исполнить по 1 и в паре! ПОЛОЖЕНИЕ РУК В ПАРЕ: мальчик открывает левую руку в сторону, а правой держит девочку за спину; девочка кладет правую руку на левую руку мальчика, а левую ему на плечо.

  • ВАЛЬСОВЫЙ КВАДРАТ (с поворотом)---

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Исполняется на счет «1,2,3». На счет «1» - шаг с правой ноги вперед, на счет»2» - поворот на 90 градусов вправо и шаг с левой ноги в том же направлении, на счет «3» - ноги вместе. На счет «1» - шаг с левой ноги назад, на счет»2» - поворот на 90 градусов вправо и шаг правой ногой в том же направлении, на счет «3» - ноги вместе. Повторить эти движения на 6 счетов еще раз и квадрат завершить. Исполнить по 1 и в паре!

Вальсовая комбинация (2 раза квадрат без поворота, 1 раз с поворотом) Исполнить по 1 и в паре!

  • ВАЛЬСОВЫЕ ПОВОРОТЫ ПО КРУГУ ---

ДВИЖЕНИЯ МАЛЬЧИКА:

И.П. – встать лицом по ходу движения, ноги вместе, руки на поясе. На счет «1» - шаг с правой ноги вперед, на счет»2» - шаг с левой ноги, поворот вправо на 180 градусов, меняясь с девочкой местами, на счет «3» - ноги вместе. На счет «1» - шаг с левой ноги назад, на счет»2» - шаг с правой ноги и поворот вправо на 180 градусов, возвращаясь на свое место, на счет «3» - ноги вместе.

ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧКИ:

И.П. – встать спиной по ходу движения, ноги вместе, руки на поясе. Исполнить то же движение, только начать с левой ноги назад. Исполнить по 1 и в паре! Вращение идет по широкому кругу.

  • 1 ФИГУРА ВАЛЬСА (БАЛАНСЕ И ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ)

БАЛАНСЕ - И.П. 3 позиция ног, правая нога впереди. На счет «1» -  встать на носочки и сделать шаг вправо на правую ногу, слегка приседая, а левую прижать сзади к опорной ноге, на счет»2, 3» - 2 раза переступить с ноги на ногу и поднять левую ногу в сторону. Повторить с левой ноги влево.

ПРАВЫЙ ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ:

И.П. - 3 позиция ног, правая нога впереди. На счет «1» -  шаг с правой ноги в сторону, на счет»2» -  шаг с левой ноги, поворот вправо на 180 градусов, на счет «3» -  3 позиция ног, правая нога впереди. На счет «1» -  шаг с левой ноги спиной, на счет»2» - шаг с правой ноги и поворот вправо на 180 градусов, на счет «3» -  3 позиция ног, правая нога впереди.

ЛЕВЫЙ ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ:

Исполняется также как и правый, только с левой ноги, через левое плечо.

МАЛЬЧИК исполняет балансе с левой ноги и левый вальсовый поворот, а ДЕВОЧКА балансе с правой ноги и правый вальсовый поворот. Дети стоят лицом друг к другу, соединив руки «лодочкой».

  • 2 ФИГУРА ВАЛЬСА

И.П. – дети стоят лицом друг к другу, взявшись за правые руки. Свободная рука у мальчика за спиной, у девочки открыта в сторону. На счет «1» - шаг с правой ноги вперед навстречу друг к другу(правые руки делают «окошечко»), на «2,3» - переступание с ноги на ногу; с левой ноги шаг назад и переступание с ноги на ногу(руки возвращаются в и.п.). Затем движение повторяется, и дети меняются местами.  Исполнить 2 раза.

  • 3 ФИГУРА ВАЛЬСА

И.П. – дети стоят парой: мальчик лицом по ходу движения, девочка лицом к мальчику, правые руки соединить наверху, а свободные на пояс и в сторону. Мальчик идет тройным вальсовым шагом вперед, девочка делает правый вальсовый поворот.

  • ВАЛЬСОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  1. Вальс парами по кругу (3,5 поворота).
  2. 1 фигура.
  3. 2 фигура.
  4. 3 фигура.
  5. Вальс парами по кругу.

