Конспект музыкального занятия "Путешествие в мир звуков"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Косенко Марина Петровна

Конспект

музыкального занятия

 

«Путешествие в мир звуков»

для  детей  старшего  возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 муниципального образования Усть - Лабинский район

Конспект

музыкального занятия

«Путешествие в мир звуков»

для  детей  старшего  возраста

Подготовила:

музыкальный  руководитель

Косенко  М.  П.

г.  Усть-Лабинск

Цель: Помочь детям ощутить радость рождения музыки.

Тип:   изучение и первичное закрепления новых знаний.

Используемое оборудование: мультимедийная  установка, проектор, ноутбук; детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, маракас, колокольчики, шумовые инструменты.

Используемые ЦОР:  презентация, звукозаписи.

Краткое описание: Занятие посвящено ознакомлению с музыкальными и шумовыми звуками. Побуждать детей вслушиваться в окружающий мир звуков и способствовать активному использованию музыкальных и шумовых инструментов для создания музыки, с помощью звуков.

Задачи:

Образовательные:

1. Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков.

2. Помочь совершить открытие, откуда берется музыка.

3. Вызвать желание самим придумывать музыку путем преобразования шумовых звуков в музыкальные.

4. Способствовать активному использованию музыкальных инструментов для создания музыки.

Развивающие:

1. Развивать чувствительность ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

2. Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.

3. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.

4. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.

5. Развивать двигательное творчество, умение с помощью движений передавать характер и образ животных.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру слушания музыки.

2. Воспитывать в детях коммуникативные навыки.

                                                          СЛАЙД 1

Дети входят в музыкальный зал под песню - «Улыбка» В. Шаинского.

М. р. - Ребята, мы с вами почти каждое утро  встречаемся в этом зале. И сегодня я приглашаю вас отправиться в  путешествие - в волшебный мир звуков.

Но сначала давайте поздороваемся друг с другом .

 

Приветственная песенка - «Доброе утро».

Доброе утро, улыбнись скорее!

И весь день сегодня, будет веселее!

Доброе утро, скажем гостям,

И они тоже улыбнутся нам!

Давайте сядем поудобнее и прислушаемся  к окружающему нас миру, звукам.

                (Педагог предлагает прислушаться, вокруг –тишина)

М. р.-Что мы слышим?

Дети. Тишину.

М. р. - Да, тишину. Представьте, если бы в нашей жизни было бы так тихо и не звучало никаких звуков, интересным бы был мир в котором мы  с вами живём?

Дети.  Нет, не интереснен.

М.Р. Да, ребята, действительно весь мир полон разных звуков. А что мы можем сделать со звуком?

Дети. Послушать.

М.Р. Правильно, звук нельзя потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но эти звуки вокруг нас существуют всегда и везде.

-А кто может назвать эти звуки?

 Дети перечисляют (шум машин, пение птиц, музыкальные звуки.)

                                                             СЛАЙД 2

М.Р. -Совершенно верно.

Все звуки, которые нас окружают можно разделить на музыкальные звуки и не музыкальные – шумовые.

                                         

                                                      СЛАЙ 3

-Все на свете знают, звуки разные бывают,

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум стакана,

Тихий шелест ветерка,

Это звуки шумовые.

                                                    СЛАЙД  4

М.Р. Шумовые звуки – это звуки  природы, а также механические звуки.

М.р. Звуки природы - это звуки живой природы и звуки природных явлений. Давайте назовем их.

                                                   

                                               СЛАЙД  5

М. р. Механические звуки – это звуки от работающих механизмов или предметов. Подумайте и назовите их пожалуйста.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови звук». После того, как вы услышите звук, нужно будет назвать какой это звук, механический или звук природы. А также сказать, что или кто издает этот звук.

                         

                              МУЗЫКАЛЬНАЯ  ВИКТОРИНА

                                             

                                                  СЛАЙД  6

М.р. -Только есть ещё другие,

            Не шуршания, не стуки,

            Музыкальные есть звуки.

                                                СЛАЙД   7

Музыкальные звуки – это звуки, воспроизводимые музыкантом при

                                                 игре на музыкальных инструментах.

А также звуки, воспроизводимые певцом при исполнении музыкального произведения.

М.р. -Ребята, а вы знаете, что эти музыкальные звуки могут сплетаться в красивую мелодию  и радовать нас своей гармонией.

А можете мне кто ответить, кто создаёт для нас   такую музыку, кто её пишет?

Дети. Музыкант (композитор).

М.р. А с помощью чего он записывает музыку?

Дети. С помощью нот.

М.р.  – Правильно. А для кого композиторы сочиняют музыку?

Дети. Для детей, взрослых (слушателей).

М. р. -  А что помогает композитору сочинять музыку?

Дети. Звуки природы, настроение, переживания.

М. р. Да, действительно, композитор это тот человек, который музыку слышит в шуме дождя и шелесте травы, а как называют людей, которые эту музыку исполняют?

Дети. Музыканты (исполнители).

                                             

                                                 СЛАЙД  8

М. р. Вот мы сейчас с вами послушаем музыкальные загадки, которые зашифровал  французский композитор Камиль Сен-Санс  в своих небольших пьесках из цикла «Карнавал животных», где музыкальные инструменты такие, как фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас и другие передают не только характерные повадки, движения, настроение каждого персонажа, но и его голос. В музыке слышится рычание льва, крики домашних птиц, прыжки кенгуру.

 Звучит  «Королевский марш льва».