                                 СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ    

                              ДВИЖЕНИЯ РОК-Н-РОЛЛА  

Одиночные движения

  • Соскок с махом (и.п. – ноги вместе, руки свободно. На «1» - прыжок на обе ноги, на «2» - резкий мах правой ногой, через согнутое колено, влево по диагонали. На «3» - прыжок на обе ноги, на «4» - резкий мах левой ногой, через согнутое колено, вправо по диагонали).
  • Мах с соскоком (и.п. – ноги вместе, руки свободно.

На «1» - резкий мах правой ногой, через согнутое колено, влево по диагонали, на «2» - прыжок на обе ноги, на «3» - резкий мах левой ногой, через согнутое колено, вправо по диагонали, на «4» - прыжок на обе ноги).

  • Двойной мах с двумя соскоками (и.п. – ноги вместе, руки произвольно. На «1» - мах правой ногой влево, на «2» - мах правой ногой вправо, на «3, 4» - 2 соскока на 2 ногах. Повторить с другой ноги).
  • Прыжки в сторону - ногу на каблук (и.п. - ноги вместе, руки произвольно. На «1» - прыжок вправо на согнутую правую ногу, левую ногу выставить в сторону на каблук, на «2» - прыжком ноги соединить. Повторить с левой ноги, двигаясь влево. Исполнить 2 раза вправо и 2 раза влево).
  • Бег с поворотом(и.п. – ноги вместе, руки свободно. На «1,2,3» - танцевальный бег с продвижением вправо на правую, левую, правую ногу, на «4» - разворот на 180 градусов влево и согнутую левую ногу выпрямить, на «1,2,3» -  танцевальный бег с продвижением влево на левую, правую, левую ногу, на «4» - разворот на 180 градусов вправо и согнутую правую ногу выпрямить).
  • «Чебурашка» (и.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Слегка согнуть колени и выставляя пятки вперед, двигаться в разных направлениях, потряхивая кистями рук).
  • Выпады с продвижением в сторону (и.п. - ноги вместе, руки произвольно. На «1» - выпад с правой ноги вправо,на «2» - ноги соединить. Руки: На «1» - правую руку выбросить вверх, левую в сторону, на «2» - руки прижать к себе. С правой ноги двигаться вправо, с левой ноги влево).

Парные движения

  • Выпады в стороны с прыжками (и.п. – дети стоят парами друг за другом, девочка впереди, мальчик за ней, ноги вместе, руки перед грудью. На «1» - девочка делает выпад вправо, мальчик влево, слегка разводя руки в сторону, на «2» - прыжком ноги соединить, руки перед грудью, на «3» - повторить выпад в другую сторону, на «4» - ноги соединить, на «5,6» - девочка приседает, мальчик делает прыжок ноги врозь, на «7,8» - девочка - прыжок ноги врозь, мальчик –приседает).
  • Высокие махи ногами (и.п. – дети стоят парами друг за другом. Девочка впереди, мальчик за ней, ноги вместе, руки внизу «замком». Девочка с правой ноги, мальчик с левой ноги поднимают в сторону согнутую ногу, потом мах прямой ногой. Движение исполняется поочередно с разных ног).
  • Соскок с махом в паре (и.п. – пара детей стоит лицом друг к другу, взявшись за правые руки. На «1,2» - делают 2 раза соскок – мах правой и левой ногой по диагонали, на «3,4» - меняются местами, проходя под своей правой рукой. Движение повторяется, и дети возвращаются на свои места).
  • Повороты, руки «лодочкой» (и.п. –дети стоят лицом друг к другу, соединив руки «лодочкой». Начинают быстро поворачиваться на носочках вокруг себя, не отрывая рук. 2 поворота в одну сторону, 2 поворота в другую).
  • Наклоны с подниманием партнера (и.п. – дети стоят спиной друг к другу, соединив руки за локти. Мальчик наклоняется вперед и поднимает девочку, которая быстро «дрыгает» ногами. Затем опускает ее на место).

Гимнастические элементы: в танце можно использовать «колесо», шпагат, «мостик», «лягушку» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются ...

Значение хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

Представлен опыт работы по укреплению здоровья дошкольников посредством хореографии....

Значение ритмики и хореографии в жизни дошкольника

                   «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,...

 «Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»

Задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, при этом способствуя оздовлению и здоровьесбережению....

Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников, их роль и значение.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...