                                               

                                                    СЛАЙД  9

Дети слушают:(если затрудняются ответить, прочитать загадку)
Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив, 
Даже хвост совсем не прост – с кисточкою длинный хвост. 
Лапы сильны и могучи, рык несется выше тучи.
Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей! 

                                                       

                                                   СЛАЙД  10

М. р. Правильно дети – это лев. А пьеса называется «Королевский марш льва».

В пьесе можно услышать, как лев грозно рычит, открывает пасть, закрывает. Снова рычит и опять несколько раз показывает свои грозные клыки. Потряхивает гривой и торжественно  и не спеша двигается вперед.

- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Дети. Пианино, скрипка, виолончель, контрабас.

М. р. Давайте еще раз послушаем пьесу, а услышав грозный рев льва, порычим вместе с ним.

Дети слушают, воспроизводя рык льва.

М. р. А сейчас мы с вами попадем в жаркую Африку, и увидим, как мимо нас пройдут  сильные и могучие львы.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ

По желанию мальчики под музыку передают в движениях образ львов.

М. р. А теперь послушаем следующую музыкальную загадку. Попробуйте отгадать, чей образ передал композитор.

 Дети слушают пьесу «Аквариум».

                                                      СЛАЙД  11

Загадка.
Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом: 
То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло, 
Вот одна, других резвее, бьется боком о стекло.
Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой, 
Чешуинки так и блещут у красавицы такой! 

                                                       СЛАЙД  12

М. р. Правильно, композитор постарался передать образ рыбок. А пьеса, которую   мы с вами прослушали называется «Аквариум».

Дети, а что мы можем представить, слушая эту музыку?

Ответы детей.

М. р. Правильно, разноцветные рыбки плывут одна за другой, то собираются в стайки. В музыке слышится колыхание воды и водорослей.

А какие музыкальные инструменты смогли передать такую картину?

Дети. Скрипки, фортепьяно, флейты.

М. р.  Сейчас мы с вами попадем  в подводное царство. И увидим там много разноцветных рыбок, а помогут нам в этом девочки.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ

по желанию девочки под музыку передают в движениях образ рыбок,

 с ленточками в руках.

М.р. Мы уже знаем, что музыкальные звуки – это звуки, которые мы слышим при игре на музыкальных инструментах. А мы с вами можем воспроизводить музыкальные звуки?

Дети. Да, когда поем песню.

   

 М.р.  Правильно. И чтобы поднять себе и нашим гостям настроение давайте споем весеннюю песенку.         

             

ПЕСНЯ «ЗДРАВСТВУЙ, ЛУЧИК СОЛНЕЧНЫЙ!»

М.р.  Ребята, вы уже знаете, что музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. А какие звуки издают шумовые инструменты?

Дети. Шумовые инструменты издают шумовые звуки.

М.р. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Определи инструмент». Какие инструменты вы видите перед собой?

Дети. Музыкальные и шумовые инструменты.

М.р. После слов: «Раз, два, три, инструмент возьми!»,  девочки должны выбрать музыкальные инструменты, а мальчики – шумовые и определить его название.

ИГРА  «ОПРЕДИ   ИНСТРУМЕНТ»

М.р.  А как можно одним словом назвать всех музыкантов, если они все вместе исполнят музыкальное произведение? Кто будет исполнять музыку?

                                                     

                                                 СЛАЙД  13

Дети. Оркестр.

М.р. Правильно. А кто главный в оркестре, кто им управляет?

Дети. Дирижер.

М.р. А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру, которая называется « Наш оркестр».  С помощью музыкальных и шумовых инструментов мы с вами попробуем  дополнить пьесу «Аквариум»  Камиля Сен Санса музыкальными и шумовыми звуками.

ИМПРОВИЗАЦИЯ  НА МУЗЫКАЛЬНЫХ И ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Дети исполняют простую импровизацию  на  колокольчиках, треугольнике, металлофоне, маракасе и шумовых инструментах; стараясь передать плеск рыбок, колыхание воды и водорослей.

М.р. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети. Да…

М. р. Сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки бывают.

Дети. Музыкальные и не музыкальные - шумовые.

М.р. А что относят к шумовым звукам?

Дети. Звуки живой природы, звуки природных явлений и механические звуки.

М.р.  А что вам больше всего понравилось?

М. р. Какое задание было самое трудное для вас?

М. р. Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.

 И в конце нашего путешествия я предлагаю вам послушать красивую музыку. 

                            СЛУШАНИЕ С ПРОСМОТРОМ ВИДЕО РЯДА

                                                       СЛАЙДЫ  14 – 30

М.р. Какие звуки вы услышали?

Дети. Музыкальные и шумовые.

М.р. А теперь давайте представим, что мы находимся на берегу моря или океана.  

         Закрывайте глаза, вдохните морской воздух и прислушайтесь к звукам.

Дети закрывают глаза и слушают музыку с сопровождением звуков природы.

М.р. А теперь вам пора возвращаться в свою группу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране.

М. р. До новых встреч!

        

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект музыкального занятия в младшей группе "Звуки осени"

Конспект музыкального занятия в младшей группе "Звуки осени"...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Звуки и краски весны"

Конспект музыкального занятия в старшей  группе "Звуки и краски весны"...

Конспект музыкального занятия в средней группы "Звуки весны"

Развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.Задачи: 1. Приобщать к игре на музыкальных инструментах, обучая звукоподражанию явления...

конспект музыкального занятия "Путешествие в музыкальную страну"

конспект музыкального занятия "Путешествие в музыкальную страну"...

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы "Звуки Осени"

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы...